В «Шримад Бхагаватам» песнь 8 гл. 2-4 описывается необычный случай, который произошел с царём слонов Гаджендрой на райских планетах. Он зашел в озеро, где резвился и омывался в прохладной воде со всем своим семейством. А в это время крокодил схватил его за ногу и стал тянуть под воду. Тысячу лет они боролись. Волею своей судьбы Гаджендра оказался в настоящей беде. Он не просто лишился всего, он был на грани того, чтобы потерять свою жизнь. В минуту страшной опасности, на грани смерти, слон Гаджендра, побуждаемый Господом изнутри, вспомнил, что нужно обратиться к Богу, чтобы получить Его защиту.
Это очень глубокая философская история, где Прабхупада говорит, что крокодил – это майя, а слон – это запутавшаяся джива. И он говорит, что хотя слон сильнее крокодила, поскольку он находится в неродной среде, этот крокодил постепенно утягивает его. И Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит эту историю. Он говорит:
«Душа по своей природе выше, чем материальная энергия, но поскольку мы здесь находимся в материальном мире в неродной среде, то эта материальная энергия, как крокодил, который хотя и ниже нас, тем не менее, магнитит нас, затягивает нас. И пока мы без Кришны, мы слабы. Хотя мы относимся к категории высшей энергии (духовной), не будучи через преданное служение связаны с Кришной, мы слабы. И поэтому низшая энергия (материальная) затягивает нас, как этот крокодил, который слабее, чем слон. Слон мог бы затоптать его и все, без разговоров. Но в неродной для слона среде крокодил оказывается сильнее. И он тянет-тянет. И когда этот слон уже полностью ослабел от борьбы, он своим хоботом сорвал цветок лотоса с поверхности этого озера и вознес молитву, которую он помнил из прошлой жизни, поскольку он был проклят. Он был царём Индрадьюмной Махараджем и преданным Кришны, совершившим ошибку».
Проклятье становится спасением
Однажды Агастья Риши пришёл к Индрадьюмне Махараджу, но тот был так поглощён служением Божеству, что даже не заметил этого. Агастья Риши разгневался и проклял его, что в следующей жизни он родится слоном. (Этикет говорит о том, что когда к вам в дом приходит Садху, его нужно принять, напоить, накормить и дать отдохнуть, проявляя тем самым к нему уважение). Индрадьюмна Махарадж припал к стопам Садху и взмолился о прощении. Сердце Садху очень мягкое, он тут же простил его, но проклятие есть проклятие… Тогда он сказал: «Я не могу отменить его, но сам Господь Вишну (Кришна) освободит тебя из этого материального мира».
Крокодил, который был убит Господом, тоже получил освобождение. В предыдущей жизни аллигатор был царем по имени Хуху с планеты Гандхарвов (небесных певцов и музыкантов), который имел неосторожность случайно обидеть мудреца, чем и заслужил воплощение в крокодила. Но мольбы царя смягчили сердце мудреца, и он оставил Хуху шанс на получение освобождения, если тот погибнет от рук Господа, пытаясь утащить Гаджендру в пучину самсары.
Молитвы Слона Гаджендра являют собой неповторимый порыв искренности и предания Богу запутавшейся души, и её горячее желание выбраться из материальной обусловленности. Молитвы Гаджендры уникальны тем, что в них он не просто описывает трансцендентную природу Господа, но и в минуты страшной опасности приходит к пониманию полной бессмысленности своего материального существования, развивая в себе настоящий дух отречения. Он уже не просто ищет спасения из ситуации материальной, но желает навсегда покинуть этот исполненный страданий материальный мир, таким образом, решив сам корень проблемы.
Если каждый с большим вниманием и почтением изучит эти духовные стихи, постарается проникнуть в их глубокий смысл, то больше ни одна проблема в этом материальном мире не сможет выбить его из колеи. Слушая истории из ведических писаний, даже, если мы их не совсем понимаем, наше сердце очищается и становится мягким.
Когда сердце человека полностью очищается, в него входит возлюбленный всех живых существ — Верховная Личность Бога Шри Кришна.
Предание или собственные усилия?
История Гаджендры, глазами Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
«До тех пор пока мы будем сохранять тенденцию полагаться на свои собственные силы и накопленный опыт, мы не сможем полностью предаться лотосным стопам Верховной Личности Бога. Это будет происходить до тех пор, пока мы не откажемся от прославления эмпирического, восходящего процесса постижения Бога и не примем процесс предания. Когда мы поймем тщетность наших усилий, ничтожность нашей гордости и то на сколько напрасны наши усилия, мы предадимся Господу и примем наставления нашей ученической преемственности.
Чтобы проиллюстрировать это, Бхагаватам рассказывает историю о Гаджендре, царе слонов. Однажды, в опьяненном состоянии Гаджендра развлекался со своими женами в озере, тем самым он сильно беспокоил местных жителей. Из-за его небрежности окружающие животные и жители озера были под угрозой смерти. Но спустя какое-то время, по воле проведения, могущественный крокодил появился в том месте и укусил Гаджендру за ногу. Ожесточенная битва между ними продолжалась в течении тысячи лет, каждый из них пытался утвердить свое превосходство. Тем временем Гаджендра обнаружил, что его силы оставляют его так же как и его гордость. Когда Гаджендра ослаб, до той степени, что был готов сдаться и проиграть сражение, он осознал, что единственным выходом из сложившейся ситуации является принятие прибежища у лостосных стоп Господа.
До тех пор пока живые существа, так же как и опьяненный Гаджендра, из-за ложного эго, будут считать себя великими, они будут продолжать свои попытки достичь Бога с помощью собственных усилий. Когда же слава предания себя лотосным стопам Господа пробудиться в их сердцах, они станут перед выбором полного предания или очередных попыток основанных на собственных усилиях. Святые всегда прославляют предание и никогда никого не вдохновляют постигать Господа с помощью собственных усилий. Каким бы великим мы не были, пока мы будем думать, что путь собственных усилий принесет нам благо, до тех пор падение будет нам гарантировано».