Матаджи задает вопрос: женщины могут повторять гаятри, вести киртан, давать лекцию по Бхагаватам, могут поклоняться Божеству, почему же им не позволено проводить ягьи?
Бхакти Видья Пурна Свами: вести киртан может кто угодно, а также давать лекции, поклоняться Божеству дома, но женщины не поклоняются Божествам здесь, во Вриндаване или Мумбае. Потому что здесь храмовый стандарт. Все остальные храмы технически имеют стандарт поклонения домашним Божествам.
Ягья это средство. Суть в том, что Агни это не нравится. Так как женщины очень чувствительны и внимательны к чувствам других, то если Агни это не нравится, или Угра Нрисимхе это не нравится... потому что Угра Нрисимха проявляется без Своей супруги, поэтому как возможно что женщина, которая должна быть слугой Его жены, начинает служить Ему напрямую? И это двустороннее правило. Угра Нрисимхе не может поклоняться грихастха, потому что у него есть жена. Как он может служить Господу, у которого нет жены? Поэтому Угра Нрисимхе могут служить только брахмачари.
Поэтому к Агни не могут приближаться эти категории людей. Если женщина хочет провести ягью, когда она будет это делать? Когда угодно. Правильно? Служение подобно этому вечно, ежедневно. Дома, ок.Там она может организовать алтарь и попросить кого-то другого провести пуджу: сына, мужа. Но в храме все по-другому. Вы слуга, вы следуете этому.
Матаджи: Я задаю этот вопрос не потому что я не следую этому и не потому что не верю в это, а просто мне нужно отвечать на вопросы ученых.
БВПС: Да, дело в том, что это вопрос чистоты. Ягья проводится для очищения, поэтому все ритаулы, всё делается для очищения. Женщины не принимают полное омовение каждый день, как же они могут быть чисты?
Матаджи: вы имеете в виду волосы?
БВПС: я имею в виду волосы. Как они могут быть чисты? Вы спали всю ночь - они не чисты. Поэтому женщины могут быть вовлечены в поклонение домашнему алтарю, но не храмовому. Как я уже сказал, все наши храмы, за исключением трех, являются домашними алтарями. Если вы не знаете панчаратру, то конечно вы можете сказать все что угодно, как угодно спекулировать и делать все что угодно. Ведь вы соединяете эти две вещи, которые не имеют друг к другу никакого отношения. Гаятри, киртан, лекции по Бхагаватам, поклонение Божествам - так почему не ягьи? Но это разные категории, они не связаны. Это все равно что сказать "почему только женщины могут рожать, почему мужчины не могут?" И потом, поклонение Божеству - это какое поклонение? Женщины любят входить на алтарь когда уже кто-то раздел Божество, омыл Его, и теперь можно надеть одежды, украсить цветами, все эти прекрасные вещи сделать, провести подношение, арати, все то, что личностно и то, что видят другие. Понимаете что я имею в виду? Какая женщина годами сможет поклоняться шалаграму со всеми этими техническими деталями, когда никто этого не замечает, и никто не видит шалаграм? Назовите хоть одну, буду рад хоть одному имени.
Понимаете? Это противоречит природе. Почему там женщины? Потому что вы можете их видеть, все другие женщины могут сказать им "о, Они сегодня прекрасны!" - вот источник их вдохновения. Кто-нибудь говорит Джананивасу "о, как прекрасно ваше поклонение шалаграму!"? Кто об этом хотя бы знает? Вы видите шалаграм, его лицо и все. Вы не можете понять хорошо ли было проведено поклонение. Но одежды, гирлянды, другие подобные вещи все видят.
Это означает, что если вы не знаете что такое женщина, вы не можете понять этих ответов. Итак, в этом суть, Бог создал женщину и мужчину, он знает какие они и потому Он наделяет их соответствующими обязанностями. Потому важно знать какие они (мужчина и женщина). Итак, в ягье самое чистое это огонь, потому его может касаться только тот, кто чист. Будет ли женщина делать все эти ачаманы и подобные им вещи? Вы знаете сколько существует уровней чистоты? То, чему обучают здесь, в Майапурской Академии - это домашний стандарт поклонению Божествам. Даже самскары они изучают лишь в общем. Но суть вот в чем: вода, которая здесь, перед вами, используется для мытья рук. Стаканчик для ачамана используется для Божеств. И затем, есть стаканчик для ачамана, который используется для вашего очищения, а другой для Божесва. Итак, мы уже описали 3 уровня чистоты. Даже мужчинам это трудно, что ж говорить о женщинах. Женщины могут делать это только лишь потому что это является религиозным, потому что чистота это хорошая вещь, и т.п. Но что это за женщины? Брахманичные женщины. У женщины-брахмана нет проблем с этим, потому что они знают кто они. Любая женщина, знающая стандарты чистоты, знает что она не чиста.
Говорится, что есть один день в месяце, когда женщины считаются чистыми. После четвертого дня периода, когда женщина принимает полное омовение. И тогда они называются, кажется, атрея. Это означает, что убийство женщины в этот день после омовения приравнивается к убийству брахмана. В этот день они настолько чисты, что могут обсуждать философию и получать много реализаций, много всего может происходить в этот день, а на следующий день - бац, все по прежнему. Все эмоции снова захлестывают, только этот день исключение... Но это не означает, что в этот день они могут проводить ягьи. Только один день в месяц они настолько чисты. А нитья означает всегда, каждый день.
