Featured

Шукратал – место где Шукадева Госвами рассказал Шримад-Бхагаватам Махарадже Парикшиту

Шукратал – место где Шукадева Госвами пояснил Шримад Бхагаватам

Большинство преданных слышали  о священном городе Шукратал. Шукратал – место где Шукадева Госвами поведал священную Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пурана) Махараджу Парикшиту 5000 лет назад. Город расположен примерно на полпути между Дели и Харидваром, это около четырех-пяти часов пути или около 86 км до Харидвара. Маленький городок расположен на берегу священной реки Ганги, где она протекает через скалистую местность. Паломники приезжают посетить этот священный город, который кроме всеобщего признания играет также огромную роль в предании о Бхагаватам.

Путь в Шукратал

Прежде всего, деревня и дорога, по которой можно туда добраться, так незаметны, что не обозначены на многих картах. Поэтому найти это место не так то и легко, если вы не знаете, как туда добраться. Это около часа езды на восток от города Музаффарнагар. На городской остановке можно сесть на автобус. Автобусы ходят каждый час. Или взять  в аренду машину. Проезжая по ухабистой и узкой дороге, можно остановиться  в трех небольших деревеньках, что встретятся по пути. Первая деревня вдоль дороги – Морна, которая связана с легендой о Парикшите, которую я опишу коротко. Спустя некоторое время на развилке поворот налево ведёт в Шукратал.

Вскоре вы въезжаете в сам город. Можно выйти на остановке в городе  или доехать до конечной. Попав в город, первое, на что вы наткнётесь  это - Шуктиртха и Бхагавата Питх Шукадева Ашрам. Если прогуляться или проехать до стоянки возле ашрама вы увидите 5100-летнее баньяновое дерево. Это точное место, где Шукадева Госвами поведал Шримад Бхагаватам Махараджу Парикшиту. Ашрам построен вокруг этого дерева.

Шукратал

История Шукратала

Шримад Бхагаватам считается высочайшим литературным произведением Шрила Вьясадева, который был автором и редактором-составителем многих глубоких древних и обширных по объёму памятников, таких как Веды, Упанишады, Махабхарата. Бхагаватам является комментарием Вьясадевы к остальным его трудам.  Ведавьяса был неудовлетворён своей работой. Тогда великий мудрец Шри Нарада Муни посоветовал ему дополнить трансцендентные знания описанием деяний, характера, качеств и атрибутами Верховной личности, Господа Шри Кришны. Таким образом, Вьясадева выполнил это указание написав 18000 стихов Бхагаватам, которые описывают трансцендентные развлечения и деяния изначальной Личности Господа.

Это совершенное знание Бхагаватам было первому поведано Господу Брахме. Брахма поведал его великому мудрецу Нарада Муни, который передал его Кришне Двайпаяне Вьясе (Вьясадеве). И Вьяса записал Шримад Бхагаватам и затем передал его Шукадеве Госвами, который поведал его Махараджу Парикшиту.

Махараджа Парикшит встречает Шукадеву Госвами

Описание беседы между Шукадевой Госвами и императором Парикшитом раскрывает величие не только Бхагаватам, но и священного места  Шукратал. Император Парикшит – сын Абхиманью, внук великого воина Арджуны. Однажды Парикшит в день неудачной охоты, был сильно утомлён и испытывал голод и жажду. Ему было около 60 лет в то время. В поисках воды он набрёл на обитель мудреца Шамики Риши. Мудрец был погружён в глубокую медитацию и был в полном неведении о прибытии императора. Когда мудрец не оказал никакого знака гостеприимства, император, не ведая истиной причины, счёл такой жест за оскорбление. Махарадж не получив подобающего приёма, уходя из обители, в гневе подцепил кончиком лука мертвую змею и повесил её на плечи мудреца. В это время начинаются развращения  и беспорядки эпохи Кали-юги и результат этих действий коснулся всех.

