«Международное общество сознания Кришны». МЕЖДУНАРОДНОЕ. Часто ли мы задумываемся о том, что значит это слово? Признаюсь честно, до неожиданно свалившейся на меня поездки в Объединенные Арабские Эмираты, я совершенно не понимала масштабов того, что сделал для нас Шрила Прабхупада.
- Азалия, поедешь в Эмираты? – как бы между прочим спросил меня директор фирмы в день, когда я решила, что хочу уволиться. Дубай??? Помню, с тех пор, как когда-то услышала от Бхакти Бринги Говинды Свами Махараджа о дубайских преданных, во мне поселилось желание познакомиться с ними. Кришна, что это значит? Это искушение или исполнение желания? Зачем Ты отправляешь меня туда? И…как мне найти там Твоих преданных?
«Кришна Дубай»
Итак. Ищем преданных. Первая попытка, и даже вторая, и третья провалились – ни у кого не было знакомых преданных в Эмиратах. Даже преданные Вриндавана не смогли никого вспомнить. Что делать? Открываем Facebook…Чтобы написать? «Кришна Дубай». Ура! Вот он – небольшой список. Стрелочка курсора указала на Дхира Кришну прабху. Ну что ж, попробуем. Ответ пришел в тот же день:
«Харе Кришна, матаджи Азалия. В Дубай у нас проходят еженедельные пятничные программы с 9:30 до 13:30 в Церемониальном Центре Синдхи, Бур Дубай. Вы как раз прилетаете в пятницу, 6 декабря. Вы можете написать на мой е-мэйл, а это - номер моего телефона. Если Вы прилетаете в утренние часы, и не успеваете на нашу программу, мы можем устроить встречу в резиденции президента нашей ятры Шриваллабхи прабху. Я поговорю с ним после того, как узнаю Вашу программу пребывания в Эмиратах. Если Вам что-нибудь нужно, пожалуйста, обращайтесь».
На программу я не успевала. Дни были расписаны рабочими поездками по эмиратам и Дубаю. Отель, в котором буду жить, находится на курортной территории Джибель Али далеко от города. Что делать? Ладно, будь что будет, спросим, где живет Шриваллабха прабху. Может быть и не так далеко?
«Хорошо, значит, мы встретимся со Шриваллабхой прабху 9 декабря. Он живет на территории Джибель Али».
Кришна Бхагаван!!!
Встреча первая
«Ибн Батута Молл» - Торговый центр на границе Дубая, каждый павильон которого построен в стиле стран, которые посетил знаменитый марокканский путешественник Ибн Батута. Но мне не до кучи магазинов, собранных там. За мной сейчас приедут преданные.
Дубай – город машин. Пешком там почти не ходит никто. Парковок тоже – огромное множество. Как среди них найти нужную, а на ней – нужную машину белого цвета? Надо лучше знать английский – со своим запасом английских слов и плохой ориентацией на новой территории, я искала Дхира Кришну прабху с супругой минут двадцать. И вот наконец-то! Невысокий индус, тепло-тепло улыбаясь, машет мне рукой в мешочке с четками…Сажусь в машину - на переднем сиденье его супруга читает джапу… Боже мой! Какое чудо! Какое чудо оказаться среди преданных, среди святых имен…
- Ты уже прочитала джапу? – спросила меня матаджи Дхана Лакшми.
- Да… - она удивилась.
- А сколько ты читаешь? – поинтересовался Дхира Кришна прабху.
-16. – они удивились еще больше. Я тоже удивилась – это же естественно, они знают, что у меня есть Гуру Махарадж… – я хочу Вам подарить кое-что…
Достаю фотографию наших Божеств, гирлянду Радхарани. Они прикладывают их к голове, трепетно держат в руках изображение… Удивительно – жесты почтения и благодарности те же самые, что и у нас здесь. Шрила Прабхупада, Вы научили нас этому!
Жилая территория Джибель Али как будто сошла с кадров фильма: шлагбаум, целый лес из пальм, чистые ровные дорожки, фонтаны, резиденции, сады… А вот он и дом Шриваллабхи прабху. Большой зал поделен на две части. В первой – красивые невысокие кресла, диван, столик, шкаф с изображениями Верховной Личности Бога и спутников. Во второй – алтарь.
- Харе Кришна, матаджи, добро пожаловать! Получите даршан Божеств, - ласково встречает нас супруга Шриваллабхи прабху, матаджи Сита Чару.
О, Господи, какой алтарь! Вырезанный из темного дерева, состоящий из трех частей, он хранил в себе Джаганнтха, Баладева, Субхадру, Гаура-Нитай, Шилаграма, Дамодара Гирираджа и Гопала. Украшения, богатые одежды, цветы… А напротив – почти метровая фигура Джаяпатаки Свами Махараджа и его стопы. Он - духовный учитель преданных этой семьи (и большей части дубайской ятры). Началось гаура-арати.
