53. Волна девятая. Устремляющиеся ввысь храмы. Октябрь 1971 года

Kirtanananda Swami 1977 Back To Godhead DecemberАтланта - главный город на юге и место событий одной из великих американских легенд. «Унесенные ветром» - единственный великий американский эпос, повествующий о Гражданской войне между штатами, написанный с точки зрения юга. В ней рассказывается героическая история несчастной любви двух человек, которые были сильны, дерзки, реалистичны и жестоки. И подобно всем хорошим легендам, она написана без утонченности, субъективных оттенков, скрупулезного анализа или сомнений. Описанные в ней персонажи - тотчас распознаваемые типы людей.

Фильм, снятый по этой книге, был практически полным изложением содержания книги в драматической, зрелищной форме. Горящая Атланта, раненые южане, лежащие на улицах, госпиталь после битвы при Атланте - этих кадров было достаточно, чтобы сделать зрелищной любую картину. Этот героический эпос стал одним из выдающихся достижений американской культуры и в 1939 году завоевал «Оскара».

Однако летом 1971 года полиция Атланты не совершала ничего героического, преследуя невинных преданных Харе Кришна на санкиртане и бросая их за решетку за нарушение общественного спокойствия. Балаванта, президент местного храма и единственный инициированный преданный смело продолжал проповедь, несмотря на сильное противостояние. И Кришна вознаградил его за искренность.

Бхаватарини д. д.: Когда я только перешла в храм, полиция преследовала преданных и сажала их в тюрьму. Мой двоюродный брат был мэром, поэтому мы договорились о встрече с ним и взяли с собой серебряный поднос с прасадом. Мы рассказали ему историю о Господе Чайтанье и кази, а также подарили «Учение Господа Чайтаньи». Позже он издал указ, что преданные могут петь, танцевать, распространять книги и вообще делать все, что пожелают в пределах Атланты, и их никто не должен трогать.

Тем временем караван преданных из Нового Вриндавана въехал в город Скарлетт О’Хары и сделал остановку у дома 24 на 13-й Северо-Восточной улице, рядом с Теософским Обществом. В большом ящике, находящемся в автобусе Боба, сюда прибыли Их Светлости Шри Шри Радха-Дамодара, чья миссия оставалась по-прежнему неизвестной даже Шилавати, которая ежедневно служила Им.

Никто из преданных в Атланте никогда не видел Божеств, поэтому появление Радхи-Дамодары произвело сенсацию. И поскольку пуджари была Шилавати, женщины получили особую милость Шримати Радхарани.

Бхаватарини д.д.: Шилавати занималась изготовлением одежд для Божеств. У нее в комнате стоял большой ящик, и однажды она позвала меня к себе и спросила: «Ты когда-нибудь видела Божеств?» Затем она показала мне Радхарани, которую она только что достала из ящика, «повторяя Святое Имя, ты увидишь в Божествах Радху и Кришну» - сказала она.

Божества были очень худыми, и мы стали Их как следует кормить, вскоре одежды стали Им малы, так как Они поправились. У меня был тогда большой сундук из можжевельника, который моя семья привезла из Европы, а в нем - прекрасная шелковая шаль с вышитыми цветами. Эта шаль стала балдахином для Божеств.

В подвале храма постепенно начала формироваться идея шоу. Из-за больших децибел, вызванных репетициями, присутствие музыкантов в храме стало несколько обременительным, но после живой и исполненной энтузиазма проповеди Киртанананды Свами, а также благодаря разрешению Балаванты, двадцать пять преданных гастролирующей группы быстро влились в храмовую семью.

Тошан Кришна: Как только мы прибыли в Атланту, я спросил у прохожего: «Где здесь университеты?» Затем Киртанананда отправил меня рекламировать наше шоу. Никакого шоу еще не существовало, но я должен был идти и делать ему рекламу, в те времена никто из нас не носил кармическую одежду, это было неслыханно. Я был рекламным агентом, поэтому люди слушали меня очень вежливо. Затем они, наконец, спрашивали: «А вы уже выступали с этим шоу?» Я пытался преподнести все так, будто шоу уже существует. «Все это замечательно. А вы уже с ним выступали?» И я вынужден был ответить, что еще нет.

Одна из первых программ состоялась в Южной баптистской церкви. Прихожанами этой церкви были черные американцы. У них был хор и музыканты, которые были настолько поглощены воспеванием славы Иисуса, что порой религиозное рвение уносило их в облака. Иногда пение евангельских песнопений настолько захватывало их, что они ощущали прикосновение Святого Духа и катались по полу. Поэтому им дали прозвище «Holy Rollers» (Непереводимый каламбур, означающий «святые катающиеся»). Глава этой баптистской церкви увидел группу санкиртаны на улице и пригласил их посетить воскресное служение. Так гастролирующая группа и Радха-Дамодара начали распространение милости Господа Чайтаньи.

Богослужение проводит крупная женщина, которая вкладывает в проповедь всю себя. Затем в сопровождении хора она начинает петь евангельские песни. Преданные вежливо слушают. Она поет песни «Господь, я так благодарна», а также «Я буду с Тобой». Когда она переходит к знаменитому попурри «Удивительная милость», весь приход начинает петь вместе с ней:

Удивительная милость, как сладок этот звук,

который спас такого грешника, как я.

Я был пропащим некогда, но теперь нашелся.

