Эта статья — плод моих размышлений над процессами, происходящими в нашем Обществе. Первое поколение преданных — непосредственные ученики Шрилы Прабхупады — уходит, передавая его миссию следующему поколению. Одновременно с этим происходит социализация ИСККОН — наше Общество, ставшее массовым во многих странах мира, особенно в Индии, получает признание на самых разных уровнях.
Я добавлю несколько слов. Бхактивинода Тхакур замечательно объяснил это. Он говорит, что санга в полном смысле этого слова – это эмоциональная зависимость от человека. Просто общение ещё не является сангой.
Отсюда интересно, как Шрила Джива Госвами этимологически объясняет происхождение слова санга. Он говорит, что слово санга состоит из приставки сан, что значит «совершенным образом, полностью», и корня гам, что значит «идти».
То есть одно из толкований слова санга, когда мы говорим «садху-санга», садху-санга – не значит, что мы находимся в одной комнате с садху, садху-санга не значит, что мы даже просто слушаем садху. Садху-санга значит, что мы следуем за садху, что мы стараемся жить, как живёт садху – в этом настоящая садху-санга.
Примером этого является история Махараджа Яяти. Вы, наверное, слышали эту историю, она подробно описана в 9-й песне Шримад Бахагаватам. Когда Махарадж Яяти вдруг, неожиданно для себя стал старым. Он был мужчина в расцвете сил, у него была любимая жена, не очень любимая жена, любимая наложница. У него было царство, у него было много всего.
Это очень интересная история про Деваяни, дочь Шукрачарьи. Ее в свое время проклял Кача. Знаете историю про то, как Кача проклял Деваяни? Нет? Не слышали никогда? Это длинная история. На самом деле, это очень длинная история и к теме нашей лекции она не имеет никакого отношения. Кроме самого последнего момента. Очень долгая история с проклятиями, противопроклятиями, со всем остальным. Стоит ее рассказывать или нет? Суть, в двух словах.
Дорогие ученики, вайшнавы киевской ятры, меня попросили обратиться к вам с несколькими словами. Тема моего небольшого разговора, обращенного к вам, будет – служение божествам.
Мы все знаем, что в Киеве совсем недавно были установлены Божества Шри Шри Радха Мадхавы. Это веха в развитии киевской ятры и я рад за то, что у вас происходит это постепенное развитие и что, в конце концов, Радха и Кришна пришли к вам и вы можете получать их благословения.
Единственное, что стоит сказать сейчас в связи с этим, что божества помогают нам реально поменять свое сознание. Мы эгоцентричны по самой своей природе, тут ничего с этим не сделаешь. Мы рождаемся эгоцентриками. Мы все время ставим свое эго, свои собственные интересы в центр.
Вопрос: Что дал человечеству, на Ваш взгляд, полет человека в космос 50 лет назад?
Отвечает Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Полет Юрий Гагарина расширил возможности человека и его кругозор. Но также он показал человеку и его ограниченность. Все живые существа стремятся расширить свое знание и сферу своего влияния. И любой такой прорыв человек торжествует как свою победу. Допустим, что это имеет какую-то ценность, но главный урок в том, что как бы я не расширял сферу своего влияния и свое понимание окружающих меня вещей, я никогда не смогу понять это до конца.
Харе Кришна. Я хотел посмотреть на всех вас перед инициацией и сказать несколько слов, а потом, если у вас есть какие-то вопросы… И потом с некоторыми из вас я отдельно поговорю. Пока сейчас подумайте, если есть какие-то вопросы.
Что мне хотелось сказать — это в основном две вещи. Первое относительно нашего положения в семье Шрилы Прабхупады. Я уже гооврил на лекциях и хотел еще раз повторить, что мы все – одна большая семья. И в традиционных семьях, которые по-прежнему есть еще в Индии, когда несколько поколений живет вместе, не делают различий люди одного поколения по отношению к другому. Раданатх Махарадж мне рассказывал, что он жил в одной такой семье и там был основатель этого рода, у него было несколько сыновей, они жили вместе, у них были семьи, их жены, их дети, у детей их дети… Но самое удивительное, что внуки этого человека толком не знали кто из его сыновей их отец, потому что они одинаково относились как к своему отцу, так и к своим дядям. И те абсолютно одинаково, не делали никаких различий между своими детьми и детьми своих братьев, своими племянниками. Вот это тот принцип, который позволяет большой семье находиться вместе и нам нужно очень хорошо этому принципу следовать и его хорошо понимать.
Есть одна история о Гопала Бхатте Госвами. Эта история показывает, каким образом человек, в сердце которого нет зависти, может возвысить другого человека простым общением. Каким образом сердце человека меняется, стоит ему приблизиться к такому человеку, нирматсарау пуджитау. Миссия Гопала Бхатты Госвами заключалась в том, чтобы установить бхагавата-катху во Вриндаване, чтобы люди во Вриндаване каждый день читали “Шримад- Бхагаватам”. Он пришел с этой миссией, и он целыми днями читал “Шримад-Бхагаватам”. Люди тысячами собирались для того, чтобы послушать его. Люди приходили из самых отдаленных уголков для того, чтобы только услышать, как Гопала Бхатта читает “Шримад- Бхагаватам”.
Мне недавно рассказали, как один ученик Шрилы Прабхупады ушел и родился сыном у преданных. Такая очень интересная история, реальная совершенно, прямо очевидная…
Я не буду называть имен, на всякий случай. У моего ученика в Германии родился сын, и он попросил меня дать ему имя. У моего ученика в Германии родился сын, и он попросил меня дать ему имя. Я уж не помню, пользовался я какими-то астрологическими вещами или не пользовался… Но я дал ему имя, этому мальчику. Несколько месяцев спустя они поехали в другой город и встретили там семейную пару учеников Шрилы Прабхупады, мужа и жену. И когда они увидели этого мальчика, они закричали: «Так это же …!» и назвали то же самое имя – другого ученика Шрилы Прабхупады, который недавно оставил тело.
Я хотел вам одну важную вещь сказать, меня ей научил Анируддха прабху, ему уже за восемьдесят лет, и он в течении пятидесяти с лишним лет повторяет как минимум 64 круга. А последние двадцать лет он повторяет 128 кругов, а иногда 192 круга мантры, т.е. как минимум 128. Я был у него в деревне (в Раджастане, недалеко от Джайпура), и у него деревня довольно большая, и вся деревня, дети, взрослые, все до одного повторяют как минимум 64 круга. При этом они много чего успевают делають, причем они все счастливые. Мы приехали туда, и потом нас вся деревня провожала, и вся деревня с мешочками, и они радуются. У вас было время, когда вы не могли дочитать свои круги?
Чего следует больше всего опасаться в начале духовного пути, в середине духовного пути? Одного — нежелательного общения. Потому что особенно в начале духовного пути у нас вера еще очень слабая. Бхактивинода Тхакур сравнивает эту слабую веру с новорожденным младенцем, девочкой. Потому что «шраддха» на санскрите женского рода. И он говорит, что у нас родилась младенец и младенец он очень подвержен разным волнениям.
- Бхакти Вигьяна Госвами - Формула счастья из Шримад-Бхагаватам
- Шрила Бхакти Вигьяна Госвами рассказывает о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре Прабхупаде в день его ухода
- Бхакти Вигьяна Госвами - Отчет за последние месяцы, размышления, некоторые итоги 2015 года и планы на будущий год
- Зачем Колумб поплыл открывать Америку
- Аштавакра Муни и сапожники (рассказывает Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)