Прабху: Прабхупада не одобрял разводы. Не только потому, что это неблагоприятно для преданного служения, но и из-за того, что это [семья] один из принципов религии...
БВПС: Что не так с разводом? В чем истинная проблема?… - Это неприемлемо, потому что так много деревьев должно быть вырублено, что делает развод не благоприятным для окружающей среды? По какой причине развод не является благоприятным?
Прабху: В целом, он одобряет действия людей по свой прихоти, игнорируя правильные взаимоотношения и следование наставлениям авторитетов. Это общий взгляд, хотя могут быть исключения…
БВПС: Хорошо, но как развод воспринимает большинство людей? Почему они хотят развестись?
Прабху: Они хотят наслаждать свои чувства с кем-то другим.
БВПС: Да. Но, так ли важен этот кто-то?
Прабху: … Нет
БВПС: Нет, т.к., речь идет о них самих. Иными словами, у меня есть определенные желания, и я хочу наслаждаться определенным образом. А эта, другая личность, по крайней мере, в данный момент, как раз соответствует этому, т.е., моему представлению, о том, что сделает меня счастливым. И нельзя сказать, что это лежит вне взаимоотношений, т.к., привязанность присутствует и она часть процесса, но, как мы видим, что в фокусе таких взаимоотношений? - Не другая личность, а я сам и мои чувства. Правильно? Потому что, если соответствует этот человек, то я буду с ним (с ней), а если соответствует другой человек - я буду с ним (с ней). Т.е., именно вы являетесь постоянным элементом во всем этом. Вы и ваши желания и чувства. А не кто-то другой. Вы можете возразить, а какие варианты еще могут быть? Т.к., мы все равно воспринимаем все через себя… Хорошо, но важным фактом являются взаимоотношения между двумя личностями - каковы обязанности, что можно (нужно) делать, а что нельзя, наличие (или отсутствие) религиозных принципов и т.п. - все это не рассматривается. Т.е., все, о чем мы говорим здесь - в данной ситуации я несчастлив, мои чувства не удовлетворены. Но, счастье приходит в результате действия. Т.е., если вы несчастны, значит действия, которые вы совершаете, не правильные. Но из-за ложного эго, все, что мы говорим, "это другой во всем виноват, потому что я совершенен". При таком подходе, истинная причина того, почему все идет не так, не рассматривается.
И, как правило (но я уверен, что есть исключения), никогда не рассматривается еще одна сторона - дети. Это всегда решается между взрослыми, а дети должны понять. Нет, взрослые должны понять. Потому что, если вы посмотрите, какая позиция более сильная? - Муж и жена связаны определенным договором и если этот контракт разорвать, то, говоря техническим языком, между ними нет больше никаких связей. Технически. Но если кто-то ваш отец или мать, как можно это разорвать? Это факт. Т.е., эти взаимоотношения гораздо сильнее и крепче, чем ваши чувства к вашему партнеру. Но родители думают, что все это только их дела - кто получит опекунство, кто и какие права получит и т.п. "Я хочу видеться с ними по выходным - а я по праздникам и т.д." - все только о них, а о том, как это выглядит со стороны ребенка никто из них даже не думает. Все только о себе.
Но муж и жена обычно это семья, обычно это дети, родственники, друзья, знакомые и т.п. - как правило, [в семейные отношения] вовлечено большое количество людей. Т.е., когда люди женятся, то, технически, это женитьба двух семей. Но ничего из этого не рассматривается. Т.е., проблема в том, что при разводе вы разрушаете так много отношений - и это реальная картина воздействия развода на общество. Но, как вы сказали ранее, если идет речь о наслаждении чувств, то почему бы не попробовать? Может получится, а может нет… Ну тогда разведемся, в чем проблема? Но, если у вас [в обществе] установлен принцип, что развод не приемлем, то тогда вы будете стараться изо все сил, чтобы семейная жизнь была успешной. Потому что, если будет другой вариант, то в один из плохих дней, вы можете его выбрать…
Итак, принцип установлен, разводы запрещены, никаких "ну, мы попробуем, а если не получиться, разведемся", и существует еще одна сторона вопроса. И я видел людей, которые учитывали это, но большинство просто даже не заморачивались, даже не думали об этом. А именно, если разводы запрещены, то вы должны жениться (выйти замуж) на "правильном" человеке. Т.е., следовать процессу, как найти подходящую кандидатуру. И это то, с чем люди не хотят иметь дела. Ведь сейчас как это происходит? - Если чувства присутствуют, то все нормально, это подходящий человек. Но имеют ли они одинаковую природу? Одинаковое воспитание? Одинаковые цели? Какова астрологическая совместимость? И т.п. - ничего этого не рассматривается. Или, в лучшем случае, если мне он (она) нравится, то совместимость я проверю потом… И если она плохая, то тогда у вас возникнут "о, может быть все будет нормально, в конце концов, мы любим друг друга - это важнее, а еще мы ведь преданные…" - Но если вы преданные, то тогда зачем вы женитесь? Просто повторяйте "Харе Кришна".
