ГУРУ ПО УТРАМ. Составил Данавир Госвами
В 1987 году ко мне обратились за советом несколько вайшнавов ИСККОН. Они были безутешны, когда узнали, что их гуру потерял свое положение. Ведь раньше он был динамичным, несокрушимым героем, который сиял словно факел в проповеди, когда привлекал учеников и руководил движением санкиртаны. Но те подавленные вайшнавы, что сидели в моем кабинете, легко поменяли бы всю радость его побед на то, чтобы он просто оставался духовно здоровым, чтобы он просто оставался их гуру. Эти преданные посвятили свои молодые жизни и труд Господу Кришне, но теперь были охвачены печалью из-за того, что их гуру был беспечен и не последовал наставлениям собственного гуру.
В этой статье я предлагаю одну систему, которая обязательно поможет предотвратить подобные катастрофы в будущем.
ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ГУРУ ПО УТРАМ?
Я утверждаю, что каждый гуру ИСККОН должен принимать полное участие в храмовых программах каждое утро, от начала до конца, иначе он теряет право называться гуру. Конечно, из этого правила могут быть исключения, например, какие-то чрезвычайные обстоятельства или серьезная болезнь, но если он способен ходить (или передвигаться на носилках), говорить и почитать прасад, то обязан путеводной звездой сиять на утренней программе. Когда Шрила Прабхупада в последний раз приехал на Запад в 1977 году, он лично каждый день приходил на утреннюю программу, пока жил в Поместье Бхактиведанты. Если и было когда-то у кого-то из гуру достойное оправдание не приходить на утренние программы, то это был именно тот случай. Тем не менее, он вытерпел все эти трудности, чтобы показать пример всем остальным. |
Синонимом слова «гуру» является слово «ачарья». Это означает «тот, кто учит своим примером». Гуру – значит проповедник, а проповедник – значит ачарья (ачар прачар). Только тому преданному, который много лет тщательно исполняет правила садхана бхакти, может быть позволено принимать учеников. Именно тщательное следование тем практикам, которые дал его духовный учитель, делают его достойным самому стать гуру.
Но если, спустя какое-то время, этот преданный, у которого уже есть собственные ученики, расслабляет свою садхану из-за того, что «стал слишком возвышен» или «слишком занят проповедью» или по какой-то еще причине, не становится ли это той самой ложкой дегтя, которая портит всю бочку меда? Если он больше не может поддерживать должный стандарт после принятия учеников, то должен либо немедленно исправить ситуацию, либо, по нашему смиренному мнению, перестать принимать новых учеников, пока не восстановится. От всех преданных, живущих в храмах ИСККОН, требуется педантично посещать утренние программы. Без этого также невозможно получить брахманическую инициацию. Так почему же это не применяется к гуру?
Āpani ācariprabhu jīveri śikṣāya. Это движение Чайтаньи Махапрабху. Он учит других своим примером. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Если вы сами не встаете рано утром, то как вы можете просить об этом других? Какой будет результат? Не будет никакого результата. Ранним утром мы должны быть на мангала арати. А если сами вы спите, но других учите, то кто это примет? (Шрила Прабхупада на утренней прогулке - 23 апреля 1974 года, Хайдерабад).
ГУРУ КАК МАДХЬЯМА АДХИКАРИ
Почему продвинутый учитель должен, как на работе, отмечаться на храмовых службах и лекциях начального уровня?
* Потому, что наш духовный учитель приказал нам посещать утреннюю программу.
* Потому, что это стандартная духовная практика с незапамятных времен.
* Потому, что все гуру, то есть ачарьи, учат своим личным примером.
йад йад ачарати шрештхас
тат тад эветаро джанах
са йат праманам куруте
локас тад анувартате
Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир. (Бхагавад-Гита 3.21).
* Потому, что рано вставать, чтобы видеть Господа, слушать о Его славе, танцевать и петь перед Ним, - это не просто ритуалы для неофитов - это то, чем занимаются на Голоке.
* Потому, что из-за падения множества гуру вера ослабла, и нужно ее укреплять. Когда преданные видят гуру на утренних программах, их вера, безусловно, растет.
* Потому что мы, скорее всего, еще не достигли высшей ступени парамахамсы.
* Потому, что, даже если кто-то и является парамахамсой, он добровольно действует на уровне мадхьяма адхикари, чтобы проповедовать.
Что бы ни делал гуру…будут делать и его ученики. Там, где гуру не приходят на программы, и ученики не придут, не стоит этому удивляться. Один из старших духовных братьев недавно признался мне, что, по его мнению, самое важное - это чтобы все лидеры стали подавать хороший пример в духовной практике, и особенно приходить на утренние программы. Это было бы полезнее всего для ИСККОН.
Если гуру не посещает утренние программы в храме, это сразу бросается в глаза. И наоборот, если гуру пришел, обязательно придет много его шишьев.
КОГДА ТРУБИТ РАКОВИНА
Если гуру не приходят на мангала арати, это громче раковины трубит о том, что в четыре тридцать утра можно найти дела поважнее, чем мангала арати. Младшие преданные будут думать, что потом, когда они станут старшими, то тоже смогут заняться чем-то поважнее в это время дня. Гуру должен знать, что поздний отбой – смертельный враг мангала-арати.
Вопрос: Но ведь гуру не обязан приходить на мангала арати?
Ответ: Вообще-то, обязан.
Вопрос: Но Шрила Прабхупада не приходил.
Ответ: Это правда, но каждую брахма мухурту, в четыре тридцать утра, он не спал, а пел так, чтобы все могли услышать его мелодичные комментарии Бхактиведанты.
Вопрос: Но ведь он сказал: «Делайте, как я».
Ответ: Не вырывайте это наставление из контекста. Он хотел донести, особенно до своих санньяси, что важно выполнять все виды служения Кришне. «Делайте, как я» значит делайте все, что требуется, и так же умело распространяйте сознание Кришны, как он.
Шрила Прабхупада делал много того, что никто из нас не может повторить, например, спал по четыре часа в день и просыпался в час ночи, чтобы переводить Бхагаватам. Один преданный поэт, наш современник, написал Шриле Прабхупаде:
Шри Кришна поднял Говардхан
Рукою лотосной своей,
Но Вы подняли целый мир,
Как Гуру Махарадж велел.
Никто, кроме Кришны, не станцует танец раса, и никто, кроме Господа Шивы, не выпьет океан яда. Так давайте перестанем претендовать на эту уникальную привилегию, – не приходить на мангала арати, а милостиво оставим ее Шриле Прабхупаде. Он ясно завещал своим последователям приходить, и не разрешал пропускать мангала арати.
Однажды ему сказали, что один старший преданный не приходит на мангала арати. «Приходите, чтобы показать пример другим преданным», - сказала ему Шрила Прабхупада. «Сами Вы очень продвинуты. Вам не обязательно посещать мангала-арати, но Вы должны показать пример тем, кому это нужно».
НАДО ЛИ СЛУШАТЬ МЛАДШИХ?
Вопрос: Если гуру не попросили прочитать утреннюю лекцию по Шримад Бхагаватам в храме, стоит ли ему остаться на чужую лекцию, или лучше поехать куда-то еще?
Ответ: Гуру должен все равно остаться в храме и послушать, как философию Бхагаватам объясняет другой лектор. Точно так же как слушали друг друга и делились реализациями четыре Кумара или шесть Госвами Вриндавана. Одно то, что лектор младше, чем гуру, – еще не причина уходить с лекции, ведь и Нарада Муни, и Шрила Вьясадева внимательно слушали младшего рассказчика.
Вопрос: А разве это не пустая трата времени для гуру – сидеть и слушать, как какой-то неофит читает лекцию по Бхагаватам, в то время, как он мог бы напрямую пить нектар книг и комментариев Шрилы Прабхупады?
Ответ: Любая лекция по Шримад Бхагаватам основывается только лишь на переводах и комментариях Шрилы Прабхупады, так что даже гуру могут насладиться этими стихами и комментариями в обществе других вайшнавов. Когда гуру не приходит на лекции по Бхагаватам, он подает плохой пример другим преданным.
Вопрос: А что, если для гуру эта лекция…просто скучна?
Ответ: Вот оно что! А позвольте спросить, что интереснее – читать научную литературу, или слушать лекции университетских преподавателей?
Позвольте вас разочаровать, но если гуру не может себя заставить посидеть и послушать лекции по Шримад Бхагаватам от других достойных доверия вайшнавов, это означает, что он в некоторой степени потерял свой вкус к Кришна катхе.
Несколько лет назад меня пригласили в свой центр преданные из успешного храма в Европе. Утром, после того, как я прочел лекцию по Шримад Бхагаватам, ко мне подошел один из них и спросил, что я думаю о разных семинарах. Он знал, что я занимаюсь вайшнавским образованием. Я ответил, что семинары – это здорово! И что Шрила Прабхупада тоже так считал. Именно поэтому он и установил по два семинара в день в каждом из центров ИСККОН. Тот преданный спросил, что я имею в виду? Я указал на утренние семинары по Шримад Бхагаватам и вечерние семинары по Бхагавад Гите. Он сказал, что спрашивал не об этих семинарах, что он имел в виду другие семинары и курсы. Я ответил, что считаю самонадеянным продвигать какие-то дополнительные семинары и при этом пренебрегать теми, что установил наш духовный учитель.
Вопрос: Вместо посещения лекций по Бхагаватам, гуру мог бы писать книги на благо всего мира или развивать стратегию проповеди. В конце концов, гуру – это генерал армии санкиртаны, так зачем же ему подчиняться всем рутинным требованиям, подобно новобранцу?
Ответ: На самом деле, между а) привилегиями, которых достоин опытный преданный проповедник, б) пренебрежительным отношением к своим духовным обязанностям и в) лицемерием - очень тонкая грань. Согласен, мы не хотим такой ИСККОН, где любое творческое начинание духовных лидеров будет подавляться, где они каждое мгновение будут под подозрением. Но, с другой стороны, нельзя пренебрегать теми суровыми обязательствами, которые должен взять на себя гуру.
Гуру должен посещать лекции других преданных своего уровня (т.е. своих коллег, духовных братьев) из уважения к лектору и к самому священному писанию Бхагаватам. Когда говорит младший преданный, гуру тоже слушает, но, возможно, больше в качестве учителя, который наблюдает за прогрессом ученика. Подобно учителю, он слушает, насколько хорошо ученик усвоил предмет, и может ли передать его другим. Гуру может высказать свои комментарии к лекции и даже аккуратно поправить лектора, если потребуется, что сделает лекцию полнее. Принимая такое участие в лекциях, гуру вдохновляет и своих учеников, и всех слушателей, а также выполняет свой долг как ученик парампары.
АРДЖУНА НЕ ПОВТОРЯЛ 16 КРУГОВ
Однажды Шрила Прабхупада сказал, что Арджуна не повторял 16 кругов, потому что был занят войной. В нашем движении был один преданный, который играл роль гуру и утверждал, ссылаясь на эту цитату, что ему, в отличие от других, не нужно повторять 16 кругов. Он говорил, что, подобно Арджуне, очень занят руководством, проповедью и борьбой с силами майи. Не смотря на все это, тот преданный пал. Разница между ними была в том, что гурудев Арджуны, Шри Кришна, был постоянно с ним рядом и руководил каждым действием своего ученика, в то время как наш гурудев постоянно говорил и писал своим ученикам (включая и того гуру), что они каждый день обязаны повторять как минимум 16 кругов.
