14 Декабря - был День рождения неутомимого преданного харинамы Ними прабху, лидера известной харинама санкиртана группы, которая путешествует по всем трём мирам, даря людям счастливую возможность услышать Святое Имя.
Рассказ Ними прабху о своём пути к Кришне:
"Однажды я сидел у себя дома в подавленном настроении, поскольку в поисках счастья зашел в полный тупик. Меня уже не удовлетворяли ни интоксикации, ни власть и ничто подобное. Сижу дома в таком настроении, и ко мне заходит мой друг и, сияя от счастья, произносит: «Все принадлежит Кришне!» – Кому-кому принадлежит? – переспросил я. – Кришне! Кришна — это Верховная Личность Бога!
После его слов у меня почему-то сразу поднялось настроение и мне стало приятно и радостно. Мой товарищ добавил: «В этом мире все принадлежит Кришне, и у Него лотосные стопы». Для меня все это было непонятно – что такое лотосные стопы? Кто такой Кришна? Но от друга сильным потоком шла энергия радости, и я слушал его с большим интересом. Он рассказывал мне о могуществе Кришны, о чем-то еще… На другой день он опять пришел ко мне и сказал: «Почитай эту книгу и узнаешь больше про Кришну». Это была книга «Шри Ишопанишад», которую я прочитал сразу от начала до конца. В «Шри Ишопанишад» везде были ссылки на «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту».
Шрила Прабхупада хитрым образом говорит: «Кришна сказал в «Бхагавад-гите» – если будешь работать без привязанности к плодам, будешь счастлив» или «Мы — вечные, и это положение глубоко рассматривается в «Бхагавад-гите». Естественно, когда я закончил «Шри Ишопанишад», у меня возникло очень сильное желание прочитать «Бхагавад-гиту». Вскоре я ее приобрел и начал читать с большим интересом. Через какое-то время, в сентябре 1991 года, к нам в город приехала передвижная группа санкиртаны, и мой друг Рубин, который рассказал мне о Кришне, познакомил меня с этими ребятами.
В той группе были: Атри Муни прабху, Арунадхвадж прабху, Шобха Прия прабху и бхакта Виктор. Преданные сказали мне, что их цель — вернуться домой обратно к Богу. Эта фраза была для меня непонятной, таинственной и загадочной. Я спросил: «Вы что, действительно верите, что можно вернуться назад домой к Богу в духовный мир?» Ответ был: «Конечно. Занимаясь преданным служением, любой может возвратиться в духовный мир». У меня появились сомнения, но они рассеялись мистическим образом. Я увидел на столе электронные часы, которые отсчитывали время не вперед, как всегда, а назад: 22-21-20!.. Я посмотрел на часы и подумал: «Похоже, ребята серьезные и не шутят — у них даже часы идут назад». Конечно, я потом узнал, что это были всего лишь поломанные часы, но эта смешная ситуация дала мне веру в преданных.
В тот же вечер один из преданных, видя мою природу «искателя приключений», сказал: «Знаешь, демоны обложили налогами нашу типографию. Они не хотят, чтобы эти книги распространялись, поэтому нам нужно собрать много денег, чтобы заплатить за книги. Ты мог бы нам помочь продавать их?» Я сказал: «Конечно, помогу!» Тогда я еще не знал, что существуют четыре принципа, и потому нарушал их как только возможно. Но при этом читал книги Шрилы Прабхупады, и они мне нравились. Преданные поняли, что я уже почти свой, и потому выдали мне полную сумку книг и столик. В то время в наличии имелись три книги: «Бхагавад-гита», «Источник» и «Шри Ишопанишад».
На следующий день я поехал их распространять в самое центральное место в городе – в «Интурист». Расположившись в вестибюле — там, где проходят все иностранные туристы, – я начал очень громко проповедовать. Мною сразу заинтересовался местный «рэкет». Ко мне подошел один рэкетир и спросил, что за книги. Я ответил, что книги духовные — о Боге, о самоосознании, и начал ему проповедовать. Он сказал: «Ты меня не грузи, я сам все знаю». И перед тем как задать профессиональный вопрос по поводу денег, он спросил: «Ты сам-то хоть веришь, что Бог есть?» В ответ я просто посмотрел ему в глаза и начал прямо в лицо повторять: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Когда я ему повторил в лицо маха-мантру, он поднял руки вверх, повернулся, подошел к своим друзьям и сказал: «Не будем за него цепляться, братва; он — действительно верующий человек». Это был мой первый день санкиртаны, а на другой день я поехал в аэропорт. Так я перемещался со своим столиком по городу. В среднем за день у меня брали по 10-15 книг. Мне понравилось рассказывать о Кришне, проповедовать о том, что есть другой мир, что мы — не тело. Когда книги закончились, я пришел к преданным. Атри Муни прабху недоумевал: «Ну как такое может быть — ты не следуешь ни одному принципу, куришь, пьешь, ешь мясо, и у тебя уходят книги. Я не могу понять, как у тебя их вообще берут».
Выдав мне партию книг, он добавил: «Одна просьба — не кури перед санкиртаной, а то люди будут думать, что преданные курят, и это будет дискредитацией». Я сказал: «Какая проблема — не буду курить до санкиртаны, буду курить вечером». Так я распространял книги, но их у меня, конечно, брали не много. Видя это, преданные сказали: «Знаешь, чтобы книг брали больше, ты должен повторять несколько кругов маха-мантры на четках». Они дали мне четки и предложили попробовать. Помню свой первый круг: я повторял, повторял, повторял, гляжу на четки, а там только половина круга, думаю: «Боже мой, как это тяжело!» Повторив один круг, я подумал: завтра с утра перед санкиртаной повторю больше.
На другой день мне было уже легко повторять мантру. Около месяца преданные жили в нашем городе, а я помогал им распространять книги, привозил им какие-то продукты. Однажды преданные сказали: «Чтобы стать по-настоящему серьезным распространителем книг, нужно соблюдать четыре принципа, а самое главное — повторять 16 кругов маха-мантры». Это для меня было самым трудным — повторять на четках святые имена. Я готов был следовать хоть восьми принципам, но святое имя повторять… Все же я начал повторять на четках, перестал курить и пить — и все это делал ради того, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады.
Преданные учили меня распространять книги, и я привязался к этому процессу. Так благодаря распространению книг Шрилы Прабхупады я вылез из самого низшего состояния бытия. Затем я перебрался жить в ашрам брахмачари в Ростове. В храме нас жило человек 40-50. В те времена преданные жили только распространением книг и не знали ничего другого. Мы были твердо убеждены, что, распространяя книги, сможем удовлетворить Господа Чайтанью, Шрилу Прабхупаду и вернуться в духовный мир. Это была простая и возвышенная жизнь. Выходили и распространяли книги практически все.
Наш президент храма Ачарьянидхи прабху уезжал на санкиртану в 7 часов утра с огромной сумкой книг и возвращался в 6 часов вечера с пустой сумкой и полными карманами денег. Он вкушал утром перед санкиртаной и вечером после санкиртаны. У нас также были группы передвижной санкиртаны на четырех или пяти машинах. В основном мы ездили по Северному Кавказу, так как это был наш регион. Помню, в 1992 году в составе шести неинициированных преданных со стажем полгода мы отправились на автобусе «ГАЗ-53», набитом до отказа книгами, на выездную санкиртану. Мы выехали из Ростова в августе, проехали по всему Кавказу и доехали к декабрьскому марафону до Тольятти.
Несмотря на то, что мы все были в Движении по полгода, у нас было большое вдохновение распространять это знание. За эти пять месяцев нам несколько раз высылали книги, и мы их распространили целую кучу. Было весело — романтика! Едешь в неизвестное место. Ты не знаешь никого, тебя никто не знает. Мы загружали в машину книги и выезжали, даже не беря денег на бензин – брахмачари сами должны были заправлять бензин и поддерживать свое существование. Мы были молодыми парнями по 24-25 лет, полными сил и вдохновения. Ты уезжаешь, казалось бы, на свободу, но там приходилось предаваться еще больше.
К выходным мы возвращались в храм. Все остальные группы тоже съезжались. Так мы собирались все вместе, устраивали большой пир и большой киртан. Через день мы опять разъезжались на десять дней, а потом опять собирались. Помню, всегда тяжело было выходить на улицу после перерыва. Нужно выходить, а идти не хочется. Ум говорил: «Мы устали, нужно поспать или заняться другим служением». Как тяжело было перебороть упрямый ум, который пытается обмануть и увести нас от Кришны! Я выбрасывал свое тело на улицу, доставал книги и предлагал их первому человеку.
Происходил «мистический щелчок», и все становилось на свои места. Внутри какой-то голос говорил: «Да, ты поступил правильно». Я испытывал совершенно другое состояние, когда мое сознание погружалось в совершенно другую реальность, другие измерения. Вроде та же улица, те же люди, но все это наполнялось глубоким смыслом. Хотя в те годы основным служением всех преданных было распространение книг, мы не чувствовали дефицита в сознании Кришны. Наоборот, мы все были наполнены сознанием Кришны. Этот дух проповеди, которым мы были заражены, автоматически поднимал нас на духовный план.
Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Если человек два часа на улице распространяет книги, даже не говоря напрямую о Кришне, это приравнивается к шраванам или к двум часам Кришна-катхи». Это означает, что преданный, проповедуя, может развить в себе все духовные качества. Обычные люди украшают себя одеждой, сережками, кольцами, браслетами, золотыми цепями. Для этого они тяжело трудятся. А преданный украшает себя духовными качествами – титикшава каруниках сухридах сарва-дехинам…
Преданный сострадателен и терпелив. Он — друг всех живых существ. Эти качества преданный развивает, проповедуя и распространяя духовное знание. В этом — ценность процесса. Проповедуя, преданный формирует духовные качества и утверждается в сознании Кришны. В какой-то момент преданный санкиртаны понимает, что люди без Кришны страдают. Они ушли от Кришны так далеко, что если даже захотят уйти еще дальше, просто не смогут.
Это сострадание позволяет преданному оставаться в процессе проповеди славы Господа на протяжении всей жизни. Манидхар прабху сказал: «Я не знаю, что происходит в возвышенных духовных сферах, чем заняты Шри Шри Радха-Кришна и жители духовного мира. Но когда я выхожу на улицу и начинаю распространять книги, я чувствую, что Шрила Прабхупада доволен. От этого я испытываю столько радости и счастья, что никакое другое состояние меня уже не интересует». Так каждый преданный санкиртаны, распространяя книги, чувствует тесную связь со Шрилой Прабхупадой и духовным учителем.
Материал подготовили Джай Шачисута дас и Даял Говинда дас. Журнал "Санкиртанам".
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Ними дас о Харинама-санкиртане!
- Харинама-ятра - Падаятра 2009 по Югу России (Падаятра-Ними)
- Апрель-август 1968. Сан-Франциско. Вторая Ратха-ятра в Западном мире. Организация регулярной уличной харинама-санкиртаны
- 9 Октября 1966 г. - Первая Харинама на Западе. Киртан в Томпкинс сквер парке
- Фильм-хроника "По стопам Шрилы Прабхупады". Все серии для просмотра (Автор:Ядубара дас)