Подошло время выхода очередного номера журнала "Вайшнавизм: открытый форум". Статьи, вошедшие в этот номер, непосредственно связаны с тем сложным периодом в истории Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), который оно сейчас переживает. Для нас это пора осмысления роли и места нашего общества в Гаудия-вайшнавизме и в мировом сообществе в целом, а также места и роли в нашей жизни наследия, оставленного ачарьей-основателем общества А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Мы надеемся, что настоящее издание поможет читателям - как связанным с Движением сознания Кришны непосредственно, так и наблюдающим за ним со стороны - лучше разобраться в происходящих в нем процессах и увидеть перспективы его дальнейшего развития.
Согласно одной из любопытных гипотез, в развитии крупных общественных структур - государств, империй, религий - можно обнаружить историческую закономерность - 36-летние циклы. Например, оглянувшись на недавнюю историю России, мы увидим хорошо знакомые цифры: 1881 - 1917, 1917 - 1953, 1953 - 1989. Не углубляясь в обсуждение этой гипотезы, заметим, что история ИСККОН, начавшаяся в 1965 году, также приближается к 36-летней отметке.
С чем же подходит ИСККОН к этому рубежу? Как можно было ожидать, за это время накопился целый ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Не претендуя на исчерпывающий анализ, мы предлагаем разделить все эти проблемы на две основные категории.
Первая группа включает претензии, предъявляемые к руководству ИСККОН. Понятно, что руководить международным духовным движением, насчитывающим сотни тысяч последователей, каждый из которых - личность со своими запросами, далеко не просто. К сожалению, интересы личности и интересы организации зачастую вступают в противоречие друг с другом, даже если организация ставит перед собой исключительно альтруистические и гуманистические цели. В организации миссионерского типа, которой является ИСККОН, необходимость поддерживать правильный баланс между интересами личности и глобальными целями ощущается особенно остро, поэтому на руководство Движения нередко обрушивается град противоречивых обвинений.
С одной стороны, духовных лидеров ИСККОН упрекают в том, что они слишком поглощены вопросами менеджмента. Многие из них, будучи санньяси, принявшими обет отречения от мира, управляют финансами, имуществом и другими "материальными" ресурсами ИСККОН, что не соответствует их духовному и социальному статусу. И при этом иногда им не хватает времени, чтобы уделять достаточно внимания каждому из своих учеников. С другой стороны, руководство ИСККОН критикуют за то, что оно недостаточно занимается социальными вопросами и не проявляет заботы о женщинах, стариках, детях - словом, не уделяет внимания всем тем проблемам, решение которых в первую очередь требует создания мощной экономической базы.
Зная лично многих из этих возвышенных вайшнавов, я преклоняюсь перед их безграничным терпением и самоотверженностью, с которой они стараются служить миссии Господа Чайтаньи и Его преданным. Если учесть, что за всю историю существования вайшнавизма не было аналога всемирной проповеднической миссии такого масштаба, как ИСККОН, не удивительно, что правильность многого из того, что мы делаем, приходится проверять методом проб и ошибок. Ошибки в этом мире неизбежны в принципе. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Сам Кришна в "Бхагавад-гите" говорит, что любое усилие таит в себе изъян, так же как огонь всегда покрыт дымом. В это сложное время перед руководством ИСККОН стоит одна задача - сделать всё, что в его силах, ради того, чтобы сохранить учение Шрилы Прабхупады и данный им способ распространения сознания Кришны в неприкосновенности. Это наша дхарма - священная обязанность. Все остальное приложится.
Тут уместно вспомнить историю об отце с сыном и лошади. Эта история имеется в фольклоре всех народов, но Шрила Прабхупада рассказывал ее специально для того, чтобы поддержать преданных, на долю которых выпала нелегкая "карма" - руководить духовной организацией.
Однажды Сабху Сингх с сыном ехали на лошади. Дорога пролегала то через лес, то через маленькие деревушки. Путники в тех местах проходили нечасто, и поэтому, когда Сабху Сингх с сыном въехали в одну из таких деревушек, почти все жители высыпали из домов, чтобы поглазеть на пришельцев. Увидев сидящих на лошади отца и сына, они стали восклицать: "Только посмотрите на этого жестокого человека! Уселись вдвоем на несчастную клячу!"
Сабху Сингху стало неловко. Он слез с лошади и пошел пешком, ведя ее под уздцы. Когда они въехали в следующую деревню, то услышали: "Вы только посмотрите на этого избалованного мальчишку! Сам едет на лошади, а его старику-отцу приходится плестись пешком!"
Чувствуя, что снова попал впросак, Сабху Сингх забрался на лошадь сам, позволив сыну вприпрыжку бежать впереди. В следующей деревне опять посыпались упреки: "Полюбуйтесь на этого бесчувственного чурбана! Сам едет на лошади, а бедного мальчишку гонит пешком!"
Отчаявшись, Сабху Сингх тоже слез с лошади и в этот раз пешком пошли они оба, ведя лошадь за собой. Сами догадайтесь, дорогой читатель, что почувствовали они в следующей деревне, когда услышали: "Только посмотрите на этих дуралеев! Сами еле ковыляют, а кобылка - налегке!"...
Критики всегда будут критиковать, а те, кому дорога миссия Шрилы Прабхупады, будут прилагать все старания для того, чтобы сделать ее во всех отношениях достойной своего великого основателя.
Если проблемы из первой категории чисто внутренние, то принадлежащие ко второй связаны со взаимоотношениями между ИСККОН и другими ветвями Гаудия-вайшнавизма - главным образом, с ответвлениями "изначального" основанного в начале века Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром Гаудия Матха.
Проблемы, эпизодически возникающие во взаимоотношениях между ИСККОН и представителями некоторых Гаудия Матх, как правило, носят характер соперничества не в меру рьяных, как и положено неофитам, последователей наших миссий: "Наш ачарья лучше!", "Наша абсолютная истина абсолютнее!", "Не следуя такому-то Махараджу, невозможно попасть на Голоку!" Эти противоречия в основном терзают умы начинающих вайшнавов и не затрагивают зрелых преданных.
Мы очень рады, что в нашей стране появляются новые отделения Гаудия-миссии, давая прибежище душам, ищущим духовного совершенства. Вот имена некоторых из вайшнавов, стоящих во главе этих организаций:
Шрила Б.П. Пури Махарадж, духовный брат Шрилы Прабхупады, самый старший из всех живущих ныне Гаудия-вайшнавов, славящийся своей удивительной чистотой, самоотверженностью и смирением - живое олицетворение принципов вайшнавского этикета;
Шрила Б.С. Говинда Махарадж, преемник завершившего земной путь в 1988 году Шрилы Б.Р. Шридхара Свами, с которым Шрилу Прабхупаду связывали близкие дружеские отношения. Как президент Шри Чайтанья Сарасвата Гаудия Матха, Б.С.Говинда Махараджа неустанно путешествует по всему миру, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху и вдохновляя многих преданных своими киртанами и лекциями;
Шрила Б.В. Нараяна Махарадж, ученик Шрилы Б.П.Кешавы Махараджа (санньяса-гуру Шрилы Прабхупады), также близко знавший Шрилу Прабхупаду и оказавший большую помощь ИСККОН после его ухода.
У Господа Чайтаньи много преданных, и каждый из них служит Ему в соответствии с Его желаниями. Однако из всех них Шри Чайтанья Махапрабху именно Шрилу Прабхупаду выбрал в качестве первопроходца, проложившего путь движению санкиртаны в западный мир. Шрила Прабхупада заложил основополагающие принципы деятельности ИСККОН и завещал нам продолжать свою миссию. Это подчас неблагодарная задача - ИСККОН редко хвалят за успехи и часто критикуют за неудачи. И тем не менее ИСККОН продолжает оставаться основной силой в мире, привлекающей обусловленные души на путь преданного служения. Через Шрилу Прабхупаду Господь Чайтанья дал нам формы практики и проповеди, наилучшим образом приспособленные для исполнения этой миссии. В рамках различных духовных организаций философия и практика преданного служения могут несколько отличаться по форме, но в современных условиях их миссионерский успех всегда будет пропорционален степени их близости к формуле, предложенной Шрилой Прабхупадой.
Вот как выразил эту мысль Шриман Тушта Кришна дас, в прошлом личный секретарь Шрилы Прабхупады, а ныне - один из руководителей вайшнавской организации "Миссия Чайтаньи", в своем подношении ко дню столетия Шрилы Прабхупады в 1996 году:
"Настоящий ачарья не коллекционирует дипломы, родословные или удостоверения личности и, утверждая себя ачарьей, не опускается до попыток делать ставку на внешний лоск. Именно таким исполненным внутреннего достоинства и благородства подходом всегда отличалась проповедническая стратегия Шрилы Прабхупады. (…)"
Шрила Прабхупада был и остается "самоочевидным" ачарьей. Его "самоочевидность" не означает, что своим могуществом или харизмой он обязан только самому себе. "Самоочевидность" - это состояние человека, озаренного яркими лучами своей преданности Верховному Господу и любви к Нему.
"Самоочевидный" преданный связан с Кришной узами своей собственной чистой любви, и, сияя в ее лучах, он становится самосветящимся - и потому самоочевидным. Самоочевидность также подразумевает, что обладающий ею преданный не льнет к чужой славе или чужим заслугам, не берет нимбов напрокат и не имеет желания нежится в теплых лучах славы своего Гурудева! (…)
В наши дни многие вайшнавские организации и движения прилагают похвальные усилия к сплочению ради одной великой цели - распространения миссии Господа Чайтаньи во всем мире - сохраняя при этом свою индивидуальность и независимость. Но если мы действительно хотим достичь в этом успеха, то обязаны взять на вооружение упомянутые выше принципы проповеди Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады - самостоятельность и благородство".