Пришел один из трех сыновей матаджи Ситы Чару и Шриваллабхи прабху, Рагу, заиграл на фисгармонии. «Нама Ом Вишну падайя…» запела матаджи Сита Чару, а матаджи Дхана Лакшми взглянула на меня – я пою… Мне кажется, им тоже было так удивительно, что человек из России поет пранама мантру Шриле Прабхупаде и прославляет Божеств вечерней службой. Мелодии были не такие, к каким мы привыкли, причем пели почему-то немного в разнобой – я постоянно сбивалась и думала, с кем петь – с матаджи Ситой Чару, которая ведет пуджу, или с матаджи Дхана Лакшми и Дхирой Кришной прабху, которые стоят рядом? Но все равно это было нечто совершенно невероятное. Быть с преданными, петь то, что не требовало перевода на английский, русский, хинди…
После гаура арати с работы пришел Шриваллабха прабху, и мы расселись на Бхагаватам. Его давал Дхира Кришна прабху. Открыли Бхагавад-гиту, я приготовилась пробудить весь свой словарный запас английского, чтобы максимально понять, о чем будет говорить старший преданный
Дхира Кришна прабху пропел шлоку на санскрите и…начал петь вторую. Затем третью, четвертую, пятую…мы только успевали перелистывать страницы. Я даже подумала, что весь Бхагаватам из этого и будет состоять. Но оказалось иначе – он прочел восемнадцать шлок, без английского перевода, без комментариев, и стал пересказывать, о чем говорилось в этой части "Бхагавад-гиты", пояснять…то есть – давать уже более привычную лекцию по Шримад Бхагаватам. Все это заняло по времени минут двадцать. Фантастика. Самый необычный Бхагаватам в моей жизни.
- Ты знаешь шлоки Бхагавад-гиты? – спросили они у меня уже на обратном пути домой.
- Всю Бхагавад-гиту? Нет. – ответила я.
- Ну хоть какие-то шлоки знаешь?
- Нет… - стало очень стыдно. Надо срочно браться за свое образование. У них даже дети шлоки знают! Внуки Дхира Кришны прабху и матаджи Дхана Лакшми в свои 10-12 лет уже штук двадцать пять с легкостью цитируют. А они учат их только по праздникам, когда приезжают в гости к бабушке с дедушкой.
Дубайские преданные разрабатывают для детей специальные книжки, которые, как учебники, помогают запоминать шлоки. Шриваллабха прабху подарил одну из них. Я восхитилась тем, как они заботятся о детях.
- У меня восемьсот детей, - улыбаясь, заметил Шриваллабха прабху.
- Если бы ты надела сари и поставила тилаку, то оказалась бы в опасности, - сказала матаджи Сита Чару. – Мы живем в мусульманской стране, у нас запрещена проповедь представителям других конфессий. Здесь только индусы могут носить индийскую одежду на улице.
Ничего себе! Друзья как чувствовали, предупреждали меня, чтобы я сари на встречу не надевала…
- Даже когда к нам приезжают духовные учителя, им приходится носить обычную одежду, потому что они европейской наружности, - продолжали говорить преданные.
Надо же! Получается, жители Эмиратов-не индусы, лишены возможности узнать о сознании Кришны, о Верховной Личности Бога… Несмотря на то, что в Дубай на самом деле приезжает очень много духовных учителей. Отсюда и до Индии рукой подать – всего три часа на самолете.
- Обычно к нам на программы приходит около восьмисот-девятисот человек. Но мы не имеем права специально приглашать людей. Об этих программах просто знают, и просто приходят. И там можно одеваться по-вайшнавски. У нас есть четыре русские матаджи, которые замужем за местными преданными, они носят сари.
Видимо там, на этих программах в Церемониальном Центре, проповедь уже разворачивается в полную силу. Киртан, лекция, прасад, книги… Причем они выпускают много специальной красочной литературы и других изданий. Календари, алтарики, красочные книжки-раскладушки, закладки со шлоками… Да и проповедь прасадом вышла далеко за рамки таких встреч – ресторан «Говиндас» раздает милость Господа большими вкусными порциями.
- У нас пока нет своего храма. В Дубай есть храм Кришны, но это не храм ИСККОН.
Нет одного общего храма, зато дома – настоящий храм…По-крайней мере у тех преданных, в гостях которых я была. Уверена – они не исключение в своей ятре.
Они очень обрадовались Маха прасаду (Спасибо Аравинде прабху, матаджи Прии Чаране, Вадиму Вяткину, Юлии Малаховой, Анастасии Шевель). Правда, оказалось, что Дхира Кришне прабху и матаджи Дхана Лакшми я дала гирлянду не Радхарани, и Говинды, а цветы с Радхарани пришли к семье Шриваллабхи прабху. Так Божества сами распределили, кому что достанется…
- У нас в Южной Индии есть традиция, - заговорила матаджи Сита Чару, подходя ко мне с подносом. – Ты мой гость, поэтому я ставлю тебе красную точку, дарю прасад и вот еще кое-что.
На подносе на самом деле по центру стояла крохотная лота с чем-то красным. Лежал апельсин и большой пакет с подарками. Как много всего!
- Тебе понравилось сари? Хочешь, я принесу тебе еще одно? – заботливо стала спрашивать матаджи Сита Чару. Мне было очень неловко соглашаться… А после стало стыдно, что могла их обидеть отказом.
- Эти подарки – от моей души тебе, - объяснила на прощание супруга Шриваллабхи прабху.
Наша встреча подходила к концу, незаметно за разговором успели вкусить необычный прасад, приготовленный матаджи Ситой Чару. Его подавал их слуга (видимо, для них это естественно, потому что в семье Дхира Кришны прабху также есть слуга). Стали решать, как меня доставить в отель. Точнее даже вопрос не в том, как, а в том…куда. Я забыла название отеля! Дело в том, что мы с коллегами жили в двух отелях, и сегодня вечером как раз было переселение в тот, который располагался в Джибель Али. Видимо, я слишком обрадовалась встрече, потому что точное название напрочь вылетело из головы.
- Это точно твой отель? – спросил Дхира Кришна прабху, останавливая машину рядом с ресепшен. Мое согласие, подкрепленное прасадом, его явно не убедило – он не уезжал, пока точно не понял, что это именно то место, куда мне нужно было попасть.
- Я приглашаю тебя завтра на прасад с нашей семьей. Хочу, чтобы получила даршан наших Божеств.
Кришна Бхагаван! Как чудесно! Еще один вечер пройдет в кругу преданных!
Встреча вторая
Высокое жилое здание. Пропускной пункт в подземную парковку. Лифт на девятый этаж. Я немного в тумане – по дороге слушали лекции Шрилы Прабхупады. Очень сосредоточено пыталась понять, что он говорит без перевода на русский. Вот странно – не могу толком разобрать слова, сложить их в предложения, ощущение, что вообще ничего не понимаю. Однако внутри возник образ лекции – о важности и необходимости духовного учителя, о том, что все, что мы делаем, нужно совершать через него.
Примерно также мы общались и с преданными – какие-то слова были непонятны, какие-то мысли не облекались в англоязычную форму, но понимание было. Это так удивительно!
Открывается входная дверь и сразу – зал. Диванчики, столик…Коляска, рядом с которой сидит младшая дочь Дхира Кришны прабху и матаджи Дхана Лакшми, моя ровесница, Анчал. Из кухни выходит невестка Сита, это ее малютка спит в коляске – Санскрити всего два месяца.
- Харе Кришна, матаджи, добро пожаловать! Проходите. Может быть воды? Теплой, холодной? – с большим уважением и теплотой в голосе стала спрашивать Сита, усаживая меня на диван. Мне даже стало неловко от такого почтения.
- Вы хотите что-нибудь еще?
- Да! Можно даршан Ваших Божеств?
В их доме целая комната отведена под алтарь.
- Это – Радха Кришна Каная. Это – Гопалы. Это – Туласи деви, - представляла Божеств матаджи Дхана Лакшми.
Радха Кришна дома! Какое от Них ослепительное королевское сияние. Точно арабские шейхи… А вот этот Гопал в качельке – самый маленький Гопал, которого когда-либо видела. Выхожу на балкон. Туласи! Много! Высокие! Раскидистые! Плод заботы матушки Дхана Лакшми…
С работы вернулся муж Ситы, сын Дхира Кришны прабху и матаджи Дхана Лакшми. Стали накрывать на стол.
- Я не знала, что ты ешь, но постаралась приготовить для тебя. Если ты что-то не хочешь, пожалуйста, говори, не стесняйся, - ласково попросила Сита, ухаживая и раздавая прасад. Я ответила, что все в порядке – люблю такую еду.
- Мы используем много специй, - продолжались осторожные предупреждения.
- Мне это нравится, - заверила я и приготовилась откусить кусочек пани пури. Это – маленькие чашечки из теста, в которых что-то лежит, и которые поливаются соусом.
- Нет, не так, надо все полностью в рот, не откусывать, - говорит Дхира Кришна прабху. Ладно, полностью так полностью… ААА!!! О, господи! Ощущение, что глаза сейчас просто вылетят из головы. Но очень вкусно, хочется еще – преданные довольны. Нежнейший рис, что-то непонятное из картофеля, необычный салат, мороженое…
- Что ты ешь дома?
- Прасад, - казалось, им сложно поверить, что не индусы могут перестать есть мясо, читать джапу, соблюдать принципы…
- Посмотри! – трогательно улыбаясь, повернул ко мне телефон Дхира Кришна прабху. Что привело его в такое умиление? Ролик с записью виваха-ягий русских преданных. Дхира Кришна прабху искренне любовался их фотографиями, положенными на музыку.
Проснулась Санскрити. Малютка спокойно лежала в коляске, тетя и отец играли с ней, давая Сите немного отдыха – она весь день на ногах, заботится о доме, готовит для семьи… Сита приступила к прасаду самая последняя – после того, как накормила всех остальных. Мы почти все время общались с ней – она помогала чувствовать себя очень уютно, а ее английский язык был самым понятным для меня. Очень мягко, с большим почтением и достоинством она заботилась о каждом и называла родителей мужа «мамаджи и пападжи». Когда матаджи Дхана Лакшми стала дарить мне подарки, она, таинственно улыбнувшись, тихо поднялась на верхний этаж и спустилась с большим пакетом. Матушка уступила ей дорогу, чтобы она могла мне подарить красивый гопи-дресс и изумительную тарелочку с Радха Кришной. Но Сита, почтительно склонив голову, стала передавать свои подарки через нее – старшую в семье. Это было удивительно. И в тоже время такое уважительное отношение, не мешало ей шутить с мужем, сестрой, забавно комментировать что-то, создавая атмосферу непринужденности и простоты.
- Все индийские женщины такие, - сказала Сита, когда я восхитилась ее качествами жены.
- Я тоже хочу быть хорошей женой.
- Мы будем с тобой общаться, - ласково заверила она.
В отель мы поехали большой компанией: Сита с дочкой и мужем, друг мужа и Анчал. Родители остались дома – уже было поздно.
- Ты молодец, читаешь шестнадцать кругов, а я вот не успеваю… - грустно заметила Сита по дороге.
- Кришна обязательно устроит так, что у тебя будет на это время! Ты ведь знаешь свою дхарму, стараешься следовать ей и хочешь читать джапу. Гуру Махарадж говорит, что молодым мамам, которые не успевают читать на четках свои круги, можно читать по часам. Ты же знаешь, сколько по времени занимает один круг? – вспомнила я слова Гуру Махараджа. – Потом вообще вместе с Санскрити будете читать. Вот здорово будет!
- Да… – задумчиво произнесла она. – Когда Санскрити позволяет, я всегда стараюсь на мангала-арати приходить…
Надо же! У них на самом деле дом - настоящий храм! С проведением всех служб, поклонением, изучением священных писаний…
Настало время прощаться. Не верится, что мы не встретимся с ними больше. Задумки Кришны невозможно предугадать, но есть ощущение, что здесь все же стоит многоточие.
Шрила Прабхупада, как потрясающе и невероятно то, что Вы сделали для нас. Гуру Махарадж, как непостижимо Вы даете понимание этого и проливаете милость. Какое счастье, что когда-то по Вашей милости и милости преданных пришла в голову идея написать «Кришна Дубай», и открыть дверь для милости Кришны.
Послесловие
- Азалия, пожалуйста, поговори со мной, мне очень страшно, - в слезах прибежала ко мне коллега, когда мы летели в Омск. Она переживала когда-то аварийную посадку самолета, и теперь перелеты сопровождаются такой самскарой. – Азалия, давай будем с тобой и в Омске общаться, помоги!
- Конечно, будем. Можем встретиться, можешь прийти ко мне в гости – у меня встречи проходят, мы просто общаемся, обсуждаем темы… Но это связано с сознанием Кришны, - я решила говорить напрямую.
- Азалия, да мне уже не важно Кришна - не Кришна! Я очень хочу духовного развития!
Кришна... Как удивительны Твои действия, затрагивающие миллионы направлений одновременно.
Азалия Юрьева
См. также:
- Простая жизнь и возвышенное мышление. Как же действительно жить просто?
- Настоящая цивилизация. Выпускник гурукулы о Варнашрама-дхарме
- Кришнаиты в большом городе: Ильмар Кокнаев сфотографировал прихожан московского храма Кришны и записал их истории
- Друг не имеющих прибежище. Удивительная история о брате Индрадьюмны Свами
- Шрила Бхактивинода Тхакур - О многообразии религий
- Практическое применение Бхагавад-гиты
Здесь могу ответ не увидеть, если можно, ответьте по вотсапу +79182481224