“Из всех преданных этот холм Говардхан – самый лучший! О подруги, холм этот предлагает Кришне, Балараме, Их телятам, коровам и друзьям-пастушкам все необходимое: воду, чтобы пить, луга с очень мягкой травой, пещеры, фрукты, цветы и коренья. Так холм оказывает почтение Господу. Это от прикосновения лотосных стоп Кришны и Баларамы холм Говардхан выглядит таким ликующим”.
Шримад Бхагаватам 10.21.18
Этот праздник знаменует многое. Сам Говардхан переводится как два слова: го - это «чувства», а также «го» – это «коровы» на санскрите; «вардхан» также имеет два значения – это означает «питать» и «разворачивать, направлять к чему-то». Итак, если мы примем Го в значении «коровы», то Говардхан означает – «холм, который питает коров» - всем необходимым: свежей травой, водой, тенью деревьев в жару и т.д. Если мы рассмотрим Го как «чувства», то мы можем принять другое значение слова Говардхан, и оно будет подразумевать, что Говардхан разворачивает наши чувства, направляя наши чувства к Господу Кришне.
В данной статье вы узнаете следующее :
- Явление холма Говардхан в материальном мире
- Рождение Гирираджа / Говардхана
- Говардхан – лучший из преданных Господа Кришны
- Говардхана-лила Господа Кришны
- Кришна проходит проверку
- Всеобщее поклонение Кришне
- Уроки Говардхана-лилы
- Празднование Говардхана-пуджи
- Молитва о том, чтобы жить рядом с Говардханой
В Чайтанья Чаритамрите описывается, как Господь Чайтанья Махапрабху, когда пришел во Вриндаван и только увидел холм Говадхан, то холм тут же напомнил ему о Господе Кришне. И, в соответствии с философией одновременного единства и различий энергий Господа, можно сказать, что всё, что связано с Господом, с местом Его игр и Его деятельности, другими словами, всё, что служит Ему непосредственно, Его стопам, Его замыслам, также имеет такую же духовную природу, что и сам Господь. И поэтому, когда мы видим то, что связано с Господом, например, мы можем увидеть храм Господа, мы сразу же вспоминаем о Господе. И потому, когда мы видит холм Говардхан, мы вспоминаем Говардхана-лилу, те игры Господа, которые проходили там 5000 лет назад.
Мы вспоминаем, как Господь Кришна, играя роль маленького ребенка, ходил по этому холму. Господь дотрагивался до него Своими лотосными стопами вместе со своим братом Баларамой, Господь пас коров на холме Говардхан, Господь пил воду из ручьев, текущих с холма Говардхан. Также Господь вместе со Своими друзьями украшал Свое трансцендентное тело благоуханными цветами, которые росли на холме Говардхан. Господь отдыхал там в прохладе пещер, когда наступала жаркая пора, и развлекался там. Кришна получал там большое наслаждение.
намасте гирираджайа
шри говардхана намине
ашеша клеша нашайа
парамананда дайине
"Я поклоняюсь царю всех холмов, холму Говардхан (источнику наслаждения для чувств, земли и коров). Он является слугой Кришны и он Сам Кришна. Он прекращает бесконечные страдания и дарует высшее блаженство". (Према-бхакти расарнава).
Явление холма Говардхан в материальном мире
Говорится, что холм Говардхан является самым лучшим из слуг Господа. Этот холм удовлетворяет Господа наилучшим образом. Почему так? Потому что этот холм, на самом деле, не является частью материального творения. Когда Господь, пребывая в духовном мире, чтобы избавить Землю от бремени тяжёлых грехов, совершаемых демоническими существами, собирался прийти в этот мир в Своей изначальной форме как Кришна, Он пригласил с собой Свою вечную половину – Шримати Радхарани, чтобы она пришла вместе с Ним. Но она сказала: «Как я могу прийти в материальный мир? В материальном мире так неуютно, там так холодно и так скучно. Я не пойду туда, если там не будет нашего привычного окружения. Я не пойду, если там не будет реки Ямуны и холма Говардхан.» И тогда Господь сказал: «Я уже устроил все таким образом, чтобы холм Говардхан нашел там свое место, и река Ямуна также».
Рождение Гирираджа / Говардхана
Нам трудно понять и принять это, но ведические писания говорят, что такие грандиозные объекты, как земля, горы, реки являются личностями. Земля-мать, корова-кормилица, так же и реки, и горы, - за всеми этими грандиозными явлениями стоят полубоги. Т.е. за каждой этой внешней формой – рекой, которая течет, или горой, самой высокой или маленькой, стоит определенный полубог, который обеспечивает жизнь этого явления.
И вот в очень давние времена, в период Сатья-юги, на западе Бхарата-варши у одного из горных хребтов в Гималаях по имени Нанда Дроначала родился сын, которого назвали Говардхан или Гирирадж, что означает «царь гор». Он был действительно прекрасен, лучшим из гор, со своими долинами, пиками, деревьями, своими различного рода удивительными растениями и красивыми камнями, Гирирадж превосходил своей красотой абсолютно всех. Полубоги почтили новорожденного Гирираджа, осыпав его дождем из цветов. Также все олицетворённые горы во главе с Гималаями и Сумеру пришли выразить ему свое почтение. Они обошли вокруг него, поклонились, вознесли молитвы и приняли Говардхану своим царём, сказав: «Ты явился с изначальной Голоки Вриндаваны и ты - драгоценность Враджи». Затем они удалились.
