В наше время стандарты очень сильно разбавлены. В 90-х годах даже грихастхи носили каупины, они не носили трусы. В то время практически все посты были сухими. При этом мы распространяли книги как угорелые. Мы постились на Джанмаштами, мы полностью постились в Пандава Экадаши.
Я до сих пор помню свои первые Пандава Экадаши. Они были очень тяжелыми. С конституцией питта очень тяжело выдерживать экадаши. Я помню, как у меня болели колени, голова, раздражительность появлялась. Это такой отчет был: 10, 9, 8, 7…. И полные тарелки… Тик-так, тик-так. Быстро пели "Маха-прасаде говинде..". Но мы держались.
Сейчас люди говорят: "У меня язва, у меня конституция питта, у меня конституция капха и т.д". И люди в Рама-намави, в Радхаштами что-то едят. О чем это говорит? О том, что с точки зрения преданности, там этой преданности мизер просто в их практики бхакти.
Стандарты были гораздо… Я бы не сказал строгими. Они были правильными. Это были те стандарты, которые утверждал Шрила Прабхупада. И Прабхупада был абсолютно недоволен. Есть ученица Шрила Прабхупады - Мокша Лакшми. Она из Британии. Она рассказывала, как на Рама Навами во Вриндаване однажды…. Во Вриндаване очень тяжело соблюдать пост. Определенная среда, определенный климат. И они с матаджами не выдержали в какой-то Рама-навами. И после обеда они набрали себе тарелки, вошли в свои комнат и начали кушать. И в этот момент открылась дверь. В дверь зашел Шрила Прабхупада. И Прабхупада на них посмотрел и не сказал ничего. Он на них посмотрел. У них кусок в горле застрял у всех. С тех пор она никогда не ела в Рама-навами. Потому что своим взглядом Шрила Прабхупада все сказал, все точки над "и" расставил.
Если продолжить этот лейтмотив, что задача наставника опекать веру младших преданных в принципы чистого преданного служения. Мне кажется, что старшим преданным надо чаще говорить о том, каким стандартам они сами следуют. И они должны обучать младших, и не должны вестись на эти истерики и вопли по поводу следующего: "У меня там язва, колени болят, голова болит, я еще не инициированный. Я еще вторую инициацию не получил, поэтому могу не так строго ко всем этим вещам относиться". Нет, если я действительно последователь Шрилы Прабхупады, то мы делаем то, что Шриле Прабхупаде нравилось.
Бывает, что у преданных тяжелые болезни или еще что-то. Но я о другом говорю. Есть такая ситуация. Есть преданный, у которого есть язва, и он с чувством большой горечи и сожаления признает, что ему нужно есть. Сейчас Нирджал Пандава Экадаши и ему нужно есть. И он об этом очень сильно сожалеет, потому что по своей карме он оказался в таком больном теле и у него такая неблагоприятная судьба в этом смысле. И есть преданные, которые говорят: "У меня как бы язва, и поэтому где там махапрасадик". Это смотрится отвратительно. Если тебе нужно поесть, то ты не выносишь мозг поварам в Нирджала Пандава Экадаши. Ты заранее это обдумываешь. При этом ты делаешь так, чтобы тебя никто не видел, чтобы ты никого не смущал. И делаешь это с чувством горечи. Но когда это делается очень демонстративно, тогда это очень отвратительно.
Тем больше аскезы, тем лучше для нас, потому что, в конце концов, тапасья, аскеза - богатство брахмана, вайшнава. Каждый из нас должен какой-то реалистичный уровень выбрать в рамках программ минимум и максимум, который оставил нам Шрила Прабхупада. Но когда преданные трескают сабджи за обе щеки в Рама-навами или в день Джанмаштами, то это неправильно.
Также мы должны следить за собой, а не за другими, что они делают в экадаши. Потому что иногда человек хочет в экадаши поститься, он исполнен решимости свою севу сделать и пост совершить, а мы подходим к нему и говорим: "А Бхактисиддханта Сарасвати кормил кичри и отправлял проповедовать". Занимайся своими собственными делами. Оставь преданных в покое, пусть они делают то, что они хотят, считают нужным в эти священные, сокровенные дни. Наша задача не опускать друга, наша задача поддерживать друг друга, возвышать. Поэтому если кто-то решил держать сухой пост, наша задача поддержать его. Наша задача не в том, чтобы кого-то сбивать цитатами из книг Шрилы Прабхупады. Но для себя мы должны понять, что есть разная градация соблюдения и где мы со своей квалификацией вписываемся в рамках программы максимум и программы минимум, которые Прабхупада нам дал. Прабхупада говорил, что поститься на сухую и совершать свое служение... Это программа максимум. И программа минимум, когда вы кушаете в экадаши анукалпу (не зернобобовые) и проповедуете. Это программа минимум.
Радха Говинда Прабху. Обсуждение книги Джагадананды Пандита "Према Виварта" 15
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Шрила Бхакти Чайтанья Свами о Пандава-экадаши
- Радха Говинда дас - С умом надо договариваться
- СЕКС. Законный и незаконный (Из книги: Сатсварупы Даса Госвами - Препятствия на пути преданного служения)
- Радха-Говинда дас - Наша привязанность к гуне страсти...
- О внешнем виде вайшнавов. Почему важно носить вайшнавскую одежду (Е.С.Бхактивайбхава Свами)
- Шиварама Свами - Трудясь вместе, мы научимся любить друг друга. Что значит духовная совместимость?
- Шиварама Свами - О раннем подъеме. Что говорил об этом Шрила Прабхупада