Раздел 02. Самбандха - введение. Тема 03. Три метода познания мира

Каким образом мы познаем окружающий нас мир? Ребенок в детстве задает вопросы родителям и школьным учителям.  Взрослые люди проводят различные исследования   и    затем    обдумывают    полученную    информацию,    проводят    научные конференции, читают книги и журналы, смотрят телевизор и т. д. Таким образом, существует множество путей обретения знания.

Ведическая наука сводит эти методы познания к трем: пратъякша, анумана и шабда (ШИ - Введение).

Пратъякша - непосредственное восприятие при помощи чувств и ума.
Анумана - логический вывод на основе обобщенного опыта.
Шабда - получение знания посредством слушания из авторитетного источника.
Апаурушея - непогрешимый, трансцендентный к материальному миру

(ШБ 3.26.33 комм; ШБ 4.2.31 комм.).

Пратьякша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств - видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив, таким образом, информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное. Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.

Недостатками пратьякши являются: (НС стр. 329)

а) 4 недостатка,  свойственных обусловленной душе (ШИ - введение, стр.7);

б) ограниченность настоящим временем.

Причина, по которой мы не можем осознать Абсолютную истину, прибегая к помощи грубых материальных чувств, состоит в том, что существуют четыре несовершенства:

1) склонность совершать ошибки

Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались жидкостями, мозг - органом, охлаждающим кровь, звёзды - отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся пересмотреть.

2)  склонность впадать в иллюзию

При одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной. Если мы попробуем апельсин сразу после ложки сахара, он покажется нам кислым. Но после лимона апельсин кажется сладким.

3)  склонность обманывать

Людям свойственно ошибаться, так гласит народная мудрость. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяют заведомо ложную информацию.

4)  несовершенство чувств

Несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания. Это хорошо видно на примере с солнцем: мы видим солнце как небольшой желтый диск размером с монету.

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл.

Недостатками ануманы являются (УГЧ стр. 45):

а)  получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши;

б)  бесполезность   в   постижении   событий,    находящихся   за   пределами   логики   и
восприятия, то есть несовершенство материального ума (УГК с. 189-190).

Шабда означает «то. что услышано»! Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий - мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная  сложность здесь  состоит  в том,  чтобы убедиться  в достоверности источника. Что касается относительного материального знания - мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых, сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей.

Шабда или шрути относится к абсолютному знанию, полученному в форме звука, исходящего из авторитетного, достойного абсолютного доверия источника. Конечным источником этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным).

Звук может быть не только абсолютным и полностью достойным доверия. Доступ к апаурушея-шабде мы имеем лишь тогда, когда его источник связан с Кришной. Немаловажно также то, что воспринимающий это знание, должен быть свободным от склонности искажать это знание, приспосабливая его под свои материальные желания (ШБ 3.26.32 ком.).

Способность доверять авторитетному звуку приходит по мере обретения знания об источниках, достойных доверия, и обретения практического опыта руководства этим знанием в своей жизни. Таким образом, человек использует свои чувства и ум в процессе развития веры в шабду. Преданный, обладающий чистым сознанием и реализованным знанием о Кришне как причине всех причин, легко доверяет шабде. Материалист, привыкший доверять своему уму и чувствам, не способен доверять шабде.

Шабда - это единственный метод, который дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации - тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:

  • гуру;
  • шастры (ШБ 3.12.47; 4.24.40);
  • садху (ШБ 3.26.33)

В материальном мире существуют два метода получения знания -индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод (восходящий) означает не принимать авторитетные суждения, а пытаться дойти до истины в результате собственных усилий или размышлений. Например: как вы можете выяснить, кто ваш отец?

Если пытаться установить личность своего отца, просто спрашивая у каждого мужчины, не является ли он нашим отцом, то к истинному выводу мы вероятнее всего не придем (индуктивный метод пратъякши и туманы).

Дедуктивный (нисходящий) метод - означает принять авторитет кого-либо и узнать правду, задавая ему вопросы. Например: если мы хотим узнать, кто наш отец, мы должны признать авторитет своей матери в этом вопросе. Точно так же, если мы хотим узнать что-то, выходящее за рамки нашего опыта и чувственного восприятия, за рамки экспериментальных данных, мы должны принять Веды.

Разумно принять ведическое знание, выбрав дедуктивный (нисходящий) метод -шабда - слушание из авторитетного источника (УГК с. 189-190). Если мы хотим познать истину собственными усилиями, опираясь на своё несовершенное, чувственное восприятие, мы никогда не придём к верным заключениям.


Таблица «Три метода познания мира и их недостатки»

Название метода Определение Недостатки, ограничения
Пратьякша Чувственный опыт. Непосредственное восприятие при помощи чувств и ума 1. Четыре недостатка обусловленной

души:

  • склонность совершать ошибки;
  • склонность впадать в иллюзию;
  • склонность обманывать;
  • несовершенство чувств;
2. Ограниченность настоящим  временем
Анумана Логический вывод на основе обобщённого опыта
  1. Получение исходных данных посредством несовершенной пратьякши
  2. Бесполезность в постижении событий, находящихся за пределами логики и восприятия, то есть несовершенство материального ума
Шабда или шрути Получение знания посредством слушания авторитетного источника

Относится к абсолютному знанию, полученно­му из авторитетного, достойного абсолют­ного доверия источника. Конечным источни­ком этого знания является Верховный Господь, что и делает это знание апаурушея (безукоризненным). В этом мире Господь проявляет себя через три источника:

  • гуру
  • шастры
  • садху

Меню