На ежегодной встрече лидеров ИСККОН стран Европы, которая проходила с 5-го по 6-е октября этого года, произошли обсуждения самого животрепещущего и противоречивого вопроса о том, пить или не пить молоко. Около восьмидесяти преданных прибыли из Франции, Испании, Ирландии, Англии, Шотландии, Венгрии, Хорватии, Германии, Швеции и Голландии для участия в этой встрече , которая в этом году проводилась в Радхадеше (Бельгия).
Из них двадцать пять человек являются членами Европейских региональных управляющих советов, в состав которых входят члены европейской Комиссии GBC. Остальные, примерно около пятидесяти преданных, являются членами Европейского Совета, состоящего из двухсот лидеров, включающих президентов Храмов, лидеров Нама-хатт, лидеров распространителей книг, руководителей Управления по защите детей, а также преподавателей из общин ИСККОН всех стран Европы. Дебаты о традиционной пище вайшнавов начались в 11:15 утра в субботу, 5-го октября под заголовком «Молоко в ИСККОН».
В настоящее время вопрос употребления молока является одной из главных тем в мире. Открытые выступления в пользу веганства из-за жестокого обращения с матерью-коровой в молочной промышленности становятся всё более и более настойчивыми. Количество преданных в ИСККОН, разделяющих эту точку зрения, неуклонно растет. «Это очень актуальный и неоднозначный вопрос», говорит секретарь Euro Regional Governing Body Дина Даял дас. «Очень часто нашу организацию спрашивают о том, кто нам самим поставляет молоко – скотобойни, молочные фермы или у нас свои коровы?
И, к сожалению, мы порой не можем утверждать, что употребляем молоко коров, которые содержатся в достойных условиях. Как же на практике соблюдаются высокие принципы нашего сообщества? Для обсуждения различных точек зрения были проведены две получасовые презентации, подготовленные преданными по этому вопросу. Министр комиссии GBC "Пища для жизни" Прияврата дас выступил первым с заявлением о том, что молоко является чистой и благостной пищей, рекомендуемой для вайшнавов, однако, молоко, поставляемое из коммерческих ферм является вредным, так как оно напичкано химическими веществами и гормональными препаратами. Кроме того, дойных коров содержат в ужасных условиях, подвергают пыткам и убивают по истечению двух-трех лет. Некоторые из них вообще никогда не видят солнечного света.
Полная презентация Приявраты даса
Прияврата предложил вместо покупки коммерческого молока, которая поддерживает убийство в промышленных масштабах, создавать свои фермы по производству молока. Или, если это невозможно, то храмы ИСККОН могли бы обратиться к фермерам с просьбой о содержании коров без химических стимуляторов и платить им за пожизненный уход за коровами. Так работает Британский проект Ахимса в по производству молока. Прияврата рассказал об уже существующих Ахимса проектах ИСККОН, где уже производят чистое молоко и отметил, что спрос на такое молоко существует не только в рамках ИСККОН, но и в международных масштабах.
Например, одна из безубойных ферм ИССКОН Гита Нагари в штате Пенсильвания (США) производит от 200 до 300 галлонов молока еженедельно. Конечно, стоимость молока намного выше, чем мы привыкли платить в супермаркете. Она доходит до $10 за галлон. Но это не останавливает тех, кто верен своим принципам. Недавно ферма Гита Нагари получила общественные дотации в размере $300,000 за этот проект. В заключении своей презентации Прияврата прояснил: «Сам я не веган, я уже 15 лет лакто-вегетарианец. Я убежден, что молоко в его чистом виде очень полезно для человека. Но я сделал свой личный выбор, и буду пить только то молоко, которое произведено на фермах с достойным содержанием коров. Я считаю, что это условие можно закрепить в правилах нашей организации. Думаю, это своевременная и правильная мера в отношении всего общества и я верю, что люди по достоинству оценят такой поступок».
Следующим выступил министр Европейского общества ИСККОН по защите коров Шьямасундара дас. Он задал вопрос: «Что произошло такого, чего не было в период жизни Шрилы Прабхупады, что могло бы заставить нас изменить нашу позицию в отношении потребления молока?».
Презентация Шьямасундары даса
Он указал на то, что Прабхупада знал, что происходит в молочной промышленности, когда говорил о пользе молока для преданных, и что содержание коров сегодня не хуже, чем было в 70-ых годах. Наоборот, благодаря вводу строгих законодательных правил, качество молока реально улучшилось
Шьямасундара процитировал много высказываний Прабхупады о важности употребления молока с точки зрения питания и духовной пользы, и сказал, что мы не должны отказываться от его употребления.
Позже, в интервью газете ИСККОН Ньюз он сказал: «Веганство – эта такая же защита коров, как отказ от зачатия детей – защита от абортов. Другими словами, это не решение проблемы».
Так в чем же тогда решение? Здесь Шьямасундара согласился со словами Приявраты.
Он сказал, что сегодня преданные загнаны в угол теми, кто подталкивает их к веганству, потому что они не в силах следовать второй неотъемлемой части наставления Прабхупады: получать молоко от своих защищенных от насилия коров.
Он указал на то, что большинство ферм ИСККОН пришло в упадок или прекратило работу с тех пор, как Шрила Прабхупада еще был с нами, и что теперь преданные сами должны показывать достойный пример обществу.
С точки зрения воплощения этих действий в реальную жизнь, Шьямасундара объяснил, что данная проблема перешла из разряда этических в разряд экономических. Учитывая расходы по уходу за коровами и оплату труда, получается, что стоимость такого молока в шесть раз выше стоимости молока в магазинах.
