image

Featured

Кришнананда дас - Очерк истории харинам в Москве

1987 88 Harinamy po Moskve 01Ученик Шрилы Прабхупады Шриман Притху Прабху вспоминает:

В 1973 г. по пути в Индию мы остановились в Москве. Когда мы прибыли, оказалось, что наш самолет уже улетел, и мы вынуждены были остаться в отеле «Интурист» – ждать следующего. Я позвонил Ананта-шанти и попросил его привезти балалайку. Я сказал: «Мы завтра планируем поехать на Красную площадь, а там нужно обязательно спеть Харе Кришна!». Он привёз мне балалайку в отель. Утром, когда все другие туристы поехали на прогулку по Москве, ответственный за нашу группу сказал:
- Вы не поедете!
- Почему?
- Сами знаете, почему!

Оказалось, это был сотрудник КГБ, который подслушал наш разговор с Ананта-шанти. Вместо Красной площади нас повезли в Университет им. Ломоносова, и этот человек с издевкой сказал: «Можете посмотреть на Кремль с Воробьевых гор!»

Когда мы вечером приехали в Шереметьево, я запел под балалайку Харе Кришна на мелодию песни «Полюшко-поле». Сразу подошёл какой-то мужчина и сказал:
- Я – из КГБ. Прекратите! Это – антисоветская пропаганда!
- Нет, это просто - «Полюшко-поле» на хинди!
- «Полюшко-поле» на хинди?
- Да.
- Ну, тогда ладно!

Это стало первой харинамой в СССР.


На фото запечатлены героические участники «странствующей санкиртаны» 80-х гг. В центре слева направо: Джапа дА.; Айодхья-пати дА из Таллинна; Шримати Экадаши и Шримати Махамантра.На фото запечатлены героические участники «странствующей санкиртаны» 80-х гг. В центре слева направо: Джапа дА.; Айодхья-пати дА из Таллинна; Шримати Экадаши и Шримати Махамантра.

Первым из советских преданных, кто вообще стал вести киртан, был Айодхьяпати дас (Анатолий Брезгун, ныне – на официальном сайте г. Таллинн как лучший водитель общественного транспорта). Это было на рубеже 70-х и 80-х гг. Ананташанти дас киртанов не вел, а только ставил записи киртанов и требовал, чтобы слушатели полностью сосредоточились на звуке.

На улицах Харе Кришна временами кое-где пели хиппи в подражание песне «My Sweet Lord» Харрисона. Об этом вспоминал Вал. Михайлов, который уже оставил этот мир где-то под Оршей (Беларусь). Он занимался этим еще в 1979 г. в Могилеве. О более поздних подобных фактах могли бы вспомнить наш первый знаменитый астролог Бхагават дас (Новороссийск), а также Ачьютатма дас.

С самого начала 80-х гг. начались активные преследования кришнаитов в СССР, и сведений о харинамах нет вплоть до 1986 г., когда летом наша подпольная группа во главе с Видурой Прабху начала проводить что-то похожее на харинамы. Мы выбирали какое-нибудь место в Подмосковье, забирались в лес и там пели. Это стало 2-м основным видом нашей деятельности после перевода книг Шрилы Прабхупады.

1987 88 Harinamy po Moskve 02Однажды после такого киртана на природе мы, возвращаясь на станцию, чтобы сесть на электричку в Москву, по какой-то причине не смогли перестать петь и пришли на станцию с киртаном. Платформа была пуста, и мы шли с киртаном по ней, как вдруг увидели впереди какую-то бабулю, которая со слезами на глазах подошла к нам и сказала: «Это – божественное пение!» Так она нас вдохновила дополнительно, и мы продолжали петь в электричке. Потом мы выгрузились на Белорусском вокзале и там тоже не смогли перестать петь. Мы прошли с киртаном по железнодорожному мосту и оказались под Ленинградским проспектом. Там нам понравилась акустика, и мы остановились с киртаном под мостом. Через несколько минут этой «харинамы» движение под мостом было блокировано. Оказывается, там возник такой акустический эффект, что Святое имя прокатилось чуть ли не по всему проспекту. Из соседней булочной выскочили продавщицы в белых халатах и до конца киртана не возвращались назад. Одна из них, увидев поющего преданного ангельской наружности (впоследствии он стал одним из первых русских учеников Прабхавишну Свами и получил имя Атмарама дас), встала перед ним на колени.

Потом пришел милиционер и произнес пророческие слова: «Пойте в садах и парках!» Видура Прабху поймал его на слове, и с этого начались наши чуть ли не ежедневные харинамы в садах и парках Москвы.

 1987 88 Harinamy po Moskve 03

О начале знаменитых арбатских харинам вспоминает Шримати Премавати:

Как-то после моего выхода из тюрьмы мы небольшой группой преданных стали петь на Старом Арбате. Это мой почивший муж Вакта прабху почему-то предложил нам свернуть туда с Нового Арбата, и мы пошли, и пели там Харе Кршна.

1-я массовая харинама в Москве прошла летом 1987 года. Тогда в спорткомплексе «Лужники» состоялось открытие фестиваля Индии в СССР.

Вспоминает Джаянанда Прабху, 1-й президент тульской ятры:

Билетов на церемонию открытия у преданных не было.

Безуспешно попытавшись просочиться через многие ряды оцепления солдат и милиционеров, мы остановились недалеко от выхода из метро «Спортивная». Вскоре подошло еще несколько преданных. Образовалась группа из 10-15 человек. Литовский ветеран Маяпур Прабху достал караталы и тихонько заиграл на них. Кто-то запел, кто-то подхватил пение мантры. Вокруг нас собралась толпа любопытных… Только второй год шла Горбачевская перестройка. Хотя явных репрессий по отношению к преданным Кришны уже не применялось, но многие из тех, кто был арестован при Брежневе и Андропове, еще продолжали томиться в местах заключения. Поэтому, когда подъехало несколько черных «Волг» и люди в одинаковых серых костюмах начали что-то нервно говорить по рации, стало страшновато – казалось, сейчас приедет хорошо знакомый нам милицейский автобус, и на этом для нас праздник кончится. Но Кришна, пребывающий в каждом сердце, изнутри оказал поддержку. А снаружи (очевидно, тоже по милости Кришны) прибыла телевизионная группа Би-Би-Си. Шримати Премавати рассказала им о своем пребывании в застенках. Подошли индийцы и стали петь вместе с нами. Личности в серых костюмах, хотя и сновали вокруг, но никаких силовых мер – из-за присутствия такого количества людей (а тем более –западных средств массовой информации) не принимали. Харинамы у метро «Спортивная» продолжались несколько дней. Приехали преданные из других городов. Кому-то из питерских преданных пришла в голову мысль отправиться на Арбат, недавно превращенный в пешеходную улицу. Там пение и проповедь преданных привлекло еще больше заинтересованных слушателей. Среди нас царил какой-то необычайный духовный подъем, хотелось – и в какой-то степени удавалось – передать это ощущение всем.

О том же событии вспоминает другой литовский ветеран Бхавананда Рай Прабху:

Церемония открытия фестиваля проходила с участием Раджива Ганди и Михаила Горбачева, поэтому вокруг стадиона было много охраны. Но милиционерам был дан приказ вести себя корректно, чтобы иностранные журналисты не смогли обвинить Советский Союз в нарушении прав человека.

Когда Маяпур Прабху вытащил караталы и тихо запел, я присоединился к нему. Потом подошли преданные из Армении и москвичи. Мощь киртана нарастала. Преданные почувствовали, что никто их не ограничивает, поэтому киртан перерос в полный экстаз. Вокруг стало собираться все больше людей, пока, наконец, не образовалась большая толпа людей, не понимавших, что происходит.

Прошло больше часа, и преданные, перестав петь, решили разойтись, но толпа не дала им такой возможности. Каждого участника харинамы обступила группа людей, расспрашивавших о том, что здесь происходило. Преданные были вынуждены проповедовать. Еще около часа мы объясняли людям, кто мы и чем занимаемся, что такое сознание Кришны, что такое мантра и т.п. Преданные после этого случая стали храбрее и организовали еще несколько киртанов у того же метро. Так началась эра харинам в Советском Союзе.

Матаджи ЯгьяС лета 1987 г. наша подпольная группа во главе с Видурой Прабху время от времени стала проводить харинамы на Арбате. Тамошнее отделение милиции № 5 должно считаться самым пропетым в Москве, т.к. задерживаемые участники харинам (напомню, что нелегальный период сознания Кришны в СССР завершился только в мае 1988 г.) продолжали петь и там. Чаще это были преданные, группировавшиеся вокруг Шримати Ягьи, которой 16.05.2020 исполнилось 84 года. Роль матаджи Ягьи во всех уличных акциях чрезвычайно велика – она была абсолютно бесстрашна. Однажды она спасла меня от милиции. По работе, я должен был ходить в Министерство культуры СССР, которое находилось на Старом Арбате. Я сдавал в гардероб зачехленный мриданг, поднимался на этаж, где находился нужный мне отдел, а на обратном пути забирал мриданг и, как был, в костюме с галстуком выходил на Арбат, чтобы петь Харе Кришна. Однажды я присоединился в таком виде к харинаме близ Министерства, и нас кольцом окружила толпа. Вскоре я увидел наряд милиции, который стоял с наружной стороны этого кольца. Похоже, из-за моего солидного вида милиционеры приняли меня за старшего и знаками пригласили выйти из толпы к ним. Я, как законопослушный гражданин, двинулся к ним, но Шримати Ягья, как коршун, вцепилась в меня со словами: «Пусть они к нам идут!» Но толпа их к нам не пропустила.

Реакция публики на первые арбатские харинамы была разной. Однажды во главу нашей колонны пристроился какой-то мужчина, который шел спиной вперед, выкрикивая: «Не Харе Кришна, не Харе Кришна, не Кришна Кришна, не Харе Харе!». В другой раз я, выйдя из Министерства, увидел солидного господина, который с явным удовольствием смотрел на проходившую мимо колонну харинамы. Я осторожно спросил у него: «Вам нравится?», на что он ответил: «Разве Вы не видите – над ними же столб света!»

В 1990 г. стараниями Видуры Прабху возник ашрам у станции метро «Колхозная», впоследствии переименованной в «Сухаревскую», что тоже оказалось пророчеством, т.к. в 1994 г. этот ашрам стал знаменитым «Сухаревским храмом».

Киртирадж прабху (справа) на одной из первых уличных харинам в Москве

В 1991 г. в этот ашрам приехал «Джи-би-си всея Руси» Киртирадж Прабху, американский ученик Шрилы Прабхупады, воспитывавший меня в Швеции с мая по ноябрь 1989 г. Он сразу же потребовал регулярные харинамы на Арбате. Я это воспринял без энтузиазма, т.к. главным своим делом считал работу над переводами книг Шрилы Прабхупады. Даже когда Киртирадж Прабху лично вывел наших брахмачари на улицу, я продолжал сидеть над очередной рукописью. Тогда он просто взял меня подмышку и вынес к остальным – комплекция ему позволяла такое. После этого я стал водить еженедельные харинамы на Арбате круглый год.

Харинама давала уникальное чувство защищенности. Думаю, оно происходило оттого, что, проводя харинамы, мы делаем в точности то, что делал Господь Чайтанья. А это – самый простой способ обрести Его милость!

Меню

Корзина
Корзина пуста