И как-то раз, во время своего путешествия, в гости к Дроначале пришел великий мудрец, Пуластья Муни. Он сказал, что в его обители Варанаси, являющейся также и обителью Господа Шивы, всё прекрасно и там протекает полноводная река Ганга, но такого изумительного холма с множеством пышных цветов и красивых деревьев, пещер и рек, птиц и животных, там нет. И он подумал: «Было бы хорошо, если там был этот холм, и на его вершине я мог бы сидеть в медитации и совершать свои аскезы.» И он очень мягко обратился к Дроначале с просьбой, чтобы тот позволил своему сыну, Гирираджу, пойти с ним. О, как Дроначала разгневался на Пуласью Муни. Но Гирирадж, желая загладить это разногласие, и не желая, чтобы Пуласья Муни проклинал его отца, попросил отца позволения пойти с мудрецом. Затем он обратился к мудрецу: «Но как ты меня заберешь, Пуласья Муни?». «Не беспокойся, - ответил мудрец, - я тебя донесу». И Гирирадж согласился пойти с ним, но с одним условием: в том месте, где Пуласья Муни опустит его первый раз на землю, он там и останется, и его не смогут больше поднять.
В те времена люди обладали большими мистическими способностями. Пуласья Муни поднял Гирираджа своей правой рукой и поплыл в небе с этой горой. Уже вечерело, в то время они пролетали над Вриндаваном. И в этом месте Говардхан, как и всякое живое существо, испытал огромное желание встретиться с Кришной. Он подумал, что здесь он сможет дождаться явления своего дорогого Господа Кришны. И своей мистической силой он повлиял на мудреца так, чтобы тот почувствовал сильную потребность помочиться. Он положил холм на землю, удовлетворил потребность, а вернувшись, не смог сдвинуть его и на йоту. Холм не позволил поднять себя. И Пуласья Муни разгневался на гору и проклял Говардхана, сказав: «За это ты каждый день будешь уходить под землю на величину горчичного семени».
В те времена, в Сатья-югу, Говардхана был 64 мили в длину, 40 миль - в ширину и 16 - в высоту. Сейчас его высота уже примерно 25 метров, а через 10 тыс. лет Кали-юги он и вовсе исчезнет. Но для людей Кали-юги то, что холм становится меньше - это благословение, иначе люди просто не смогли бы обойти Его (сейчас холм 24 км в окружности). Теперь мы можем обойти его за один день, оказать Ему почтение.
Говардхан – лучший из преданных Господа Кришны
Итак, Гирирадж остался там ждать Господа. Эти события происходили миллионы лет тому назад, в сатья-югу.
А в трета-югу, когда на земле был Господь Рамачандра, он сражался с демоном Раваной, который жил на Ланке. И он должен был построить мост от материка до острова Ланки, для того, чтобы можно было перейти туда со своим войском, которое состояло из ванаров, необычайно великих и могучих обезьян и медведей. Ванары строили этот мост из камней, принося и бросая огромные каменные глыбы в воду. И благодаря божественной силе имени Господа Шри Рамы, написанного на камнях, они не тонули, а плавали. Таким образом строился этот пантонный мост. И каждый работал там по своим возможностям, и медведи, и белки – все вносили свой вклад. И Хануман, великий преданный Господа Рамы, который был очень могучим, тоже трудился вместе со всеми. Он вырывал из земли целые горы и бросал их в океан.
И в поисках таких гор он увидел Гирираджа, и попытался вырвать из земли эту гору. Но у него ничего не получилось. Хануман был способен вырывать из земли горы намного большие по размеру, чем эта. Но не сумев поднять Гирираджа, он понял, что это какая-то особая гора, особенная личность.
Тогда он выразил почтение холму Говардхану и смиренно попросил его: «Мой господин, Господь Рама строит мост на Ланку для того, чтобы победить демона Равану. Не согласишься ли ты милостиво послужить окончанию этого моста – там немного не хватает…» И тогда Гирирадж, желая увидеть Господа Раму, согласился отправиться туда с Хануманом. Хануман поднял его и бросил в океан, но в это время голос с неба сообщил им, что мост уже достроен. И расстроенный Гирирадж думал: «Как же я увижу Господа? Я потерял шанс увидеть Господа Раму». Но Хануман успокоил его, сказав: «Подожди. Я полечу туда, но потом вернусь. Я обязательно сообщу Господу Раме, может, он придет и остановится на твоих склонах.»
Через некоторое время Хануман вернулся и сообщил Гирираджу, что Господь Рама очень удовлетворен им. Он также сказал, что в Двапара-югу он придет сюда в своей изначальной форме как Господь Кришна. «Он придет как Кришна, и как ребенок будет бегать на твоих склонах, наслаждаться плодами с твоих с деревьев, будет проявлять свои игры здесь».