Это понятно? Итак, это лишь вопрос понимания кто такая женщина, какая она на самом деле. Например, возьмем архитектуру, то, как устроены офисы. Посмотрите на офисы. Эти современные офисы такие блестящие, сделаны из стекла и стали, на столе один компьютер, одна лампа... итак, кто может работать в таком офисе, мужчина или женщина?
Матаджи: мужчина.
БВПС: Правильно. Если бы это была женщина, там бы были картины, цветы... она может быть генеральным директором самой крупной компании в мире, но если вы придете к ней домой, у нее может быть мишка плюшевый на кровати. Такова внутренняя природа женщины. И потому Господь пытается удовлетворить ее.
Почему женщины хотят проводить ягьи? Потому что это как раз то, что им недоступно, а запретный плод сладок. А почему они ищут эту сладость? Потому что мужчины не дают им этого вкуса там, где они могут его получать естественно, потому они начинают искать его здесь. Поэтому они начинают хотеть то, что есть только у мужчин. Мужчина должен предоставлять что-то, а он этого не делает, тогда женщина стремиться забрать все, что у него есть.
В этом суть. Дело не в том, нравится вам это или нет, дело в том, как это нравится Агни. Женщины не будет тратить время на то, чтобы точно воспроизводить свары (прим. пер. свара - когда при чтении ведических манр нужно кроме длины звука учесть тон, что меняет смысл слова), поэтому их не обучают произнесению этих мантр. "Звучит красиво, значит все нормально, зачем быть фанатиком?" Но в таких вещах нужно быть фанатиком. Поэтому только мужчины могут делать это. В поклонению шалагарму нужно быть фанатичным. Иначе Прабхупада говорит - зачем начинаете поклонение, если не собираетесь предлагать 65 предметов? Поэтому если вы не собираетесь следовать всем техническим деталям, то зачем вы за это беретесь? И потому это просто не делается.
Мы можем думать что домашнее поклонение и поклонение шалаграму это одно и то же. Но это не так. Шалаграм это Вишну, он не установлен. Он является Вишну, а божество устанавливают. Поэтому ягьи, шалаграм и поклонение в большом храме - это то, что женщины не могут делать.
Вот и все. Все остальное они могут делать, всему остальному можно учиться. Если 99% или 98% вам разрешено, то зачем идти дальше? Сделайте сначала 98%, а затем уже говорите об оставшихся двух. Они не выполняют этих 98% и хотят чего-то другого, чем бы это ни было, они этого хотят. Почему бы женщинам не начать носить каупины? Почему они этого не далают? Мужчины всегда ходят в белом: белое дхоти, белая курта, день ото дня, всю жизнь, почему женщины так не делают? У мужчины только 3 комплекта одежды, или же 5. Почему у женщины это не так? Мужчина не бреет ноги, почему женщины делают это? Он не трогает свои брови, не выщипывает их, почему же женщины делают это? А разве справедливо, что если он выполняет какую-то позитивную активность, женщина получает 50% плодов, а если женщина совершает дурной поступок, он получает 50% реакций? Разве это справедливо? Где здесь равенство? Почему мужчины не борются с этим? Суть в том, что у женщин уже есть 90% , но они хотят оставшиеся 10%. Мы не говорим о соотношении 0/100%. У женщин уже есть целый пакет, но они хотят большего. Поэтому это нечестно.
Матаджи: Женщины не проходят упанайану потому что они не квалифицированы?
БВПС: нет, они получают упанаяну в форме свадебного обряда.
Матаджи: но иногда мы видим, как женщины проводят ягьи...
БВПС: Они там не ягьи проводят. Ну, например, если у меня есть пачка пасты и я просто сварю ее и вам предложу, является ли это кулинарным искусством? Нет. Поэтому то, что они там проводят - это не ягьи. Когда вы проводите ягью, то та одежда, что на вас, всегда в итоге испорчена, т.к. вы очень стараетесь чтобы был должный огонь, он принимал дрова, гхи и другие подношения. И все это прожигает дырки на одежде, гхи везде попадает, все покрывается копотью... А когда вы наблюдаете как женщина проводит ягью, то на что это похоже? Они зажигают такой маленький огонек, и там все очень аккуратно. Это не ягья. Это не имеет отношения к Агни, это все для того, чтобы быть в центре внимания. В конечном итоге это означает, что их мужья не заботятся о них как следует и им приходится выходить в свет и привлекать внимание. Потому что те, кто действительно имеет брахманическую квалификацию, зачем им все это?
Матаджи:...
БВПС: Это средство, которым они не могут пользоваться. Они говорят - мужчинам можно, значит и нам тоже, но мужчины например носят белое. Почему бы женщинам тоже не начать носить белое? Все просто. Подумайте сколько бы вы сэкономили средств. Почему же они этого не делают? Нет, они женщины, и им все это нужно... и они со всем этим собираются проводить ягьи. Мужчина сделал ягью и все. Но когда женщина проводит ягью, то важно кто это видит, что скажут другие женщины - кто она такая чтобы делать это! - и т.п.
