Сатьяхита дас:
Мы знали Хладини деви даси с 1969 года как полную энтузиазма преданную, посвятившую себя Господу Джаганнатхе пуджари. Обычно наш небольшой храм выходил в город на харинаму с киртаном; мы распространяли журнал «Обратно к Богу» 6 дней в неделю по 4 часа — 2 перед и 2 после обеденного прасада; остальное время мы проводили харинаму в местном парке. Однажды мы с Хладини вышли на харинаму на пару часов в центр города Майами без сопровождения других преданных. Тогда я очень высоко оценил ее энтузиазм и погруженность в харинама-санкиртану.
Хладини деви даси и ее супруг Махананда дас получили посвящение в Детройте 29 марта 1970 года.
Через несколько лет я снова увидел Хладини деви даси в старом доме (первом храме) на холме в Нью-Вриндаване как преданную-пуджари Господа Джаганнатхи. Когда Господь Джаганнатха заболевал, Хладини деви даси заботилась о Нем, раскрашивая весь комплект Божеств Господа Джаганнатхи. Она была влюблена в Господа Джаганнатху.
Ваджрешвари даси (подруга Хладини деви даси):
Я жила в Нью-Вриндаване с августа 1972 по октябрь 1977 года и посещала Нью-Вриндаван в августе-сентябре 1979. Из-за своей ограниченной памяти я могу рассказать не так много о Хладини деви даси.
Сразу после Джанмаштами 1972 года Шрила Прабхупада закончил свое пребывание в Нью-Вриндаване, где он останавливался в старом доме в Мадхуване. Я жила в небольшом брахмачарини-ашраме в Бахулаване. В то время там жили матушки Хладини, Гомата, Гуньярупини, Шилавати, Кутила, Ишани, Судакари и я. А рядом с нами жили домохозяева Виджая и Параяна. Я помню, что в то время Хладини готовила на кухне в старом доме в Бахулаване. Однажды Киртанананда позвал ее к себе и жестко раскритиковал приготовленные ею малпуры, которые вышли в форме рыб. Позже, рассказывая мне об этом, она очень смеялась! Она всегда была способна смеяться над собой. Когда я переехала в Мадхуван, Хладини там заботилась о большом Господе Джаганнатхе. Она была большой преданной Господа Джаганнатхи! Говоря «большой», я имею в виду то, что она была искренней преданной и совершенно влюбленной в Господа Джаганнатху, Господа Балараму и Госпожу Субхадру, но особенно, конечно, в Господа Джаганнатху. Она часто выглядела так, как будто имеет любовника. Она казалось влюбленной женщиной, и насколько с любовью заботилась о Них, настолько же Они вознаграждали ее своей милостью за ее любовь, преданность и самоотдачу.
Обычно я помогала матушкам Хладини и Рупарамешвари на кухне крутить чапати. Матушка Хладини читала «Махабхарату» и рассказывала нам ее каждый день, пока мы работали на кухне. Я никогда не видела, чтобы она плакала или даже просто выглядела несчастной. Она была счастлива как пуджари Господа Джаганнатхи! Как-то она узнала, что я умею вязать, и попросила меня связать чадары для Божеств. Она была так рада, когда они были сделаны! Я помню, попросила ее поделиться опытом санкиртаны в Чикаго. Она сказала, что в Чикаго можно каждый день слышать, как вырезают коров. Их крики слышны на мили вокруг.
В основном, я помню свою духовную сестру как одну из самых добрых, не поверхностных, полных сострадания и стойких преданных, которых только можно найти. Я помню ее проницательность и веру в сознание Кришны: без беспокойств и всего того, что обычно присуще неофитам, а просто следование процессу. Даже если вы не чувствуете, как это работает, это все равно работает. Такая была ее вера! Она вдохновляла меня и часто помогала мне преодолевать беспокойства в мои первые дни и месяцы в сознании Кришны. Просто находиться рядом с ней вдохновляло и действовало ободряюще!
Чинтамани даси:
Я никогда не сомневалась, что Хладини была чистой преданной.
Я познакомилась с ней в Нью-Вриндаване в 1972 году. У меня были свои Божества Господа Джаганнатхи, и я помню, как она восхищалась Ими, хотя у нее также был комплект Божеств (небольшой комплект дала ей Шилавати).
Она была ПОЛНОСТЬЮ поглощена любовью и служением Господу Кришне. В последний раз, когда я была с ней на ферме в Бахулаване, в Нью-Вриндаване, в 1983 году, ее служение было расписано на 14 часов. Но в действительности она служила 24 часа в сутки. Ночью она видела сны о Господе Джаганнатхе, а днем готовила замечательный прасад (иногда из скудных ингредиентов), проводила арати, шила, убирала и т.п. Два года подряд мы расписывали Божества Джаганнатхи для Ратха-ятры в Нью-Вриндаване.
В то время она жила на небольшом чердаке храма. Большинство преданных переехали в новый храм. Я же осталась, чтобы помогать заботиться Хладини о больших Божествах Джаганнатхи и о пяти комплектах поменьше. У нее были все качества святой: смирение, трудолюбие, скромность, дружелюбие и свобода от страсти, гнева и жадности.
Как-то я случайно натолкнулась на записную книжку, в которой она писала письма Господу Кришне. Они были очень возвышенные, и она была смущена тем, что я прочла их. Она и вправду была Хладини – энергией блаженства, всеми любимая. Я никогда не встречала кого-нибудь, кто бы ее не любил. Я считала ее своей наставницей, хотя она смеялась, когда я ей говорила об этом. Много раз мы с ней смеялись, когда матушка Рупа рассказывала нам о разных сумасшедших вещах, которые происходили на ферме. А еще она развила сильный вкус к чтению «Чайтанья-чаритамриты».
Я никогда не думала, что Хладини оставит ферму и своих возлюбленных Божеств. Но она развила дух проповеди. Я переехала в Детройт и вскоре услышала, что она в Африке. Я не могу понять, почему такого ценного преданного послали в такую опасную страну.
Она была моим вдохновением и воистину замечательной преданной! Она была редкой душой и нужно воздать ей честь и хвалу, которую она заслуживает!
Джалакара дас:
Поскольку на момент своей смерти Хладини деви даси была в отклонившейся группе Киртанананды, она не получила того признания, которого заслужила. Теперь, когда отклонившаяся группа вернулась обратно, и ее прежние участники даже служат в Джи-Би-Си, можно рассказать историю Хладини.
Когда Хладини добралась до Монровии, в Либерии боролись за власть различные группировки, прославившиеся своим причудливым поведением. Они носили странные костюмы, наподобие свадебных платьев, маски Дональда Дака, колпаки для душа или вовсе ничего. Они сражались в безумии, вызванном наркотиками. Многие из этих воинов были детьми, вступившими в борьбу, едва перестав играться с плюшевыми медвежатами и куклами. Почему преданные оказались посреди всего этого — открытый вопрос, загадка. Храм был расположен в столице Либерии, Монровии, в области номинально управляемой Советом Экономического Общества Западно-Африканских Государств (ECOMOG). Область Фрипорт, расположенная почти в пяти милях от Монровии, управлялась войсками Независимого Национального Патриотического Фронта Либерии (INPFL), возглавляемая Принцем Йормейем Джонсоном. Принц Джонсон был общепризнанным убийцей, который пытал и убил прежнего президента Самуэля Доэ. Это событие было заснято на видео, и копии этого фильма продавались на рынке. Джонсон также был известен как убийца своих собственных людей.
И так случилось, что преданные захотели устроить раздачу бесплатной пищи — люди повсеместно голодали, двое из трех либерийцев были бездомными. Преданные обратились к Джонсону и сделали ему приблизительно следующее предложение: «Поскольку вы управляете портом, вся международная продовольственная помощь, которая приходит в страну, проходит через ваши руки. Почему бы вам ни дать нам некоторую часть продовольствия? Мы раздадим его голодным, и вы заработаете репутацию великого гуманиста». Военный диктатор согласился на это предложение и согласно договоренности направил поставки пищи преданным, которые затем распространяли ее как прасад. Он даже посетил храм и получил в подарок «Бхагавад-гиту как она есть». Очевидно, он посещал преданных неоднократно и наслаждался прасадом. Но репутация военного диктатора, совершающего безумные убийства, беспокоила некоторых преданных так, что однажды один нигерийский преданный написал письмо Принцу Джонсону. Суть письма была следующей: «Вы великая личность, так что вы должны перестать вести себя таким демоническим образом и убивать людей. Это принесет пользу, как вам, так и всему человечеству». Утверждалось, что Хладини была автором письма, но это не так.
Поздно ночью 13 сентября 1990 года Джонсон и его войска ворвались в храм. Двое молодых бхакт, братья, которые жили в храме, узнали их и впоследствии рассказали, что произошло. Они выжили, поскольку спрятались. Один из них прятался в ванной, другой в шкафу. Сначала в дверь начали сильно стучать, а затем ее с грохотом выломали. Всех преданных собрали внизу: семь мужчин-африканцев, женщина-африканка и Хладини деви даси, ученица Шрилы Прабхупады. Джонсон кричал и был в бешенстве. Он тряс письмом и рычал на искаженном западно-африканском английском: «Как вы осмелились написать мне это!» Затем они вытолкнули преданных на улицу и бросили в ожидавшую машину. Небольшая колонна переехала через низкий мост над мутной рекой Сент-Пол и остановилась на грязном берегу устья реки. Под дулом пистолета девятерых преданных вынудили выйти и собрали вместе на песке. Джонсон заявил, что мужчины будут убиты. Женщин же, возможно, изнасилуют и отпустят или просто оставят в покое. Такие ужасные вещи непредсказуемы в этих обстоятельствах, и очень трудно было предугадать их действия. Хладини в этой ситуации проявила храбрость большую, чем любой из тех людей, которых я когда-либо знал. Когда Джонсон поднимал свое оружие, чтобы открыть огонь, Хладини бросилась на Джонсона с пустыми руками. «Как ты смеешь убивать преданных Кришны!» — закричала она. Но она была всего лишь женщина, красивая, но слабая. Так что ее атака не имела большого эффекта, но стоила ей жизни. Все были убиты, кроме девушки-африканки, которая только недавно присоединилась к преданным. Когда в них стреляли, преданные повторяли святые имена.
Это произошло ночью 13 сентября или, возможно, в ранние утренние часы 14 сентября (Индира Экадаши). Их тела были оставлены на берегу. С приливом они были смыты с берега, так как в этом месте река имеет приливы и отливы, и с отливом были снова отнесены в город. Тела некоторых мужчин, то появляющиеся с отливом, то исчезающие в водах реки Сент-Пол, можно было видеть в течение нескольких дней. Их окоченелые негнущиеся руки все еще сжимали четки в мешочках. Тело Хладини также было там. Ее сари запуталось в опорах моста и оставалось там в течение нескольких дней, появляясь и исчезая с приливами и отливами.
По словам Трибхуванатха прабху, который помогал расследовать эту трагедию и опросил одного из уцелевших братьев, весь город был шокирован. Не удовлетворившись своей работой, Принц Джонсон продолжил свое кровавое неистовство, убив в ту ночь 29 человек.
В 1996 году временное правительство Чарльза Тейлора попыталось арестовать Джонсона за убийства, но Джонсон вверг страну в пучину жестоких бунтов. Позднее он был признан душевнобольным и, по слухам, должен находиться в психиатрической больнице в Нигерии. А группировка, которую он возглавлял, распалась.
Следующий раз, когда будете распространять книги, и кто-нибудь станет оскорблять вас, дважды подумайте, стоит ли называть его демоном. Вспомните настоящего демона, по сравнению с которым тот просто заблуждающийся или неудачник.
Целомудренной женщине предложили выбор между изнасилованием и смертью. Когда ваших подопечных безжалостно лишают жизни на ваших глазах, что вы будете делать? Хладини стояла перед сложным выбором в обреченной, безвыходной ситуации. Она отреагировала с прямотой и честностью, без страха, сохраняя верность своему духовному учителю. О, какая ученица! Но какой у нее был духовный учитель! Мы знаем, как Прабхупаду восхищала смелость. Хладини деви даси прошла свое испытание с честью!
Преданные в Лагосе, Нигерия, узнали об этой трагедии только спустя несколько месяцев, столкнувшись на санкиртане с беженцами из Либерии. И один из моих нигерийских друзей написал мне об этом в Лондон.
Махананда дас (супруг Хладини деви даси):
Она позвонила мне из аэропорта по пути в Африку. Я должен был сказать ей, чтобы она оставалась прямо там. Я должен был сесть на ближайший рейс, приехать и забрать ее. Я знаю, она бы меня послушала. Но я не сказал ей этого... Я думаю о ней каждый день.
Радханатха Свами:
Она прислала мне письмо из Либерии. Она писала, что все иностранцы были эвакуированы, и там невозможно было оставаться. Там был голод и много насилия. Она написала, что думает о том, что может умереть там.
Ваджрешвари даси (подруга Хладини деви даси):
Я считаю матушку Хладини своим ангелом-хранителем. Она приходила ко мне во сне около двух лет тому назад. Когда она появилась в моем сне, я не вспоминала о ней в течение многих лет. Этот сон был как чудо, поскольку она была как живая — я слышала ее голос и видела ее лицо, как этот компьютер, с помощью которого я об этом пишу. Это было реально, как во время бодрствования. Ее лицо было рядом с моим, и я смотрела в ее красивые синие глаза. Она сказала мне: «Твоя жизнь замечательна, ты не должна ни о чем беспокоиться». (В то самое время я находилась в сильном беспокойстве). Когда я проснулась, то поняла, что она пришла, чтобы дать мне это послание. Этот опыт все еще со мной, дает мне веру и понимание, что не только Кришна, изнутри и извне, направляет меня, любит меня сильнее, чем я способна почувствовать, но, несомненно, Вайшнавы, которые оставили свои тела, также помнят нас, помогая Шриле Прабхупаде в этом невероятном приключении спасения падших душ. Кришна, самый дорогой друг, устраивает все, как только мы предаемся. Ведь он так счастлив, что мы пытаемся вернуться к Нему!
Подобные материалы:
- Шрила Радханатха Свами, лекция о жизни и уходе Бхакти Тиртхи Свами
- История одной из старейших учениц Шрилы Прабхупады Иши деви даси. Рассказано Ниранджаной Свами
- "Бесценные дары". Как Хаягрива дас пришёл в Сознание Кришны
- Последнее письмо Шачисуты Даса (тюрьма, 1987 год)
- Радхика Раман прабху. Дорога чистой любви. Из журнала "Санкиртанам", 2011,№11
- Чистый преданный Кришны. Гоур Говинда Свами