В последний день месяца Картика вайшнавы по всему миру отмечают Туласи-Шалаграма Виваху, свадьбу Шримати Туласи Деви и Господа Кришны. Каково же значение этого праздника и какие благословения он несет? Об этом мы расспросили у знатока Патчаратры, пуджари из одесской общины Гангандхара прабху.
- Гангандхара прабху, давайте обратимся к истокам данного праздника. С чего начинается история появления Туласи и Шалаграма-шилы?
- Туласи является одной из пастушек на Голоке Вриндаване. Часто общаясь с Кришной, она тем самым разгневала Радху и навлекла на себя Ее проклятие родиться на Земле. Кришна успокоил ее, сказав, что совершая аскезы, она сможет вновь встретиться с Ним. За всем этим стоял божественный замысел Всевышнего – принести людям благо.
На Земле мужем Туласи стал один из мальчиков-пастушков, также проклятый Шримати Радхарани и родившийся как демон Шанкхасура. Благодаря беззаветной верности своей супруги он обладал непревзойденной силой, позволившей ему завоевать райские планеты. Обездоленные полубоги обратились за помощью к Вишну. И Господь Вишну сказал, что примет обличье Шанкхасуры и Туласи, сама того не ведая, станет неверной своему мужу и лишит его силы.
Когда полубоги убили демона Шанкхасуру, и Туласи осознала, что в облике ее мужа приходил Сам Вишну, она прокляла Его за "бессердечность" стать камнем. Однако в ответ Господь сказал, что, она столь же дорога ему, как Лакшми, и когда Туласи оставит свое нынешнее тело, ее волосы превратятся в растение туласи, а тело – в реку Гандаки. Именно поэтому Нарайана обитает в священной реке Гандаки в форме камней (шила), которые являются Его воплощениями и называются Шалаграм-шилами.
- В чем важность Туласи-Шалаграма Виваха-самскары для преданных?
- Этот обряд дает возможность вайшнавам объединиться в одну большую крепкую семью. Одни из них играют роль родственников Шримати Туласи Деви, а другие – родственников Шри Кришны. Таким образом, когда священные узы скрепляются, происходит сближение между преданными. В эзотерическом смысле Господь Кришна дал обет, что будет подтверждать верность своей возлюбленной, совершая свадебную церемонию ежегодно. Говорится, что свадебный обряд можно проводить пять дней подряд. В некоторых храмах Индии так и делается.
Ведический свадебный обряд способствует сглаживанию несовершенства характеров будущих супругов, стиранию шероховатостей в общении, даже устраняет астрологическую несовместимость. Поэтому даже простое созерцание Туласи-Шалаграма Вивахи является благотворным. Это также служит напоминанием супругам об обетах, которые они когда-то дали друг другу.
- Вы со своей супругой, матаджи Брахмани, тоже проходили через этот обряд?
- Да. Когда я начал проводить самскара-обряды, я понял, что по-настоящему не могу дать людям то, в чем сам не имею опыта. Поэтому, несмотря на то, что к тому моменту мы давно уже были вместе, решили пройти через Виваха-самскару. И я понял, что для женщины это очень важное событие в ее жизни, ее наряжают, украшают... Моя жена была восхитительна в этот день.
- В Виваха-самскаре используется много различных атрибутов, включая пять элементов материальной природы: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Какую роль они играют в данном случае?
- Мы совершаем Агни-хотру – подношение Божеству огня. В ведической традиции существует несколько видов огня. Во время вивахи мы призываем свадебный огонь –Йоджака и возливаем в него гхи, топленое масло. Так как гхи является концентрированной энергией солнца, его аналогов в материальном мире не существует. В обряде используется пять сортов цельного зерна, в частности, кунжут, так как через него хорошо передается карма. Цельное, недробленое зерно символизирует здоровье и изобилие. Также важны для ягьи пять видов овощей, фруктов, цветов, специй пяти цветов.
В очистительных обрядах всегда присутствуют огонь, вода, земля, эфир, воздух, с помощью которого поддерживается пламя. Эти пять стихий вызываются соответствующими мантрами. В Шастрах говорится, что когда эти пять элементов материальной природы встречаются при благоприятных обстоятельствах, то появляется философский камень – Чинтамани, который исполняет желания. В алхимии философский камень превращает свинец в золото, а обряды по Панчаратре меняют сознание человека, поднимают его с уровня невежества, темноты до человека возвышенного, преданного Богу. Это очень важно.
- Вы уже не раз ссылались на Панчаратру. Что это за тексты?
- В Кали-югу многие ведические обряды утеряны или недоступны в силу особенностей нынешней эпохи невежества. Наши ачарйи по просьбе Господа Чайтанйи Махапрабху адаптировали для нас то, что осталось. Поэтому мы проводим ведические ритуалы по Панчаратре. «Панча» означает – пять, «ратра» - ночей. За пять ночей Господь объяснил суть всех ведических писаний, поэтому нам нет нужды перелопачивать все тома Шастр.
Важно также отметить, что мы не проводим обряды поклонения полубогам, а удовлетворяем Господа через парампару духовных учителей. Другими словами, мы связываемся напрямую с «президентом», обходя «мэров», но сохраняя к ним почтение. Кроме того, мы всегда объясняем людям суть ритуалистических действий, чтобы вовлечь в этот процесс сознание, и он не был просто механическим.
- Какие мантры читаются во время Виваха-самскары?
- В основном «Пуруша-сукта», в которой объясняется процесс созидания, появления жертвоприношений, собственно мантр, мудрецов, атрибутов. Это произведение настолько значимо, что подтверждению важности «Пуруша-сукты» посвящена целая глава в «Шримад-Бхагаватам». Эти гимны используют даже полубоги, когда им нужно вызвать Господа: они стоят на берегу молочного океана и с их помощью пробуждают Господа Вселенной. Читать «Пуруша-сукту» благоприятно в любых случаях. Она напоминает о том, что мы зависим от Бога, и, если не будет Его милости, мы не сможем жить. Она очищает наше сознание – такова ее сила.
- Какие обязанности и благословения данное духовное событие, Туласи-Шалаграма Виваха, накладывает на преданных, участвующих в ягье?
- Прежде всего, это новый виток во взаимоотно-шениях преданных. Отношения большой семьи, основанные на родственных началах с Шри Кришной и Шримати Туласи Деви. Родственники готовы терпеть любые неудобства и лишения, если они доброжелательны, испытывают благодарность и преисполнены уважения друг к другу. Это создает атмосферу Шри Вриндавана уже здесь и сейчас. Это очень большая ответственность, которая помогает нам расти духовно и испытывать вкус от чистых отношений.
- Спасибо Вам большое, Гангадхара прабху, за познавательную беседу и удачи в Вашей проповеднической деятельности!
Туласи Махарани даси
Тираспольская община ИСККОН, Приднестровье.