Лос-Анджелес, май 1970 года.
Каждую среду в зале собраний бывшей церкви, а ныне храме ИСККОН Нью-Дварака проходит публичная программа. Прабхупада попросил не убирать церковные скамьи; он хочет, чтобы люди могли заходить в обуви, усаживаться на скамейки и слушать о сознании Кришны. Преданным не совсем удобно кланяться между скамейками, но здесь все предназначено для удобства гостей, а не преданных. На старом духовом органе по- прежнему можно играть, и Вишнуджана любит садиться за него и петь Харе Кришна. Иногда Прабхупада спускается из своей комнаты, чтобы послушать, как тот играет на органе. Его улыбка свидетельствует о том, что ему очень нравится. И Прабхупада, и преданные считают новый храм удивительным подарком Кришны.
Манмохини д.д.: в среду вечером Вишнуджана читал лекцию, и я никогда не забуду его слова: «Если вы не повторяете шестнадцать кругов, это все равно, что не закрыть дверь в своем доме. И когда придет время нападения Майи, когда вас будут атаковать гуны материальной природы, если ваша дверь окажется открытой, Майя просто войдет и уничтожит вас. Но если вы повторяете свои шестнадцать кругов, вы будете защищены словно щитом. Это все равно, что закрыть свою дверь от Майи. Поэтому когда Майя придет к вам, она скажет: „ладно, ну его; с этим слишком много мороки", и пойдет к кому-то другому, кто послабее».
Благодаря этому я повторяла все свои круги на протяжении всех этих лет. Эта лекция заставила меня осознать важность шестнадцати кругов. Это щит, защищающий вас от Майи.
Вишнуджана напоминал мне святого Франциска Ассизского. У Вишнуджаны полностью отсутствовало кастовое сознание, и это означало, что он обладал истинной любовью. Когда у вас действительно есть любовь, вам не важно, кто есть кто и кто чем занимается. Когда человек действительно испытывает любовь к Кришне, он счастлив, по-настоящему счастлив, и не судит других.
Воскресная программа тоже проходит в церкви. Сначала проходит арати и киртан в алтарной; затем все переходят в зал собраний на лекцию, после лекции принимают прасад. Раздача пира из двенадцати блюд - большая работа, в которой задействованы почти все преданные. Остальные проповедуют гостям.
Риктананда: Воскресный Пир любви в наибольшей степени демонстрировал способность Вишнуджаны распространять себя одновременно во множество форм. Он вел киртан, читал лекцию, придумывал и показывал кукольное представление для детей (и взрослых), а также следил за тем, чтобы преданные находились среди гостей и проповедовали им. Он был полностью поглощен проповедью, а не объедался изысканными угощениями - сладким рисом, сабджи со сметаной и халавой. Особенно мне запомнился один пир, когда они с Гаргамуни решили провести программу на автостоянке рядом с храмом. Старые ковры закрыли многочисленные масляные пятна, клубы дыма от благовоний очистили воздух, а праздничные флажки отвлекали внимание от странного окружения. Позже Прабхупада заметил по этому поводу: «Джентльмены не любят есть на автостоянках». Но тогда и преданным, и гостям очень понравилась эта программа, поскольку Вишнуджана с большим рвением следил за тем, чтобы все аспекты программы прошли наилучшим образом, я запомнил, что во время лекции он рассказывал историю о лодке, попавшей в шторм, а сразу после этого показал кукольное представление. В этом было что-то сверхъестественное, как и в любом другом служении, которым занимался Вишнуджана.
Лично руководя развитием храма на Ватсека Авеню, Прабхупада мог сосредоточить свое внимание на повышении стандартов поклонения Божествам, арати и киртана. У него есть Шилавати, известная своей преданностью Божествам, а также Вишнуджана, известный своей преданностью киртану. Через них можно вдохновить и других изучать эти вайшнавские искусства.
Шилавати напечатала брошюру о правильном проведении арати и поклонении Божествам. Прабхупада лично обучил ее тому, как заботиться о Божествах, особенно подчеркнув важность
чистоты и пунктуальности. Брошюру разослали по всем храмам, чтобы пуджари могли узнать правильные стандарты. «Если своим искренним служением вы сможете удовлетворить Божества, ваш храм будет процветать», - писал Прабхупада.
В те дни пуджу в основном проводили женщины. Ямуна, Химавати и Рукмини тоже были пуджари и радовали Прабхупаду своей преданностью Божествам. Он просит их обучать всех новых девушек следовать основополагающим принципам, особо подчеркивая важность «высочайшей чистоплотности» в служении Кришне.
Прабхупада хочет, чтобы Нью-Дварака стала образцовым храмом для всего ИСККОН. Он отправляет циркулярное письмо, приглашая всех президентов храмов приехать к нему в Лос-Анджелес и самим увидеть новые стандарты. Тогда они смогут применить это в своих собственных храмах.
В начале мая несколько преданных из Сан-Франциско приезжают встретиться с Прабхупадой и посмотреть на новые стандарты. Среди них Лочан дас, которого Прабхупада пригласил в Лос-Анджелес работать в качестве скульптора.
Лочан дас: Я приехал из Сан-Франциско, чтобы в первый раз увидеть Шрилу Прабхупаду. Мы приехали туда в полвторого ночы. Вишнуджана не ложился все это время, чтобы встретить нас и разместить на ночь, я был очень тронут его теплотой и удивительным духом гостеприимства.
Когда президенты храмов Восточного побережья приехали в солнечную Калифорнию, чтобы увидеть этот образцовый храм, они смогли воочию убедиться в том, о чем знали только понаслышке, - в Лос-Анджелесе действительно самые лучшие киртаны. Особенно сильно увиденное впечатлило президента храма из Вашингтона.
Дамодара: Вишнуджана был лидером санкиртаны. Я общался с ним и выходил с ним на санкиртану. Меня поразила его харизма и личное обаяние. Потрясающе, все очень уважали его. Он ни в коей мере не был диктатором; просто он обладал особой благостью, очарованием и силой. Не силой подчинять себе людей, но силой, исходящей изнутри, источником которой является любовь к Кришне, Прабхупаде и преданным. Он был удивительной личностью.
Я помню, что он прикреплял к пальцам изолентой металлические шайбы, чтобы не разбивать пальцы, играя на мриданге по пять часов подряд. Но те части пальцев, которые не были обмотаны изолентой в конце концов все равно начинали кровоточить. Его энергия и энтузиазм были непостижимы. Он обладал хорошим голосом и удивительным музыкальным чувством. Его группа санкиртаны постоянно раскачивалась из стороны в сторону, что привлекало к себе внимание. У него было замечательное шоу. Думаю, что он на всех производил та кое же впечатление. Он не мог не понравиться.
Одну из его мелодий я привез в Вашингтон, и мы долго пели ее на санкиртане. Она обладала гипнотическим воздействием.
Рупануга: Я сидел со Шрилой Прабхупадой и еще несколькими преданными в саду и повторял джапу. Вишнуджана вел киртан в храме. Дверь в храм была открыта и пение Вишнуджаны было хорошо слышно. Шрила Прабхупада посмотрел в сторону храма и произнес: «Это Вайкунтха». В то же мгновение всех нас охватил экстаз. Как только Шрила Прабхупада сказал это, звук, доносящийся из храма, превратился в нечто осязаемое. Волна музыки и экстаза появилась из двери храма, прокатилась вдоль здания и поглотила нас. мы погрузились в океан блаженного звука. Все молчали. Мы просто сидели и продолжали тихо повторять джапу, однако внутренне мы чувствовали восторг, когда Шрила Прабхупада сказал, что это Вайкунтха, мы действительно ощутили Вайкунтху.