В июне этого года оставил тело один из первых преданных в СССР Адвайта-Ачарья прабху. Этот вайшнав распространял книги Шрилы Прабхупады в самое тяжелое время. За свою веру он подвергался преследованиям, пыткам, бесчеловечным экспериментам в психбольнице и тюремному заключению. Последние несколько лет Адвайта Ачарья воспевал по 64 круга Маха-мантры. Нет никаких сомнений в том, что Кришна забрал его к себе в Духовный мир!
Агван Коляевич Арутюнян (Адвайта-Ачарья дас) присоединился к вайшнавам в феврале 1985 года, в возрасте тридцати лет.
Он имел среднее образование и нигде не работал. О сознании Кришны он узнал благодаря сестре, которая познакомила его со своим другом Араиком Акопяном. Тот снабдил Агвана книгами и ответил на многие его вопросы.
Войдя в круг вайшнавов, Агван включился в проповедь. Он много ездил по Советскому Союзу, распространяя книги. Но уже первая поездка на Украину, в марте-апреле 1985 года, закончилась задержанием за распространение листовок на станции «Знаменка» Кировоградской области. Целый месяц его продержали в КПЗ, пытаясь убедить отречься от веры. Однако тот держался стойко, чем вызвал немалое уважение не только сокамерников, но и надзирателей. Сотрудники КГБ подсадили ему в камеру своего соглядатая («стукача»), но, поскольку Агвану не в чем было признаваться, кроме как в своей искренней вере в Бога, тот не смог ничего выведать. Преданного отпустили, предварительно предупредив о недопустимости «бродяжнического и паразитического» образа жизни.
Вернувшись в Ереван, Агван тут же снова отправился в дорогу. Третья по счету его поездка совпала по времени с арестом Камаламалы, Санньясы и Атмананды.
В своих странствиях преданный посетил Ленинакан, Баку, Уфу, Саратов и Новосибирск. В Новосибирске его задержали снова. Сценарий, по которому разворачивались события, был почти такой же, как и на Украине: камера, уговоры, попытки запугать или прельстить (преданному предлагали поступление в ВУЗ). В итоге Агвана снова отпустили.
Вернувшись в Ереван, измотанный и уставший после долгой дороги и ареста, вайшнав обнаружил, что квартира, на которой раньше находился их ашрам, опустела. Ему рассказали, что четверых его друзей держат под арестом, а остальные, опасаясь преследований и обысков, вынуждены искать себе новое место для жилья.
Агван, на свой страх и риск, остался на старом месте и продолжал трудиться над изготовлением книг. К нему присоединились Гагик, Саркис и еще один новый преданный – Тигран Кандилян.
А вскоре в Ереван приехали из Абхазии Туласи с Нандимукхи, скрывавшиеся от властей и родных. Они привезли с собой компактный станок для обрезки книг, чем немало облегчили труд своим армянским собратьям. Таким образом, подпольный цех по производству вайшнавской литературы продолжал функционировать даже после ареста его «руководства».
5 и 6 января 1986 года самые активные миссионеры – Гагик, Саркис и Агван – тоже были арестованы.
Сарвабхавана Дас (Гагик): «Они оскорбляли нас и избивали своими дубинками без всякой жалости.… Они били нас примерно десять-пятнадцать минут, а мы лежали на полу и корчились от боли. Они вложили в руки Сако одну из наших священных книг и поставили его перед алтарем. Сфотографировав его в таком положении, они вытолкали нас из комнаты, надели на нас наручники и посадили в машину».
Преданных отвезли в Мясникянское отделение милиции. Начался допрос. Сотрудников правоохранительных органов интересовало прежде всего, где печатаются книги. На прямые вопросы преданные отвечать отказались (хотя бы потому, что сами не знали) и тогда те перешли к более решительным действиям. «Они пытались что-то из меня вытянуть и не смогли, – вспоминает Сарвабхавана Дас. – Не смогли, даже тогда, когда с меня сняли брюки и сказали, что сейчас посадят на бутылку. Бутылка попалась красная, и они сказали, что выбрали такую не зря, чтобы не видно было крови… Один из самых старых милиционеров, лет, наверное, под 50…, был самым активным из них и топтал каблуками мне пальцы ног… Они били меня по очереди – кто-то шел подкрепиться, пообедать, кто-то оставался… [Били] с утра до вечера. Но в первый день мне ничего не сделали. Закрыли в “аквариум”. Вечером уже было некогда. Но на следующий день они пришли и начали со свежими силами с самого утра».
25 марта 1986 года, когда все гаудия-вайшнавы мира праздновали 500-летие со дня явления Шри Чайтаньи Махапрабху, Харикеша Свами провел для некоторых своих советских учеников заочное посвящение, дав им новые, духовные имена. В их числе оказались и трое узников советашенской тюрьмы: Гагик стал Сарвабхаваной, Саркис получил имя Шачисута, а Агван с этих пор именовался Адвайта Ачарьей. Получили духовные имена и некоторые другие армянские вайшнавы: Прана Дас, Харидас Тхакур Дас, Нитьянанда Рама Дас.
Следствие по делу Сарвабхаваны, Шачисуты и Адвайты Ачарьи шло еще несколько месяцев, а в начале лета 1986 года начался суд.
Судебное заседание было больше похоже на пародию. Адвокатов не было; подсудимым пришлось самим защищать себя. Не оказалось и пострадавших, здоровью которых был нанесен вред.
Преданные понимали, что приговор им определен заранее, и не особо старались оправдаться. Так, Адвайта Ачарья «принял обвинение, аргументируя тем, что это верное учение и занимающиеся им стоят на правильном пути». В итоге всех троих признали виновными – на это понадобилось всего три дня. Сарвабхавану и Шачисуту приговорили к двум годам в колонии общего режима. Адвайта Ачарья в прошлом уже имел судимость (за драку), поэтому получил больше – три года.
Только в 87 году под давлением мировой общественности преданных стали отпускать из тюрем.
Вся слава преданным Санкиртаны!
(По материалам Виджитатмы даса)
См. также другие материалы на нашем сайте: