Я добавлю несколько слов. Бхактивинода Тхакур замечательно объяснил это. Он говорит, что санга в полном смысле этого слова – это эмоциональная зависимость от человека. Просто общение ещё не является сангой.
Отсюда интересно, как Шрила Джива Госвами этимологически объясняет происхождение слова санга. Он говорит, что слово санга состоит из приставки сан, что значит «совершенным образом, полностью», и корня гам, что значит «идти».
То есть одно из толкований слова санга, когда мы говорим «садху-санга», садху-санга – не значит, что мы находимся в одной комнате с садху, садху-санга не значит, что мы даже просто слушаем садху. Садху-санга значит, что мы следуем за садху, что мы стараемся жить, как живёт садху – в этом настоящая садху-санга.
Мы приходим, мы слушаем его, при этом цель нашего слушания не в том, чтобы получить какое-то благо, а в том, чтобы понять, как же нам жить, как нам следовать, каким ценностям нам нужно следовать в своей жизни. Тогда садху-санга становится настоящей садху-сангой.
И точно также асат-сан̇га-тйа̄га значит, что у нас нету желания следовать за асат, у нас нет желания подражать людям в их ценностях, у нас нет желания имитировать их в своей жизни. Если мы видим человека богатого и думаем: «Вот хорошо бы, чтобы я тоже стал таким богатым!», вот тогда начинается санга, и тогда начинается осквернение, и тогда мы попадаем в зависимость от него.
А если мы видим человека и думаем: «У него есть в сердце Кришна, он не подозревает об этом, но, может быть, если наше общение построится правильно, мне удастся сказать ему так, чтобы он услышал меня», то тогда мы не получаем ничего от него, но у нас возникает возможность что-то дать ему. По крайней мере, теоретически она может возникнуть. То есть мы не заражаемся его ценностями.
Это, знаете, сейчас актуальный пример: люди маски носят. В России, правда, не носят, почти никто, но если у меня маска есть на лице, то велика вероятность того, что я не приму ничего нежелательного от другого человека, не приму какую-то его заразу. В то же самое время сам я могу что-то ему дать, я могу ему сказать, он меня услышит.
В обычном обществе часто люди общаются как сейчас, когда и у тех, и у других маски на лице. Но преданный, он должен надевать на себя какую-то вот эту маску, чтобы не заразиться прежде всего чужими желаниями, чужими ценностями, ценностями, противоположными ценностям сознания Кришны. Но готовность поделиться своими ценностями, если человек готов их воспринять, у нас должна быть. То есть очень важное понимание слова санга. Санга – это желание полностью следовать за тем, с кем я общаюсь.
Бхакти Вигьяна Госвами - СИНДУ: «Отношения с обществом», 30.01.2022 год