Maharaja Pariksit i Shamiki Rishi SB 1.3 1978 Plate 14

Что произошло потом, указывает на распространившееся влияние Кали-юги. Шринги, молодой сын мудреца, играл со своими друзьями, детьми других мудрецов. Но когда он услышал о случившемся с его отцом, он разозлился на императора Парикшита. Шринги взял святую воду из Каушаки и проклял царя, сказав, что через 7 дней  ядовитый змей Такшака смертельно укусит человека, который оскорбил его отца. Когда Шринги вернулся в обитель своего отца и увидел мёртвую змею на его плечах, он начал громко рыдать.

Услышав рыдания своего сына, Шамики наконец-то вышел из транса. Он открыл глаза и увидел мёртвую змею вокруг своей шеи, но будучи великим мудрецом, он не придал этому значения и скинул её прочь. Затем он спросил своего сына, почему тот плачет. Дослушав до конца рассказ сына, мудрец Шамики опечалился из-за поступка  своего сына. Он понимал, что царь совершил оплошность, но в момент слабости. Затем он отсчитал своего сына, объяснив, что тот совершил большой грех, давая такое серьёзное наказание за незначительный проступок, будучи неопытным, чтобы отличить императора от обычного человека.

В то время царь вернулся к себе во дворец. Сняв корону, он осознал свою ошибку и опечалился из-за того, что наказал невиновного мудреца, подобно нечестивого человека. Он задался вопросом: как можно искупить этот грех. Пока он был в раздумьях пришёл ученик мудреца Шамики, чтобы предупредить о проклятии, наложенном на Махараджа сыном мудреца. Император принимает свою судьбу как благословение, передаёт царствование своему сыну, Джанамеджайе и уходит на берег реки Ганги поститься 7 дней, прежде чем он будет убит змеем.

Новость об этом происшествии распространилась быстро и много мудрецов с учениками устремились  к месту, где постился царь. Под предлогом паломничества эти святые люди проводили обряды очищения в  местах, которые они посещали. Император был рад увидеть собравшихся святых людей рядом с собой  и преклонился перед каждым пришедшим. Затем император спросил их: «О, великие мудрецы, какая самая важная обязанность того, кто собирается умереть? Пожалуйста, объясните». Все мудрецы, собравшиеся возле императора Парикшита, начали обсуждать, что нужно сделать и решили остаться с Махараджем пока он не оставит мир.

Великий мудрец Шукадева, 16-тилетний сын Вьясадевы, находился неподалёку, свободный от всех мирских обязанностей и полностью самодостаточный. Он оказался среди присутствующих мудрецов и царя Парикшита.  Все брахманы, даже Вьясадева и Нарада Муни, учитель Шукадевы и наставник его учителя, присутствующие на этом собрании высказали почтение Шукадеву Госвами.

Махараджа Парикшит слушает Шукадеву Госвами

Махараджа Парикшит обратился к Шукадеве: «Ты величайший из мудрецов, я бы хотел спросить тебя: что должен совершить человек в преддверии своей смерти. Что должен он услышать, прославить, вспомнить и почтить?»

Шукадева сначала ответил: «Вопрос, который ты задал,  касается каждого. Ответ на этот вопрос является главным предметом жизни и утверждён всеми философами-трансценденталистами. На последнем этапе жизни, нужно быть достаточно смелым, чтобы не бояться смерти. Но каждый должен отсечь все привязанности материального тела, всё относящееся  к нему, все подобные желания.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос Махараджа Парикшита, нектарный сок  Бхагаватам изошёл из уст Шукадева Госвами, и окружающим показалось, что они слышат всё впервые. В этой форме вопрос-ответ, обсуждаются все наиболее важные духовные темы в Шримад-Бхагаватам, как мы знаем его сегодня. После того, как Бхагаватам был полностью пересказан, Шукадева заключил: что для человека, который страдает в огне бесчисленных страданий, и который желает пересечь непреодолимый океан материального существования, нет более подходящего средства, чем совершенствование   трансцендентного вкуса в описаниях деяний Верховной личности Господа.