За свою более чем тридцатилетнюю историю ИСККОН многому научился. Каждый, кто тесно соприкасается с ИСККОН в течение достаточно долгого времени, ощущает, что, несмотря на ошибки и промахи, какая-то незримая, но твердая рука заботливо проводит его сквозь самые тяжелые кризисы, которые не раз выпадали на нашу долю, но всегда оставляли ИСККОН еще более сплоченным, зрелым и целеустремленным. Впрочем, это чудо становится вполне объяснимым, принимая во внимание следующее утверждение из "Чайтанья-чаритамриты" (Ади-лила, 14.1):
катханчана смрите ясмин
душкарам сакарам бхавет
висмрите випаритам сьят
шри-чайтаньям намами там
"С самыми непосильными задачами без труда справляется тот, кто так или иначе просто помнит о Господе Чайтанье Махапрабху. И наоборот, для того, кто забывает о Нем, даже пустяки превращаются в труднопреодолимые препятствия". Но можно ли помнить о Господе Чайтанье, не следуя тому, кого Сам Господь Чайтанья уполномочил наводнить санкиртаной весь мир и заставить всех нас помнить о Нем и служить Ему? Поэтому чистота и неукоснительное следование принципам, положенным Шрилой Прабхупадой в фундамент ИСККОН, является главным залогом нашего успеха.
Настоящий выпуск журнала содержит статьи, в которых подробно обсуждаются некоторые из этих краеугольных принципов, а именно: гуру-таттва (истинное положение духовного учителя в ИСККОН) и садхана-таттва ( истинное понимание духовной практики в ИСККОН).
Номер открывается переводом замечательной работы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура "Пракрита-раса шата-душини или Сто предостережений против мирских наслаждений", в которой великий ачарья предостерегает начинающих преданных от опасностей, которые таит в себе преждевременное увлечение эзотерическими аспектами преданного служения. В свойственной ему бескомпромиссной манере Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур бесстрашно утверждает чистую сиддханту Чайтаньи Махапрабху: не торопись наслаждаться с Кришной - стань сначала Его слугой.
Затем помещена статья Шримана Бадринараяны даса "Следуя Шриле Прабхупаде", в которой объясняются различия в философском понимании и отношении к практике преданного служения между Шрилой Прабхупадой и ИСККОН с одной стороны, и последователями Шрилы Нараяны Махараджа - с другой.
Затем мы поместили статью Шримана Пурначандры даса "Рагамарг", в которой он анализирует отношение Шрилы Прабхупады к практике эзотерических аспектов бхакти и подчеркивает целомудренную верность Шрилы Прабхупады своему духовному учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, по этому вопросу.
Автор следующей статьи "В чем заблуждаются ритвики" Шрила Джаядвайта Свами подробно анализирует "за" и "против" популярной в некоторых кругах ИСККОН теории, носящей название "теории о пост-самадхи-ритвиках". Суть ее сводится к тому, что Шрила Прабхупада должен каким-то образом продолжать давать духовное посвящение преданным даже после своего физического ухода из этого мира. Несмотря на изначально заложенную в ней философскую и логическую противоречивость, эта теория имеет немало сторонников, и в своих будущих публикациях мы попытаемся проанализировать внутренние причины ее возникновения и популярности. Здесь, пожалуй, лишь стоит упомянуть, что "философия" ритвиков является одним из самых серьезный отклонений от сиддханты Гаудия-вайшнавов, и приверженность этой доктрине, безусловно, является очень серьезным препятствием для достижения кришна-премы, любви к Богу.
В следующей работе Шриман Видван Гауранга дас приводит отрывки из своего интервью с выдающимися современными представителями Шри- и Мадхва-вайшнава сампрадай. Статья проливает свет на взаимосвязь ачарьи-основателя и рядовых гуру в этих древних вайшнавских традициях, и тем самым проясняет для нас положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН.
В статье Шримана Вайдьянатхи даса "Еще раз о вере и верности" делается попытка анализа возникновения веры в сердце человека. В ней также говорится о роли милости Шрилы Прабхупады в этом процессе и об участи тех, кто этой милости лишился.
Завершает этот выпуск глубоко пережитая статья Шрилы Бхакти Чару Свами "Положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН", название которой говорит само за себя.
Лейтмотивом этого журнала является гуру-ништха - верность Шриле Прабхупаде как продолжателю дела Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Только благодаря ему люди Запада узнали о Чайтанье Махапрабху и Его миссии, и только ради того, чтобы Его дело продолжалось, мы публикуем этот журнал.