То, что дозволено Арджуне, не дозволено всем подряд. Вспомните историю про обезьяну, которая пыталась подражать дровосеку: выполняйте свои обязанности и не пытайтесь выполнять чужие.
МЕНЬШЕ НЕКУДА
Вопрос: Должен ли каждый гуру в ИСККОН повторять по шестнадцать кругов в день?
Ответ: Да, это считается одним из требований к любому гуру.
Вопрос: Но на это можно возразить, что Шри Чайтанья Махапрабху разрешил Харидасу Тхакуру сократить количество кругов.
Ответ: Да, правда, но это случилось лишь за несколько дней до ухода Харидаса из этого мира, когда его тело уже почти не функционировало. Харидас повторял по 174 круга в день, да к тому же, если вспомнить всю историю целиком, он отказался от этого предложения Господа Чайтаньи сократить количество кругов.
Вопрос: Почему гуру нельзя повторять меньше шестнадцати кругов, если того требуют обстоятельства?
Ответ: Потому, что Шрила Прабхупада, наш любимый духовный учитель и прозрачная среда (между нами и Богом) провел от нашего лица переговоры с Господом Кришной. Они все взвесили, пошли нам на уступки и установили минимум: шестнадцать кругов. Шестнадцать кругов было, есть и будет минимально необходимым лекарством от нашей болезни. И, раз уж мы заговорили о кругах, мы настоятельно просим всех гуру повторять их на виду у преданных, чтобы рассеять все сомнения и всех вдохновить.
ПРИВЕТСТВИЯ И ПУДЖА
Вопрос: Обязательно ли гуру каждый день приходить приветствовать Божеств? Ведь это же просто формальность, ритуал, предназначенный для неофитов, разве не так?
Ответ: Если бы это было неважно, зачем бы Шрила Прабхупада сам это каждый день делал? Он был единственным гуру в ИСККОН, и поскольку он подавал другим хороший пример, наше движение процветало. Так что, если мы хотим, чтобы наше движение снова стало процветать, все гуру ИСККОН должны всегда приветствовать Божеств.
Был один интересный случай с гуру-пуджей. Однажды, под предлогом какого-то другого служения, несколько ведущих учеников Шрилы Прабхупады ушли с церемонии гуру-пуджи, где все поклонялись Шриле Прабхупаде. Это могло показаться невинным поступком, но Его Божественная Милость воспринял это как признак того, что против него готовится заговор.
ПРИОРИТЕТЫ ЛЮБОГО ГУРУ
Мы уже обсудили, насколько важно для гуру ежедневно посещать все части утренних программ в храме. Но что, если есть смягчающие обстоятельства? Что, если, например:
- Гуру регулярно возвращается в храм около полуночи, и ему трудно так рано вставать?
- Гуру настолько занят выполнением своих обязанностей, что у него нет времени прийти?
- Гуру слишком устал, и не может прийти?
- У гуру слишком слабое здоровье, и приходить не получается?
- Гуру в уединении поклоняется своим собственным Божествам и не приходит?
- Гуру в это время дня изучает или сам пишет книги и поэтому не может прийти?
- Гуру предпочитает поспать в это время дня?
Гуру должен так выстроить свои приоритеты, чтобы утренняя программа заняла в них ПЕРВОЕ, ГЛАВНОЕ МЕСТО.
Даже если он больше ничего потом не сможет сделать в течение дня, он должен прийти на всю утреннюю программу целиком, хотя бы лишь потому, что сам Шрила Прабхупада считал ее настолько важной. Все гуру должны показывать своим примером, что утренняя программа – это не пустая трата времени. Наоборот, не бывает ничего важнее!
Недавняя история показывает, что если гуру пренебрегает утренней программой, он падает.
Нашему обществу нужны духовно здоровые гуру!"
**********
"19. На этом великом собрании святых личностей присутствовали брахмарши Вйасадева, деварши Нарада, великий правитель царей-кшатриев Парашурама и другие. Некоторые из них были могущественными воплощениями Господа. Шукадева Госвами не числился среди брахмарши, раджарши или деварши, не был он и воплощением, подобно Нараде, Вйасе и Парашураме. (Шримад Бхагаватам 1.19.30 Комментарий).
20. сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
сатам - с чистыми преданными; прасангат - общаясь; мама - Мои; вирйа - чудесные деяния; самвидах - обсуждая; бхаванти - становится; хрит - сердцу; карна - уху; раса-айанах - приятны; катхах - повествования; тат - об этом; джошанат - развивая; ашу - быстро; апаварга - освобождения; вартмани - на путь; шраддха - твердая вера; ратих - привязанность; бхактих - преданность; анукрамишйати - будут следовать по порядку.
Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение. (Шримад Бхагаватам 3.25.25 рассказанная Господом Капилой).
21. Вы должны убедиться, что они строго следуют четырем регулирующим принципам, четырем запретам, а также практикуют ранний подъем, принимают омовение, ставят тилаку, посещают мангала арати, повторяют 16 кругов джапы и посещают классы по Шримад Бхагаватам. Это обязанность всех моих инициированных учеников, неважно старшие они или младшие. На самом деле в нашем движении нет таких понятий, как старший или младший. Каждый является преданным. Поэтому от каждого ожидается следование практике преданного служения. Здесь во Вриндаване я наслаждаюсь тем, как говорят мои ученики. Поэтому два раза в день каждый обязан посещать лекции. В утренние и вечерние часы не должно быть никаких дел, просто киртана, повторение, танцы и очищение. Не будь парамахамсой, думая что теперь я не должен слушать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Не будь лучшим парамахамсой, чем ваш Гуру Махарадж. Я иду и сижу, и мне нравятся лекции и как они ведут киртан. Так же, как и я, вы должны это делать. (Письмо Гопиджанаваллабхе - Вриндаван, 19 сентября 1974 года)
22. "Арджуна, когда он сражался в битве на Курукшетре, он не повторял свои 16 кругов. Когда вы сражаетесь в битве, где взять время на повторение своих кругов? (Речь Шрилы Прабхупады: Прабхупада Увача 49: Шрути Кирти даса).
23. Не может быть и речи о твоем падении. Повторяй 16 кругов регулярно и ни одна сила во всех трех мирах не заставит тебя пасть. Кришна всегда спасет тебя. ( Письмо Химавати - Лондон 19 августа 1971 года)
24. "Когда я был в движении всего несколько недель, Прабхупада лично внедрил в мое сознание тему повторения кругов подобно удару молнии. Это было в храме в Лос-Анджелесе в 1970 году. Его Божественная Милость, сидя на вьясасане, решил выборочно проверить, все ли его ученики повторяют предписанное количество кругов каждый день. Один брахмачари признался, что он не повторял должного количества из-за его тяжелой работы и всего четырехчасового сна ночью. Шрила Прабхупада решительно ответил: «Тогда спите два часа, но каждый день вы должны заканчивать шестнадцать кругов!" ( Его Божественная Милость, Данавира Госвами)
25. Так же как Арджуна, он не был знатоком Веданты, он не был брахманом, он не был санньяси. Он был домохозяином. Он был военным. Но он знал свое дело, как делать его хорошо. И вы должны делать ваше дело хорошо. Это – квалификация. И когда оно ориентировано на Кришну, нет иерархии: это дело лучше, а это дело – хуже, потому что все для Кришны. Это дело становится Кришной. Делайте его хорошо, и Кришна будет удовлетворен. Это ваш успех. Avyäpare suvyaparam yo naraù kartum icchati, sa-mulo hanyate ’khila pärthiva vänaraù. Эксперт. Есть одна замечательная история на санскрите. Обезьяна. Обезьяна.. Вы когда-нибудь видели лесоруба, который пилит деревья? Лесоруб. Таким образом, лесоруб пилил древесину. В конце он распилил ее наполовину и оставил на следующий день, заткнув пробкой, чтобы потом прийти и опять начать пилить. И ушел. И пришла одна обезьяна. Обезьяна села там и начала тянуть за пробку, потому что обезьяны очень озорные. Но она не знала, что часть ее ноги была в этом отверстии и когда