26 января был День Рождения у легендарной личности, сыгравшей огромную роль в становлении Движения Сознания Кришны в СССР. Это Киртирадж прабху, ученик Шрилы Прабхупады, один из первых западных преданных, приехавших в Москву и помогавших в проповеди во время сурового коммунистического режима. в своё время он купил для русских преданных 52 (!) пары божеств и они разошлись по городам и сёлам, в том числе попали Вишну-таттве прабху, который привёз их в Барнаул и они долгое время были барнаульскими ишварами. Также очень много распространял книги в социалистических странах, лично вручал "Бхагавад Гиту Папе Римскому, Ельцину, английской королеве.
"Киртирадж прабху это один из учеников Шрилы Прабхупады, который очень много сделал для развития проповеднической миссии в России в самые первые годы. В частности он возглавлял кампанию за свободу советских "Харе Кришна". Эта кампания была развернута в начале восьмидесятых годов, когда в Советском Союзе преданных сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические больницы.
Для преданных Господа Кришны жизнь Кушакратхи Прабху — это источник вдохновения. Первый раз я увидел его в храме Сан-Франциско, он ненадолго остановился там когда приехал из Нью-Йорка. Кушакратха боялся холодной погоды и поэтому носил брюки или джинсы под дхоти. Он повторял джапу очень, очень медленно, тщательно произнося каждый слог маха-мантры, и поэтому у него уходило несколько часов на то, чтобы повторить круги. Для всех нас это хороший пример, мы должны помнить о том, что джапу нужно повторять медленно и произносить святые имена очень внимательно. Потом, я полагаю, он поехал в Сан-Диего.
Он рассказывал мне, что там он мог иногда съесть двадцать чапати за один раз. В конце концов, он осел в Лос-Анжелесе и именно в Нью-Двараке я близко узнал его. Иногда я заходил к нему в комнату, и мы беседовали. Он учил санскриту детей в гурукуле и выполнял служение в «ББТ». Куша был трансцендентным гением и немножко авадхутой. Он всегда был в отличной духовной форме. Часто на Ватсека-авеню, когда мы издалека замечали друг друга, он немедленно поднимал руки вверх, подобно Господу Чайтанье, и с ликующим видом устремлялся ко мне. Я тоже поднимал руки, и мы вместе кричали «Нитай-Гаура!» Он обладал чувством юмора мальчика-пастушка, а его слова были преисполнены счастьем Вайкунтхи.
Кушакратха был решительным и целеустремленным. Когда я видел его, я часто вспоминал стих из «Гиты»: экеха куру нандана — «Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель». (Б.-г. 2.41). Каждую минуту он использовал для служения. Преданные нуждались в нем, чтобы публиковать книги для Библиотеки Общества Кришны и делать переводы книг, написанных Госвами. Он был трансцендентным гением, еще в детстве он проявлял необыкновенные способности к музыке и литературе.
9 Декабря - День Явления Е.С.Бхакти Сварупы Дамодара Госвами.
Его Святейшество Бхактисварупа Дамодара Свами Махараджа родился 9 декабря 1937 года в Манипуре, овеянной легендами стране на северо-востоке Индии. Его родители, будучи гаудия-вайшнавами, преданными Господа, назвали сына Дамодарой. Отец Шрипады Махараджи, Шри Йогендра Сингх, славился своим искусным пением. Он был продолжателем традиции Ната-санкиртаны, танцев и песен во славу Господа, и так маленький Дамодара с детства слышал святое имя и рассказы о деяниях Господа и Его воплощениях.
В восемь лет Дамодара и его сестра осиротели. Начался трудный период в их жизни. Однако дети не унывали. Однажды, когда ему было десять лет, Дамодара сказал своей сестре: «Когда-нибудь мы разбогатеем, и я украшу тебя золотом с головы до ног». На что сестра ответила: «Нет, когда-нибудь ты женишься, украсишь свою жену золотом с ног до головы, а обо мне забудешь». Дамодара серьезно посмотрел на сестру и твердым голосом сказал: «Я никогда не женюсь». И этот обет он хранил всю свою жизнь.
Человечеству известны святые личности как в западной, так и в восточной религиозных традициях. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был первым слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне.
Перед читателем раскрываются удивительные истории о возвышенных качествах Джаянанды даса (Джима Кора), о его безраздельной преданности Богу и своему духовному учителю.
На блок-посту у меня изъяли мой планшет и искали фотографии. Сказали, что если найдем хотя б одно фото с оружием, то гарантируем большие проблемы. Солдат заставил разблокировать плагншет. Затем сосредоточившись искал фото программу. Наконец найдя ее, тыкнул пальцем на картинку с изображением фотоаппарата и перед ним появилось фото Шрилы Прабхурады, Внимательно разглядывая, вероятно он пытался понять кто же это. Получив даршан, он стал листать дальше, фото Туласи, фото Божеств...
Расскажите, пожалуйста, как вы присоединились к ИСККОНу?
