Нью-Йорк Январь 1966 года
Когда забастовка всей транспортной системы Нью-Йорк Сити снова остановила жизнедеятельность города, Прабхупада заговорил о нашей бессмысленной зависимости от техники. Уже четверть миллиона юношей Америки воюет в Юго-восточной Азии. Хотя американские войска были лучше оснащены технически, это оказалось практически бесполезным в ходе партизанской войны. Война во Вьетнаме обходилась Америке в два с половиной миллиарда долларов ежемесячно. Общественность выражала бурное негодование.
Бхактиведанта Свами пытается открыть вайшнавский центр, находясь в окружении многих других течений, соперничающих друг с другом. Йоги, свами и гуру, обещающие любовь и мир, пользуются популярностью среди молодежи, околачивающейся в книжных магазинах и кофейнях Гринвич Вилледжа. В Мэдисон Сквер Гарден поет свои песни надежды молодой поэт, передавая дух своего поколения:
Сколько же лет человечеству быть,
пока нам позволят свободою жить?
Сколько можно проходить в безразличии мимо, притворяясь, что ты не видишь?
Сколько будут еще звучать канонады пушек, пока им не положат конец навсегда?
Ответ, друг мой, в дуновении ветра,
В дуновении ветра ты услышишь ответ.
Смертельно устав от противоречий и лицемерия безумного мира, он выражает свое негодование. Его голос наполнен энергией, однако он не знает ни того, кто стоит за этим ветром, ни того, каким образом можно достичь цели жизни. А слова, не подкрепленные делами, остаются лишь словами.
МАРТ 1966 ГОДА
Воскресенье, 6 марта, Прабхупада провел один в своей комнате, размышляя о своем нынешнем положении. Свои сокровенные мысли он выражает в дневнике:
"Согласно Маяпур Панджике сегодня Адхивас Гаура Пурнима. преданные во вриндаване и навадвипе наслаждаются праздником, я же здесь совершенно одинок, со мной нет ни одного преданного. Но я прибыл сюда, чтобы служить Господу, а не за личным счастьем, я готов даже жить в аду, если, при этом, смогу служить Ему. шри Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его миссию распространили по всему миру, и потому, я принимаю Его желание как свою цель. И меня вовсе не волнуют неудобства, которые я при этом буду чувствовать."
На следующий день, в понедельник, он отмечал день явления Господа Чайтаньи и постился до 17.30, а затем прервал пост, приняв немного фруктов и молока. Вечером он прочел лекцию по «Бхагавад-гите» и завершил ее киртаном. Доход от пожертвований и продажи книг составил 28 долларов.
Июнь 1966 ГОДА
Доктор Тимоти Лири, бывший профессор Гарварда, призывал людей: «Настройся, догонись и выпади». Каждый вечер в Ист Вилледж показывали небольшие сценки, называемые «Вечер с Богом». В конце на сцену выходил Лири и рассказывал об экспериментах, проводимых в Миллбруке, - как открыть Бога с помощью ЛСД.
Альтернативой всему этому была лекция по «Бхагавад-гите» в «Бесценных дарах», магазинчике на Второй авеню, 26. Молодые люди бросали работу и учебу, протестуя против войны во Вьетнаме, и присоединялись к движению контркультуры. Когда они «выпадали», Шрила Прабхупада подхватывал их и давал им прибежище. Он учил разочарованную и запутавшуюся молодежь Америки тому, как обрести духовное сознание, повторяя Харе Кришна, принимая прасадам и совершая преданное служение.
И Лири, и Прабхупада проповедуют одной и той же аудитории, однако чистота и целостность Прабхупады привлекает к нему тех, кто отверг лицемерие. К его движению присоединяются самые сливки американской молодежи. Аллен Гинзберг, придворный поэт поколения битников, благоволил к обоим лагерям. Ему нравятся Шрила Прабхупада и пение Харе Кришна, однако при этом он остается последователем Лири.
Лири выпускает брошюру под названием «Создай свою собственную религию», где пропагандируется перспектива обретения нового восприятия мира путем расширения сознания. Эта брошюра распространяется по всему Ист-Вилледжу через книжные магазины и кофейни. На средства, предоставленные Гарвардским Университетом, он создает «Лигу духовных исследований», цель которой - экспериментирование с психоделиками и галлюциногенами.
После десяти трудных месяцев Шрила Прабхупада официально регистрирует Международное Общество Сознания Кришны. Следуя прямому указанию Господа Чайтаньи, он проповедует бхакти-йогу, полагаясь лишь па милость своего Гуру Махараджа. Итак, движение санкиртаны было пересажено на американскую почву и пустило корни в маленьком магазинчике на Второй авеню, 26.
США продолжали военные действия против Вьетнама, подвергнув 29 июля бомбардировке Ханой и Хайфон. Несколько стран-союзников выразили неодобрение этим действиям Америки. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выступил с критикой американской политики в Юго-восточной Азии. Сенат США также присоединился к нему. Повсюду проходят марши мира и митинги пацифистских групп.
8 СЕНТЯБРЯ 1966 ГОДА ДЖАНМАШТАМИ
В этот день впервые в истории Америки одиннадцать новообращенных вайшнавов получали традиционное посвящение в вечную ученическую преемственность, пройдя ведическое огненное жертвоприношение. Хаягрива, Умапати, Раярама, Мукунда и Джанаки станут одними из главных действующих лиц в те ранние дни.
На следующий день был день явления Шрилы Прабхупады. Ему исполнилось семьдесят. Утром он попросил Мукунду и Джанаки пожениться.
Чтобы помочь в свадебных приготовлениях, из Орегона приехала сестра Джанаки. Итак, произошло еще одно уникальное событие - санньяси провел церемонию бракосочетания в соответствии с вайшнавской традицией для американской пары.
Двумя неделями позже, на Радхаштами, был проведен еще один обряд посвящения. Это еще один праздник. Посвящение получили еще четверо: Сатсварупа, Киртанананда, Ачьютананда и Брахмананда, дюжий парень с таким же неуемным аппетитом.
Теперь Шрила Прабхупада мог проводить публичную санкиртану. И вот одним воскресным утром он ведет свою группу киртана в парк Вашингтон-сквер. Однако из-за притеснений со стороны полиции, послушать преданных собралось не так много людей.
9 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА
Прабхупады добился гораздо большего успеха, устроив санкиртану в парке Томпкинс-сквер. Стоило преданным только расстелить свой восточный ковер, как сразу стала собираться толпа любопытствующих. Под их взглядами преданные расселись, приготовили инструменты - фисгармонию и караталы, которые, не задерживаясь, зазвучали вслед за барабаном бонго Шрилы Прабхупады, севшего вместе со всеми. Ритмичные звуки поплыли над парком, привлекая все больше и больше зрителей, Устоять на месте было невозможно, и вскоре все собравшиеся, в том числе и местные музыканты, уже раскачивались в такт киртана, подпевая преданным.
На следующий день в «Нью-Йорк Таймс» появляется статья под названием «Свами и его паства», а также фотография киртана. Вечером того же дня храм уже был заполнен гостями, пришедшими на киртан и лекцию.
Через некоторое время Прабхупада дает посвящение еще четырем ученикам - Рупануге, Гаргамуни, Дамодаре и молодой художнице Джадурани. По просьбе Прабхупады она сразу же принялась рисовать портрет Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
Когда стало слишком холодно, чтобы и дальше проводить программы в парке, Прабхупада учреждает Воскресный пир. Через несколько недель помещение магазинчика до отказа заполняется голодными гостями, привлеченными прасадом, который уже тогда имел репутацию «чего-то неземного». Новым приверженцам сознания Кришны - Парамананде и Ранчору - не терпится поделиться с друзьями своим духовным образом жизни, и вскоре санкиртана проникает и в Миллбрук.
Моханананда: я бросил школу в 1966 году, когда мне было четырнадцать. Прочитав одну из брошюр Лири, отправился к нему в Миллбрук. четверо из нас жили в индейских вигвамах и еще несколько человек жили в главном здании, я помню, как, однажды гуляя по лесу, увидел Парамананду с изображением Кришны, прикрепленным к дереву. Там, в самой чаще леса, он пел и играл на маленьких караталах. Это была самая восхитительная сцена, которую я когда-либо видел. Мы заговорили, и он стал моим первым наставником в сознании Кришны. Дело кончилось тем, что мы повсюду развесили изображения Кришны и, превратив маленький вигвам в храм, стали там петь и играть на караталах, которые принес Парамананда.
Теперь, когда у него появились помощники, Прабхупада хочет возобновить выпуск журнала «Обратно к Богу». Младший брат Брахмананды, Гаргамуни, находит два маленьких мимеографа, которые Прабхупада соглашается купить. Вскоре был подготовлен и напечатан тиражом в сто экземпляров первый выпуск журнала на двадцати восьми страницах. Его редакторами стали Хаягрива, преподаватель английского в колледже, и Раярама, профессиональный писатель. Прабхупада попросил их издавать журнал ежемесячно. «Искренне трудитесь и сделайте его таким же, как журнал ,,Тайм“», - сказал Прабхупада Хаягриве. Брахмананда и Гаргамуни тем же вечером распространили весь тираж.
Однажды вечером, узнав из газет «о Свами», в магазинчик пришел музыкальный продюсер. Он находит киртан глубоким и мистическим и хочет обсудить возможность выпуска пластинки. Его предложение сразу заинтересовало Прабхупаду. «Да, мы должны записать. Если это поможет нам распространить пение Харе Кришна, тогда это наш долг».
За день до даты, на которую была назначена запись, в храм пришел гость, принесший с собой дхолак. Прабхупада неожиданно проявляет к этому барабану большой интерес и хочет сыграть на нем, чему гость не очень обрадовался, но к нему обратился Брахмананда: «Свамиджи хочет сыграть на твоем барабане». Видя внушительные размеры Брахмананды, хиппи нехотя согласился.
Брахмананда: Свамиджи принялся играть, и его руки словно танцевали на барабане. Все были потрясены тем, что он знал, как на нем играть. До этого мы видели только бонго, и я думал, что это и есть настоящий индийский барабан. Но когда, откуда ни возьмись, появился этот двухсторонний дхолак, и Прабхупада стал виртуозно играть на нем, мы почувствовали экстаз, в сотни раз больший, чем при игре на бонго.
После киртана Прабхупада попросил хиппи одолжить барабан для завтрашней записи.
Холодным зимним вечером Свамиджи и пятнадцать его учеников, погрузив инструменты в фургон Рупануги, отправились в студию звукозаписи. Войдя в студию и осмотревшись, они поняли, что смогут создать то же звучание, как и в храме, и это придало им уверенности. Инженеры студии приняли их за обычную группу, и кто-то даже спросил, как она называется.
«Харе Кришна чантерс» («певцы Харе Кришна» - прим. не- рев.) - в шутку ответил Хаягрива. Запись прошла гладко. Продюсер был в восторге - звук был то, что нужно. Такие пластинки можно даже продавать.
«Сегодня вы сделали свою лучшую запись», - сказал Прабхупада продюсеру, когда они выходили из студии. Альбом «Сознание Кришны» А.Ч. Бхактиведанты Свами в будущем окажет влияние на жизни многих людей, включая «Биттлз». Этот альбом станет брихад-мридангой психоделической эпохи.
За пять месяцев, прошедших с момента регистрации ИСККОН, Шрила Прабхупада дал посвящение двадцати ученикам, издал три выпуска журнала «Обратно к Богу», опубликовал четыре эссе («Кришна - источник наслаждения», «Кто сумасшедший?», «Формула мира» и «Введение к Гитопанишад»), записал музыкальный альбом, организовал уличную санкиртану, учредил Воскресный Пир Любви, совершил ведический обряд бракосочетания и закончил перевод и комментирование «Бхагавад-гиты как она есть».
Пока что ИСККОН представлял собой всего лишь один маленький магазинчик, и все же Прабхупада был убежден, что миссия его Гуру Махараджа успешно осуществится.