На фото: Мандакини деви даси вторая справа от Шрилы Прабхупады
Кришнананда дас: В 2010 г. Шрипад Госвами Махарадж велел мне собирать данные по истории ИСККОН в СССР, и я сразу же обнаружил отсутствие сведений о том, что было до 1979 г. То-есть было известно, что Шрила Прабхупада в 1971 году посетил Москву, но потом более или менее подробные сведения начинаются лишь с 1979 г. Что было в течение почти 10 лет, непонятно! Но я узнал, что первым продолжателем проповеди в СССР была его ученица-француженка Шримати Мандакини. Никаких сведений о ней у нас тогда не было. Каким-то чудом Кришна послал мне в интернете сообщение о том, что в Лондоне Шримати Мандакини делится своими воспоминаниями о проповеди в СССР. В Лондоне живет мой старший сын, и я его попросил раздобыть какие-то сведения о ней. В 2011 г. он мне прислал её электронный адрес, и я ей написал: «Приезжайте в Москву на наш фестиваль в честь 40-летия ИСККОН в СССР!» Она мне отвечает: «Нет, я не приеду! Вы там все святые, а я – падшая, и мне стыдно!». И тут мне пришла гениальная идея – надо, чтобы мой сын написал ей приглашение на французском! Он ей написал на французском, и она приехала!
Бхакта: Он знает французский?
Кришнананда дас: Да, потому что его мать имеет склонность к Франции. Многие её петербургские друзья студенческих лет эмигрировали во Францию, и она туда ездила с детьми. Старший сын до сих пор, по традиции, туда ездит в отпуск. Итак, матаджи Мандакини приехала, ей понравилось в Москве, и она стала приезжать более или менее регулярно. Параллельно она установила «опёку» над моим сыном, и это – милость Господа к нему, потому что у него в Лондоне не было общения с преданными. Матаджи Мандакини начала его там таскать на нама-хатты и даже на харинамы, хотя ей уже было за 60.
Она – образец вайшнавского смирения, и, в частности, очень скупо рассказывает о своих приключениях в СССР. Она, в первый раз приехала в Москву зимой с 1971 г. на 1972 гг. , а после этого ездила регулярно, несколько раз в год много лет - примерно до 1978 года, когда решила выйти замуж в Европе за какого-то известного тогда проповедника, который потом бросил и её, и сознание Кришны, но дочку ей оставил. Несмотря на оформление фиктивного брака с Ананташанти, ей не давали длительные визы. Ей давали только туристическую – на неделю. Но это было также связано с тем, что Ананташанти ещё до знакомства с Шрилой Прабхупадой общался с диссидентами, а их преследовали с СССР. Он тогда еще попал в поле зрения КГБ, и к нему уже относились с большим подозрением.
Так или иначе, Ананташанти стал возить Шримати Мандакини по своим друзьям: диссидентам, ученым, художникам. Это – первые советские слушатели Кришна-катхи. В их числе – физики, которые во главе с академиком Сахаровым всегда были в оппозиции властям. Среди них был Каракашев-старший, который даже сам стал проповедовать сознание Кришны – в том числе на космодроме «Байконур», благодаря чему одна его сотрудница впоследствии получила инициацию с именем Сита деви даси, а его брат, Каракашев-младший получил инициацию в одном из матхов с именем Баларам дас. В СССР Каракашев-младший прославился как известный плакатист. Но, на самом деле, он – живописец, а плакатами просто зарабатывал. В 90-х гг. он много с нами общался…
На тех подпольных сходках Ананташанти был просто переводчиком, а говорила Матаджи Мандакини. Она вспоминает, что очень удивлялась всем этим своим лекциям, потому что она же была просто пуджари в Лондоне и не имела времени на чтение книг, хотя лекции по Шримад Бхагаватам иногда слушала. Но ей непонятно было, кто это из нее говорит. Она вспоминает, что думала тогда: «Что это такое? Откуда всё это идёт?» А Ананташанти у неё таким образом учился лекции читать и потом сам стал давать свои сенсационные многочасовые лекции. Типичные его лекции выглядели таким образом: в очередном Доме культуры объявляется, что состоится лекция по йоге, которую прочтет специалист. И специалист этот опаздывал на свою лекцию в среднем на 2 часа, что создавало большие проблемы для директоров домов культуры. Им приходилось срочно придумывать какую-то развлекательную программу для ожидающих лектора. Ананташанти мог приехать вечером. Он начинал говорить, и наступала ночь. Люди уходили поужинать, покурить, потом возвращались, потом засыпали, просыпались, а он всё говорил. И лекция заканчивалась обычно с рассветом.
Это было уникальное явление. Но мне не удалось найти ни одной записи, к сожалению. Я лишь в 1986 г. слушал одну-единственную запись – это когда Ананташанти переводил Харикешу (тогда – Свами), приехавшего в Москву в 1979 г.
Но переводчиком Ананташанти был ужасным. Мало того, что он зачастую неправильно переводил и что-то своё давал, так он еще и заикался слегка! Я уже тогда мог английский разобрать, и меня страшно раздражал сам голос Ананташанти, мешавший расслышать речь нашего гуру. Так что у меня еще тогда возникло предубеждение против Ананташанти.
Но его историческая заслуга огромна. Практически все старшие преданные узнали о сознании Кришны от него – за исключением Армении. Армяне самостоятельно начали с «Бхагавад-гиты» Шрилы Прабхупады и слушали Запад – что-то там просачивалось через радио – а потом вышли на петербургских преданных, минуя Ананташанти. А его они не приняли, когда он в Армению приехал. Прямо на лекции встаёт Камаламала и кричит ему: «Этого нет у Прабхупады!»
История такова, что старший брат Камаламалы, Атмананда прабху, был физик. В институтской библиотеке (он работал в Институте радиофизики Академии наук АрмССР) ему попалась «Бхагавад-гита». Не уверен, что именно Шрилы Прабхупады, но вероятность этого есть, потому что самиздатовские «Бхагавад-гиты» тогда уже были. Атмананда прабху поделился своим открытием с младшим братом, а тот настолько воспламенился, что поехал в Санкт-Петербург к первым преданным, но вернулся разочарованным: всё у них не так, джапу повторяют невнимательно и т. д. И он сам стал практически первым проповедником в Армении. Сознание Кришны распространялось в Армении, как лесной пожар. Сразу возникла большая ятра. Первые большие тиражи нашего самиздата печатались там и оттуда распространялись по всей стране. Сами КГБ-шники говорили преданным, чтобы они не развозили книги в сумках с армянскими надписями, потому что из Москвы звонят: «От вас идет самиздат! Что это вы там у себя «мышей не ловите»!» Это оборачивалось для местных КГБ-шников большими неприятностями и препятствовало их карьерному росту. Вообще некоторые аналитики объясняли кампанию 80-х гг. против кришнаитов в СССР тем, что в КГБ кто-то делал карьеру, и нужен был враг, которого надо было победить. И нашли, и победили! 50 человек посадили после показательных судебных процессов. Эта кампания началась в 1979 г., когда председатель КГБ Андропов отправил докладную записку в Политбюро ЦК КПСС о Движении кришнаитов. Она заканчивалась вполне оптимистично: «..Мы уже начали разложение этого Движения изнутри!» В 1980 г. его заместитель Цвигун опубликовал статью в журнале «Коммунист» «О происках империалистических разведок». Журнал «Коммунист» должны были выписывать в обязательном порядке все члены партии. Это был самый тиражный журнал, потому что членов партии было очень много в СССР. И этим гигантским тиражом была распространена статья Цвигуна, где в числе происков империалистических разведок стояло «Движение Харе Кришна». О самом Движении ничего не говорилось, но этого было достаточно, чтобы объяснить массам, почему кришнаитов преследуют. Потому что – это происки империалистических разведок.
Вспоминается один поразительный факт. Это было, когда я уже перешел из академического института на работу в один из институтов Министерства культуры СССР», и там в молодежном журнале этого ведомства я нашел статью, описывающую судебный процесс над кришнаитами. И журналист высмеивал этот процесс! Вот, что меня поразило.
В статье говорилось: «Молодым ребятам наклеили ярлык шпионов». Причем в кавычках было написано: «шпиЁны». По моим расчётам, это должен быть 1987 год, потому что в этом году я ушел из академического института – скорее “меня ушли”, потому что я начал там рассказывать о сознании Кришны, причем весьма робко, в очень ограниченных масштабах. Но видимо этого оказалось достаточно. Я перешел на более высокооплачиваемую работу в институт Министерства культуры, где уже нескольким сотрудникам пытался проповедовать, но также безуспешно. Но подозреваю, что меня не из-за проповеди попросили оттуда, а за харинаму на Арбате. Министерство культуры СССР находилось на Арбате, а мой институт – на Суворовской бульваре, перпендикулярно Арбату. И я по работе ходил в Министерство, сдавал зачехленную мридангу в гардероб, а на обратном пути забирал мридангу из гардероба и, как был – в костюме с галстуком – выходил на Арбат петь «Харе Кришна». Так и произошло моё личное знакомство с Ананташанти.
В те годы, стоило только начать петь «Харе Кришна», сразу вокруг собиралась толпа. И однажды, когда я так пел там, я вдруг обнаружил, что рядом со мной стоит какой-то человек со светлыми волосами, рассыпанными по плечам, в шортах (дело было летом) и поёт Харе Кришна» вместе со мной.
Бхакта: Так Вы тоже узнали о Движении Харе Кришна не от Ананташанти?
Кришнананда дас: Да, я узнал из парампары Ананташанти. Он проповедовал будущему Видуре прабху, который был его соседом, тот проповедовал будущей Шримати Анандини, а она уже мне сказала, что я должен поставить эксперимент: в течение месяца повторять:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
И поскольку в этот весенний месяц март 1986 г. моя жена с детьми уехала на свою историческую родину, в Санкт-Петербург, будущая Шримати Анандини мне велела соблюдать 4 принципа – месяц хотя бы! Поскольку она об этом смиренно просила умоляющим тоном и соединив ладони, я отважился на этот эксперимент, и мне всё очень понравилось.
На фото: Видура Прабху и Шримати Анандини
Бхакта: Матаджа Ананадини от Видуры прабху узнала о Движении Харе Кришна?
Кришнананда дас: Да. Видура прабху выдернул её из оккультистско-йоговского движения. Она к тому времени уже была в поиске несколько лет. Материальная жизнь её не устраивала – она лишилась фактически и мужа, и сына на тот момент. Муж просто исчез куда-то, и она о нем не упоминала никогда, а сын её не радовал нисколечко. Она находилась в поиске, который её подготовил в качестве ученицы, и тут появился гуру – Видура прабху. Надо отдать ему должное – он никогда не называл себя гуру и всячески подчёркивал, что он – только ученик. Он даже протестовал против того, чтобы его называли «прабху». Мне повезло – я его застал на «пике» его духовной жизни. Этот «пик» продолжался фактически все 80-е годы...
Недавно вышла уникальная книга историй Кришнананды прабху: ИЗ РЕКИ ВРЕМЕНИ>>>