Итак, наше движение называется Движением сознания Кришны. Официальное название нашей организации – «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН) (англ. International Society for Krishna Consciousness — ISKCON). Наш религиозный метод, наша духовная практика, то есть, на санскрите,садхана, или процесс, называется «сознанием Кришны». И цель практики, высшее достижение, то же самое «сознание Кришны».
Сегодня некоторые полагают, что это обозначение не очень удачное. Многие стараются чаще называть наше учение и практику «вайшнавизмом», более конкретно «гаудия вайшнавизмом», или, на западный лад, «вишнуизмом», «бенгальским вишнуизмом». Либо используют явные эвфемизмы, такие, как «ведическая традиция», «ведическая культура», и так далее. Приведённые термины, особенно, указывающие на нашу принадлежность к вайшнавизму, к традиции поклонения Господу Вишну, вне всяких сомнений корректны и применимы.
Тем не менее, основатель нашего Движения, основоположник учения, ачарья, Шрила Прабхупада, назвал организацию именно обществом сознания Кришны, а не как-нибудь вроде «всемирное вишнуитское общество», вишва вайшнава сабха. В своих книгах и лекциях Шрила Прабхупада в соответствующем контексте чаще всего применяет именно словосочетание «сознание Кришны». Таким образом, «сознание Кришны» - это наше «фирменное наименование», наш духовный «бренд».
Можно предположить, что «сознание Кришны» - временная «торговая марка», удачная находка для наименования амбициозной духовной организации в 1960-е годы, когда в моде были эксперименты по «расширению сознания», и рассчитанная, в основном, на маргинальную ищущую молодёжь того времени: хиппи, и прочих. Ныне «дети цветов» состарились и увяли, а эксперименты по расширению сознания, особенно, с помощью наркотиков, считаются предосудительными. Следовательно, и марку надо сменить.
К тому же, говорят, перевод на русский язык нельзя признать адекватным оригиналу. В оригинале наименование организации «International Society for Krishna Consciousness». В русской версии предлог «for», «для», выпал. Поэтому, полагают, что более точным переводом будет «Международное общество для осознания Кришны».
Давайте попытаемся понять, откуда вообще взялось выражение «сознание Кришны», и какой смысл в него вкладывал Шрила Прабхупада.
Иногда утверждается, что термином «сознание Кришны» Шрила Прабхупада вольно перевёл понятие кришна-према, или кришна-бхакти, или говорится, что Шрила Прабхупада использовал термин «сознание Кришны» как аналог того или иного выражения из той или иной священной книги, шастры. Тому есть текстуальные подтверждения.
Например, в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.70), приводится стих из «Падьявали», сборника, составленного Рупой Госвами:
кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто 'пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате
Шрила Прабхупада целиком переводит текст так: «Чистое преданное служение в сознании Кришны нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену — жажду обретения его. Если такое преданное служение доступно где-то, его следует приобрести не мешкая». При этом в пословном переводе слова первой строки Шрила Прабхупада переводит так: «кришна-бхакти-раса-бхавита – поглощённый сладостью преданного служения Кришне; матих – разум…».
Из этого отрывка нетрудно понять, что Шрила Прабхупада переводит кришна-бхакти как «преданное служение», и только из сочетания с раса-бхавита матих, «разум, поглощённый вкусом (сладостью)» появляется значение «в сознании Кришны».
В доказательство соответствия «сознания Кришны» понятию кришна-према цитируют следующий отрывок из книги «Наука самосознания», составленной из лекций и бесед Шрилы Прабхупады: «Сознание Кришны уже есть у каждого в глубине сердца. Но так как мы живем материальной, обусловленной жизнью, то забыли о нем. Процесс повторения маха-мантры - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - возрождает сознание Кришны, уже имеющиеся в нас. Так, например, несколько месяцев назад эти американские и европейские юноши и девушки не знали о Кришне, а только вчера мы видели, как они пели Харе Кришна и танцевали в экстазе на протяжении всей Ратха-ятры [ежегодный праздник, устраиваемый движением сознания Кришны во многих городах мира]. Вы думаете, это было притворством? Нет. Никто не сможет притворно петь и танцевать несколько часов подряд. Они действительно пробудили в себе Сознание Кришны с помощью этого метода. Это объясняется в "Чайтанйа-чаритамрите" (Мадхйа, 22,107):
нитйа-сиддха кршна-према садхйа кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа
Сознание Кришны дремлет в сердце каждого, и когда мы начинаем общаться с чистыми преданными, оно пробуждается. Сознание Кришны не есть нечто надуманное. Когда юноша общается с молодой девушкой, в нем пробуждается естественное влечение к ней, аналогичным образом, когда человек слушает о Кришне в обществе преданных, в нем пробуждается дремлющее сознание Кришны».
Однако этот стих в тексте самой «Чайтанья-чаритамриты» Шрила Прабхупада переводит так: «Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой». И в пословном переводе кришна-према переводится прямо и определённо как «любовь к Кришне».
Очевидно, что у понятия «сознание Кришны» нет какого-то одного прямого аналога на санскрите и в шастрах. Хотя такие термины как кришна-бхакти, кришна-према и прочие иногда в общем смысле переводятся как «сознание Кришны», у каждого из них есть своё более конкретное значение: преданность Кришне, любовь к Кришне, и так далее. В разных местах своих переводов, комментариев и лекций Шрила Прабхупада применял словосочетание «сознание Кришны» с различными оттенками значений и соответствий. Таким образом, «сознание Кришны» - это его, Шрилы Прабхупады, а, следовательно, и наше, как его последователей know how, уникальное понятие и универсальный метод. Если всё же есть смысл говорить о некотором основном, «изначальном» смысле понятия «сознание Кришны», то, мне кажется, наиболее уместна следующая цитата из «Бхагавад-гиты» (7.1):
шри-бхагаван увача
майй асакта-манах партха йогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мам йатха гйасйаси тач чхрину
Шрила Прабхупада даёт следующий полный перевод стиха: «Верховная Личность Бога сказал: «Теперь услышь, о сын Притхи, как, занимаясь йогой, полностью сознавая Меня, с умом, устремлённым ко Мне, ты сможешь всецело познать Меня, освободившись от сомнений». Пословный перевод таков: «шри-бхагаван увача – Верховная Личность Бога сказал; майи – Мне; асакта-манах – привязанный ум; партха – о сын Притхи; йогам – самосознание; йунджан – практикуя; мат-ашрайах – в сознании Меня (сознании Кришны); асамшайам – без сомнения; самаграм – полностью; мам – Мне; йатха – как; гйасйаси – ты можешь знать; тат – то; шрину – постарайся услышать».
В это стихе интересно то, что, хотя Шрила Прабхупада в пословном переводе приводит «сознание Кришны» как соответствие словосочетанию мат-ашрайах (приняв прибежище у Меня, Кришны), тем не менее, сознание Кришны относится ко всему стиху, ко всем его элементам, «ум, привязанный ко Мне, Кришне», «практикуя самосознание, йогу», и, особенно, «без сомнений полностью познать Меня, Кришну». Сознание Кришны, таким образом, есть особое знание, джнана, в специфическом смысле, о котором будет сказано позже.
В комментарии к приведённому стиху Шрила Прабхупада пишет: «В седьмой главе «Бхагавад-гиты» подробно описана природа сознания Кришны. Кришна обладает всеми богатствами, и здесь рассказывается, в какой форме они проявляются… В конце шестой главы ясно указывалось, что высшей формой йоги является постоянное сосредоточение ума на Кришне, или, иначе говоря, сознание Кришны. Сосредоточение ума на Кришне позволяет полностью познать Абсолютную истину, чего нельзя достичь никаким иным путём. Постижение безличного брахмаджйоти или локализованной Параматмы не представляет собой совершенного знания Абсолютной истины, ибо оно частично. Полное и научное знание – это Кришна, и пребывающему в сознании Кришны открывается всё. Личность, полностью осознающая Кришну, не испытывая никаких сомнений, понимает, что Кришна есть высшее знание. Различные виды йоги являются лишь ступенями на пути к сознанию Кришны. Тот, кто непосредственно обращается к сознанию Кришны, естественным образом полностью постигает брахмаджйоти и Параматму. Практикуя йогу сознания Кришны, человек может постичь всё, а именно: Абсолютную истину, живые существа, материальную природу и атрибуты их проявления».
Поэтому, сознание Кришны есть знание, высшее состояние знания. В следующем стихе «Бхагавад-гиты» (7.2) Кришна говорит:
гйанам те ’хам са-вигйанам идам вакшйамй ашешатах
йадж гйатва неха бхуйо ‘нйадж гйатавйам авашишйате
Шрила Прабхупада даёт такой перевод: «А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего более постигать».
Данный текст тесно связан с мыслями упанишад. В частности, «Мундака-упанишад» в мантрах 1.3-5 гласит:
шаунако ха ваи махашало ‘нгирасам видхивад упасаннах папраччха
касмин ну бхагаво виджнате сарвам идам виджнатам бхавати ити
тасами са ховача
две видье ведитанйе ити ха смай ад
брахмавидо ваданти пара чаивапара ча
татрапара риг-ведо йаджур-ведах сама-ведо ‘тхарва-ведах
шикша калпо вйакаранам нируктам чхандо джйотишам ити
атха пара йайа тад акшарам адхигамйате
Смысл процитированных мантр таков: Шаунака, великий домохозяин и организатор жертвоприношений должным образом, с почтением приблизился к мудрецу из рода Ангиры и спросил «Что есть то, о могущественный, с познанием чего всё становится познанным?». Мудрец ответил: «Следует обрести два вида знания, так провозгласили знающие Брахман. Это высшее знание и низшее знание. Из этих двух видов знания низшее состоит из Риг Веды, Яджур Веды, Сама Веды, Атхарва Веды, правил произношения, ритуалов, грамматики, этимологии, стихосложения и астрономии. Но высшее знание – это то, которым достигается акшара, нетленное».
Шрила Прабхупада наверняка имел в виду эту тесную связь между «Бхагавад-гитой» и «Мундака-упанишадой», поэтому в комментарии к стиху 7.2 отметил: «С познанием причины всех причин всё познаваемое оказывается постигнутым, и не остаётся ничего непознанного. Веды (Мундака-упанишад, 1.3) говорят: касмин бхагаво вигйате сарвам идам вигйатам бхавати.
Мадхвачарья в комментарии к этому же стиху «Бхагавад-гиты» писал: слово джнана означает ведическое знание, а сложное слово са-виджнанам указывает на трансцендентное духовное понимание (осознание) связанное с Верховным Господом. Господь Кришна заявляет, что Он откроет полный процесс и средства для достижения (такого знания).
Легко заметить, что и джнана, и, в особенности, виджнана описывают то, что мы называем сознанием Кришны. И тад акшарам адхигамйате – тоже сознание Кришны. Поэтому, «сознание Кришны» - не какой-то временный и модный термин, изобретённый в угоду молодым американским наркоманам, а глубокое понятие, имеющее основу в упанишадах, «Бхагавад-гите» и других писаниях традиции. Он обозначает в самом общем виде «знание об Абсолюте», однако, это не только и не столько знание как некий набор информации; такое теоретическое познание, в том числе через Веды, может быть только низшей, первой и начальной ступенью знания истинного, вечного. Это, скорее, состояние сознания, качественно иное, нежели обыденное, профанированное. Другое, высокое, сакральное, погружённое в постоянный транс. Поэтому Шрила Прабхупада говорит не «знание о Кришне», а «сознание Кришны». «Знание» мы привыкли понимать как чисто теоретическое, информативное, поверхностное. И термин «сознание» в данном случае более точно передаёт процесс и результат трансформации. В упанишадах и «Бхагавад-гите» в этом смысле часто используется слово джнана, знание. Однако из текста мы можем понять, что в действительности имеется в виду.
В «Бхагавад-гите» 2.54 Арджуна спрашивает Кришну:
стхита-прагйасйа ка бхаша самадхи-стхасйа кешава
стхита-дхих ким прабхашета ким асита враджета ким
«О Кришна, как распознать того, чьё сознание погружено в трансцендентное? Что говорит он и как? Как сидит и как ходит?».
Понятно, что речь идёт не о какой-то образованности или информированности. Сознание, погружённое в трансцендентное, сознание Кришны, трансформирует человека внутренне и даже внешне. Если бы это была простая осведомлённость о чём-то, не было бы смысла задавать такие вопросы. После того, как я выучу новую теорему по геометрии, или выслушаю сводку биржевых новостей, или получу кандидатскую степень в филологии, я не становлюсь кем-то другим. Я так же как и раньше говорю, сижу, хожу, ем и развлекаюсь. Некоторые учёные даже изучают санскрит во всех деталях и тонкостях, но при этом не могут бросить курить табак.
Далее, «Бхагавад-гита» (13.8-12) гласит:
аманитвам адамбхитвам ахимса кшантир арджавам
ачарйопасанам шаучам стхаирйам атма-виниграхах
индрийартхешу ваирагйам анаханкара эва ча
джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
асактир анабхишвангах путра-дара-грихадишу
нитйам ча сама-читтатвам иштаништопапаттишу
майи чананйай-йогена бхактир авйабхичарини
вивикта деша севитвам аратир джана-самсади
адхйатма-гйана-нитйатвам таттва-гйанартха-даршанам
етадж гйанам ити проктам агйанам йад ато ‘нйатха
«Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей; признание важности самоосознания, философский поиск Абсолютной истины - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество».
Можно привести ещё бесчисленное количество примеров и цитат, показывающих, что трансцендентное знание – не простая информированность, а качественное изменение сознания, а также характера, поведения, жизненных установок, идеалов, устремлений и проч.; то есть, это некоторая универсальная категория трансформации бытия из обыденного в сакральное, соединённое с Абсолютом, с Богом, с высшим благом и источником всего. Собственно, это всё и есть сознание Кришны.
Важно далее уяснить, что сознание Кришны имеет два аспекта, которым соответствуют два смысла этого словосочетания в русском и английском языках. Первый, привычный аспект и первое значение: сознание Кришны – это значит сознавать, осознавать Кришну, непрерывно и постоянно. Прежде всего, помнить о Кришне.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.113) приводится следующий стих из «Падма-пураны»:
смартавйах сататам вишнур висмартавйо на джатучит
сарве этайор эва кинкарах видхи-нишедах сйур
«Кришна – источник Господа Вишну. Надо всегда помнить о Нём и не забывать Его ни при каких обстоятельствах. Все предписания и запреты, упомянутые в шастрах, должны служить этим двум принципам».
Надо учиться видеть Кришну в проявлениях Его энергий, в том числе, материальных. Кришна Сам даёт подробные наставления в такой медитации, например, в «Бхагавад-гите», 7.8:
расо ‘хам апсу каунтея прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу шабдах кхе паурушам нришу
«О сын Кунти, Я - вкус воды, Я - свет солнца и луны, слог "ом" в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в человеке».
Нужно всеми способами сосредоточить свой ум на Кришне: думать о служении Кришне, повторять и слушать Его имена и рассказы о Его деяниях, а на самой высшей стадии - погрузиться в лилы, игры Кришны.
Но есть и второй аспект сознания Кришны. Ведь «сознание Кришны» понимается и как «сознание – чьё? – Кришны». То есть, Его, Бога собственное сознание. Которое мы должны (до некоторой степени) разделить с Ним. Иначе говоря, сознание Кришны означает, что мы должны развить своё сознание так, чтобы оно стало качественно единым с сознанием Бога. Привести в этот формат. Сделать полностью духовным, независимым, чистым и безупречным, как у Бога. Ведь только тогда мы сможем по-настоящему общаться с Ним, достичь соединения, йоги.
Кришна даёт прямые наставления об этом в «Бхагавад-гите». Прежде всего, Он говорит о Себе (9.29):
само ‘хам сарва-бхутешу на ме двешйо’сти на прийах
«Я никому не завидую и ко всем беспристрастен. Я равно отношусь к любому».
И такой же беспристрастности требует от нас, например, в стихе 12.13:
адвешта сарва-бхутанам маитрах каруна эва ча
Господу дорог тот, кто не завистлив, но добрый друг всем существам.
Не стоит забывать, что, согласно нашей философской концепции непостижимого одновременного единства и отличия, ачинтйа бхеда абхеда таттва, мы не только отличны от Господа, но и едины с Ним. Мы отличаемся количественно, будучи бесконечно малыми, но едины качественно, так как душа имеет ту же природу, что и Бог – духовную, самосознающую, противоположную тёмной и косной, бессознательной материи. Природа сознания едина, и, по большому счёту, только одно сознание истинно – сознание Кришны. То есть, сознание, присущее Богу, и качественно единым с Ним живым существам, когда они сознают Бога и сознают себя, как неотделённые частицы Божественного Абсолюта. Иное сознание является покрытым иллюзией, невежеством. Об этом говорят Веды (Чхандогья-упанишад, 3.14.1): сарвам кхальв идам брахма, на самом деле всё есть Брахман, Абсолют, Бог. И то же самое провозглашает «Бхагавад-гита» (7.19): васудевах сарвам ити – всё есть Васудева, Кришна. Между этими двумя утверждениями нет никакой разницы. Поскольку, как утверждает «Нараяна-упанишад» (4): брахманйо деваки-путрах. Сын Деваки и Васудевы, Васудева-Кришна, Он и есть тот самый Брахман. А в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11) разъясняется, что Абсолютная Истина одна и только одна, но познаётся в трёх аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван: брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате.
И обо всём этом тоже напоминает нам понятие «сознание Кришны».
И, между прочим, новые «усовершенствованные» версии перевода, такие, как «общество для осознания Кришны», не адекватны полному смыслу понятия, так как исключают данный второй аспект, второе, удивительное, важное и сокровенное значение – сознание Кришны есть Его, Бога сознание.
В биографии Шрилы Прабхупады приводится такая история: в 1967 году, когда Шрила Прабхупада прилетел на самолёте в Сан-Франциско и лайнер заходил на посадку, Шрила Прабхупада посмотрел на землю в иллюминатор и сказал ученику: сверху дома маленькие, похожи на спичечные коробки. Представляешь, как это выглядит с точки зрения Кришны?
Всё это – материальный мир, наши тела, наши короткие жизни, нескончаемые потоки проблем, горести и радости, цивилизация, технологический прогресс, полёты в космос, экономические кризисы, коммунизм, капитализм, национализм, государства, правительства, границы, музеи, древнее искусство, современное искусство, слава, бесславие, успех и неудача, победы и поражения, мужчины, женщины, дети, животные, работа, бизнес, деньги, отпуск, хорошие автомобили, не очень хорошие автомобили, Африка, Китай, законы, религии, конфликты культур, теленовости и теледебаты, компьютеры, спички, ключи, песчинки, пляжи, горы, города, метро, интернет, и прочее, прочее, прочее – как всё это выглядит с точки зрения Кришны?
Видеть всё с самой высокой платформы, вот чему учил нас Шрила Прабхупада. Это и есть сознание Кришны.
От которого мы не должны отступать, ни в духе, ни в букве.
Мы были и остаёмся движением сознания Кришны. И молимся, чтобы когда-нибудь получить благословление, которое милостиво даёт Шри Чайтанья Махапрабху:
кришне матир асту
Станьте сознающими Кришну!
Автор статьи: Гокулананда дас (Страница автора в интернете gokula.fo.ru)