Лекция по Шримад-Бхагаватам 1.15.30, (8 декабря 1973, Лос-Анджелес).
Прадьюмна: Перевод: "Казалось, что из-за игр и деяний Господа и из-за Его отсутствия Арджуна забыл наставления, данные Личностью Бога. Но на самом деле это было не так, и он вновь стал хозяином своих чувств". /ШБ 1.15.30/
Шрила Прабхупада: Хм. Итак, здесь объясняется, что такое «Бхагавад-Гита». гитам бхагавата. Бхагавата означает "Верховной Личностью Бога" и гита значит "рассказанная". Они говорят "пропетая", как вы можете сказать. Но гита значит "рассказанная". Поэтому она называется «Бхагавад-Гита», "Наставления, данные Верховной Личностью Бога лично". Поэтому она называется «Бхагавад-Гита».
Теперь Арджуна говорит, что эта наука была рассказана Верховной Личностью Бога. Если мы будем читать «Бхагавад-Гиту», тогда мы должны следовать за личностью Арджуны, потому что Арджуна непосредственно услышал «Бхагавад-Гиту» от Верховной Личности Бога. И он говорит, что эта наука, гитам бхагавата. Поэтому почему должны быть какие-то трактовки? Потому личность, которая услышала непосредственно от Бхагавана, Верховной Личности..., он сказал, что она была рассказана Верховной Личностью Бога. Поэтому тот, кто слушает непосредственно, он что-то говорит, и вы что-то говорите. Но у вас нет права.
Это называется система парампары. Личность, которая услышала «Бхагавад-Гиту» непосредственно от Кришны, всё, что она говорит, следует принимать. Вы не можете трактовать. Это система парампары. Поэтому если вы хотите понять «Бхагавад-Гиту», тогда мы должны воспринимать её таким же образом как и личность, которая слушала непосредственно. Это называется система парампары. Предположим, я услышал что-то от моего духовного учителя, итак, я рассказываю вам тоже самое. Поэтому это система парампара. Вы не можете выдумывать то, что сказал мой духовный учитель. Или даже если прочитали какую-то книгу, вы не можете её понять до тех пор, пока вы не поймете её от меня. Это называется система парампары. Вы не можете перепрыгивать через старшего гуру, пренебрегая следующим ачарием, сразу же к следующему ачарие. Также как наш, эта Гау..., миссия Чайтаньи Махапрабху, мы не можем понять Чайтанью Махапрабху напрямую. Это невозможно. Мы должны постичь через Госвами. Поэтому вы найдёте в Чайтанья-чаритамрите и в конце каждой главы автор говорит,
шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша
чаитанйа-чаритамрита кахе кришна-даса
Таков процесс. Он не говорит, что "я понял Господа Чайтанья Махапрабху напрямую". Нет. Это не понимание. Это глупость. Вы не можете понять, кто такой Чайтанья Махапрабху. Поэтому он, повторяясь, говорит, рупа-рагхунатха-паде... "Я этот Кришна даса, Кавираджа, который всегда является слугой Госвами". Это система парампары. Подобным образом, Нароттам дас Тхакур также говорит,
эи чхай госаи джар муи тар дас
"Я слуга той личности, которая приняла шесть Госвами, как своих господ. Я не собираюсь быть слугой никакой другой личности, которая не принимает способ и средства...". Поэтому мы говорим, или мы предлагаем наши молитвы нашему духовному учителю, рупануга-варайа те, рупануга-варайа те, потому что он следует Рупе Госвами, поэтому мы принимаем духовного учителя. А не так что человек стал выше, чем Рупа Госвами или выше чем... Нет. тандера чарана-севи-бхакта-сане вас. Это система парампары.
Теперь здесь повторяется тоже самое. Арджуна, который слушал непосредственно от Кришны. Иногда некоторые люди говорят, "Арджуна слушал непосредственно от Кришны, но Кришна сейчас не присутствует, поэтому как я могу принимать?". Это не вопрос прямого присутствия, потому что у вас нет понимания абсолютного знания. Слова Кришны, «Бхагавад-Гита» не отлична от Кришны. Она не отлична от Кришны. Когда вы слушаете «Бхагавад-Гиту», вы слушаете непосредственно Кришну, потому что Кришна не отличен. Кришна абсолютен. Кришна, имя Кришны, форма Кришны, качества Кришны, наставления Кришны, всё, связанное с Кришной, это всё Кришна. Это всё является Кришной. Это надо понять. Это не отлично от Кришны. Поэтому форма Кришны здесь, это Кришна. Это не статуя. "Это мраморная статуя". Нет. Это Кришна. Он явился перед вами потому, что вы не можете видеть Кришну. Вы можете видеть камень, дерево, поэтому Он явился в этой форме. Вы думаете что это камень и дерево, но он не является ни деревом ни камнем, это Кришна. Это называется Абсолютная Истина. Подобным образом, слова Кришны не отличны от Кришны. Когда слова Кришны находятся в Бхагавад-Гите, это Кришна.
Также как южно-индийский брахман. Как только он открыл свою... Он был неграмотным, и он не мог читать «Бхагавад-Гиту». Но его Гуру Махарадж сказал, что "Ты должен читать каждый день 18-ть глав Бхагавад-Гиты". Поэтому он был сбит с толку, "Я неграмотный, я не могу... хорошо, я возьму...«Бхагавад-Гиту»." Итак, он был в храме Раманатха. Он взял «Бхагавад-Гиту» и продолжал так делать. Он не мог читать. Поэтому его друзья, которые знали его, они шутили, "Ну, брахман, как ты читаешь «Бхагавад-Гиту»?". Он не отвечал, потому что он знал, что его друзья шутят, потому что я не знаю, я безграмотный". Но когда пришёл Чайтанья Махапрабху, он также был сбит с толку, "Брахман, ты читаешь «Бхагавад-Гиту»?". Он сказал, "Господин, я неграмотный. Я не могу читать. Это не возможно, но мой Гуру Махарадж приказал мне читать. Что я могу поделать? Я взял эту книгу". Это попытка следовать словам гуру. Он неграмотен. Он не может читать. Это невозможно. Но его Гуру Махарадж приказал, "Ты должен читать «Бхагавад-Гиту» каждый день, 18 глав". Теперь что это такое? Это называется
вйавасайатмика буддхих
/БГ 2.44/
Я могу быть совсем не компетентным. Это не важно. Но если я буду пытаться следовать словам моего Гуру Махараджа, тогда я стану совершенным.
В этом секрет.
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
/Шветашватара-упанишад, 6.23/
Если у человека есть сильная вера в Верховную Личность Бога и столько же веры в гуру, йатха деве татха гурау, тогда явленные писания проявятся. Это не образование. Это не учёность. Это вера в Кришну и гуру. Поэтому Чайтанья-чаритамрита говорит
гуру-кришна-прасаде пайа
бхакти-лата-биджа
/ЧЧ, Мадхья 19.151/
Не благодаря образованию, не благодаря учёности, никто так не говорит. Чайтанья Махапрабху говорит, гуру-кришна-крипайа, по милости гуру, по милости Кришны. Это вопрос милости. Это не вопрос учёности или достояний или богатства. Нет. Весь бхакти-марг зависит от милости Господа. Поэтому мы должны стремиться к милости.
атхапи те дева падамбхуджа-двайа
прасада-лешанугрхита эва хи,
джанати таттвам...
/ШБ 10.14.29/
Прасада-леша, леша означает часть. Тот, кто получил маленькую часть милости Верховного, он сможет понять. Другие,
на чанйа эко 'пи чирам вичинван
Другие могут продолжать выдумывать миллионы лет, это невозможно понять. Поэтому «Бхагавад-Гита» как она есть. Поэтому мы представляем «Бхагавад-Гиту», как она была понята Арджуной. Мы не идём к доктору Радхакришнану, этому учёному, этому негодяю, Нет. Мы не идем, мы этим не занимаемся. Это парампара.
Итак Арджуна говорит здесь,
бхагавата
/ШБ 1.15.30/
"То, что слышал от личности, Верховной Личности Бога, Бхагавана." Бхагаван значит исполненный шести достояний. Я объяснял много раз. Итак, здесь есть тот, кто непосредственно слушает и говорит. Он говорит бхагавата. Как вы можете говорить, что Кришна это не Бхагаван - а обычная личность? Как вы можете говорить? Тот, кто слышал послание, он говорит напрямую. Это называется система парампары. Это называется парампара.
эвам парампара-праптам
имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/
Поэтому если мы поймём «Бхагавад-Гиту», как Кришна..., как понял Арджуна, то это будет совершенством. Это «Бхагавад-Гита» Как Она есть. И если вы попытаетесь понять «Бхагавад-Гиту», как говорит какой-то негодяй комментатор, тогда читайте кого-то другого, чепуху. В этом нет смысла. Вы просто тратите понапрасну ваше время. Он может быть таким учёным, таким большим политиком. В нашей стране большие политики комментировали, большие, большие йоги комментировали, это делали большие учёные... Они все бесполезны. Возьмите это бесполезное. Если будете читать такие комментарии Бхагавад-Гиты, это просто трата времени. Если вы на самом деле хотите изучать «Бхагавад-Гиту», тогда делайте это, как понял Арджуна. Арджуна слушал непосредсвенно Кришну.