она вынула пробку, ей отрезало ногу, она не смогла выбраться и умерла. Итак, инструкция такова, что...Khila pärthiva vänaraù, vyäpare suvyaparam. Авьяпара означает занятие, которое не подходит для вас. Это авьяпара. Авьяпара - сувьяпарам. И занятие, которое не совсем вам подходит, вы не знаете как его выполнить, и avyäpare suvyaparam yo kartu… Если кто-то хочет заниматься тем, чем он не в состоянии заниматься, тогда его убивает, так же как эту глупую обезьяну. Avyäpare suvyaparam yo naraù kartum icchati, sa-mulo hanyate. Этот глупый человек умирает так же как эта обезьяна. Обезьяна не должна была подражать лесорубу, но она хотела его имитировать. И в результате была убита. Это не мастерство. Мастерство это просто пытаться делать то, что легко выполняется вами. Вы не принимаете каких-то тяжелых заданий, потому что Кришна не хочет, чтобы вам приходилось выполнять тяжелую задачу. Что бы вы ни знали, вы просто применяете это. (Беседа в комнате - 16 июля 1968, Монреаль)
26. Среди множества таких вайшнавов, возможно, найдется один, который серьезно относится к служению Господу и неукоснительно следует всем регулирующим принципам, повторяя предписанное количество кругов джапы на четках и все время ища новые пути распространения сознания Кришны. Следует считать такого вайшнава уттама-адхикари — человеком, достигшим вершин преданного служения, и всегда искать его общества. (Нектар наставлений, 5)
27. Таким образом, будущее этого движения сознания Кришны очень светлое, пока управляющие бдительно следят, чтобы все повторяли 16 кругов без падений, чтобы все вставали до четырех часов утра, посещая мангала арати - наши лидеры должны быть осторожны, чтобы не убить дух восторженного служения, индивидуальный, спонтанный и добровольный. (Письмо Карандхаре - Бомбей, 22 декабря 1972 года)
28. Его духовный учитель говорил, что каждого, кто не читает шестьдесят четыре круга мантры в день, следует считать падшим. Вначале ребята подумали, что им тоже придется повторять по шестьдесят четыре круга, и были очень озадачены: ведь это займет целый день! Как ходить на работу, если тебе нужно прочитать шестьдесят четыре круга? Да и как это вообще возможно — повторять по шестьдесят четыре круга мантры? Потом кто-то вспомнил, будто бы Свамиджи говорил, что для западного человека тридцать два круга в день уже достаточно. Уолли сказал, что слышал, будто Свамиджи говорил о двадцати пяти кругах, — но даже это казалось им невыполнимым. Тогда Бхактиведанта Свами предложил минимум — шестнадцать кругов в день, но делать это неукоснительно. Все, кто получит посвящение, должны будут дать такое обещание. (Шрила Прабхупада Лиламрита. Том 2, 19: Сатсварупа Госвами)
29. Поэтому мы должны придерживаться этих принципов, чтобы держаться на трансцендентальной платформе, поднимаясь рано утром, предлагать мангала арати, затем постепенно, один за другим, посещать лекцию, гуру-пуджу и так далее, и так далее. (Лекция по Шримад Бхагаватам 6.1.61, 28 августа 1975 года)
30. Шрила Прабхупада: Поэтому в каждом центре они должны вставать рано утром. Они должны следовать регулирующим принципам. Они должны посещатьлекции. В противном случае пусть они уходят. Мы не хотим. (Беседа в комнате- 25 ноября 1975 года, Дели)
31. Человек, который не может вставать рано утром и не может принять брахманический принцип, шудра, кшатрий, вайшья, ему должно помочь знание, приобретенное брахманом. (Беседа с Банкиром - 21 сентября 1973 года, Бомбей)
32. Ачарья, вы слышали слово ачарья. Ачарья означает, что он учит своим поведением. Точно так же, как я учу вас, «никаких интоксикаций». Поэтому, если я склонен к опьянению, и скажу «не принимайте никаких интоксикаций», то кого это будет заботить? Это означает ачарья. Фактически, вы должны вести себя должным образом; тогда вы можете проповедовать. В противном случае вы не можете стать ачарьей. Ачарья означает того, кто практикует ачару, а затем учит. Он ачарья. Итак, ачара. Na çaucaà näpi cäcäro na satyam. Сатьям означает правдивость. Он что-то проповедует, а что-то делает. Это не правдивость. (Лекция, Бхагавад-гита 16.7 - Хайдарабад, 15 декабря 1976 г.)
33. Поэтому я не думаю, что лидеры сами следуют, и они не видят, что остальные строго следуют. Это необходимо устранить сразу. (Письмо: Карандхара - Бомбей 22 декабря 1972 года)"
"КОГДА ПОРА ОСТАНОВИТЬСЯ
Сегодня в ИСККОН есть такие гуру, которые не считают участие в храмовых программах по утрам своим главным приоритетом. У таких преданных могут быть выдающиеся ораторские и руководящие способности, но им не стоит занимать положение инициирующих гуру, потому что для этого нужно быть примером для своих шишьев. Если гуру не способен ежедневно посещать утреннюю программу, ему, наверное, пора перестать инициировать новых учеников, пока он не восстановится.
Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что духовный учитель, выступающий для своих учеников представителем Кришны, должен взять на себя все последствия греховных поступков каждого ученика. Иногда духовный учитель сильно рискует, ведь последствия греховных поступков учеников могут перегрузить его и вызвать серьезные невзгоды. Потому Шри Чайтанья Махапрабху не советовал принимать много учеников (Шримад Бхагаватам 4.21.31, комментарий).
Если какой-то гуру не посещает утреннюю программу скрупулезно, без пропусков, это уже может говорить о том, что он перегружен. Он может перестать на какое-то время давать инициации и сосредоточиться вместо этого на собственной садхане и на садхане уже инициированных им учеников. Мы здесь не принимаем во внимание, насколько этот преданный может быть ценен, насколько он хорошо проповедует, или насколько возвышен духовно. Мы просто хотим показать, что если он не справляется с функциями гуру, будь то по собственному выбору, или по вине обстоятельств, то не должен занимать такого положения и не должен принимать официальных учеников.
Большое вам спасибо! Харе Кришна!"
О переводе на русский язык (Илапати дас):
Первого января 2018 года Санкаршана Нитай Прабху обратил наше внимание на эту обширную статью Данавира Госвами о важности утренних программ:
http://www.dandavats.com/?p=48175
Она очень близка по духу проповеди Махадьюти Свами. С помощью Бхактин Надежды Семеновой и милостивых напоминаний Санкаршана Нитая Прабху нам наконец-то удалось ее перевести! Статья снабжена подробными пояснениями и примерами из священных писаний, и некоторые из них Бхактин Надежда перевела.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Тамал Кришна Госвами - Много участников, но мало преданных
- Трудности роста: ереси в Движении сознания Кришны (ИСККОН) (Тамал Кришна Госвами)
- Бхакти Викаша Свами - Мы не слышим, что гопи Вриндавана ходят на мангала-арати. Но они-то на той стороне, а мы - на этой
- Внешне имитировать - или следовать внутреннему настроению Аиндры Прабху? (Отвечает Радха-Говинда дас)