Итак, Гирирадж ждал Господа Кришну. И он дождался Его, когда Господь 5000 лет назад пришел как Кришна в облике мальчика-пастушка.
Говардхана-лила Господа Кришны
Говардхана-лила знаменует собой момент, когда Кришна поднял холм Говардхан. История, которая описана в 10-й песне «Шримад Бхагаватам», гласит следующее:
Однажды, отец Господа Кришны, Нанда Махарадж, собирался вместе с другими пастухами устроить жертвоприношение царю небес Индре. Они свезли огромное количество яств и стали погружать их в Сурья-кунду и Манаси-Гангу: миллионы пакор, самос, расагул, сандешей, горы пури, чапати, тонны сладкого риса и топлёного масла исчезали под водой. Но маленький сын Нанды, Кришна, запротестовал: «Нет нужды почитать полубогов. Давай лучше поклоняться холму Говардхану. С его холма мы получаем сочную траву, которая щедро кормит коров, мы получаем свежую воду, плоды, фрукты, цветы, минеральные краски». Кришна так хотел проучить Индру, возгордившегося своим высоким положением.
«Те, кто вместо полубогов поклоняется Господу Хари, достигают счастья и в этой и в следующей жизни. Холм Говардхана - царь всех повелителей гор. Он родился прямо из груди Господа. Просто созерцая Говардхану, человек освобождается от необходимости рождаться вновь. Поэтому лучше всего устроить поклонение холму Говардхане и коровам».
И пастухи послушались Кришну и провели поклонение холму Говардхану. По Его указанию, все жители Вриндаваны собрались возле Говардхана, украсили коров, накормили их сочной травой и, ведя их перед собой, стали обходить вокруг холма. Гопи нарядно оделись по случаю праздника, сели в повозки, запряжённые быками, и стали счастливо прославлять игры Кришны мелодичным пением. Брахманы раздавали свои благословения пастухам, их жёнам и юным дочерям-пастушкам.
Когда враджаваси обходили холм, Кришна наигрывал на флейте, и её чарующие звуки уносили прочь их усталость. Обойдя холм, они читали ему манту: «Я склоняюсь пред тобой, о холм Говардхана, ты - зонтик Верховной Личности Бога, ты - венец Голоки и ложе леса Вриндаваны».
Чтобы доказать, что Говардхана достоин поклонения, поскольку неотличен от Него Самого, Кришна легко запрыгнул на его вершину и слился с ним. На склоне холма появились глаза, нос, рот, по бокам выросли длиннющие руки, украшенные прекрасными браслетами, сверху появилась корона. Присутствовавшие в благоговении поклонились Ему и громко прославили. Говардхана громогласно заявил: «Я запросто проглочу всё, что здесь есть!» И Кришна-Говардхана одной рукой стал живо загребать все приготовленные яства Себе в рот, а другой прищёлкивал и кричал: «Ещё! Ещё!», и вскоре от больших гор подношений ничего не осталось. Жрецы повторяли благоприятные мантры. Говардхана запивал сласти нектарной водой из ближайших озёр, и вскоре они опустели. Но Говардхана не унимался: «Ещё! Ещё!» Брахманы было растерялись, но тут же нашли выход: помазали подножие холма сандаловой пастой и приложили листики туласи. В конце Ему также принесли тысячи орехов бетеля, смешанных с изысканными пряностями. Говардхана был в блаженстве, полностью доволен и счастлив. Его лицо сияло, как восходящее солнце.
Довольный Кришна-Говардхана мистически вернул враджаваси все проглоченные яства в виде маха-прасада. Те вспомнили, что Ему ещё нужно предложить арати, и стали размышлять, что использовать как лампаду. Говардхана улыбнулся и представил в мыслях тысячи светильников, каждый из которых имел по тысяче фитилей. Они тут же появились наяву, и пастухи предложили их с любовью и преданностью, на которые были способны. Когда враджаваси поклонились холму, Он объявил: «Пренебрегающему поклонением Говардхане, как Я Сам показал, не видать счастья. Здесь много змей, и они закусают такого лентяя до смерти. Все, кто живут рядом с холмом, ради блага коров и своего блага должны поклоняться Ему, как предписываю Я Сам». И затем принял Свою былую форму.
Но царь небес, Господь Индра, пришел в огромную ярость, почувствовав себя оскорблённым пастухами и Кришной. Он приказал туче Самвартаке, которая затопляет весь мир во время разрушения вселенной (вселенского потопа, описанного в писаниях), разорить процветающую Вриндавану. И Самвартака стала извергать нескончаемые потоки воды, толстые, как колонны. С неба обрушились глыбы града и камней, гигантские, словно пики гор. Удары молнии напоминали бивни слонов. Молнии соперничали с громом. Дул ураганный ветер, вырывавший с корнями деревья и снося дома. Постепенно вода сровняла всё.
И враджаваси, находившиеся в страхе от всего происходящего, как всегда, не знали иного прибежища, кроме Кришны. Они обратились к нему с просьбой защитить их.
И тогда Кришна мизинчиком левой руки поднял холм Говардхан. Маленький мальчик сделал это играючи, как дети могут сорвать гриб, поднять его над собой и говорить: «Я под зонтом! Это мой зонт!» И так Господь Кришна держал холм семь дней одним мизинцем. Он призвал всех укрыться под ним от проливного дождя: пастухов и пастушек, коров и телят.
Все жители зашли под холм и оказались в безопасности. Они увидели внизу преогромную долину, ни дождя, ни слякоти. Дорога вниз была выложена самосветящимися драгоценными каменьями в форме ступеней. Их взору предстали изумительные дворцы из бриллиантов, жемчуга, рубинов и изумрудов. В покоях была мебель, кровати, а также всё необходимое для жизни: запасы пищи, воды и травы для коров. Дул приятный лёгкий ветерок, смешанный с ароматом благовоний.
Кришна был бесконечно счастлив видеть неподдельное удивление на лицах односельчан. Увидев своего милого Шьямасундару, изящно державшего холм на мизинчике левой руки, они ощутили прилив блаженства, и их естественная любовь к Нему проистекла из уст в виде пения. Все гопи видели замечательный подвиг Кришны, и Он улыбался, глядя на них. Но когда Его взгляд упал на их груди, Его рука дрогнула, и пастухи немного испугались. Они тут же стали подпирать холм посохами. Позже они хвастали, что без их помощи Кришне ни за что бы не удержать Говардхану.
Пока Кришна держал гору семь дней и ночей, враджаваси наслаждались пением и танцами, не испытывая никаких беспокойств, они были надежно защищены.
В действительности, холм держала, невидимая для всех, Шримати Радхарани, которая обычно находится слева от Кришны. Она - Его духовная энергия в играх. Именно поэтому Кришна поднял холм левой рукой. Господь с помощью Йогамайи специально разгневал Индру, чтобы надолго встретиться с Радхой, ведь Ему очень трудно встречаться с Ней в присутствии старших.
Хотя Говардхана ощущал очень сильные удары града, он был погружён в сладостные воспоминания об играх Кришны вместе с Радхой, гопи и друзьями-пастушками. Они проводили их на его груди и в пещерах, выложенных внутри драгоценными каменьями, сияние которых рассеивало мрак. Кроме того, Говардхана ощущал прилив духовного счастья от прикосновения пальчика Кришны.
Обитатели Вриндаваны были изумлены тем, как Кришна держал холм, а Индра, увидев, что у Самвартаки ничего не получается, несмотря на все его старания, отправился на Землю на слоне и издалека метнул молнию, чтобы разрушить Враджу. Но Кришна с помощью мысли парализовал и молнию, и его руку. Ошарашенный царь небес убежал. Увидев великую мистическую силу Господа, он был, как громом поражён, и уверенность его поколебалась. Он приказал туче остановиться.
Небо очистилось, и вновь появилось солнце. Порывы ветра прекратились. Кришна, прославившийся ныне как тот, кто поднял Говардхану, сказал: «Дорогие друзья, всё закончилось и теперь вы спокойно можете отправляться по домам. Наводнение прекратилось, и вода в реках спала».
Мужчины погрузили свои вещи на телеги и вместе с жёнами, детьми и коровами отправились домой. Друзья же Кришны захотели доказать, что они тоже не слабее Его и уговорили Его хоть немного дать им подержать холм. Кришна сдвинул Говардхану так, что мальчикам досталось полвеса горы. Чудовищный груз чуть было не раздавил их, но Господь с улыбкой мгновенно поднял и выровнял холм, а затем положил на прежнее место. Все подбежали и с радостью стали обнимать Кришну. Гопи, всегда пылающие к Нему любовью, стали предлагать творог, смешанный со слезами, и изливали на Него потоки благословений. Яшода, Рохини, Нанда и Баларама по очереди обнимали Шьяму, и с любовью благословляли Его вновь и вновь. Довольные полубоги стали сыпать цветы с небес, играть на барабанах, трубить в раковины, петь и танцевать. После этого Кришна с враджаваси вернулись домой. Как обычно, гопи стали прославлять деяния Кришны с большим удовольствием, ибо пели они от сердца.
Кришна проходит проверку
Хотя все и закончилось благополучно, пастухи пришли к Нанде Махараджу и высказали свои сомнения по поводу его сына Кришны. Что слишком уж Он героичен, и внешне вовсе не похож на родителей цветом кожи… И Нанда Махарадж рассказал им, что после рождения Кришны к ним пришел великий мудрец Гарга Муни, и он рассказал, что наш ребенок необычная личность, что это Сам Верховный Господь. Он и раньше приходил, в другие эпохи Он являлся в различных ипостасях. И вот теперь Он пришел опять.
Выслушав этот рассказ, пастухи не поверили Нанде Махараджу. Они пошли в другое селение к царю Вришабхану, который был отцом Радхарани, вечной супруги Господа. Они попросили его не дружить с Нандой Махараджем, потому что он нечестен… И они объяснили ему свои подозрения. И Вришабхану сказал: «Когда родился этот ребенок, Гарга Муни пришел также и ко мне в дом, и рассказывал об этом ребенке. Он сказал, что этот мальчик - Властитель бесчисленных вселенных, Повелитель Голоки, величайший из великих. Нет Ему равных. И моя дочь, Радха - первая царевна Шри Кришны.
И тогда пастухи сказали: «Вришабхану, ты очень богат, твое богатство затмевает богатство Индры, царя небес. У тебя много самоцветов, золота, жемчуга, у тебя тысячи могучих слонов, миллионы коров, множество дворцов из драгоценных каменьев. Ты богат, как Кувера. Нанда значительно уступает тебе во всех отношениях. Но если его сынишка - Сам Всевышний, проверь Его, чтобы Он раскрыл Своё могущество и богатство, а мы посмотрим».
И Вришабхану Махарадж приказал собрать 10 млн. ожерелий из гигантских жемчужин, сложить их в сундуки, усыпанные драгоценными каменьями, и отнести их к Нанде с предложением женить Кришну на его дочери Радхарани. И когда этот роскошный обоз прибыл в Нандагран, Нанда и Яшода были изумлены. По традиции, они должны были ответить достойным подарком. Но они знали, что не смогут послать в ответ ничего подобного этим драгоценным дарам.
Тем временем Кришна тайком взял сто жемчужных ожерелий и посадил их в землю. А Нанда случайно обнаружил недостачу и решил спросить, может быть Кришна или Баларама взяли их для игр. На что Кришна в ответ сказал: «Мы из пастушеского рода и любим сажать в землю самые разные семена. Ну вот Я и посадил немного жемчуга в поле».
Ну что тут поделать? Поругав сына, Нанда пошел откапывать ожерелья. Но что это? В том месте, где Кришна закопал ожерелья, из земли проросло сто прекрасных высоких зелёных жемчужных деревьев. На их ветвях висели бесчисленные грозди жемчуга, сияющие, словно звёзды в небе. Они были даже крупнее посаженных жемчужин. Папа Кришны замер в оцепенении, но, вспомнив слова астролога, пришёл в себя, радостно обнял Кришну. Он распорядился погрузить собранные грозди на телеги, чтобы посланцы его доброго друга Вришабхану отвезли их ему во дворец. Все, кто видел эти удивительные жемчужины, прославляли огромное богатство царя Нанды. Таким образом, они были спасены. И все поняли, что Радха - возлюбленная Кришны, а Кришна - возлюбленный Радхи. Место, где росли жемчужные деревья, стало озером Мукта-сароваром.
Всеобщее поклонение Кришне
Всё это случилось на десятый день, а на 11-й, экадаши, Индра просил у Кришны прощения. Потрясённый великой мистической силой Кришны, подавленный царь небес вернулся к себе во дворец. Брихаспати, учитель полубогов, пришёл к Индре и сказал: «Ты оскорбил самого Всевышнего Господа, Шри Кришну, и поэтому не найдёшь иного прибежища, чтобы защититься от последствий этого оскорбления. Хотя у тебя тысяча глаз, ты не видишь истину».
Индра с трудом признал это и попросид совета, как ему теперь поступить. Брихаспати ответил: “Только Господь Брахма сможет посоветовать”.
С тяжёлым сердцем отправился Индра к Брахме и припал к его стопам. Тот сказал: “О царь полубогов, хотя ты занимаешь такой высокий пост, твой разум помутился, и так ты совершил величайшее оскорбление. Я ничем не могу помочь в противодействии последствиям, но у тебя есть одна надежда: пойди, упади в ноги матери Сурабхи, повелительнице коров, и попроси её замолвить за тебя слово перед Кришной. Поскольку Господь очень любит коров, то, возможно, примет это во внимание”.
Пошел Индра к своей тётушке Сурабхи и попро-сил её прийти во Враджу. Брахма тоже попросил Сурабхи заступиться за Индру. Так в день экадаши глава полубогов и Сурабхи пришли во Враджу. Индра распластался в поклоне перед Кришной, но Он даже и не взглянул на него. Тогда Сурабхи выразила свое почтение Господу и попросила Его простить Индру, ибо он поступил так по невежеству - и Кришна слегка улыбнулся, выражая согласие. Это пример того, как преданные Кришны бывают даже более милостивы, чем Он Сам. Сурабхи также попросила Говинду стать повелителем коров.
Когда Индра упал в ноги Господу, слёзы потекли изо всех его тысячи глаз. Они омыли стопы Кришны и образовали небольшое озерцо Индра-кунду. Он молился: “Мой Господь, лишь из ложной гордости я счёл себя оскорблённым тем, что Ты остановил жертвоприношение мне. Я подумал, что под предлогом поклонения Говардхане, Ты решил забрать все подношения Себе. Я совершенно не понимал, что Ты — Бог. Ты Сам, Твои имена, качества, формы и игры не имеют ничего общего с материальной природой, они полностью духовны. Твоей обители достигает лишь тот, кто прошёл суровые аскезы и очистился от гнева, жадности и вожделения. Ты - Высший царь всех и поэтому вправе наказывать любое живое существо за его проступки. Ты наказываешь как высший благожелатель, и это приносит оступившемуся неоценимое благо. Особенно сурово Ты наказываешь тех, кто заявляет о себе как о Боге. В этом мире немало таких глупцов, как я, претендующих на звание высшего правителя, но рано или поздно, придя в чувство, они предаются Тебе. Мой дорогой Господь, я совершил серьёзное оскорбление. Пожалуйста, прости этого несчастного глупца. Дай мне благословение, что я не осмелюсь поступить так дерзко вновь. Но если Ты считаешь этот проступок непростительным, то хочу заверить, что я — Твой вечный слуга. Ты пришёл спасти Своих преданных слуг, поэтому прости меня как одного из них”.
В это время на место этой маха-абхишеки стали собираться полубоги во главе с Брахмой и Шивой, святые мудрецы во главе с Нарадой, их жёны во главе с Арундхати и апсары во главе с Урваси. Говардхана предоставил Кришне место для сидения, симхасану, сложенную из его собственных камней, шил. Варуна, повелитель вод, принёс восхитительный зонтик, украшенный жемчугом и бриллиантами и лично держал его над головой Кришны. Ваю, властитель ветров, явился вместе со слугами. Они принесли опахала из хвоста яка и стали обмахивать Его со всех сторон. Чандра, бог луны, превратился в зеркало, сияющее, словно полная луна. Панчаджанья, раковина Господа Нараяны, появилась как множество людей, которые стали трубить в раковины. Каумодаки, божественная булава, проявилась в форме колонны, украшенной ослепительными бриллиантами. Лотос Господа превратился во множество белых зонтов, а Сударшана Чакра, Его огненный диск, распространился в бесчисленные зажжённые лампады.
Семь океанов, священные реки и озёра явились в своих небесных формах, неся золотые кувшины со своей водой для омовения Кришны. Бхуми, Мать-Земля, принесла семь кувшинов из драгоценных каменьев, в которых было семь видов каменьев. Также она взяла с собой семь тарелок, на которых преподнесла семь видов земли. Все лекарственные травы предстали в олицетворённых формах перед Говиндой и предались Ему. Олицетворённые благоприятные деревья во главе с ватом и пиппалом предложили Господу пять нежных свежих листьев в сосудах из камня вайдурья. Богини различных лесов принесли сосуды с кокосовым молоком и фруктовыми соками. Боги гор явили взору Господа множество драгоценных каменьев.
Несмотря на пышное поклонение, Господь был холоден к полубогам. Он просто терпел все их подношения, потому что те попросили Его об этом. В отсутствие Своих друзей, коров и телят Он не ощущал счастья, но ради полубогов напустил на Себя довольный вид. После омовения Господь Брахма усадил Кришну на трон из мягкой травы. Он хотел продолжить оказывать служение, но медлил, поскольку для его завершённости нужно было повторять особую мантру. Господь Шива, увидев заминку, сказал Брахме: “Смотри, Гопал-мантра уже появилась в образе прелестного мальчика”.
Малыш сиял ярче солнца, и на теле его было написано имя Говинды. Увидев его, Брахма очень обрадовался, ведь эта олицетворённая мантра могла осчастливить кого угодно. Он взял предметы для омовения и при содействии Нарады, четверых Кумаров, Дхрувы и Прахлады вновь омыл Ему стопы, но теперь с Гопал-мантрой. Затем он сел и стал всеми восемью глазами на четырёх лицах с упоением созерцать несравненную красоту Кришны.
Молочный океан принёс множество раковин, а божество горы Сумеру принесло для них столько же подставок. Гора Кайлаш преподнесла хрустальный колокол, Гималаи же доставили поднос для цветов. Прекрасные богини лесов принесли ароматные благовония и цветы, а Адити позаботилась о сочных фруктах и других предметах поклонения. Господь Брахма продолжил церемонию, воспевая с другими полубогами и мудрецами святые имена Бога: Харе, Кришна и Рама. После арати Брахма навёл на лбу Говинды тилаку, надел корону и объявил Его Индрой, царём всех полубогов и живых существ.
Джива Госвами указывает, что поскольку все полубоги присутствуют в теле коровы, то, став повелителем коров, Кришна неизбежно стал и главой полубогов.
Всё это царское поклонение проходило в то время, когда пастушки убежали от Кришны собирать в стада разбредшихся телят, и полубоги воспользовались редким одиночеством Кришны. Теперь, когда мальчики возвращались, полубоги вовремя исчезли. Пастушки, приближаясь к своему возлюбленному другу, с удивлением собрали все брошенные в спешке светильники, зонтики и опахала, и стали поклоняться Ему из естественной любви, бившей ключом из их сердец. Полубоги наблюдали издалека за развернувшейся сценой. Слыша их искреннее пение и видя их бескорыстную любовь, они ощутили стыд за свою попытку поклонения Господу. На оживлённый шум пришёл Господь Баларама, счастливый от того, что Его младшему брату поклоняются с такой любовью. Баларама подсел к Кришне вплотную и стал наслаждаться видением Его чарующего лица.
В то же день Нанда Махараджа с пастухами и их женами отправился из Нандаграма искупать коров в реке. Случайно они проходили через Сурабхиван и были пленены удивительным зрелищем поклонения. Нанда почувствовал прилив родительской любви и в сердце догадался о сути происходящего. Но чтобы удовлетворить любопытство остальных, он спросил у пастушков, где они взяли такие божественные вещи. Шридама сказал: “Мы побежали собирать телят в стада и не знаем, что здесь происходило. А когда вернулись, эти флажки, знамёна, зонтики, кокосовые орехи уже валялись повсюду”.
Тут вперёд вышел Мадхумангала: “Вначале здесь появилась какая-то корова и что-то сказала Кришне. Затем какой-то тысячеглазый поклонился Ему, а также был здесь слон, вновь и вновь приносивший воду из Ганги. Был четырёх-главый и даже пяти-главый человек, и все они молились Говинде. О Нанда Махараджа, много тут было людей, и все они проводили церемонию поклонения”.
Внезапно голос с небес сказал: “Нанда! Как мы короновали твоего сына, возведя Его в сан повелителя коров и чувств, так и ты должен возвести Его в сан Царя Враджи”.
Вняв божественному голосу, враджаваси короновали Кришну. Мама Яшода провела сынишке арати, и все вместе они возвратились домой, напевая: “Говинда джая джая, Гопала джая джая, Радха-Рамана Хари Говинда джая джая”.
Истинное благо от поклонения Говардхане в том, что совершая обход вокруг него, мы занимаемся прямым служением Радхе и Кришне. До сих пор Радху и Кришну можно видеть в образе Говардханы, и любой, кто хотя бы раз взглянул на этот божественный холм, непременно разовьёт к Кришне любовную привязанность, следуя примеру гопи.
Уроки Говардхана-лилы
Гирирадж Говардхан неотличен от Господа Кришны, и в то же самое время Он является лучшим из Слуг Кришны.
Эта лила очень важна для всех нас, так как учит тому, насколько смиренным в отношениях с другими преданными мы должны быть, чтобы быть принятыми Кришной. И Говардхан - наилучшее место для тех, кто хочет избавиться от гордости, так как он видит её проявления в сердце преданного и посылает трудности, заставляя нас стать смиренным.
Уникальность Кришна-лилы, Господа, который приходит как Кришна, заключается в том, что несмотря на то, что Он Бог, Он играет роль, которая доступна и наиболее сладка для каждого преданного, в форме, которая соответствует форме его вечных отношений с Богом. Богу интересно быть ребенком. Хотя пастухи спорили, как Он может быть ребенком. С одной стороны Он делает, конечно, удивительные вещи. Еще будучи младенцем, Он перевернул ногой повозку, таким образом Он убил огромного демона Шакатасуру. Еще будучи грудным ребенком, когда демоница Путана пришла, чтобы отравить его, намазав свою грудь ядом, Он взял ее груди и с молоком и с ядом высосал ее жизненную силу. И она упала замертво. Он, вобщем-то похож на Бога… Но почему тогда Он просит у нас кушать? Почему Он ворует у нас масло? Разве Бог может воровать масло?.. Почему Бог пасет телят в лесу?
У нас это не укладывается в голове, потому что материальной логики здесь нет. Здесь есть только духовная логика: Бог проявляет себя во всех ролях. Если бы не было всех этих ролей, взаимоотношений, не было сладости у Него, то как бы у нас была сладость, как бы мы могли иметь какие-то взаимоотношения друг с другом? Господь - Он полон, у Него все есть, но Он ждет лишь нашей любви и позволяет нам проявить нашу любовь к нему во всем многообразии отношений, возможных с Ним. Все взаимоотношения исходят из Бога, всё исходит от Бога. Потому что, по определению, Он тот - из кого все исходит, всё берет свое начало.
Поэтому Господь - Он всемогущий. И то, что Он поднял и семь дней держал мизинцем левой руки огромный холм Говардхан, защищая всех враджаваси от происков разгневанного Индры, - еще одно тому доказательство.
Находясь около Говардхана, Шри Чайтанья Махапрабху произнес стих:
вамас тамарасакшасья
бхуджа-дандах са пату вах
крида-кандукатам йена
нито говардхано гирих
“Пусть левая рука Шри Кришны, глаза Которого подобны лотосным лепесткам, всегда защищает тебя. Он поднял левой рукой холм Говардхан, словно это была игрушка”. / Бхакти-расамрита-синдху 2.1.62
Индра, царь небес, пораженный необычайной мистической силой Кришны, пришел к нему молить о прощении. Так и мы, побитые материальной жизнью, принимаем прибежище Господа, прося у Него прощения за то, что обижались на Него за якобы посланные Им страдания. Хотя виной всему были только наше вожделение, жадность, зависть, гордость… А Господь, наоборот, милостиво направлял нас на истинный путь – путь избавления от страданий и обретения вечного счастья…
Таким образом, Говардхана-пуджа – это еще один повод вспомнить о наших отношениях с Верховным Господом и о Его необычайных качествах, самое удивительное из которых – Его любовь к Своим преданным… Ведь Кришна всегда защищает своих преданных, в любых опасностях.
Всевышний Господь Шри Кришна остановил поклонение полубогам (деватам) и начал поклонение Говардхану, т.е. установил служение Кришне и Кришна-Бхактам. Одно из значений Имени "Говардхан" - "Тот, Кто усиливает чувства", поэтому Говардхан-Пуджа означает увеличивать удовольствие трансцендентным вечным духовным Чувствам Кришны и Его Преданным, Кришна-Бхактам.
Празднование Говардхана-пуджи
Кришна Сам установил, как мы должны поклоняться Говардхану, и в этот день мы должны следовать Его наставлениям.
Во-первых, надо поклоняться корове - накормить её, провести пуджу и затем обойти вокруг неё. Джива Госвами в своей книге "Гопал Чампу" пишет, как проводить поклонение коровам. Следует, нарядив их в прекрасные шелка и накормив свежей травой, предложить им арати и обойти вокруг них в знак почтения. Если нет возможности поклоняться всем коровам, то можно выбрать одну, и тогда все остальные тоже будут удовлетворены, подобно тому, как при поливе корня дерева питаются все его ветви и листья.
Потом надо устроить большой пир для Говардхана - как можно больше разных блюд, в огромном количестве (обычно это 56 или 108 блюд).
В самой лиле 5 квадратных километров Анакута-кшетры были уставлены приготовленными бриджабаси разными блюдами для Гирираджа.
Также необходимо обойти вокруг Говардхана. Причем, в отличие от многих, кто обходит Его ради того, чтобы обрести богатство, ради решения материальных проблем, мистических совершенств, желания заставить Радху-Кришну явиться перед ним - мы должны просто стараться доставить Гирираджу удовольствие.
В храмах, особенно в Матхуре и Натхадваре, божеств купают в молочных ваннах, одевают их в блестящие наряды, украшенные алмазами, жемчугами, рубинами и другими драгоценными камнями. После молитв и поклонения, разнообразные сладости выкладываются в своеобразную гору перед божествами, затем верующие приближаются к Горе еды и берут немного освященной еды из нее.
Молитва о том, чтобы жить рядом с Говардханой
Историям о холме Говардханы нет конца. О нём сложено немало стихов и песен. Одна из них называется “Молитва о том, чтобы жить рядом с Говардханой”.
О Говардхана, подобно зонтику, ты покоился семь дней на мизинчике своего возлюбленного Господа Кришны, задумавшего попрать гордыню Индры. О обширный холм из огромных валунов, позволь мне поселиться рядом с тобой.
О Говардхана, Вечно юные возлюбленные проводят в твоих пещерах любовные игры. Позволь и мне лицезреть эти развлечения и поселиться у твоего подножия.
О Говардхана, ты украшен прекрасными жемчужными павильонами, роскошными тронами в тени деревьев, пещерами и ущельями, где Кришна и Баларама играют с друзьями. Я тоже хочу видеть эти игры, позволь мне поселиться рядом с тобой.
О Говардхана, ты всегда являешься свидетелем игры сбора налогов. Ты переполняешь счастьем преданных Господа, давая им кров синеватых павильонов и распространяя вокруг благоухание цветов. Позволь и мне наблюдать эти радостные игры и твою красоту, поселившись рядом с тобой.
О Говардхана, озеро возлюбленной Кришны, Радхики, обнимает твою шею, опутанное чарами божественной любви. Я очень хочу увидеть ослепительное озеро Радхи. Позволь мне поселиться рядом с тобой.
О Говардхана, твоё имя “Поддержатель коров” прославилось во всех трёх мирах, потому что ты питаешь коров травой и предоставляешь им тень деревьев. Позволь мне жить рядом с тобой.
О Говардхана, враг Агхи и Баки прославил тебя, воспользовавшись как зонтиком для защиты от гнева Индры. Позволь мне поселиться рядом с тобой.
О Говардхана, ты - тилака на лбу Враджи. Сама Радхика описывает тебя нектарными словами, исходящими из Её луноподобных уст, как лучшего слугу Господа Кришны. Позволь мне поселиться рядом с тобой.
О Говардхана, ты насыщен чувством братской любви к Кришне, Его друзьям и подругам. Ты стремишься доставить наслаждение людям, животным и птицам Враджи. Пожалуйста, не отвергай меня и позволь мне жить у твоего подножия.
О Говардхана, хотя я лжив и изворотлив, Господь Чайтанья милостиво привёл меня к тебе. Прошу простить мне мои пороки и позволить жить неподалёку от тебя.
Поющий эту песню во славу Царя гор получит возможность поселиться рядом с Говардханой и обретёт драгоценность чистого любовного служения Радхе и Кришне.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Говардхана Пуджа (Праздник поклонения Холму Говардхану). Редкие истории о холме Говардхане (на основе Гарга-самхиты)
- Самые подробные карты Вриндавана и Говардхана в высоком качестве
- Шримад-Бхагаватам. Песнь 10. Глава 25. Господь Кришна поднимает холм Говардхана
- Публичное обращение Шрилы Прабхупады на празднике Джанматштами. 21 августа 1973, Лос-Анджелес
- Шива-ратри. Праздник Господа Шивы. Часть 1 (Автор: Бриджабаси дас)