В сознании Кришны ничего не должно делаться дешево – ни слова, ни действия, ни все, что мы используем. Все должно делаться осторожно и осознанно. Быть в сознании Кришны значит быть сознательным – в отношении больших вещей и в отношении маленьких – на тонком уровне. То, что мы говорим, то, что мы делаем, может обеспокоить умы других людей, и мы даже не будем знать об этом.
Есть одна история с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром:
Преданные по его наставлению приехали в одно место, где раньше не было ни храма, ни вайшнавов, ни проповеди. Они все устроили – прекрасный храм, брахмачари-ашрам, приобрели Божества. Они пригласили своего гуру Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура на инсталляцию Божеств, встретили его с киртаном, приготовили пир, украсили храм… Но за день до этого один брахмачари неподобающе разговаривал с одной женщиной, он был неправ, и один из старших очень сильно отчитал его. Он должен был сделать это, потому что тот брахмачари заслужил это, - он должен был исправить его, но не таким способом. Человека нужно поправлять, но то, как он сделал это, было очень жестоко. Возможно, он был очень занят в подготовке к приезду Гурудева и потому накричал на молодого брахмачари, и тот не выдержал этого и ушел из сознания Кришны. Никто не осознал этого, никто даже не знал, что он ушел насовсем. Но потом они поняли, что совершили ошибку.
Когда приехал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, все танцевали, улыбались, а он просто спросил, где тот брахмачари. Ему рассказали, что произошло. Он ответил: "Вот это все не так важно для меня, как тот брахмачари. Я не приму ничего из того, что вы сделали, пока вы не приведете его обратно.” Тогда преданные поняли, что на самом деле такое сознание Кришны, они даже не заметили, что сделали что-то не так. То, как они говорили с ним – вместо того, чтобы поправить его более сострадательным способом, они сделали это пристрастно, без проявления чуткости к нему. Они поняли, как это повлияло на его жизнь и на сердце их Гурумахараджа. Они стали искать его повсюду. Один из брахмачари видел, как тот как-то смог починить очки, и предположил, что он вероятно будет искать работу там, где чинят очки. Они стали искать его, и в одном месте, в подсобке, нашли его. Преданные попросили прощения, рассказали, что им сказал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он плакал: "Я не хотел уходить, но мне было так плохо. Я чувствовал себя таким недостойным, чтобы находиться там, и потому я ушел, но я всем сердцем желал вернуться.” Он бы никогда не вернулся, если бы они не пришли за ним, потому что он думал, что никто не хочет видеть его.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не сказал: "Он в майе, он не должен так думать.” Нет. Он сказал другое: "Вы неподобающе повели себя с ним, и мне нет дела до инсталляции Божеств, пока вы не приведете его обратно.” Это вайшнав. Об этом говорит Шрила Прабхупада – быть чувствительным в каждом аспекте нашей жизни, в том, что мы говорим, что делаем. Всем своим сознанием мы должны удовлетворять Кришну. Пластик удобнее в использовании и дешевле. Конечно, проще накормить ятру из нескольких тысяч преданных из пластиковой посуды, чем из глиняной. Это проще и дешевле, но сознание Кришны не в том заключается, чтобы было дешевле, но в том, чтобы было качественнее, чтобы выбор был в пользу качества, гармонии с нашей сиддхантой, возвышающим наше сознание.
Е.С. Радханатха Свами 30.10.2009
Радханатха Свами на сайте Васудева.ру:
- Радханатх Свами - Смирение. Сборник лекций (М.Философская Книга.2008)
- Радханатха Свами (Radhanath Swami) - Сборник Аудио Лекций
- Шрила Радханатха Свами - Бодхамрита. Нектар Откровений. Часть 2-я
- Шрила Радханатха Свами - лекция о жизни и уходе Бхакти Тиртхи Свами
- Шрила Радханатха Свами. О смирении и служении вайшнавам (лекция) (включая историю ученицы Шрилы Прабхупады Кунти деви)