23. Волна Третья. Слуга слуг. Предыстория из 1706 года

Состояние дел во Враджа-дхаме сильно ухудшилось после того, как Джива Госвами покинул этот мир. Жестокий могольский правитель Аурангзеб не был так же благосклонно настроен по отношению к вайшнавам, как его предок Самрат Акбар. Зависть не давала Аурангзебу покоя, и он решил разрушить как храмы вайшнавов, так и саму их культуру. В 1670 году Аурангзеб со своей мусульманской армией напал на великолепный храм Кришна-джанмастхана в Матхуре и разрушил его. К счастью, Божество Шри Кешавы было благополучно увезено в Удайпур, где находилось под охраной в одном из храмов Натхадвара.

Затем армия вандалов под командованием Аурангзеба направляется во Вриндаван. Расставив посты по всем дорогам Гокулы и Матхуры, они хотят помешать вайшнавам вывезти оставшиеся Божества. Жестокие варвары подвергали разграблению попадавшиеся на их пути деревни, насиловали женщин, убивали брахманов, оскверняли и разрушали храмы. Однако, несмотря па все их демонические старания, Шри Шри Радха- Дамодара и другие Божества Враджа-дхамы были спрятаны в повозках с сеном и благополучно перевезены в Джайпур.

Хотя описание бесчинств этого порочного правителя могут шокировать нас, следует понимать, что все это было частью санкиртана-лилы Господа, цель которой - прославить чистых преданных. Пока Радхе-Дамодаре и Радхе-Говинде поклонялись в Джайпуре, на сцене готовились декорации к следующему акту.

Вриндаван обезлюдел. Его былое божественное величие ушло в небытие, храмы лежали в руинах, а преданные страдали от невыносимой боли и одиночества. Именно в таком состоянии застал Вриндаван Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, которому было суждено стать следующим хранителем сампрадаи гаудия-вайшнавов. Увиденное глубоко потрясло его. Бродя по Вриндавану, он вынашивает планы возрождения былого величия этой святой обители. Он утешает вайшнавов, переживших весь этот кошмар, и вдохновляет их объединить усилия и начать восстановление дхамы.

Постепенно храмы начали восстанавливаться, а душевные раны преданных затягиваться. Без устали трудясь над возрождением центра санкиртаны во Вриндаване, Шрила Вишванатха чувствует, что ему необходим помощник. Уповая на милость Господа, он стойко продолжает начатое дело.

Тем временем в Джаганнатха Пури в споре наголову разбит знаменитый ученый из Мадхва-сампрадаи. Прежде, путешествуя по Южной Индии, он победил всех местных философов, после чего вернулся в родную Ориссу. Здесь он встречает ачарью-вайшнава Шрилу Радха-Дамодару даса Госвами, глубоко изучившего «Шат Сандарбхи» Дживы Госвами, и в диспуте с ним терпит поражение.

После этого он решает принять посвящение в сампрадае гаудия-вайшнавов от Радха-Дамодары даса Госвами и получает имя «Баладева». Изучив у лотосных стоп своего духовного учителя «Сандарбхи», он вновь отправляется странствовать в качестве дигвиджая-пандита, громя своих оппонентов и заставляя их принять гаудия-вайшнавскую сиддханту.

Однажды, возвратившись в Пури, он задает своему духовному учителю вопрос: «Кто из живущих ныне вайшнавов является самым совершенным?» Шрила Радха-Дамодара Госвами рассказывает Баладеве об удивительных достоинствах Вишванатхи Чакраварти Тхакура. В сердце Баладевы появляется сильное желание обучаться под руководством Шрилы Вишванатхи во Вриндаване. Получив разрешение гуру, он немедленно отправляется во Враджа-дхаму.

Найдя во Вриндаване Шрилу Вишванатху, Баладева принимает у него прибежище и становится его учеником. Вместе они начинают проповедовать, возрождая дух эпохи шести Госвами. И вот, через несколько лет, их усилия увенчались успехом - к Вриндавану возвращаются былая слава и величие.

Однако вскоре гаудия-вайшнавам был снова брошен вызов, на этот раз последователями Рамануджи из Джайпура. Пандиты-рамананди из Шри сампрадаи недовольны простыми бенгальскими пуджари Шри Шри Радхи-Говинды, не знающими ведических мантр и тантр. Им также не правится, что Радхе-Говинде поклоняются без предварительного поклонения Нараяне в форме шалаграма-шилы. Они заявили, что девушка-пастушка, чье имя даже не упоминается в «Шримад-Бхагаватам», не может находиться на алтаре рядом со Шри Говиндаджи. Пандиты утверждали, что раз Радха и Кришна не состоят в браке, поклонение гаудия-вайшнавов является неправильным.

Бенгальские пуджари, конечно, были неспособны защитить философскую позицию гаудия-вайшнавов. С болью в душе, глубоко несчастный правитель Джайпура Раджа Джай Сингх перенес Шри Радху в свой дворец, чтобы лично поклоняться Ей там. Чувствуя свою беспомощность, он посылает письмо вайшнавам Вриндавана.

Получив эти печальные известия, бриджабаси очень расстроились. Понимая, что только Вишванатха Чакраварти Тхакур может исправить положение, они посылают делегацию к берегам Радха-кунды, где этот пожилой вайшнав совершал нирджана-бхаджану, и со скорбью рассказывают ему о том, что случилось в Джайпуре, а также об оскорблении, нанесенном Шри Радхе.