После повествования Бхагаватам, император Парикшит поблагодарил Шукадева Госвами за его милосердные наставления, и сказал: «Теперь я достиг цели своей жизни. Ты поведал это повествование о Верховной Личности Бога и раскрыл мне самый благоприятный, высший личностный аспект Господа. Теперь, победив невежество, я утвердился в знании и самореализации. Я больше не имеют никакого страха перед змеем Такшака или любым другим живым существом, потому что я познал себя в изначальной форме вечного блаженного знания. Пожалуйста, позволь мне погрузить речь, ум и функции всех чувств в Господа и так уйти из жизни».

Затем Шукадева, вместе с другими мудрецами благословил императора и удалился. Парикшит расположился на берегу Ганги на сиденье из травы дарбха, с кончиками стеблей, обращёнными на восток, а сам повернулся лицом к северу. Махарадж поместил свой ум в духовное «я» с помощью чистого разума и погрузился в медитацию на Верховную Абсолютную Истину, он стал неподвижным подобно дереву. Когда пришло время исполниться проклятию, змей Такшака, который мог принимать любую форму, которую пожелает, достиг Шукратала в облике брахмана, чтобы укусить императора.

На пути Такшака встретил спешащего брахмана Кашйапе Муни. Такшака спросил его, куда он держит путь. Кашьяпа Муни, который был искушён в противодействии ядам, ответил, что он спешит встретиться с царём Парикшитом, потому что он может нейтрализовать действие от укуса змеи. Чтобы проверить мудреца, Такшака укусил зелёное дерево, которое обернулось в пепел в секунды. Затем Кашйапе прочитал несколько мантр и  дерево ожило и стало зелёным как раньше. Тогда Такшака спросил, желает ли он вознаграждение за свои знания, и мудрец ответил утвердительно. Тогда Такшака сказал, что он вознаградит Кашйапу больше чем царь,  если тот возвратится обратно домой. Так брахман получил огромное вознаграждение от Такшаки и вернулся обратно.

Место, где это случилось известно как Бхерахери, в пяти милях от Шукратала. Место, где Такшака попросил Кашйапу вернуться обратно, называется Модна, которое позже стало известно как Морна, деревня по дороге в 4 милях от Шукратала, если двигаться со стороны Музаффарнагара.

Далее легенда повествует, что когда Такшака достиг владений императора Парикшита, его не пропустили. Так он превратился в червяка и проник в корзину с фруктами, пронесённую во владения императора. Достигнув Махараджа Такшака вылез из плода и приняв форму брахмана легко приблизился к императору, и пока тот был в медитации, укусил его. Всех охватил ужас, когда тело императора в одно мгновение превратилось в пепел от змеиного яда. Так, Махарадж Парикшит оставил своё тело, погружённый в Верховную Абсолютную Истину, не чувствуя боли он вознёсся в духовный мир. Вот почему вся местность Шукратала наполнена нектаром преданного служения Господу Шри Кришне. А также величием услышанного  Шримад Бхагаватам, возвышенным и изначально трансцендентным произведением. Благодаря этому  можно освободиться от страданий материального существования и погрузиться в трансцендентное наслаждение деяниями Господа.

В Бхагаватам сказано, что только после многочисленных перерождений, совершая благочестивые поступки, каждый имеет возможность быть способным услышать Шримад Бхагаватам. Также, там, где читается Бхагаватам, проявляется Господь Кришна. Также сказано что, все святые реки, кунды или пруды, озёра, все пожертвования, и семь священных городов Айодхья  Матхура, Харидвар, Каши (Варанаси), Канчипурам, Аванти (Уджайн) и Дварака, и все священные горы расположены возле места, где было поведано Шримад Бхагаватам. Это только небольшая часть описания мощи находящейся  в вибрациях Шримад Бхагаватам. Таким образом, священное место Шукратал возвеличивает важность священного произведения Шримад Бхагавтам.

Что можно посмотреть в Шукратале

То, на  что вы наткнётесь первым в Шукратале – это Бхагавата Питх Шукадев Ашрам. Он построен примерно 5100 лет назад вокруг баньянового дерева, которое расположено на верху холма, где когда-то 80 000 различных мудрецов собрались, чтобы послушать повествование Бхагаватам Шукадевой Махараджу Парикшиту 5000 лет назад. Это произошло под ветвями этого дерева, где сидели Шукадева и император Парикшит. Огромное дерево высотой 150 футов, с раскидистыми ветвями во все стороны, простирается даже за пределы холма. На одной ветке есть нарост напоминающий Шри Ганеша.

Ашрам объединяет несколько храмов с божествами внутри каждого комплекса, включая один дворик с деревом, напоминающим образ Шукадевы сидящего и беседующего с  императором Парикшитом. Другие включают статуи Ханумана, Шивы, Деви, Рамы вместе с  яджнашалами, читальный зал и аптеку. Лекционный зал для проведения лекций или чтения Бхагавата Пураны.

Шукратал

Паломники со всей Индии приходит сюда, чтобы поучаствовать во всём этом  и могут остаться в храме на ночь. Напротив дерева находится Самадхи могила Свами Кальяндевжи Махараджа, который основал Ашрам Шукадева и трудился, чтобы вернуть значимость Шукратала. Он также помог возродить священное баньяновое дерево. Таким образом, сегодняшнее положение и почитание Шукратала было заложено им. Он погрузился в Махасамадхи 14 июля в 2004 году. Родился он  в деревне Котана в штате Уттар Прадеш в 1876. Ашрам  сейчас находится под присмотром Свами Омананд Брахмачари.

С вершины холма, можно увидеть весь город и другие храмы. Спустившись вниз по улице, вы легко найдёте храм Ханумана, возведённый в 1687 году, который имеет самую высокую в мире статую Ханумана 75 футов высотой, стоящую под открытым небом над главным местом поклонения. В настоящее время смотритель храма Свами Найстика Брахмачарьи Шри Кешвананда Джи Махараджа. Справа от храма, спускаясь вниз по улице, места поклонения Господу Раме, а с другой стороны Шри Шри Радха Кришна, плюс ещё два Шивы и Дурги.

Шукратал

Если вернуться назад по улице и свернуть за угол мы увидим храм Ганеши, у которого возвышается под открытым небом статуя Ганеши высотой 35 футов.

Продолжая изучение города, мы найдём много храмов и ашрамов различных размеров, в основном небольших, но достаточно благочестивых. Среди них Прачин Ганга Мандир, Рама-Кришна Мандир, Гаятри Тиртха и другие. Если мы направимся через центральную часть этого маленького городка на восток, мы выйдем к Ганге, её течение здесь тихое и спокойное по сравнению с быстрой и бурлящей рекой в Харидваре. Многие паломники совершают здесь омовение.

Если вернуться назад, то можно посетить другие храмы, и можно увидеть под открытым небом высокие статуи Шивы, высотой 101 фут и Парвати высотой 51 фут.  На другой площади  расположен Ашрам Махешвары, гошала, которая заботится о нескольких десятках коров. Здесь продают и снабжают молоком другие храмы. Многие саньяси бродящие по улицам приходят сюда вечером.  Вглубь города расположены небольшие храмы и ашрамы, где Свами могут расположиться, обретя умиротворение и спокойствие распологающие к медитации и размышлениям духовного плана о величии Шримад Бхагаватам. Также очень много других различных ашрамов и дармшалов, наряду с гостиницами для путешественников. Моё посещение этой святой деревни было коротким, но я смог увидеть, где можно легко остановиться в течении нескольких дней  и прочувствовать спокойную и могущественную атмосферу этого святого места.

Во многих отношениях Шукратал напомнил мне Наймишаранью (около Ситапура), другое маленькое и тихое место, где много храмов расположенных вокруг нескольких главных храмов.  Наймишаранья расположен там, где Сута Госвами поведал Бхагаватам тысяче мудрецов, которые собрались, чтобы выполнить большой ритуал для возрождения людей в Кали-Югу. Гаудия Матх имеет прекрасный небольшой храм, которым управляет Шрила Бхактисиддханта, и в котором раздают бесплатно прасад в обеденное время. Но Шукратал меньше, и там, кажется, нет никакого храма, который связан с ИСККОН. Ближайший к Шукраталу – маленький храм ИСККОН, расположенный в деревне Сисоули около Шамли в 30 км на запад от Музаффарнагара.

Шри Нанданандана дас (Стивен Кнапп)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню