Featured

Изысканный духовный вкус (Автор: Ананта-Шри дас)

ИЗЫСКАННЫЙ ДУХОВНЫЙ ВКУС

Бытует в вайшнавских кругах такое мнение, что надо посещать все лекции, какие только можно, любых лекторов, и что каждый, кто обладает хоть крупицей преданности, может проявить Кришну, если мы будем выказывать ему должное уважение. Часто перед воспеванием в храмах не разглашается список киртаний, чтобы все пели киртан, а не выбирали, опираясь на материальное сознание, на кого приходить. Это всё здорово и красиво звучит, и остаётся только набраться сил, смирения и терпения, чтобы суметь обрести духовное благо на тех лекциях и киртанах, которые тяжело даются в силу индивидуальной материальной обусловленности и прочих вытекающих из этого странностей. Или всё-таки не так всё просто и одномерно в этом вопросе?

«Этот вкус бывает двух видов. В первом случае учитываются особые качества объекта, в другом – не учитываются. Говорится, что во вкусе учитываются особенности объекта, когда этот вкус связан с особыми аспектами Господа – конкретно: его именами, формами, качествами и играми. Тогда имеет значение, хорошая ли мелодия поется, какие именно истории рассказываются о Господе, хорошим ли поэтическим стилем, используются ли фигуры речи, используется ли внушающая сила слов и т.д. Тогда имеет значение, где происходят личное служение: любимые места, любимые участники, любимые атрибуты и т.д. Это похоже на вкус тех людей, которые не голодны и, когда их зовут к столу, они спрашивают: «А что тут у вас за овощи? Как их готовили?» Это – лишь рудиментарное состояние вкуса. Человек в связи с легким осквернением ума озабочен какими-то особыми чертами деятельности – воспевания и прочего. Так что надо знать, что в данном случае есть еще тень осквернения в уме. Но есть другой вариант вкуса – как только воспринимаются где-то имена Господа, Его облики и т.д., этот вкус проявляется в полную силу. А если есть еще и какие-то хорошие качества в том, что воспринимается, то переживание достигает пика. Тогда уже можно констатировать, что в уме не осталось и тени осквернения».

Итак, речь идёт о двух типах вкуса – в первом случае вкус зависит от внешних составляющих (красота мелодии, поэтичность, образность, красота речи и т.д.), а во втором — от имени, формы и качеств Господа как таковых. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что те, кто ценит только красоту подачи, несут в своем сознании следы материального осквернения и уступают тем, кто не зависит от внешней формы. Но и со вторым типом вкуса не все так просто: чтобы испытать экстатические переживания от самих имен и игр Господа (пусть даже мелодия или способ подачи лекции будут несовершенны), необходим квалифицированный проводник — возвышенный вайшнав, имеющий глубокие отношения с Кришной. Получается, что и преданные, у которых второй тип вкуса, тоже не воспринимают все лекции и киртаны с одинаковым восторгом.

И если зрелые вайшнавы, обладающие терпением и смирением, еще могут скрепя сердце «отсидеть» лекцию, в которой нет внутреннего наполнения, или «отпеть» равнодушный киртан, то молодым вайшнавам идти против своих пусть даже внешних предпочтений гораздо сложнее. Согласитесь, жестоко заставлять человека, которому нравится красивый, мелодичный киртан и утонченная, эталонная по форме катха присутствовать там, где фальшивят, поют не в ноту, презирают логику, плохо выражают свои мысли. Вряд ли в этом случае сознание Кришны этого преданного улучшится. Скорее наоборот.

Более того, даже при наличии хорошего внутреннего содержания (возвышенный преданный, обладает чистой верой, он вкладывается в катху или киртан, у него есть бхакти, знает шастры) и хорошего внешнего оформления (говорит красиво, последовательно, хорошо играет на фисгармонии) всё равно не факт, что всем надо именно сюда. Кое-кому надо в другое место… А почему?

В Бхакти-Расамрита Синдху описывается, что преданные в разных настроениях стремятся общаться с теми, у кого схожее настроение, что именно от этого общения и возникает радость. А правильные вещи, но предназначенные для другого настроения, другого типа привязанности к Кришне, заходят плохо. Ну и конечно же, для тех, кто достиг уровня расика-вайшнава, будет очень сложно находиться там, где есть расабхаса или искажение сиддханты, пусть и с хорошими мотивами.

Несколько цитат для размышления:

«Всем понятно, что, если не обрести прибежище у лотосных стоп Варшабханави, Говинда-сарвасвы, то мадхурья-раса не будет должным образом взращиваться. Любовные чувства, с которыми разные гопи совершают свое служение, одновременно существуют в Варшабханави во всей их полноте. Кришна был полностью зачарован Варшабханави, ибо она обладает всеми любовными чувствами во всей полноте. Поэтому, оставив всех прочих гопи, он ушел в поисках той, которая привлекает даже Всепривлекающего. Гопи – это экспансии Радхики. Они –извечные ее части, а она – их изначальный источник. Они не могут связать Кришну, ибо Он полностью принадлежит Радхике. Так она соблазняет Кришну, который, в свою очередь, привлекает всех. Так она увела Его из раса-стхали. Эти темы может понять только тот, у кого душа пробудилась к вкусу мадхурья-рати, божественной любви. Впрочем, те, чьи сердца наполнены настроением ватсалья-расы, тоже могут по достоинству оценить сладость и красоту этих игр». (Шри Радхаштами. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур)

«Стимулами сакхья-расы является возраст Кришны, Его облик, Его рожок, Его флейта, Его раковина, Его шутки, Его качества (вроде смелости), дорогие Ему спутники, Его имитация действий царя, полубогов и аватар. Каумара, пауганда и кайшора – все присутствуют в сакхья-расе. Во Врадже полностью проявлены каумара, пауганда и кайшора, но в Матхуре и Двараке – только кайшора. Для ватсалья расы (родительской любви) больше всего подходит возраст каумара. Пауганда делится на три части, из которых средняя часть больше подходит для сакхья-расы. А начало возраста кайшора больше всего подходит для мадхурья-расы». (Чайтанья Шикшамрита, 7 глава. Бхактивинода Тхакур)

«Глаза Кришны вращались в опьянении, поскольку Он испытывал блаженство при виде своего отца и других, кого любил. А может быть, это было только блаженство любви, которая вспыхнула при виде его возлюбленных гопи. Первый вариант – для тех, кто в ватсалья-расе, а второй – для тех, кто в мадхурья-расе. Это будет ясно из последующего описания». (10.35.24-25, Сарартха-Даршини-тика. Вишванатха Чакраварти Тхакур )

Мир бхакти огромен, красив и разнообразен, и преданные Господа бывают разные. Мы рассмотрели этот вопрос с нескольких точек зрения, но наверняка этих точек зрения огромное количество. Важно найти ту, которой надо воспользоваться именно нам, и не навязывать её тем, кому она не подходит.

АнантаШри дас, ректор Ашрама Бхактиведанты.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню