Featured

Слуги Божеств - Панкаджангхри Прабху и его брат Джананивас прабху

Расскажите, пожалуйста, как вы присоединились к ИСККОНу?

Панкаджангхри Прабху и Божества Гаура-НитайПанкаджангхри Прабху (ПП): В 1967 году мы вместе с Джананивасом оправились в Индию на поиски истины. В течение трех лет мы изъездили всю Индию. До встречи с преданными у меня уже было два гуру, хотя они были майавади (ПП смеется), а у Джананиваса было несколько «Бхагавад-гит», но это не были «Бхагавад-гиты» в переводе Прабхупады. Тогда мы еще практически ничего не знали о кришнаитах и об ИСККОНе, только иногда слушали аудиозаписи и однажды видели представление преданных в ночном клубе.

Когда в начале 1970 года Джананивас отправился на фестиваль Ратха-ятры в Джаганнатха Пури, он встретил там преданных. Он остановился и спросил, что они делают.
— Почему вы повторяете имена Кришны, а не Брахмы, Вишну или Шивы?
— Потому что Кришна — Верховная Личность Бога, — ответил преданный. Никто до этого никогда не говорил нам, кто же такой Бог, хотя мы уже повидали много садху. Однако тогда у преданных не оказалось с собой книг, и они посоветовали нам посетить храм ИСККОНа в Калькутте, где мы могли бы купить книги.

Затем Джананивас поехал в храм в Калькутте, чтобы приобрести «Бхагавад-гиту» в переводе Прабхупады — и сразу же все обрело смысл. Больше из храма Джананивас уже не уходил. Он пошел туда, просто чтобы купить несколько книг, и уже больше никогда не уходил.

С 1970 года и до сих пор он ни разу не покидал пределы Индии. Тогда обладателям паспорта Объединенного Королевства не нужна была виза. С тех пор законы изменились, но для него всегда делали исключение. Но сейчас они настояли на том, что ему нужно сделать визу. Так что сейчас он впервые с 1970 года за пределами Индии.

Когда Джананивас поехал в Калькутту, чтобы купить в храме книги, я ждал его в Бенаресе. Ко мне он вернулся с обритой головой как преданный. Потом я приехал повидать его в Маяпур в марте 1972 года. Я искал его в Калькутте, но за те несколько месяцев, пока мы не виделись, он перебрался в Майапур. Думаю, это было в конце 1971 года. Потому что, когда в марте 1972 года я туда приехал, он уже был там.

Я посадил его напротив и спросил: «Ну, и чему здесь учат?»
Тогда он сказал мне то же самое: «Кришна — Верховная Личность Бога».
Я спросил что-то вроде: «И это все?» (ПП смеется.)
— Да все.
— А как же свет? Как же белая птица?

Панкаджангхри Прабху и его брат Джананивас прабхуВ то время тысячи людей блуждали по дорогам Индии в поисках истины. Тогда я был немного тугодумом и мало что мог понять. Джананивас посоветовал мне поехать во Вриндаван. Я побывал там. А потом вернулся домой в Англию. Я провел в Индии несколько лет и за это время сильно изменился. Я уже не хотел возвращаться к тому стилю жизни, в котором мы выросли. Я посещал храм на Бери Плейс в Лондоне и считал, что это потрясающе. Я регулярно ходил туда. Я любил преданных и прасад. Я любил харинамы и эту философию. Но я не хотел становиться преданным, потому что я не хотел потерять свою свободу и независимость.

Однако какое-то время спустя, произошло несколько событий, которые заставили меня понять, что мне больше некуда идти. Я не чувствовал никакого вкуса, расы, в материальном мире. Я понял, что не похож на своих друзей. У меня больше не было никакого желания заниматься тем же, чем они. Думаю, что из-за общения с преданными, принятия прасада, воспевания Харе Кришна и чтения книг Прабхупады я обрел то, что мы называем «высшим вкусом». Я обнаружил, что потерял вкус к обычной жизни. Я потерял интерес к общению с друзьями — непреданными. Но я все еще не хотел становиться преданным Харе Кришна.

Шрила Прабхупада с книгойВпервые я увидел Шрилу Прабхупаду в Лондоне — он давал лекцию в зале. До этого в Индии я уже пару раз пропустил его лекции. Я пропустил его в Маяпуре, когда приехал туда после фестиваля Гаура Пурнимы. Потом я пропустил его лекцию в Дели, которую преданные организовали в большом пандале. Незадолго до этой лекции в Дели я разговаривал с преданными, и они упоминали, что вечером у них будет программа, но я не пошел на нее.

Когда я встретил Шрилу Прабхупаду впервые, у меня уже была парочка других гуру. И одной из практик, которой я занимался, была медитация на свет — нужно было медитировать на свет внутри себя, медитировать на себя как на душу. В то время очень широко было распространено такое понятие, что Бог — это свет. А я как раз этим и увлекался. Когда на лекции Прабхупада читал «Бхагавад-гиту», я увидел, как из его глаз полился белый свет, который падал на «Бхагавад-гиту». Я подумал что-то вроде: «У него есть! У него есть то, что я ищу». Но я все еще не спешил по-настоящему предаться.

Многие преданные рассказывали о подобных случаях. Часто кто-то делился: «Прабхупада посмотрел на меня — он смотрел прямо в душу. От него ничего не скроешь». Джананивас рассказывал что-то подобное. Каждому преданному Прабхупада открывался по-особому, в соответствии с целями и источниками вдохновения, которые были у этого преданного. Думаю, что это не так, что Прабхупада что-то специально делал для этого сам. У меня вот были сомнения, и Кришна позволил мне увидеть этот свет. Кришна говорит: «Чего бы ты ни искал, ты найдешь это в сознании Кришны. К чему бы ты ни стремился, здесь ты найдешь желаемое». Не знаю, делал ли это Прабхупада сам. Я не знаю, что там происходит в трансцендентной реальности.

Меня в каком-то смысле заставили получить инициацию. Я уже наполовину жил в храме в на Бери Плейс — я то приходил, то уходил. Потом я оставался в храме уже больше, чем дома. Они пытались сделать меня преданным. Меня хорошо принимали. Я мог спать на лестнице возле кабинета, вместо того чтобы спать на полу в ванной или где-то еще, где было больше места. Потом у нас появился Бхактиведанта Мэнор, мы переехали туда. Меня спросили, хочу ли я остаться там, и я согласился.

В конце 1973 года Прабхупада давал инициации, и президент храма спросил меня, не хочу ли я тоже получить инициацию. Я ответил, что не уверен, готов ли я, ведь это серьезное решение. В то время у меня были длинные волосы. Тогда он отругал меня: «Да кем ты себя возомнил? Прабхупада — величайшая личность на планете, и он предлагает тебе получить инициацию. А ты еще отказываешься?!» Президент начал отчитывать меня, и я сказал: «Хорошо, хорошо». Я спустился вниз и получил инициацию. В 1974 году, на следующую Гаура Пурниму, я переехал в Маяпур, где живу по сей день.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших отношениях со Шрилой Прабхупадой.

Панкаджангхри Прабху и его брат Джананивас прабху с мурти Шрилы ПрабхупадыПП: В начале мои отношения с Прабхупадой сводились к тому, что я видел в нем своего спасителя. Он — гуру, который был послан своим гуру, чтобы спасти падшие души. По крайней мере, я понимал что-то из того, что он говорил. Поэтому я соглашался следовать его наставлениям довольно формально. (Хотя Шрила Прабхупада был наделен потрясающей харизмой. Он был очень привлекательной и впечатляющей личностью.) Вот такие приблизительно отношения были в начале: «Я строго следую Вашим наставлениям, а Вы освобождаете меня из круговорота рождения и смерти». Потому что в семидесятых концепции шуньявады и майавады пронизывали все западное общество.

Но постепенно, со временем мое отношение изменилось по мере того, как я все больше принимал сознание Кришны. У него было сострадание, смирение и искренняя любовь и забота о нас. Он перестал быть просто «формально занимающим положение». Его качества доминировали. Они становились более важными, чем понимание, что «он — спаситель». Когда я это понял, мотивы и причины моего служения тоже изменились. И наряду с моими надеждами, качество моей любви к нему тоже изменилось. Другими словами эти отношения стали гораздо более личностными.

Вы же знаете, таков путь сознания Кришны. Чем больше мы понимаем Кришну, тем больше мы действительно ценим и любим Его, за то, что Он такой — ведь Он самая замечательная Личность. А гуру не отличен от Кришны в том смысле, что он «прозрачная среда» между нами и Кришной. Мы не знаем Кришну, поэтому Кришна проявляется через гуру, Он проявляется в гуру. Хотя, очевидно, что гуру не является Кришной, но ему выражают такое же почтение, что и Кришне.

Смирение Шрилы Прабхупады, все те аскезы, которые он совершал ради нас, вдобавок к другим его качествам становились более важными для меня. В результате моя любовь и привязанность к Прабхупаде усиливалась все больше. Жаль, что я не могу вернуться в то время и сказать Шриле Прабхупаде, как сильно я люблю его, потому что тогда я ему этого не сказал. На самом деле, тогда я и сказать-то этого не мог бы, потому что тогда у меня такой любви еще не было. Эта любовь усилилась. И совершенно неважно, что Шрила Прабхупада уже оставил нас, для этого нет необходимости в непосредственной физической близости гуру. Отношения, на самом деле, все усиливаются и развиваются. Эти отношения не что-то материальное, они духовны. Теперь моя любовь не такая, какой она была тогда. Сейчас она намного сильнее и гораздо глубже, чем тогда.

Как в случае с Ниранджаной Свами, который очень дорог мне. Хотя я не так часто общаюсь с ним, он очень дорог мне, потому что он очень мягкий преданный и ведет удивительные киртаны. Но что действительно потрясает меня, так это его искренняя забота о своих учениках. Это больше всего восхищает меня в его личности, потому что это было одно из великих качеств Шрилы Прабхупады. Как я уже говорил, я не очень много общался с Ниранджаной Махараджем, но этим качеством он напоминает мне Шрилу Прабхупаду.

Нужно продолжать продвигаться и развивать свое сознание Кришны. Так и в отношениях с гуру — они должны развиваться все больше и больше. Сознание Кришны не материально. Нужно просто искренне следовать. Мы следуем процессу, хотя и не знаем, как он работает. Это — мистика. Мы не знаем, как мы продвигаемся. Мы не понимаем, как это происходит.

Единственный способ, как можно оценить свое продвижение — это вернуться в то место, откуда ты пришел, в свое окружение того времени — окружение материалистичных людей. «О Боже! И я этим занимался?» Тогда начинаешь понимать, что ты действительно изменился. Когда я вернулся из Индии, я был потрясен: «Да ведь это же не жизнь!» Общаясь с преданными и практикуя сознание Кришны, понимаешь, что в материальном обществе нет жизни. И если вернуться назад (я каждые пять лет езжу домой), становиться так скучно. Навещаешь своих родственников. Отношения такие сухие, они ничего не делают. Во всем мире та же самая картина — нет направления движения. Одни попытки стать счастливым и наслаждаться. Никакой цели, просто стыдно даже.

В сознании Кришны вы защищены и счастливы. Есть две вещи, к которым стремятся все в материальном мире: полное прибежище и полное счастье. И то, и другое приходит в полной мере, когда устанавливаются отношения с Кришной.

Если человек достигает совершенства в этой жизни (или одной из жизней), тогда, конечно же, отношения с гуру изменятся, потому что тогда он уже не будет гуру. Потому что тогда он свою задачу уже выполнил. Когда по его милости вы установили отношения с Кришной, задача гуру уже выполнена, тогда ученик поднимается на трансцендентный уровень, но гуру всегда останется вашим «Прабху». Он всегда будет вашим лидером. Всегда. Уважение и любовь остаются. Однако теперь он уже больше не обучает вас этому.

Но вы знаете, что до совершенства нам еще далеко. И пока мы здесь, мы всегда держимся на почтительном расстоянии от гуру и Радха-Кришны, потому что имеем дело с очень возвышенными личностями. Гуру представляет Кришну. Мы должны быть крайне осторожными в отношениях с гуру. Нельзя проявлять фамильярность по отношению к гуру и Кришне и воспринимать их дешево. На совершенном уровне у вас будут дружеские отношения с гуру, но он всегда будет старшим для вас. Он всегда будет вашим «Прабху», вашим лидером.

Расскажите, пожалуйста, как Вы стали пуджари Шри Шри Маяпур Чандродая мандира?

Слуги Божеств - Панкаджангхри Прабху и его брат Джананивас прабхуПП: Я приехал в Маяпур в 1974 году, я тогда еще не получил брахманическое посвящение, потому я просто по мере возможностей помогал Джананивасу. В конце 1974 года мне дали брахманическую инициацию, и с тех пор я был занят в пудже. Думаю, что Господь Нрисимхадев приехал в Маяпурский храм ИСККОНа в 1986 году, и с того времени я служу Ему. Также я совершал поклонение в самадхи Шрилы Прабхупады какое-то время.

Сначала я убирал храм и гостевой дом в течение нескольких первых лет. Также я совершал какое-то поклонение Божествам. Хотя я числился комендантом храма, на самом деле я был уборщиком, потому что гости не приезжали (ПП смеется).

Когда Джананивас приехал сюда в 1971 году, здесь были только соломенные хижины. Он готовил для преданных, здесь было около полудюжины преданных. Джананивас наблюдал за тем, что главный пуджари был постоянно занят служением Божествам с утра до ночи. И он подумал, что это — замечательный способ стать сознающим Кришну, потому что пуджари видит Кришну на протяжении целого дня. Через несколько дней ему сказали, что один из пуджари уезжает, и предложили совершать пуджу. Так он стал пуджари.

У него не было хороших часов, но с утра и до вечера он совершал служение: готовил Божествам, ходил к Ганге за водой для омовения Божеств, предлагал арати, после того как Божества принимали подношения. Поклонение не было пунктуальным, по часам из-за внешних обстоятельств. Вы же знаете, что все происходило посреди поля. Он говорил: «Я просто поклонялся Божеству, в меру своих возможностей стараясь выполнять это служение наилучшим образом, и Кришна так устроил, что внезапно все начало развиваться, люди стали приходить. Внезапно Кришна стал шести футов и десяти дюймов ростом, появились Аштасакхи, приехал Нрисимхадев, появился храм, появились здания, пришли преданные, появился город».

Нрисимхадев из храма ИСККОН в МайапуреКогда я впервые приехал к Джананивасу, мне здесь очень понравилось. Место было таким милым, замечательным и тихим. Конечно, Прабхупада хотел, чтобы здесь был город, поэтому атмосфера тихого местечка быстро рассеялась, потому что уже с того времени постоянно проходили строительные работы. Но это место поистине чудесное.

Еще до того как стать преданным, мы путешествовали, и я поклялся, что никогда не перестану путешествовать, потому что путешествие — это всегда нечто новое. Именно поэтому санньяси никогда не остаются на одном месте дольше трех дней. Как только застреваешь на одном месте дольше трех-четырех дней, сразу начинается какая-то политика. Поэтому санньяси рекомендуется постоянно путешествовать. Тогда впечатления всегда остаются свежими.

Мы вот тоже путешествовали по Индии и думали найти идеальное место, где можно было бы остановиться и осесть на какое-то время. Иногда находится такое место, какое-нибудь потрясающе красивое место в горах, на первый взгляд просто фантастическое. Но уже через пару недель свежесть ощущений уходит, однако Маяпур постоянно улучшается. Даже просто посреди рисовых полей, хотя здесь ничего не было, у меня было ощущение: должно быть, это — духовное место. Такого никогда раньше не случалось. Красота Маяпура постоянно увеличивается. Сюда приезжают преданные со всего мира, поэтому вы немного теряете. Оставаться здесь совсем несложно. Конечно же, мы получаем маха-прасад каждый день. Слуга живет во дворце и ест, как царь (ПП смеется).

В начале было немного аскетично. Мы покупали двухдюймовый сандеш и разрезали его на восемь частей — по одному кусочку на каждое дневное подношение. А потом этот прасад мы разрезали еще и распространяли среди преданных. Было довольно аскетично, тогда все было не слишком роскошным. Когда мы приехали сюда, мы жили в соломенных хижинах. А когда случалось наводнение, мы жили на балках крыши соломенных хижин.

Я рассказывал о том, что Джананивас подумал, когда увидел, как служит пуджари: «Какой замечательный способ стать сознающим Кришну, когда видишь Божество постоянно или готовишь непосредственно для Него». Когда выполняешь такое служение, то изучаешь, что Кришне по-настоящему нравится и что не нравится, какие блюда Он любит, слушаешь о Кришне. Многочисленные правила в поклонении Божествам делают тебя более строгим по отношении к самому себе. Безусловно, ты не будешь есть в ресторане или играть в футбол — столько мелочей. Надо быть чистым, когда заходишь в комнату Божеств. Нужно вести себя наилучшим образом в комнате Божеств, прямо перед Высшей Личностью (нельзя отрыгивать, чихать или сморкаться).

Через какое-то время это становится привычкой, начинаешь следовать этим правилам и за пределами алтаря. Сейчас я у вас в комнате, если мне нужно будет в туалет, я сниму дхоти, одену гамчу и вымою руки, рот и стопы. Если я пойду принимать прасад, я сниму эту одежду и одену другую, потому что в любое время, возможно, нужно будет пойти на алтарь, нужно быть осторожным, чтобы одежда всегда была чистой. Вот и следуешь всем этим правилам. Мелочи казалось бы, но это брахманический стандарт. Весь стиль жизни очищается гуной благости. И естественно, со временем это влияет на сознание.

Божества Радхи-Кришны из МайапураКак раз это и происходит в процессе садхана-бхакти. Мы очищаемся от грубых вещей (и от тонких тоже, от ложного эго — ведь я вечный слуга Кришны). Но в общем вайдхи-садхана-бхакти довольно механистична, потому что пока у нас еще нет любви к Кришне. Например, обычно, чтобы завести машину, вы включаете зажигание, появляется искра. От искры заводится двигатель машины, двигатель приходит в движение, вы включаете передачу, и колеса двигаются. Но если зажигание не срабатывает, приходится делать все наоборот: сначала надо заставить двигаться колеса. Для этого приходится выходить из машины и толкать ее, чтобы закрутились колеса. Когда колеса крутятся, включаете передачу, заводится двигатель, и вы запрыгиваете внутрь. Когда вы запрыгиваете внутрь, это называется рага-бхакти, спонтанное бхакти.

В обусловленном состоянии мы забыли, кто мы такие, забыли Кришну и наши с Ним отношения. Поэтому приходиться подталкивать себя. Служение Кришне — это реальность, это действительно реальная жизнь. Все остальное не реально. Но из-за своей обусловленности, мы так привязались, что думаем, что это тело и эта жизнь и есть реальность. Мы привязаны к этому образу жизни, и считаем этот образ жизни настоящим.

Вот и приходиться выбирать то или иное тело, и принимать правила для этого тела и ума. Следуя правилам и предписаниям, человек постепенно поднимается в гуну благости. Образ жизни в ИСККОНе в общем в гуне благости: подъем в четыре утра, омовение, свежая одежда, тилака, потом к Божеству на даршан, танец и хлопанье в ладоши перед Божеством, воспевание святых имен, чтение писаний, предложение пищи Господу, почитание прасада. Все это в гуне благости. И этой программе в большей или меньшей степени следует каждый член ИСККОНа. Но очевидно, что в поклонении Божествам будет немного больше правил.

Правила нужны, чтобы направить человека, указать ему его положение, ограничить. Предназначение правил — ограничивать. Никто не любит ограничения, но правила ограничивают. Чем более развита цивилизация, и чем более развит человек, тем больше правил в его жизни. Так много правил регулирующих жизнь брахмана, для кшатриев правил меньше, для вайшьев еще меньше, и еще меньше их для шудр. Если вам это не нравится, можете уйти в лес. Там никому не будет никакого дела, чем вы занимаетесь. Но в городе есть минимальные стандарты поведения. Это означает, что, когда человек прогрессирует с уровня шудры до уровня брахмана, появляется больше правил в его жизни. В конце концов, эти ограничения оставляют так мало пространства, что человек может видеть впереди лишь Кришну. Правила направляют человека к Кришне. Вот в чем идея. Когда есть влечение к Кришне, тогда, конечно, нет необходимости в правилах. Человек будет привлекаться Кришной естественным образом, не будет необходимости его подталкивать. Стимул будет исходить изнутри.

mayapur-pancha-tattva-gaura-purnima-darshan-2013-03-27 

Поклонение Божествам — один из пяти самих благоприятных практик: жить в дхаме, общаться с преданными, слушать «Шримад-Бхагаватам» и т.д. Они предназначены для неофитов, но кто кроме неофитов живет в Кали-югу. Поклонение Божествам — это хороший способ стать сознающим Кришну и понять, что Божество — это тоже личность. Его нужно будить, кормить, укладывать спать, переодевать, очень осторожно купать Его. И вести себя при Нем нужно наилучшим образом, потому что есть правила, подчеркивающие — кому же совершается это служение. Нужно быть очень внимательным. Это — хорошая школа. В действительности все эти ограничения учат, как стать чистым.

Служение Божеству — это наша проповедь. Так проповедует пуджари. Когда преданные видят сияющих Божеств — чистых и прекрасно одетых, они воодушевляются. Такова проповедь пуджари. Бхавананда Прабху, который когда-то был управляющим здесь, говорил нам: «Я хочу, чтобы Вы одевали Божества настолько красиво, чтобы, когда гости видели Их, они теряли сознание». Может быть, мы не выходим проповедовать непосредственно, но мы вдохновляем преданных и гостей.

Также частью или завершением процесса поклонения является предписание — после пуджи предлагаются пранамы и молитвы Божеству, а потом нужно выйти и прославить Его перед гостями. Поэтому, несомненно, пуджари может проповедовать, потому что в храме всегда есть люди. И проповедь славы Божеств — это часть предписанного поклонения Божествам. Даже идти никуда не надо — люди сами приходят сюда.

Также по теме:

Меню