Выслушав их, Шрила Вишванатха заулыбался. Преданные были озадачены. Может, он их не понял? Может быть, они неправильно описали ситуацию этому почтенному вайшнаву? Они повторили все снова, подчеркнув, что гаудия-вайшнавской сампрадае было нанесено оскорбление. Однако Шрила Вишванатха продолжал улыбаться, не в силах сдержаться. Бриджабаси были изумлены. Чтобы успокоить их, он объяснил: все, что произошло - мана-лила Шри Радхи. У Божественной Четы случилась размолвка, и, вспыхнув, Шримати Радхарани покинула Кришну.

Бриджабаси сконфуженно переглянулись. Хотя им стало немного легче, они все равно продолжали настаивать па том, чтобы Шрила Вишванатха сейчас же отправился в Джайпур и исправил ситуацию, восстановив пышное поклонение Радхе- Говинде. Шрила Вишванатха ответил, что он слишком стар для подобного путешествия, и вместо него в Джайпур должен отправиться Баладева. Все согласились, что Баладева лучше всех подходит для этой миссии.

Но сначала им предстояло разыскать его. Шрила Вишванатха объяснил, что тот живет в пещере где-то на Говардхане, ведя жизнь бабаджи, и бриджабаси тотчас отправились искать его. После долгих расспросов и поисков они, наконец, обнаруживают Баладеву и приводят его на Радха-кунду. Выслушав о ситуации в Джайпуре, Баладева соглашается защитить гаудия-сампрадаю.

ДЖАЙПУР, РАДЖАСТХАН, ПРИМЕРНО 1706 ГОД

Итак, в зале собраний Джайпура начался спор между великим ученым-вайшнавом, имеющим титул дигвиджая и пандитами Рамананди. Аргументы сторон должны основываться на комментариях к Веданта-сутре. Баладева представил «Шримад-Бхагаватам» в качестве естественного комментария, приведя доказательства из «Шат Сандарбх» Шрилы Дживы Госвами.

Пандиты с вызовом ответили ему: «Каждая истинная сампрадая должна иметь собственный комментарий. Какой же комментарий будешь представлять ты?»

«Я получил посвящение в Мадхва-сампрадае,- отвечает им Баладева,- поэтому я буду опираться на комментарий Мадхвы».

«Но Шри Мадхва Ачарья утверждает только то, что Шри Кришна является Всевышним, и никак не упоминает о Шри Радхе. Означает ли это, что Говиндаджи принимает поклонение Сам, пренебрегая Шри Радхой?»

Баладева оказывается в ловушке. Он не может вести спор, основываясь на комментарии Шри Мадхвы Ачарьи, а у гаудия-вайшнавов нет собственного комментария, поскольку таковым они считают «Шримад-Бхагаватам».

«Мы можем обсуждать подобные темы только с представителем истинной сампрадаи, - заключают пандиты,- Поэтому, будь добр, представь нам комментарий своей сампрадаи».

Склонив голову, Баладева с тяжелым сердцем покидает зал собраний. В глубокой задумчивости он входит в Говиндаджи Мандир, простирается перед Божеством и начинает молить Господа помочь ему в разрешении этой проблемы. Этим вечером он рано ложится спать, но долго не может уснуть, поскольку ум его охвачен тревогой. В конце концов, ему удается уснуть, и во сне ему является Говиндаджи. Господь говорит: «Я составлю такой комментарий, который никто не сможет опровергнуть. Пожалуйста, садись и пиши».

Баладева проснулся в радостном возбуждении. Совершив омовение, он входит в храм Говиндаджи и, погрузившись в медитацию на лотосные стопы Господа, принимается писать. Через несколько дней, по милости Шри Говинды, он заканчивает комментарий, который называет «Шри Говинда Бхашьей».

Когда Баладева представил этот комментарий пандитам Рамананди, они лишились дара речи. Немного придя в себя, они попытались было завязать спор, но не смогли ничего противопоставить аргументам Баладевы. Многие из этих пандитов выразили желание стать его учениками. После этого случая собрание возвышенных садху присвоило Баладеве титул «Видьябхушана» (украшенный знанием). Тогда он добавил к своему труду еще один стих.

Слава Шри Говинде, самому близкому другу Шри Радхики, пролившему на меня Свою милость, представ передо мной во сне и повелев написать этот комментарий. По Его милости труд был высоко оценен в кругу ученых мужей и по Его же милости эти возвышенные преданные наградили меня титулом Видьябхушана.

Счастливые гаудия-вайшнавы вновь устанавливают Шри Радхику рядом со Шри Говиндой. Теперь Божественная Чета снова вместе милостиво принимает поклонение преданных. Этот случай утвердил авторитетность миссии санкиртаны по всей Индии. Очевидно, что Шри Шри Радха-Дамодара тоже не случайно находились в Джайпуре во время написания Шри Говинда Бхашьи.

Покинув Вриндаван во время нападения Аурангзеба, Радха-Дамодара вновь возвращаются домой в 1729 году, откликнувшись на непрестанные мольбы севаитов Радха-Дамодара Мандира. Преданные Вриндавана испытали огромное облегчение и радость, получив возможность снова поклоняться Им. Однако счастье их было недолгим. Раджа Джайпура Джай Сингх, страдавший от разлуки со своими любимыми Божествами, в конце концов, упросил севаитов Вриндавана позволить Радхе-Дамодаре вернуться в Джайпур. Таким образом, их визит во Враджа-дхаму оказался очень непродолжительным.

Сегодня в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване находится большое, лотосоокое Божество Дамодары. Это - прати-бху-мурти. Оно неотлично от изначального Дамодары, вырезанного Рупой Госвами. Таким образом, Радха-Дамодара находятся одновременно и в Джайпуре, и во Вриндаване.

Меню