Панкаджангхри Прабху (ПП): В 1967 году мы вместе с Джананивасом оправились в Индию на поиски истины. В течение трех лет мы изъездили всю Индию. До встречи с преданными у меня уже было два гуру, хотя они были майавади (ПП смеется), а у Джананиваса было несколько «Бхагавад-гит», но это не были «Бхагавад-гиты» в переводе Прабхупады. Тогда мы еще практически ничего не знали о кришнаитах и об ИСККОНе, только иногда слушали аудиозаписи и однажды видели представление преданных в ночном клубе.
Когда в начале 1970 года Джананивас отправился на фестиваль Ратха-ятры в Джаганнатха Пури, он встретил там преданных. Он остановился и спросил, что они делают. — Почему вы повторяете имена Кришны, а не Брахмы, Вишну или Шивы? — Потому что Кришна — Верховная Личность Бога, — ответил преданный. Никто до этого никогда не говорил нам, кто же такой Бог, хотя мы уже повидали много садху. Однако тогда у преданных не оказалось с собой книг, и они посоветовали нам посетить храм ИСККОНа в Калькутте, где мы могли бы купить книги.
Затем Джананивас поехал в храм в Калькутте, чтобы приобрести «Бхагавад-гиту» в переводе Прабхупады — и сразу же все обрело смысл. Больше из храма Джананивас уже не уходил. Он пошел туда, просто чтобы купить несколько книг, и уже больше никогда не уходил.
С 1970 года и до сих пор он ни разу не покидал пределы Индии. Тогда обладателям паспорта Объединенного Королевства не нужна была виза. С тех пор законы изменились, но для него всегда делали исключение. Но сейчас они настояли на том, что ему нужно сделать визу. Так что сейчас он впервые с 1970 года за пределами Индии.
Когда Джананивас поехал в Калькутту, чтобы купить в храме книги, я ждал его в Бенаресе. Ко мне он вернулся с обритой головой как преданный. Потом я приехал повидать его в Маяпур в марте 1972 года. Я искал его в Калькутте, но за те несколько месяцев, пока мы не виделись, он перебрался в Майапур. Думаю, это было в конце 1971 года. Потому что, когда в марте 1972 года я туда приехал, он уже был там.
В последние недели в обществе широко обсуждается тема веротерпимости. Слово "богохульство" редко используется в современном языке, за исключением тех случаев, когда речь идет о верующих-не христианах, оскорбленных карикатурами в газетах. Еще не так давно отношение к этой теме в обществе было куда более серьезным. Я время от времени посещаю Оксфордский центр изучения индуизма. Недалеко от него находится место, где Томас Кранмер, бывший архиепископ Кентерберийский, был прилюдно сожжен на костре 21 марта 1556 года. Он умер болезненной смертью, потому что его религиозные идеи не совпадали с мнением современных ему лидеров общества.
Участникам Движения сознания Кришны действительно повезло, что богохульство больше не является наказуемым преступлением. Если бы это было не так, нас всех давно отправили бы на костер.
Эти книги делают людей преданными. Я сам пришёл в сознание Кришны не потому, что встретился с преданными. Я приобрёл “Бхагавад-гиту как она есть” и каждый день усердно читал её после работы. Потом заказал в ББТ первую часть Первой песни “Шримад-Бхагаватам” и “Источник вечного наслаждения”. Я долгое время пытался всё это понять, но мне было тяжело. Слова Шрилы Прабхупады были такими убедительными, что я чувствовал, что мне придётся очень многое изменить в своей жизни, но готов ли я к этому? Чувствуя, что не готов, я убрал книгу на полку и попытался забыть, но не смог, потому что слова Шрилы Прабхупады заходят в самое сердце и начинают влиять на вас… Тогда я ещё не встречал преданных, но Прабхупада уже делал меня преданным. Наша семья жила в доме на побережье, в очень красивом месте, и мы думали, что это лучший способ жить, но Прабхупада тянул меня... И я поехал в Бостон. В первый раз я не смог найти храм; во второй раз я его нашёл и около часа просто сидел в машине, понимая, что если войду туда, то, скорее всего, уже никогда не выйду... А я был ещё не готов... Только в третий раз я, наконец, зашёл в храм, это было в 1972-м, но я не остался там сразу…
Однажды я спросил своего духовного учителя, Его Святейшество Шивараму Свами: «Иногда можно услышать, что сейчас распространение книг уходит на второй, на третий, на четвертый план. Дескать, какие-то другие проекты становятся более актуальными в наше время. Скажите, пожалуйста, что-нибудь о важности распространения книг».
Махарадж посмотрел на меня удивленными глазами: «Это вы должны мне говорить о важности распространения книг. Вы же распространяете книги!» Затем он стал прославлять книги Шрилы Прабхупады: «Эти книги не отличаются от самого Шрилы Прабхупады. Все вы знаете примеры того, как книги Шрилы Прабхупады способны менять сознание людей».