Итак, в Бхагавад-Гите Арджуна говорит, поняв «Бхагавад-Гиту» от Кришны, он сказал, "Ты Парабрахма".
парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван
/БГ 10.12/
Бхаван. Бхаван значит "Твоя Светлость". "Ты Парабрахма, Верховный Брахма." Он верховный Брахма. Брахма означает дух, и брахма означает величайший.
Итак, он подробно объяснил, что такое духовная душа, мы все духовная душа, каждый из нас. Но Он является Верховной духовной душой, парам. Парам означает Верховный. Он не обычный. Итак, он приходит как обычный, не обычный, как человек, но Он является Верховным человеком. В этом заключается разница. Верховный человек. Но тот, кто не может понять, кто то думает: "Он такой же, как мы", - тогда он мудха, негодяй. Поэтому в Бхагавад-Гите сказано,
аваджананти мам мудхах
/БГ 9.11/
"Эти глупцы негодяи, они смеются". манушим танум aш... парам бхавам аджанантах, "У них нет знания парам бхавам." Итак, парам бхавам, это могут понять преданные. В этом заключается разница. Будха бхава-саманвитах, Кришна сказал.
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/
Парам бхавам, это бхава... Бхава значит усвоение - "О, Кришна такой великий." Это называется бхава. Это истинное знание, тогда вы поймёте по-настоящему этот уровень бхавы. Бхава-бхакти. Бхава-бхакти. Просто занимайтесь служением Кришне. Парам бхавам. Личность, которая пришла на этот уровень бхавы, он не может понять Кришну.
парам бхавам аджанантах
/БГ 9.11/
Приходит этот уровень бхава. Любой может достичь уровня бхавы. Таков процесс. Этот процесс описывается Рупой Госвами, как прийти на уровень бхавы. Уровень бхавы означает прямо перед совершенством. Человек должен прийти к бхаве, следующей стадии совершенства. Следующая стадия полна совершенства. Итак, как прийти к этому уровню бхавы, это описывает Рупа Госвами,
адау шраддха
/Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16, ЧЧ Мадхйа 23.14-15/
Сначала немного веры. Также как многие посторонние приходили сюда, "что делают эти люди, эти люди в сознании Кришны? Давайте посмотрим". Итак, шраддха. Это называется шраддха. Шраддха, настоящая шраддха означает полная вера. Это описывается в Чайтанья-чаритамрите.
шраддха-шабде вишваса
кахе судридха нишчайа
/ЧЧ, Мадхйа 22.62/
Тот, у кого есть столько веры, сильная вера, что Кришна это Верховная Личность Бога, эта вера, не мерцающая, сильная вера, "Да", Кришна это Верховная Личность Бога..." Это называется шраддха. Это начало шраддхи. Если у вас есть ещё сомнения, тогда вы даже не пришли к уровню шраддхи. Излишне. Вы можете прийти, но когда вы на самом деле верите, что Кришна является Верховной Личностью Бога, и если я буду заниматься служением Кришне, я буду совершенным" - две вещи, - это шраддха. И чем больше вы увеличиваете эту шраддху, тем более вы продвигаетесь. Начало это шраддха. адау шраддха.
Итак, как эта шраддха, эта вера может быть увеличена?
садху-санга
/Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16, ЧЧ Мадхья 22.83/
Если вы будете находиться в обществе преданных, тогда эта шраддха может быть увеличена. Если вы будете просто верить, "Да, Кришна это Верховная Личность Бога", но если вы не живете с садху, с преданными, тогда он падёт. Этому придёт конец. Итак, чтобы поддерживать стандарт, правильную температуру, вы должны всегда держаться в тепле. Если вы уйдёте, тогда ваша вера уйдёт. Вы снова станете холодными. Понимаете. Таков процесс.
адау шраддха татах садху-сангах
Всё совершенно. В первую очередь вы должны верить, что Кришна это Верховная Личность Бога. Да. И чтобы эта вера была сильной и продолжалась, вы должны общаться с преданными. Иначе сколько небольшой веры у вас есть, она будет потеряна. Вы снова попадёте в тиски маий.
адау шраддха татах садху-сангах
И если вы на самом деле будете общаться с садху, тогда следующий уровень это бхаджана-крийа, посвящение, как поклоняться Кришне. Затем
анартха-нивритттих сйат
/Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16, ЧЧ Мадхйа 23.14-15/
Если вы на самом деле будете заниматься преданным служением, анартха, то, ненужные вещи уйдут. Также как мы просим наших учеников, "Никакого незаконного секса, никаких интоксикаций, никаких азартных игр, никакого мясоедения". Просто благодаря слушанию вы не сможете этому следовать. Это невозможно. Если вы будете заниматься бхаджана-крийей, если вы на самом деле будете следовать - тогда вы сможете следовать за другими. Иначе, если вы духовно слабы, вы не сможете. Правительство тратит так много денег на то, чтобы прекратить интоксикации, ЛСД, в вашей стране. Их постигают неудачи. Но здесь, благодаря нашему чистому общению, человек может это сразу же оставить. Только посмотрите насколько сильно общение.
адау шраддха татах садху...,
бхаджана-крийа
Анартха. Затем, после того как человек освободился от греховных привычек, тогда он приходит к уровню понимания. До тех пор, пока человек грешен, у него нет возможности понять.
йешам тв анта-гатам папам
/БГ 7.28/
Тот, кто полностью свободен от всей греховной деятельности, анта-гатам, закончил,
йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
А как вы можете освободиться от греховной деятельности до тех пор, пока вы не будете действовать благочестиво? Потому что мы должны чем-то заниматься. Если вы не занимаетесь благочестивой деятельностью, тогда вы должны действовать греховно. Таков способ. Философы майавади просто хотят прекратить неблагочестивую деятельность. Но они не занимаются благочестивой деятельностью. Поэтому они падают. Они падают. Это должно идти нога в ногу.
парам дриштва нивартате
/БГ 2.59/
Если вы получите что-то лучше, тогда вы можете отбросить что-то низшее. Но если не получите лучшего, тогда вы не сможете оставить низшего. Это невозможно.
Итак, вы можете оставить эту неблагочестивую деятельность, при условии что вы полностью занимаетесь преданным служением. Иначе это невозможно. Просто с помощью моральных наставлений, "Воровать плохо, не воруйте", никому это не нравится. Это никому не нравится. Это практично. Один человек украл, и его арестовали и его забрала полиция. Итак, все об этом слышали, и он также слышал, что правительство говорит, что если вы будете воровать, то вас накажут. В Библии или в любом другом религиозном писании сказано, что воровать не хорошо. Итак, он слышал об этом, и он видел, что человек, который украл, попал в тюрьму. Итак, можно ощущать эти две вещи: слушание и видение. Не смотря на весь свой опыт, почему он ворует? Потому что у него нет хорошего общения. Он знает, что воровать плохо, иначе почему он ворует ночью? Никто не может видеть. Он знает, что он делает плохо. Но почему он не может оставить плохое? Потому что он не общается с хорошими людьми. Это так.
Поэтому общение так... Поэтому мы назвали это Обществом Сознания Кришны. Не только сознание Кришны. Общество Сознания Кришны. И общество настолько благоприятно, что мы должны понять. Итак, таким образом,
атха бхаджана-крийа
анартха-нивритттих сйат
/Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16, ЧЧ Мадхйа 23.14-15/
Если мы выполняем наше преданное служение и продолжаем общаться с преданными, тогда мы сможем освободиться от греховной деятельности. И когда вы полностью свободны от греховной деятельности, тогда вы обретаете ништху. Да, это полная вера. Ништха значит полная вера. Тато ништха.
Тато ручих. Ручи означает вкус. Почему вы каждый день слушаете о Кришне, одно и тоже? Мы не говорим ничего нового. "Кришна это Верховная Личность Бога, и вы должны предаться". Это наше ежедневное занятие. Но почему вы приходите, чтобы увидеть..., услышать те же избитые слова? Потому что это очень приятно. Это называется ручи, вкус, "Да, я хочу слушать это опять и опять. Да. Кришна это Верховная Личность Бога, я являюсь вечным слугой". У вас есть вкус. До тех пор, пока у вас не будет вкуса, тогда вы будете говорить, "Что это за банальные фразы?". Харе Кришна, Харе Кришна, вы можете повторять 24 часа, потому что у вас есть вкус. Другие не могут. Это называется ручи. И ручи значит асакти, влечение: "Я должен идти. Я должен повторять. Я должен делать".
тато ништха, тато ручих, атха асактих. тато бхавах.
Затем бхава: "Ах, Кришна. Я буду общаться с Кришной. Затем любовь к Кришне, это совершенство".
Итак, те, кто не достигли этой стадии, первой стадия, это избавиться от греховной деятельности..., анартха. Анартхи вам не нужны, но вы привыкли. И майя так сильна, вам не надо курить, но майя рекламирует: "Вот одна крутая сигарета, или эта горячая сигарета, или это...". Это называется майя. Вам это не нужно. Этого не существует. Наслаждения нет, но тем не менее вы к этому привязаны. Это называется майя, иллюзия. Это называется иллюзия. Итак, у нас есть друзья, такие хорошие друзья по всему миру, ... Вам не надо... Они просто: "Вот виски, вот это вино, вот эта женщина, вот этот незаконный секс, вот сигарета, вот мясоедение...". Это происходит.
Поэтому это движение сознания Кришны является единственной благотворительной деятельностью, которая может спасти человеческое общество. Все помогают им попасть в ад. Это факт. Вся эта помощь это просто... Так много невинных людей попадают в мясорубку образования, культуры, так называемого общества, дружбы... Это очень греховный цикл. Поэтому здесь сказано, Кришна саи... Арджуна сказал,
йатха..., санграма-мурдхани,
кала-карма-тамо-руддхам
/ШБ 1.15.30/
Эти хорошие наставления Бхагавад-Гиты становятся забыты к тому времени, кала. Время, вы все знаете, что задача времени это уничтожать. Вы можете соорудить очень хороший дом и через 10 лет или скажем 5 лет, вы должны будете снова его менять, потому что время его уничтожило, так много всего. Время уничтожает. Это задача времени, кала. И карма, наша карма, потому что мы постоянно заняты греховной деятельностью, карма. Кала, карма, и тамас, невежество. Невежество. Тамас значит темнота, и признак тамо-гуны это сон и лень. Те, кто ленивы и спят, вы должны знать, что они находятся под влиянием тамо-гуны. И раджа-гуна, всегда действовать глупо. Также как бегают эти люди. Они в раджа-гуне. Но на самом деле в этом мире есть две гуны - раджас и тамас, невежество и глупая деятельность. Глупая деятельность очень опасна. Есть четыре класса: ленивые интеллигенты, занятые интеллигенты, ленивые глупцы и активные глупцы. Активный глупец это человек четвёртого класса. В настоящее время они очень активны, но они глупы. Поэтому мир находится в опасности. Активная глупость. Глупая, если он остановится, он не будет работать, то это будет лучше. Но как только он становится активным, он становится более опасным.
Итак, эта раджас-тамо-бхава доминирует. Нет саттва-гуны, благости. Это очень редкая вещь. Признак благости это то, что он может видеть всё в правильном свете. Это благость. Пракаша. Также как в лучах Солнца вы можете всё ясно видеть. Подобным образом, тот, кто ясно видит вещи такими как они есть, они находятся в благости, гуне благости. Есть три гуны материальной природы. Тот, кто действует глупо, он находится в раджа-гуне, и тот, кто не знает, в чём заключается смысл жизни, находится просто в лени и тьме, это тамо-гуна. Поэтому те, кто находятся в тамо-гуне,
джагханйа-гуна-вртти-стха
адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/
Поэтому они снова попадут в царство животных. Они снова пойдут в царство животных. Раджа-гуна - они смогут снова получить человеческое рождение, но это также очень трудно. Но если вы будете оставаться в саттва-гуне, тогда ваша жизнь будет успешной, даже если вы не получите сознание Кришны в этой жизни, вы получите следующую жизнь, если вы будете находиться в саттва-гуне.
урдхвам гаччханти саттва-стхах
/БГ 14.18/
Они постепенно будут возвышаться до высших планетных систем или в духовный мир. Поэтому мы пытаемся находиться, наши ученики всегда в саттва-гуне. Чистота, саттва..., оставаться брахманом. Если вы будете оставаться брахманом, тогда вы не падёте. Вы падёте. Иначе, если вы будете оставаться в тамо-гуне, тогда в следующей жизни вы будете животным. Таков процесс природы. Вы не можете этого остановить. Вы можете быть очень великим учёным, но вы не можете остановить процессы природы
даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/
Это невозможно. Это естественно. Я приводил пример, что если вы осквернитесь какой-то смертельной болезнью, то вы должны будете страдать. Это естественный путь. А не так, что почему вы должны страдать. Нет, вы должны будете страдать, потому что вы уже осквернены. Поэтому в этом материальном мире происходит осквернение, саттва-гуна, раджа-гуна, тамо-гуна. Если вы осквернитесь тамо-гуной, тогда вы должны будете страдать. Если вы осквернитесь раджа-гуной, тогда вы должны заболеть. Это не в ваших руках. Вы не можете сказать. Но люди настолько глупы, что они не знают, как действует природа. Они гордятся своим небольшим знанием и думают, что они являются повелителями всего. Это невозможно.
Большое спасибо.
Преданные: Джайа! Хари бол!