Был слеп, но вдруг теперь прозрел.

Эти слова звучат настолько искренне, что преданные сразу ощущают родство с этими евангельскими певцами, а также сходство их песнопений с вайшнавскими молитвами.

Одну из песен, «О счастливый день», она поет по очереди с хором, точно как во время киртана. Во время пения из толпы прихожан раздаются восклицания «Аллилуйя» и «Аминь». В отличие от белых церквей, царит атмосфера покоя и благоговения, у этих евангелистов пылкий дух киртана. Ритмичная песня «Древняя религия» по-настоящему оживляет преданных. Ее ритм настолько напоминает киртан, что преданные просто больше не могут спокойно слушать.

Когда начали исполнять следующую песню, «Мы преодолеем», тронутый искренним чувством прихожан, Ламбходара больше не может сдерживать свои эмоции. Он знает секрет того, как преодолеть их напор - повторять маха-мантру - и решает поделиться им с другими. Когда он поднялся со своей мридангой, все остальные преданные тоже вскочили. Точно выбрав момент, он делает естественный переход от евангельского пения к киртану.

Харикеша: Эта программа в баптистской церкви была потрясающей. Они проводили свой киртан и посреди него мы начали свой, который воз обладал. Я помню, как их пианист стал подыгрывать нам. Ламбходара вел киртан с мридангой, и все эти черные люди в церкви совершенно сошли с ума. Там была одна толстая женщина-священнослужитель. Она была в полном экстазе, она теряла сознание. Они ее обмахивали, а она вытирала со лба пот. Это был просто экстатический киртан, и все они восклицали: «Хвала господу!»

Шрутакирти: Я помню одну типичную черную церковь. Здание было среднего размера, но там собиралось множество прихожан, очень экстатичных людей. Мы прослушали речь пастора. Это была очень большая, очень толстая женщина, 300 фунтов радости. Затем они разрешили выступить Киртанананде Свами. И он прочел очень южную баптистскую лекцию.

Зубин: Сначала пели они, и пели с большим подъемом. Затем они попросили петь нас. Это было слияние двух традиций, и я помню, что все были в восторге от этой невероятной энергии и накала эмоций. Это взаимодействие двух различных культур оказалось очень успешным.

Преданные провели еще несколько подобных программ в различных церквях. Неотъемлемой частью этих программ была раздача прасада и очень простые лекции Киртанананды. Другая успешная программа прошла в одной Унитарной церкви только для белых. Эти люди были гораздо более спокойными, чем баптисты-южане.

В центре здания церкви было большое круглое пространство, подобное греческому театру. Там преданные поместили передвижной алтарь и установили на нём Радху и Кришну, которые оказались в центре внимания аудитории. Зубин создал уникальный дизайн при помощи «тай-дай» атласа и шелка. Члены церкви внимательно прослушали духовные песни преданных и короткую лекцию Киртанананды. Затем последовало пение Харе Кришна в сопровождении традиционных инструментов, во время которого женщины распространяли прасад.

Харикеша: во время этого киртана в унитарной церкви я впервые заиграл на пианино. В середине программы у нас был киртан. Мангалананда играл на гитаре. Я спонтанно сел за пианино, стоявшее в церкви, и начал играть. Неожиданно Киртанананда Свами понял, что игра на музыкальных инструментах делает киртан более экстатичным. И с этого дня мы начали использовать в киртане музыкальные инструменты. Это было гвоздем программы. Это нравилось всем. Мы провели очень большой киртан, а Киртанананда Свами провел лекцию, очень хорошую лекцию. Это была простая программа.

Церковные программы внесли разнообразие в жизнь преданных и положили начало проповедническому опыту гастролирующей группы. В тот вечер, когда проходила программа и унитарной церкви, единственным транспортным средством был «Кадиллак» Бхаватарини, который достался ей в наследство от бабушки. Прасад и инструменты сложили в багажник, а все брахмачари набились на заднее сиденье. Аура, исполняющая роль Кали в спектакле, села на колени к Вриндавана Чандре, рядом с Киртананандой Свами, который был за рулем.

В этот момент Киртанананда осознает, что для успешной деятельности им понадобится транспорт. Число преданных в группе уже достаточно велико и, скорее всего, их станет еще больше по мере совершенствования программы. Он хочет, чтобы в этой программе участвовали лучшие преданные, и она стала величайшим шоу па земле. Очевидно, им понадобится автобус для перевозки оборудования и преданных, поскольку автобус Боба занимает его семья. Нужен также автобус-кухня, чтобы готовить в пути, а также автобус-храм. К счастью, Боб знает, где можно купить подержанные автобусы по хорошей цепе.

Киртанананда убеждает Бхаватарини продать свой автомобиль, чтобы группа санкиртаны могла купить автобусы. После продажи «Кадиллака» Куладри, Боб и Зубин отправляются в Ныо-Йорк, чтобы купить на вырученные деньги автобусы.

Куладри: Мы приобрели три школьных автобуса в «Перевозках учащихся» на Лонг-Айленде, я отправился туда и, действуя в стиле Киртанананды, купил три старых автобуса за 550 долларов каждый. Затем нам нужно было перегнать их в Атланту. Тогда мы еще не проповедовали в колледжах - только в церквях и разных странных группах.

Читать всю "Радха-Дамодара Виласу" онлайн>>>

Меню