Энергии Кришны безграничны, и чтобы простым людям было легче их постичь, Шрила Вьясадева и другие мудрецы разделили бесчисленные энергии Господа на три основные категории (БГ 7.5; 6.29, 8.3; 13.23).
Три энергии Господа
Санскрит |
Русский перевод |
Обладание сознанием |
антаранга-шакти |
Внутренняя энергия |
духовная энергия, осознающая |
бахиранга-шакти |
Внешняя, или материальная энергия |
Материальная энергия, хотя и имеет изначально божественное происхождение, но появляется там, где память о Кришне покрыта невежеством и, таким образом, не проявляет сознание |
татастха-шакти |
Пограничная энергия |
Способна проявлять сознание. Сознание пограничной энергии в обусловленном материей состоянии подобно сознанию спящего |
Внутренняя энергия
К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа (Его одежда, украшения и т.д), а также Его вечные спутники - мама Яшода, Шримати Радхарани и другие. Внутренняя энергия обладает личностной природой и сознанием (чит-шакти), и даже не просто сознанием, а сознанием Кришны.
Внутренняя энергия проявляется в 3-х основных аспектах:
1)сандхини-шакти - энергия вечного бытия, которой повелевает Господь Баларама;
2) самвит-шакти - энергия знания. Посредством этой энергии происходит процесс
взаимодействия между Кришной и Его преданными, в ходе которого преданные служат
Ему, а Кришна принимает их служение;
3) хладини-шакти - энергия наслаждения, которое взаимно испытывают Кришна и Его
преданные в процессе чистого преданного служения. Шримати Радхарани олицетворяет сущность всей хладини-шакти.
Внешняя энергия
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него.
Один раз (в начале Творения) бросив на нее Свой взгляд, Кришна приводит ее в движение. Не проявляя Себя в работе этой энергии непосредственно, Он тем не менее, полностью контролирует Свою внешнюю энергию, хотя мы этого непосредственно не видим.
Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей, или иллюзией.
«Майа» означает «то, чего нет». Поскольку нет ничего, что было бы полностью оторвано и независимо от Кришны, то материальная энергия лишь создает такую иллюзию независимости. На самом деле все всегда связано с Кришной. Поэтому попытка управлять материальной энергией независимо от Бога и называется «майя» (БГ 7.14; 13.23; ШБ 2.9,,34).
По отношению к живому существу внешняя энергия, или майа имеет две функции: пракшепатмика-шакти и аваранатмика-шакти. При помощи первой она привлекает к себе обусловленное живое существо, а за тем при помощи второй - сбрасывает его в еще более глубокие пучины иллюзии.
Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трех (гун) стихий материальной природы (благости, страсти и невежества) и результатов их взаимодействия и видоизменения - материальных элементов, органов чувств, полубогов и т.д.
Пограничная энергия
Пограничная энергия, во-первых, существует только в материальном мире, во-вторых, никогда не лишается свободы выбора (ШБ 3.26.22). Выбрав влияние духовной энергии, она становится духовной энергией, а, попав под влияние материальной энергии, по своим качествам она приближается к материальной энергии. Даже, если она действует как материальная энергия, то есть, не проявляет признаков вечности, знания и блаженства (сат,чит и ананда), она всегда имеет возможность вернуться к полному сознанию (ШБ 3.26.18). Сознание пограничной энергии в обусловленном материей состоянии подобно сознанию спящего (БГ 7.14; 13.23; 13.30-32; ШБ 3.26.6-7; 2.9.1; 3.27.19; 3.27.25).
Живые существа, дживы, принадлежат к пограничной энергии. Они подобны точкам, находящимся на самой границе духовной энергии, но все-таки принадлежащим к ней.
Пограничная энергия всегда связана с Кришной. Эта связь остается, по крайней мере, со стороны Кришны, который как Сверхдуша сопровождает живое существо (дживу) во всех его скитаниях, поддерживая его существование и направляя на путь осознания Бога. Когда же со стороны живого существа проявляется полное сознание, то оно переходит в разряд духовной энергии (БГ 8.3; 13.23).
Итак, сознание, в полном смысле этого слова, определяет способность души видеть истинную реальность и действовать согласно ей. Таким образом, духовная (внутренняя) энергия, осознающая свое подчиненное положение по отношению к Богу, является сознательной (ШБ 3.26.6; 3.26.22; 3.28.36). Материальная (внешняя) энергия, хотя и имеет изначально божественное происхождение (БГ 6.14), появляется там, где память о Кришне покрыта невежеством и, таким образом, не проявляет сознание. Пограничная энергия способна проявлять сознание (ШБ 2.9.34; 2.5.24; Б Г с. 24; УГЧ с.44).
Взаимоотношения трех энергий
Внешняя и пограничная энергии связаны лишь последствиями деятельности живого существа; внешняя и внутренняя энергии не соприкасаются; а пограничная энергия, соприкасаясь (или иными словами, находясь под влиянием) с духовной энергией становится также духовной (БГ 8.3; 13.21).
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. Разнообразные объекты, которые мы видим в материальном мире, существуют здесь лишь потому, что в духовном мире имеются их духовные прототипы. Но в духовном мире все эти объекты служат Кришне, а в материальном все существует как бы отдельно от
Него. Однако в некоторых случаях по воле Кришны духовная энергия вторгается в материальную. Результатом этого являются такие феномены, как земные Вриндаван, Навадвипа, а также многочисленные храмы Господа, в которых параллельно существуют и материальная и духовная реальность.
Разделение энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную относительно. Для Кришны все Его энергии равны. Это означает, что по Его воле внешняя энергия может начать действовать как внутренняя, внутренняя - как внешняя или пограничная и т.д. В действительности с энергиями ничего не происходит - на абсолютном уровне их конституциональное положение неизменно и духовно. Изменения происходят лишь с нашей ограниченной точки зрения (ведь даже освобожденное живое существо продолжает оставаться ограниченным).
Ачинтья- бхеда- абхеда-таттва
«Ачинтъя-бхеда-абхеда-таттва» - это непостижимое единство и различие Кришны и Его энергий.
- «Ачинтья» - непостижимое (БГ7.8; 8.9; ШБ 2.6.13-16; ШБ 2.10.13; 2.1.39; 3.28.40)
- «бхеда» - различие
- «абхеда» - единство
Кришна является источником всех энергий. Источник энергии не имеет смысла без существования энергий, а энергии не могут существовать без наличия источника энергии -это составляет их абхеду, или единство. Вместе с тем, мы можем рассматривать как Кришну, так и Его энергии отдельно, сами по себе.
Золотое украшение сделано из того же золота, что и золото, содержащееся в золотоносной жиле, но жила является источником, а украшение - производным от нее. Так же и энергии: каждая, находясь под властью Кришны, едина с Ним, но Кришна всегда остается источником всех энергий, и ни одна из энергий не может проявить ни независимого существования, ни полностью всех качеств Кришны.
Итак, все энергии имеют божественную природу, так как они связаны с Кришной. Выделяют три основные энергии Господа: внутреннюю, внешнюю и пограничную. Мы рассмотрели их индивидуальные характеристики, а также их взаимодействие между собой. Будучи неотъемлемыми частями Кришны, эти энергии одновременно едины с Ним и отличны от Него. Таким образом, Кришна и Его энергии представляют собой полное целое -Абсолютную Истину.