Большинство храмов ИСККОН говорят, что не располагают достаточными денежными средствами. Но Шьямасундара настоял на том, чтобы лидеры ИСККОН осознали важность принятия данной стоимости.
«Наша идея в том, что мы хотим, чтобы люди производили молоко, не убивая коров» — сказал он. «И это означает, что мы должны захотеть платить за это». Если бы наши лидеры ИСККОН захотели в пятилетний срок создать организацию, в которой молоко для храмов производилось бы от защищенных от насилия коров, я думаю, они смогли бы это осуществить».
Он призвал самые преуспевающие и финансово обеспеченные храмы ИСККОН в Индии создавать проекты по защите коров от забоя, для удовлетворения потребности в чистом молоке. «Это стало бы весомым аргументом, как для правительства Индии, так и для всех организаций ИСККОН» — сказал он.
Кроме того, он предположил, что рядовые члены организации могли бы участвовать в финансовой поддержке их местных гошал.
Также, как и Прияврата, он поднял вопрос о финансировании содержания коров на местных органических фермах, таким образом спасая их от гибели.
Скорее всего, для некоторых из нас это станет нелегким выбором, который затронет разные уровни служения и изменит привычный образ жизни, выбором между употреблением молока от защищенных или от не защищенных от убийства коров. Еще есть возможность покупать молоко у местных органических ферм или, в крайнем случае, в магазине, но при этом предлагая его Кришне и усиленно молясь о душах коров.
Следующим после Шьямасундары выступил специально приглашенный гость Ситарама дас, который сделал презентацию о своем Британском проекте фонда Ахимса Даяри, который работает в сотрудничестве с местной органической молочной фермой. Стадо коров поддерживается за счет фонда Ахимсы. Животные содержатся там всю жизнь, пасутся на свободных пастбищах и не подлежат забою.
Презентация Ситарамы даса
После презентации было проведено часовое пленарное заседание, где все лидеры ИСККОН стали свидетелями интересного результата.
Шестьдесят четыре процента проголосовали за поиск источников качественного молока, двадцать три процента выбрали полный отказ от молока и молочных продуктов и тринадцать процентов выбрали уменьшить общее потребление молока. Ни один человек не согласился оставить всё как прежде.
«Преданные дали ясно понять, что они больше не собираются покупать самое дешевое молоко в магазинах, как делали это раньше» — прокомментировал секретарь европейского GBC Дина Даял дас. «По крайней мере, по моему мнению, это революционное заявление».
Но наиболее поразительным оказался тот факт, что, не смотря на речь Шьямасундары, подводящий к идеи веганства, четвертая часть присутствующих лидеров ИСККОН заявили, что если они не смогут получать молоко от защищенных от убоя коров, то они прекратят его употреблять.
В общем и целом, каждый из них с еще большей решимостью утвердился во мнении, что ИСККОН должен стать на защиту коров от насилия.
«Мы считаем неприемлемым убийство коров и убеждены, что это не является обязательным условием для удовлетворения пищевых нужд человека», — указали европейские лидеры в своем официальном заявлении после окончания заседания.
«Мы хотим видеть будущее, в котором самоокупающиеся общины ИСККОН и /или безубойные фермы будут поставлять молоко в наши общины и дома для бедных.
Лидеры также прояснили: «Мы предпочитаем всегда оставаться лакто-вегетарианцами, как учил нас Шрила Прабхупада».
ИСТОЧНИК: European Leaders Discuss Milk: To Drink or Not to Drink? (news.iskcon.org)
См. также:
Вопрос: Многие преданные отказываются употреблять молоко от незащищённых коров. Насколько оправдано такое сострадание и протест?
Ответ Прахладанады Свами: "Если вы видите незащищённых коров, то защитите их. И у вас тогда будут миллионы коров, как у Кришны. В этом мире никто не защищён. Мы все не защищены. Не только коровы. Кто защищён? И коровы не повторяют Святые Имена. И какие - то коровы попадут на бойни. Мы можем давать святые Имена и возможность служения Кришне незащищённым живым существам. Мы же не откажем человеку в Сознании Кришны потому, что он не защищён? А почему коровам отказываем? Шрила Прабхупада ничего не говорил о незащищённых коровах и сам пил любое молоко от любой коровы. Мы не должны стремится быть выше Шрилы Прабхупады."
Получается ничто не мешает нам пить молоко коров из магазина, когда есть возможнось, пить молоко защищенных коров, и какую-то часть своих средств отдавать на создание общинных ферм, где коровы будут содержаться по правильным стандартам.
Там не только бомжи там еще вполне нормальные пенсионеры.
И бомжи они потому и бомжи что в тамасе, а пища жизни помогает им сменить гуну.
"Пища жизни" - это форма проповеди, и возможность этим людям изменить свое сознание через прасад. Необходимо помнить о важности человеческой формы жизни.Лишь только в этом теле можно постичь Абсолютную Истину и встать на путь чистого преданного служения, т.е. бхакти-йоги.
В целом преданным необходимо понять, что нужно осваивать сельскую жизнь, но она сопряжена с большими трудностями, особенно для городских рафинированных жителей. Выбирайтесь из зоны материального комфорта, заботьтесь о коровах, выращивайте экологически чистые продукты. И поддерживайте тех, кто занят проповедью в городе.
Какие проблемы?
У меня есть предложение.
Вместо того, чтобы кормить пьяниц и бомжей в рамках программы "Пища жизни", лучше использовать все эти ресурсы для защиты коров!
Наконец-то!