Итак, ягья это не для женщин. Поклонение Божествам - да, одевание Божеств, взаимодействие с ними, украшение - это как раз для них. И так они могут быть вовлечены в сфере панчаратры. Но в Ведической ягье женщине принимать участие нельзя.
Женщины любят одевать божеств, украшать их. Но в ягье этого нет. Подготовка к ягье - это традиционно женское занятие. Он могут заниматься всеми украшениями. Но такие женщины не хотят ничего подобного делать, это может испачкать или испортить их одежду... Они хотят просто взойти на арену и провести маленькую изящную ягью. Я видел это, вот такого размера огонь. И делают при этом крупную ягью, сотни людей присутствуют.
Они не знают природу женщины и мужчины. Такие женщины не получают необходимое им внимание в семейной жизни и в своем кругу общения и им необходимо выйти в публику и стать центром внимания, испытать это внимание на себе.
Брахмачари каждый день одевают божеств. Они никогда не спрашивают - ну, что вы думаете? Но если женщины что-то подобное делают, они обязательно ждут услышать комментарии - о, это было так прекрасно! Но если они не будут слышать одобрений, они на станут продолжать. Поэтому существуют вещи, которые мужчины делают, а женщины не станут делать по природе. Как например, поклонение шалаграму со всеми мудрами.. женщины не будут делать все эти технические подробности; им только нравится рисовать красивые лица. Женщины не будут делать что-то, что не меняется изо дня в день. Но одевать божеств им нравится, потому что одежды каждый день разные. Но сделать такую-то мудру, прочитать такую-то мантру... и все это всегда одинаково - это женщины не любят. Поэтому нужно знать что подходит а что не подходит, тогда можно избежать неудовлетворенности.
Брахмачари заходит на алтарь, проводит поклонение и уходит. И никаких конфликтов, возмущений. Но если хоть одна женщина будет вовлечена в это - это большая проблема. Я это уже видел. Раз в год они здесь в Майапуре полируют Панча-Таттву. И это превращается в настоящий бунт. Кто будет главный, кто что сказал, а кто она вообще такая... и все в таком духе. Они полируют божества, но в этом нет ничего хорошего. Поэтому есть вещи которые женщины делают, и есть вещи, которые им делать не стоит.
Матаджи: но что если женщина обладает брахманической квалификацией?
БВПС: но брахманическая квалификация означает, что она дейстует в брахманической среде, это не значит, что она может проводить ягьи.
Матаджи: ...
БВПС: Во времена Прабхупады женщины проводили здесь ягьи? или поклонялись божествам? Когда-нибудь женщины тогда проводили ягьи? Ни одна! Даже вопроса такого не поднималось. Просто не было этого и все. Люди могут это делать, женщины и мужчины равны, но в чем они равны? Хотите ли вы быть равной мужчине? Или может вы хотите быть старше, или младже по отношению к нему? Что хорошего в том, чтобы быть равной? Именно различие создает среду, в которой действует женщина. Люди этого не понимают. Если вы купите что-то за 10 рупий и продадите это за 10 рупий, то где ваша выгода? Но если вы купите за 10, а продадите за 100, 1000, или 1 000 000... Итак, чем больше разница, тем больше выгода. Чем больше разница между мужчиной и женщиной, тем больше выгода от взаимодействия.
Почему мужчины вместо того, чтобы полдня общаться с брахмачари, не проводят это время укладывая волосы или приводя себя в порядок? Потому что есть разница во вкусе. Но если мы захотим здесь сделать всех равными, тогда...
Спуститесь ниже этажем - здесь брахмачари едят каждый день одно и то же, без изменений. Женщин вы там видите? Нет. И? Вот что такое равенство. Вы хотите быть в мире мужчин - будьте в нем. А не выбирайте из этого мира то, что вам кажется вам нравится. Вы в этом мире, и не жалуетесь. Если все равны, то почему мужчины не интересуются "как я выгляжу?" Заходят в белом дхоти вдруг и говорят "ты не сказала, нравится ли тебе мое дхоти!" "Да нет же, мне нравится твое дхоти!" "Нет, но ты только сейчас об этом говоришь!"
(Преданные смеются)
БВПС: И вы этого хотите? Вам будет комфортно в одном доме с таким мужчиной? Да? Нет! Ну тогда о каком равенстве мы говорим? Весь этот ветер дует от разочарованных женщин , с которыми мужчины себе не умеют вести. Мужчины не знают как быть мужчиной и женщинам приходится заполнять пробелы, но все равно они хотят удовлетворять свои женские потребности. Хотя они делают это, выбирая что-то из мужского мира, но это так не работает.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Шрила Бхакти Видья Пурна Свами - В Ведах говорится... как вести себя с женой (Майапур, 27.12.13)
- Бхакти Видья Пурна Свами - Зачем нужен колокольчик во время арати
- Бхактивидья Пурна Свами - Заслуга рождения ребенка-преданного
- Шрила Прабхупада - Без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу