ISKCON - International Society for Krishna Consciousness
ИСККОН - Международное общество сознания Кришны.
ИСККОН был зарегистрирован в Нью-Йорке 19 июля 1966 года при содействии юриста Стефана Гольдсмита как бездоходная, свободная от налогов религиозная организация, поставившая перед собой следующие основополагающие цели: (7 целей):
- Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.
- Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и в «Шримад-Бхагаватам».
- Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне - изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).
- Распространять и поощрять движение санкиртаны - совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
- Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.
- Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.
- Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.
Так что же такое ИСККОН? Это духовное общество, своего рода духовная цивилизация, которая существует вне зависимости от географических границ современных государств. Как и в любом государстве, в ИСККОН есть свой высший административный орган, министры, законы. ИСККОН живет своей социальной, деловой, политической и культурной жизнью. Члены этого общества - реальные живые люди, личности, каждая из
которых обладает своей индивидуальностью. Но существует нечто, что связывает их всех воедино - это идеал чистой бескорыстной любви и преданного служения Всевышнему Господу, Кришне, Верховной Личности Бога, источнику всего сущего.
ИСККОН - это не религия. Религия, как правило, объединяет людей вокруг определенных ритуалов поклонения. Среди членов ИСККОН можно найти людей, выросших в христианской, мусульманской, иудейской и др. традициях. Кроме того, как видно из приведенных выше «7 Целей ИСККОН», проведение религиозных обрядов является лишь одним из аспектов жизни общества.
ИСККОН - это не организация. Во-первых, организация подразумевает наличие какой-то внешней цели, ради которой и объединяются люди. На первый взгляд может показаться, что у ИСККОН есть такая внешняя цель - миссионерская и просветительская деятельность. Но это не совсем так. Сознание Кришны, любовь к Богу, столь прекрасна, что каждый, кто вкусил хотя бы каплю его, естественным образом хочет поделиться им с окружающими. Поэтому здесь снимается конфликт между интересами личности и общества. Не интересы общества диктуют поведение личности, а, наоборот, искренние желания преданных формируют характер деятельности общества. И в соответствии со своим духовным уровнем, кто-то проповедует более активно, кто-то - менее.
Другим аспектом организации является наличие структуры и четко определенного порядка взаимодействия между ее компонентами. Несомненно, в ИСККОН есть организационные структуры, законы и порядки. Но, вместе с тем, реальная жизнь гораздо сложнее. Если в организации кто-либо нарушает правила внутреннего распорядка, его могут просто уволить с работы. Напротив, в государстве, нарушение правопорядка является довольно обыденным делом. Например, сколько людей переходят улицу на красный свет? Понятное дело, это неправильно. И вместе с тем ко многим незначительным отклонениям приходится относиться более терпимо. Подобным образом, многие вопросы в реальной жизни решаются не на основании права, а частным путем. Иногда это является правомочным, иногда - нет, в зависимости от обстоятельств и личных качеств людей - и, тем
не менее, с этим фактом приходится считаться.
В ИСККОН ситуация еще сложнее. Это добровольное общество. В нем не существует учета членства. Разные люди практикуют сознание Кришны на разном уровне и в разной степени отождествляют себя с ИСККОН. Шрила Прабхупада объяснял, что цель всего менеджмента и организации в том, чтобы людям хотелось прийти и оставаться в ИСККОН, в обществе преданных. Ибо, когда мы находимся в обществе преданных, у нас есть все
шансы совершать устойчивый духовный прогресс и вернуться домой, назад к Богу. Все технические и организационные моменты являются вспомогательными. Поэтому для Шрилы Прабхупады никогда не были приемлемыми административные решения, в результате которых у преданных пропадал энтузиазм практиковать сознание Кришны - необходимо стараться все строить на любви и доверии.
В силу духовного и добровольного характера общества, в ИСККОН не существует мер наказания - есть лишь меры исправления. Самая строгая из них, к которой может прибегать руководство ИСККОН в случаях, когда поведение каких-то его членов становится особенно оскорбительным, - это исключение из ИСККОН. Цель ее - не в том, чтобы наказать человека, а скорее, чтобы соблюсти с ним определенную дистанцию, чтобы не провоцировать его совершать новые оскорбления. Это очень важно помнить, что так называемая власть руководства ИСККОН построена на взаимном доверии и уважении. В случае возникновения конфликтов (которые периодические возникают вследствие разного уровня чистоты членов общества) единственное, к чему может прибегнуть руководство - это проповедь, убеждение, лишение имеющегося статуса в ИСККОН, или приостановление членства в ИСККОН.
Таким образом, ИСККОН неоднороден. В зависимости от места, времени и реальных личностей, один его центр может быть похож на большую семью, другой - на организацию, а третий - на целый маленький город или деревню. Везде, если смотреть с материальной точки зрения, будут свои преимущества и свои несовершенства. Но все они объединены идеалами сознания Кришны, описанными в книгах Шрилы Прабхупады.
В ИСККОН существует 2 линии руководства.
Духовное руководство является основой передачи духовного знания и овладения духовной практикой. Единственным «механизмом» передачи этой системы ценностей является общение с теми людьми, которые ей уже обладают. Поэтому в ИСККОН особенно важное место занимает понятие духовного руководства или духовных лидеров.
В духовной жизни в ИСККОН мы руководствуемся системой духовных лидеров или духовного руководства. Духовная наука исходит, естественно, от Самого Кришны, который дает ее в виде священных писаний, и передает через цепь ученической преемственности от учителя к ученику. ИСККОН - это одна из ветвей этого дерева ученической преемственности, у основания которой находится Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада на все 100% олицетворяет собой самые возвышенные духовные ценности, знания и практику, которые получил от предыдущих великих святых личностей - Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура и других. Это вечный спутник Господа, который явился из духовного мира лишь для того, чтобы служить Господу в Его миссии помощи всем нам - обусловленным душам в этом мире.
Национальный совет состоит из представителей регионов: региональных секретарей, президентов храмов, руководителей общин.
Региональный совет состоит из регионального секретаря и представителей общин, нама-хатт, храмов и проповеднических организаций.
Проповедническая организация состоит из преданных, все свое время отдающих проповеди, в результате которой возникают общины, нама-хатты и другие малые группы, в которых обучают и заботятся о новых преданных.
Община преданных развивается с помощью нама-хатт и других малых групп, при поддержке проповеднической организации.
Храм общины. Большая, организованная и дружная община способна построить и поддерживать храм общины, в котором проповедническая организация заботится о духовных стандартах, поклонении, проповеди.
Система духовной иерархии в ИСККОН состоит из трех уровней:
1. Совет Джи-Би-Си (ДжиБиСи (англ. GBC или Governing Body Comission) - буквально, Управляющий Совет), представляющий Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачаръев.
Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей - Международный Управляющий Совет ИСККОН или «Джи-Би-Си» . В него входят возвышенные личности, в полной мере компетентные представлять Шрилу Прабхупаду.
2. Духовный учитель.
Совет Джи-Би-Си дает свои благословения преданным, которые готовы и чувствуют своим долгом перед Шрилой Прабхупадой служить ему, беря ответственность за духовную жизнь других людей. Такие преданные становятся духовными учителями ИСККОН. Во время посвящения ученик доверяет свою духовную жизнь своему духовному учителю и принимает его духовный авторитет как абсолютный. Естественно, это требует большого доверия и глубоких духовных взаимоотношений, что происходит не вдруг.
3. Старшие преданные: а) духовные братья нашего духовного учителя: наши старшие духовные братья и сестры: кураторы-наставники: другие старшие преданные.
Есть какие-то сокровенные вопросы, которые мы не сможем раскрыть никому, кроме своего духовного учителя. Но очень часто мы можем многому научиться у других преданных, которые нас окружают. Поэтому мы можем не беспокоить Гуру Махараджа лишний раз. Это и гораздо практичнее к тому же, потому что можно учиться сознанию Кришны всегда, а не лишь когда мы видим своего гуру несколько раз в году или слушаем записи его лекций. Другие преданные могут нам столько дать! Мы воспринимаем общение с ними как милость духовного учителя. Такие преданные, к которым мы чувствуем доверие, и с которыми у нас складываются близкие взаимоотношения, становятся нашими наставляющими духовными учителями. А для преданного, еще не принявшего духовного учителя, такие старшие преданные стараются представлять Шрилу Прабхупаду и следует воспринимать их таковыми.
Организационная структура ИСККОН
Хотя реальная жизнь ИСККОН не вписывается в чисто формальные организационные рамки, тем не менее, организационная структура является важной неотъемлемой частью движения Шрилы Прабхупады. Внешне выглядит, что организационные структуры ИСККОН действуют подобно любым другим организациям. Но разница в том, что материалисты используют материальную природу в тщетных попытках реализовать свои
планы достижения чувственного удовлетворения, а преданные понимают план Господа, сотрудничают с Ним и по Его желанию занимают материальную природу в служении Ему. Это принципиально важно: действовать не в соответствии со своими планами, а в реальности понимать план Кришны и действовать в соответствии с ним. Но для этого требуется достаточная духовная зрелость.
Поскольку ИСККОН это особое духовное общество, то чрезвычайно важно подчеркнуть принципы духовного руководства, лежащие в его основе. Их четыре:
1. Самое главное, на чем держится вся организация ИСККОН - это чистота духовных принципов и практики ее лидеров всех уровней. Мы никогда не сможем побудить кого-либо бескорыстно посвятить свою жизнь единственной цели удовлетворения Господа и сотрудничать, если сами не будем иметь такой единственной цели, и сами не будем с энтузиазмом следовать всем наставлениям духовного учителя и Кришны. Все эти наставления содержатся в книгах Шрилы Прабхупады (поэтому, кстати, чрезвычайно важно изучать книги Шрилы Прабхупады по меньшей мере час в день).
2. Таким образом, мы подошли к следующему принципу руководства в ИСККОН - это забота и служение вайшнавам. Кришна говорит Уддхаве, что преданные - это самое дорогое, что у Него есть. Они дороже для него чем Господь Брахма, Господь Шива, Господь Санкаршана, Богиня Процветания и даже Он Сам. Поэтому служение вайшнавам, дружба между вайшнавами, основанная на стремлении удовлетворить Кришну, слушая о Нем, беседуя о нем и занимаясь практической деятельностью для Его удовлетворения - это второй
принцип управления в сознании Кришны.
3. Когда имеется прочный фундамент личной чистоты и доверительных взаимоотношений между преданными, то на передний план выступают профессиональные навыки - профессиональная компетентность, умение внимательно слушать и доходчиво излагать свою позицию, разрешать конфликтные ситуации, умение грамотно договариваться друг с другом, проясняя все взаимные ожидания, умение обучать других. Мы учимся использовать материальные навыки и ресурсы как можно более мудро и профессионально для расширения миссии Шрилы Прабхупады - и вместе с тем, не привязываясь к ним и сохраняя свое положение слуги, слуги, слуги...
4. Каждый раз начинать какое-то дело заново всегда очень сложно. Это требует больших затрат энергии и ресурсов. Но когда процесс отлажен, то та же деятельность отнимает гораздо меньше усилий и внимания, и позволяет нам лучше сосредоточиться на Кришне. В окружающем нас обществе действуют разнообразные системы и традиции, которые поддерживают буквально все - от оплаты проезда в транспорте до правил нравственности и общественного поведения. Мы знаем по своему опыту, что когда эти системы и традиции
ломаются, это приводит большим неудобствам и беспокойствам. А когда они хорошо отлажены, то они защищают нас от потрясений связанных с приходом или уходом конкретных лидеров, стихийных бедствий, внутренних конфликтов, экономических потрясений и т.д. Не даром Шрила Прабхупада всегда был противником частых перемен без особой на то необходимости.
Поэтому в соответствии с тем же принципом практичности мы развиваем в ИСККОН организационные структуры и системы, позволяющие: а) распространять послание сознания Кришны, б) заботиться о потребностях людей и в) решать их проблемы, возникающие в процессе преданного служения. К ним относятся, например, системы образования, коммуникации, управления, а также менее формальные вещи, такие как, традиции и общественное мнение. Например, у нас есть система отчетности за распространение книг, система рекомендаций для получения посвящения, а также такие традиции, как Декабрьский Марафон Шрилы Прабхупады и ориентация на принципы варнашрамы в социальной сфере.
Организационное управление ИСККОН также имеет структуру иерархии, что позволяет отдельным центрам ИСККОН оставаться независимыми в повседневной деятельности и, в то же время, быть с успехом занятыми в осуществлении миссии ИСККОН, распространяющейся на весь мир, а также иметь определенную защищенность от влияния извне и сохранять традиции духовной культуры без искажений.
В рамках каждого региона существует множество местных организаций ИСККОН, отличающихся по:
- количеству и уровню зрелости (опытности, развитию) преданных;
- направлениям деятельности;
- уровню полномочий, в рамках которых они могут представлять ИСККОН.
В общине находятся люди разных уровней с точки зрения их участия в жизни ИСККОН, начиная с тех, кто полностью посвятил себя претворению в жизнь целей ИСККОН, и, заканчивая теми, кто посвящает деятельности в ИСККОН лишь часть своего времени, кто находит в нем отдушину своим духовным исканиям или удовлетворяет свои интеллектуальные или другие потребности, не связывая с ИСККОН всю свою деятельность,
устремления и т.д. Эта нетребовательность к однородности ИСККОН позволяет людям иметь возможности перспективы для духовного развития, при которых они могут постепенно поднимать свои духовные стандарты, и при этом не требуется совершать резких и опасных рывков.
Международный совет ДЖИ-БИ-СИ
Шрила Прабхупада не назначал своим преемником одну личность, ачарью, так как он хотел передать полномочия по управлению Обществом своим ученикам, чтобы освободить себе время для писательской и переводческой деятельности. С этой целью, а также с надеждой, что управление обществом после его ухода будет продолжено, Шрила Прабхупада в июле 1970 года создал из 12 своих старших учеников Международный Управляющий Совет и назвал этот Совет ДЖИ-БИ-СИ (Governing Body Commission). Благодаря деятельности ДЖИ-БИ-СИ, ИСККОН смог справиться с трудностями своего развития, особенно после ухода Шрилы Прабхупады, и сохранить свою целостность и силу.
Члены Совета ДЖИ-БИ-СИ считают себя смиренными слугами всех преданных, помогая им мудростью, знанием и опытом, который они получили по милости Шрилы Прабхупады - и все преданные с благодарностью сотрудничают с ними. Таким образом, благодаря совместным усилиям всех секретарей ДЖИ-БИ-СИ поддерживается чистота духовной традиции. ДЖИ-БИ-СИ представляет авторитет Шрилы Прабхупады, то есть, каждый член ДЖИ-БИ-СИ представляет позицию всего ДЖИ-БИ-СИ, а не свою собственную и каждый член ДЖИ-БИ-СИ подчиняется всем решениям Совета. После ухода Шрилы Прабхупады Совет сам, на основе рекомендаций и выборов, регулирует свой состав, насчитывающий сейчас около 30 возвышенных преданных, которые, олицетворяя чистое сознание Кришны, сами следят за поддержанием чистоты духовной традиции. В рамках этого Совета формируются разнообразные «Глобальные» Министерства, комитеты и другие подразделения, разрабатывающие видение, стратегии, программы, рекомендации по конкретным направлениям таким как, например, проповедь или кампания празднования столетнего юбилея Шрилы Прабхупады. Другие подразделения контролируют исполнение решений Совета или являются механизмами разрешения возможных разногласий. Джи-Би-Си олицетворяет высшую законодательную, исполнительную и арбитражную власть в
ИСККОН. Таким образом, Совет Джи-Би-Си сочетает в себе элементы кшатрийского и брахманического руководства, и конкретное распределение этих функций между его структурными подразделениями меняется с течением времени в соответствии с практическими нуждами.
Совет Джи-Би-Си утверждает глобальные видения, стратегии, программы, и рекомендации, а также принимает другие важные решения, требующие глобального рассмотрения, придавая им форму законов ИСККОН, положений, правил, рекомендаций и т.д.
Совет Джи-Би-Си собирается раз в году на две недели в Майяпуре перед фестивалем «Гаура-Пурнима», а в течение года обсуждает и принимает решения посредством электронной почты и телеконференций.
Управление ИСККОН
Поскольку в разных частях света ситуация очень сильно различается, Совет Джи-Би-Си принимает лишь наиболее общие директивы, делегируя часть своих функций коллегиальным органам управления следующего уровня. Во всех странах схема управления практически одна и та же.
Каждый отдельный центр ИСККОН, хотя и является частью Международной организации с общими духовными и организационными стандартами, тем не менее, обладает определенной самостоятельностью. Лидеры каждого центра обладают правом и ответственностью принимать решения по вопросам развития и поддержания ятры, не
противоречащие законам ИСККОН и государства. Так, каждый центр является финансово независимым и может опираться в поддержании себя как на рекомендованное Шрилой Прабхупадой распространение книг (оставляя себе 50% процентов от вырученных средств), так и на другие источники дохода. Это могут быть пожертвования прихожан, какие-либо бизнес-программы и т.д.
Вышеупомянутые четыре принципа руководства остаются, хотя конкретные схемы решений будут меняться в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.
Все организационные формы являются вспомогательными, и весь ИСККОН держится на личной чистоте его преданных, в особенности лидеров, а также на вайшнавских взаимоотношениях между ними.
Итак, существуют две линии руководства в ИСККОН. Одна - это духовная иерархия, цель которой помочь каждому преданному продвигаться в индивидуальной духовной практике и вернуться назад домой к Богу. Другая - это вспомогательная, административная иерархия, цель которой - поддержание стандартов
чистоты и осуществление конкретных проповеднических проектов в ИСККОН. Поскольку существуют эти две линии руководства, то во избежание недоразумений очень важно различать, какие вопросы относятся к компетенции духовного и административного руководства ИСККОН. Следует иметь в виду следующее распределение сфер:
- Вопросы, связанные с индивидуальным духовным развитием, такие как индивидуальная
духовная практика (повторение мантры, следование регулирующим принципам, чтение книг, посещение храмовых служб, служение вайшнавам), а также принятие серьезных практических решений, которые окажут сильное влияние на ход Вашей духовной жизни, таких, как смена ашрама или места служения - относятся к компетенции ваших духовных наставников. Эти вопросы имеют главный приоритет, потому что устойчивость в
индивидуальной духовной практике поможет решить все остальные вопросы. И наоборот, проблемы в личной духовной жизни невозможно оправдать никакими так называемыми «практическими» соображениями.
- Вопросы, связанные с Вашим практическим служением в ИСККОН решаются в рамках
организационного руководства. Они должны решаться на основе взаимного договора между Вами и представителем организационного руководства. Этот договор может быть как устным, так и письменным, но, пожалуйста, убедитесь, что и Вы, и Ваш руководитель четко прояснили взаимные ожидания по следующим аспектам:
1. Какие результаты от Вас ожидаются? В течение какого срока?
2. Сроки и формы отчетности
3. Общие рамки сотрудничества (правила, соблюдения которых требует руководство, и, с другой стороны, условия, которые Вам понадобятся для успешного выполнения служения, в частности, возможность личного духовного роста)
4. Ресурсы (возможно, какие-то полномочия, материалы, помощь, обучение, которые потребуются Вам для успешного выполнения служения)
5. Последствия - какую ответственность будете нести соответственно Вы и руководство в случае успешного соблюдения договора, если одной из сторон не удается соблюсти условия договора, а также в исключительных и несчастных случаях.
В центрах ИСККОН, которым удается строить свою деятельность на неформальных взаимоотношениях и доверии (это идеал) все эти вопросы обычно решаются совершенно естественно. Там же, где храмам приходится самим решать многие организационные и финансовые вопросы, прояснение этих взаимных ожиданий может оградить нас от возможных взаимных упреков и критики вайшнавов, которые так пагубно сказываются на нашем духовном развитии.
Если Вы сомневаетесь, к какой сфере относится разрешение конкретного вопроса - духовной или организационной, то просто проконсультируйтесь у своего наставника. Он подскажет Вам, как поступить правильно.
Дополнительная литература к разделу:
1. Основы управления храмом. Стр. 10, 24-26, 95-96,
2. Вайшнавизм: Открытый форум № 1 (стр. 45, 50-51), № 2 (стр. 116, 121-129), № 3 (стр. 160-161)
3. Философия вайшнавов. Яшомати-нандана д.