Мало кто понимает, что это совершенный процесс [как он дан в Ведах] - организация женитьбы. Поэтому возникает так много странных концепций. Потому что, с точки зрения западных людей, у вас нет права голоса, вы не можете ничего высказать - все делают родители, а вы просто следуете тому, что они устроили. Да, это случается. Но где? Откуда у них такое представление об организованной женитьбе? Вы должны понимать, что это исходит из западной культуры, не из Индии, о которой они знают очень мало, и уж тем более не имеют никакого представления об индийских традициях. Так откуда же такое представление о женитьбе по договору идет? Из вашей западной культуры, где женитьба рассматривалась как достижение определенных целей - власти или богатства. Только оттуда.
Но в Ведах мы видим пример, когда Сваямбхува Ману выдавал свою дочь, Девахути, замуж за Кардаму Муни. После всех проверок, он думал, что это будет хорошая семья. Но когда они пошли к Кардаме Муни, он взял с собой свою жену и дочь, что бы они убедились, что это хороший вариант. И когда они одобрили его выбор, то все закончилось свадьбой. Но если бы они сказали, нет, нам это не нравится, то все, никакой бы женитьбы не было. И он стал бы искать другие варианты, а не насильно заставлял бы их принять его решение. И в ведической литературе мы видим как те, кто организовывают женитьбу, они всегда проверяют, что все другие тоже согласны. Подобно тому, как у царя есть привилегия посадить на трон того, кого он хочет. Но в своем выборе, он должен учитывать квалификацию [претендента]. Если она отсутствует, то вопросов нет. Но если претендент квалифицирован, царь спрашивает мнение авторитетов - брахманов, учителей, министров и т.п. - всех великих личностей с которыми он работает. И если они согласны, то тогда претендента представляют народу. Т.е., все эти элементы они представлены в Ведах. Просто мы не видим их… Первое упоминание - организация женитьбы Сваямбхувой Ману - автором Ману Самхиты - бескомпромиссной, бессердечной, бесчувственной книги. И он берет свою жену и дочь, чтобы они одобрили его выбор… Второе упоминание, как Уттанапада посадил на трон Дхруву Махараджа. И это все описано в Шримад Бхагаватам.
Т.е., это полная завершенная картина, и если вы видите ее целиком, то вы понимаете, как это работает, и как это надо применять. Затем вы добавляете к ней этот элемент развода - что развод запрещен и это делает ум более осторожным в выборе партнера и во взаимоотношениях с ним. Т.е., делает фокус более фиксированным, т.к. усилия увенчаются успехом, если присутствует фокус на цели. Нет фокусировки на цели - нет и усилий по достижению ее.
Люди не понимают почему развод запрещен, они не видят истинных причин такого запрета. Т.е., они просто думают, что вот есть в Ведах такое правило и все. Но почему такое правило? Какова причина его появления? И это правило не для того, чтобы доставить вам беспокойства, проблемы и сделать вашу жизнь невыносимой. Наоборот, это правило присутствует потому, что если рассматривать отношения в целом, то все работает очень хорошо. И если вы посмотрите назад во времени, когда этому принципу еще следовали, то вы увидите, что в подавляющем большинстве случаев все работало очень хорошо.
Источник: ЕС Бхактивидья Пурна Свами, Шастра−чакшуш, БГ 18.28-18.