Я хотел вам одну важную вещь сказать, меня ей научил Анируддха прабху, ему уже за восемьдесят лет, и он в течении пятидесяти с лишним лет повторяет как минимум 64 круга. А последние двадцать лет он повторяет 128 кругов, а иногда 192 круга мантры, т.е. как минимум 128. Я был у него в деревне (в Раджастане, недалеко от Джайпура), и у него деревня довольно большая, и вся деревня, дети, взрослые, все до одного повторяют как минимум 64 круга. При этом они много чего успевают делають, причем они все счастливые. Мы приехали туда, и потом нас вся деревня провожала, и вся деревня с мешочками, и они радуются. У вас было время, когда вы не могли дочитать свои круги?
Преданные: Да.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Он говорит, что у него тоже было время, когда он не мог дочитать свои круги, просто не мог остановиться читать круги, не мог дочитать. Т.е., иначе говоря, у него огромный вкус. И он делился своим опытом.
Он говорит, что ум наш надо зажать куда-то в тески, потому что, когда он прыгает куда-то, скачет повсюду, никакого вкуса нет, вкус появляется только тогда, когда ум сосредоточен, и это относится ко всему. Когда ум сосредоточен, мы получаем вкус. Если мы едим, и ум наш сосредоточен на чем-то еще, получим мы удовольствие от еды? Нет, мы даже не заметим, что съели, потому что ум был в другом месте. Сосредоточенность - это первое необходимое условие для того, чтобы мы почувствовали какой-то вкус от чтения джапы.
Он говорит, чтобы ум закрыть нужно его поместить в треугольник, он говорит, что треугольник - это самая минимальная замкнутая фигура, это так называемый треугольник джапы, который на самом деле очень сильно помогает, если им правильно пользоваться. На чем нужно концентрироваться?
Преданные: На звуке.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Пытался кто-то из вас концентрироваться на звуке?
Преданные: Да.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Получается?
Преданные: На какое-то время.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да, получается на какое-то время, потом опять ум убегает. Поэтому треугольник нужен, одного звука мало.
ЭТО ПЕРВАЯ ВЕЩЬ – КОНЦЕТРАЦИЯ НА ЗВУКЕ.
ВТОРАЯ ВЕЩЬ, очень важная, - это СКОРОСТЬ, ритм. Почему сказали, что если они 64 круга повторяют, то они ничего другого не делают? Я хочу вам сказать, что люди, которые регулярно повторяют 64 круга, они повторяют 64 круга за 4 часа, и у них еще 20 часов остается на все остальное, максимум 5 часов, но даже 5 часов это слишком много, потому что человек, который, повторяет концентрировано мантру, ему нужно 5 минут на круг, с 5 минутами вы 60 кругов будете повторять за 5 часов, и они повторяют очень четко, очень хорошо, просто там дырок нет. Если мы будем на этой концентрации сосредотачиваться, то мы увидим, скорость будет увеличиваться. Люди повторяют по 8, по 10, по 12, по 15 минут круг. Это же мука. На самом деле мантру нужно повторять быстро, Шрила Прабхупада говорил: «Расторопно». Это один из очень существенных элементов правильной джапы, потому что, если этого не будет, мы не сможем на звуке сосредоточиться.
Преданные: Но сразу же человек не может быстро.
Бхакти Вигьяна Госвами: Не может. Потихонечку-потихонечку, причем, когда человек входит в этот ритм, он видит, что скорость увеличивается.
ТРЕТЬЯ ВЕЩЬ - это ЭМОЦИЯ, потому что наша джапа не может быть сухой. И Бхактивинод Тхакур объясняет, откуда берется эта эмоция. Он говорит, что вначале человек должен повторять Святое Имя в настроении первого стиха «Шикшаштаки»: «Вот, наконец! Я нашел, я нашел Святое Смя, которое может решить все мои проблемы, полностью меня очистить». В таком первом воодушевлении, энтузиазме. А потом, следующая эмоция какая? Все свои энергии Ты вложил в Свои имена, но я, такой несчастный, что у меня НЕТ никакой привязанности. Это какая эмоция?
Преданные: Раскаяния.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да, человек чувствует свои проблемы, и в этом раскаянии он повторяет: я знаю, там они есть, эти энергии, ты вложил их туда, но у меня нет привязанности. И в этом раскаянии он повторяет. Третий стих - какая эмоция?
Преданные: Смирение.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Да. Смирение, терпение, готовнось. Третий стих - это эмоция предания себя. Когда я действительно предаюсь этому процессу, это определенное эмоциональное состояние, ништха, когда моя вера становится очень сильной, я полностью положился на волю Кришны.
И когда эти ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ( концентрация на звуке, ритм, эмоция) будут, то тогда ум, несмотря на то, что будет убегать периодически, в целом он будет находиться внутри, и вы будете чувствовать необычайное удовлетворение. И, в какой-то момент, вы не сможете закончить читать свои круги. Вам будет хотеться читать больше, больше, и больше. Это реальное совершенно состояние, не хочется заканчивать, потому что ум очень счастлив в нем. Это некая дисциплина ума - этот ТРЕУГОЛЬНИК ДЖАПЫ.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами "Секреты джапы"
См. также другие материалы на нашем сайте: