Featured

Два дня среди кришнаитов. Сельхозобщина на Балхаше (Казахстан). Фоторепортаж

Глава общины с духовным именем Гопичандра дас

В полдень одного из теплых сентябрьских дней я приехал на балхашские дачи, чтобы посмотреть, как живет местная община кришнаитов. Меня встретил человек с заразительной улыбкой – глава общины с духовным именем Гопичандра. Два дня, которые я провел здесь, открыли мне жизнь, которой я никогда не видел прежде. Когда-то Гопичандру звали Русланом. Предыстория его проповедничества такова: в начале 90-х он уехал учиться в Москву, где встретил друга, который занимался ведическими духовными практиками. Веды – самые древние и глубоко духовные писания в мире. Руслан с головой окунулся в их изучение и вскоре понял, что хочет посвятить Кришне всего себя.

Гопичандра дас и коровы

Вернувшись в Балхаш, он отвел одну комнату в своей квартире под алтарь, стал вести соответствующий образ жизни, совершенствовать свои познания, и вскоре у него появились единомышленники – «преданные». В 2000 году по совету духовного учителя Махараджа Руслан купил две дачи на берегу Балхаша и пару дойных коров – с них и началась история сельхозобщины.

пригнали коров на дневную дойку

Приехав сюда, я сразу же окунулся в трудовые будни. Только что с пастбища пригнали коров на дневную дойку, иду за Гопичандрой в коровник. Нас встречает любопытный теленок, он так и норовит залезть мордой в объектив. Нескольких коров Гопичандра доит сам, остальных – другие члены общины.

Рабочий день здесь начинается в 4 утра с утренней дойки

Рабочий день здесь начинается в 4 утра с утренней дойки, затем коров доят в полдень и третий раз – в 8 вечера, по приходу скота с пастбища.

Гопичандра с ведрами надоенного молока

Гопичандра с ведрами надоенного молока возвращается в храм. Мы проходим через огород, засаженный помидорами, свеклой и другими овощами, урожая которых хватит общине на весь год.

Из Индии кришнаиты привозят семена диковинных для нашей местности растений

Из Индии кришнаиты привозят семена диковинных для нашей местности растений. Некоторые успешно выращиваются в балхашских условиях.

Горькая дыня

Гопичандра показывает одно из них – горькую дыню. Она используется в блюдах в небольших количествах, как горчица в русской кухне.

горькую дыню

Мы заходим в большую пристройку к дому. Это храм, где проходят службы.

Всюду на стенах картины с изображениями Кришны

Всюду на стенах картины с изображениями Кришны. Портреты основателей движения занимают в храме центральные места и украшены цветами. Алтарь с божествами Кришны был перевезен сюда из городского Центра сознания Кришны в Балхаше.

---

Гопичандра рассказывает о технике перебирания четок. Четки перебирают в специальном мешочке гомукха (в переводе «коровий рот», или иначе «божественная речь»), это предохраняет их от лишних глаз. Указательный палец при этом высунут наружу, так как, по мнению кришнаитов, обладает отрицательной энергетикой, поэтому не участвует в процессе.

---

В теплое время года члены общины едят на свежем воздухе – в прасадной. Прасад означает «пища, еда», к столу здесь приглашают словами: «Пойдемте попрасадничаем!». Тут же, в прасадной, делают овощные заготовки на зиму.

---

Готовят пищу, как правило, на печи. В качестве топлива используется высушенный навоз.

---

В качестве угощения мне предложили пиццу, все ингредиенты которой либо молочные, либо растительные. Пробую – блюдо действительно вкусное и нисколько не пресное. Гопичандра угощает меня свеженадоенным молоком. Тут я немного напрягаюсь, вспоминая, как в детстве в украинской деревне не мог пить парное молоко из-за его запаха. Но чтобы не обидеть хозяина, я решаюсь. На удивление, не чувствую никакого неприятного запаха, молоко сладковатое на вкус и, конечно, имеет мало общего с магазинным.

---

Сейчас в общине живет десять человек. Отношения с соседями-дачниками у них хорошие. Видя трудолюбие кришнаитов, некоторые дачники отдают им ненужные стройматериалы или излишки урожая. Вечером мы идем с Максимом и Сергеем забирать благотворительную помощь соседа – доски от старого забора. Кришнаиты стараются не пользоваться техникой, поэтому все грузоперевозки у них осуществляют быки, запряженные в телегу.

---

Цель организации общины – обучить людей простому образу жизни и возвышенному мышлению. А целью духовного развития в общине является достижение ее членами самоосознания и восстановление любовных отношений с Богом Кришной.

Максим

Максим – человек в общине приходящий. Здесь он выполняет работы по хозяйству, настраивает компьютеры, а взамен получает кров, пищу и, самое главное, доступ к ударной установке. Максим – музыкант, носит ирокез и называет себя панком. Несмотря на то что он не разделяет идей кришнаитов, ему комфортно жить с ними. Он привык к вегетарианской пище и местному распорядку дня.

---

Житель общины Сергей признается, что раньше беспробудно пил. Он опустился на самое дно и, только попав сюда, смог бросить эту привычку. Для Сергея нет неподъемной работы, и такие люди общине очень нужны.

---

Ирина – жена Сергея. Она стала приходить сюда давно, но жизнь в общине предполагает определенные аскезы, и, не выдерживая этого, Ирина несколько раз уходила. Бывало, они с Сергеем уходили вместе, но Гопичандра прощал их и принимал назад. В последнее время срывы прекратились. Ирина готовит, стирает, ухаживает за огородом и скотиной. С удовольствием участвует в утренних молитвах.

---

Простые на первый взгляд принципы, по которым живет община, оказываются многим не по силам. Основных принципа четыре. Первый – не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Здесь также не употребляют одурманивающие вещества, такие как алкоголь, наркотические средства, табак. Преданные Кришны отказываются даже от чая и кофе из-за содержащегося в них кофеина. Третий принцип – не вступать в половые отношения вне брака. И последнее – жить без обмана, махинаций и азартных игр.

---

Я провел в общине ночь и назавтра с раннего утра был приглашен на утреннюю службу. Распорядок дня в общине таков: в 4.00 подъем, полное омовение, молитва, мантра-медитация на четках. Это делается для очищения сердца и ума, а на продвинутом уровне – для общения с Богом. В 7.00 утренняя служба, вознесение молитв духовному учителю и Кришне, затем обсуждение священного писания Шримад-Бхагаватам, где описываются игры и деяния Кришны. В 9.00 завтрак, прасад – принятие освященной пищи. После завтрака хозяйственная деятельность.

Гопичандра берет индийский барабан

Когда в храме собираются все преданные, Гопичандра открывает алтарь и начинает службу. Гопичандра берет индийский барабан – мридангу, и постепенно сонный речитатив мантр переходит в песню.

---

Каждый может поддержать ритм хлопками или отбивая его маленькими звонкими тарелочками – караталами. Периодически участники службы совершают поклоны перед алтарем. Ритм ускоряется, люди в танце синхронно то приближаются, то отдаляются от алтаря. Танец заканчивается, кришнаиты садятся и повторяют за Гопичандрой слова молитвы.

---

Гопичандра берет в руки священную книгу и начинает читать очередную главу. Все внимательно слушают. По окончании лекции служба заканчивается, преданные расходятся каждый по своим делам.

---

Знакомлюсь с Индирой. Девушка специально приехала из Балхаша поучаствовать в утренней службе. С кришнаитами она познакомилась в 13 лет. Сначала ей очень понравилась внешняя атрибутика этой религии – красивые наряды и индийские песни. Постепенно, участвуя в праздниках и обрядах, Индира прониклась идеями движения «Харе Кришна». После утренней службы в ее глазах спокойствие и счастье – похоже, что мысленно она еще на служении.

---

Карина – карагандинка, ездила с Гопичандрой в Алматы на фестиваль и решила на обратном пути пожить несколько дней в балхашской общине. Посещает Общество сознания Кришны в Караганде. Носит сари.

---

Виктор воспитывался в детдоме семейного типа. Потом работал, неплохо зарабатывал, но был одинок, и ему была чужда жизнь сверстников. В общину его как-то раз привела сестра Мадина, и уже на следующий день он вернулся сюда со своими вещами.

---

Никунджа Виласини деви даси – мама Гопичандры, в миру Зинаида Георгиевна. На пенсии, бывший главный бухгалтер одного из балхашских предприятий. Она приняла религиозный выбор сына и очень много сделала для становления балхашского отделения Общества сознания Кришны. Полгода прожила с Гопичандрой в Индии, после чего получила духовное имя.

---

Вечером Гопичандра собирается ехать за водой на колонку. Быков выводят из стойла и запрягают в телегу-бочку.

---

Клички быков – Нарасимха и Нитай. У быков нет заднего хода, поэтому разворот на узкой дороге невозможен, путь нужно планировать заранее.

---

Обратно быки идут с гораздо большей охотой в надежде получить честно заработанный корм.

---

Мы прощаемся на берегу Балхаша. Последний снимок Гопичандры в его парадном шафрановом дхоти делаю уже при взошедшей луне. Глава балхашской общины приглашает приехать в гости при первой же возможности. И хоть кришнаитом я не стану, чувствую, что с удовольствием снова встречусь с людьми, которых узнал здесь. И наверняка, когда я вернусь домой, послушаю песню «Крематория» «Харе Рама», благодаря которой когда-то впервые узнал о кришнаизме.

Автор репортажа: Oleg Bitner, http://www.voxpopuli.kz/main/2338-dva-dnya-sredi-krishnaitov.html

См. также другие материалы на нашем сайте:

Комментарии  
Замечательное это место. Бываю там время от времени. Сейчас посмотрел, и сразу теплом отозвалось.

Меню