С людьми так сложно! Столько беспокойств! Хочешь отношений – учись терпеть, прощать и просить прощения, меняйся. Мы легко находим недостатки в других, они бросаются нам в глаза. С признанием достоинств окружающих дела обстоят гораздо сложнее. Шрила Прабхупада всегда подкупал меня своим неисчерпаемым оптимизмом и верой в людей. Столько глупостей, гадостей, ошибок, обмана, предательства, а наш возлюбленный ачарья сияет верой в способность бхакти менять сердца людей, не сдаётся и не опускает руки. Его невозможно было разуверить и поколебать в этой решимости видеть лучшее там, где нет даже хорошего.
О Господь, сияющий, словно золотой цветок кетаки, я самое порочное живое существо в мире. Но даже если у человека множество недостатков, ты не замечаешь даже малейшее из них. Поэтому, о Господь, столь добрый к падшим, я поклоняюсь Тебе со смиренным сердцем. О Шачинандана, о Мукунда, пожалуйста, будь милостив к этому великому глупцу! (Става мала, 3 Чайтаньяштака, 8 стих)
Пусть кто-то скажет, что это не практично. Неважно. Развитие святости-садхутвы подразумевает функционирование именно такого сознания, которое сосредоточено на достоинствах и снисходительно, а то и слепо к недостаткам. У каждого свой уровень - может нам и не надо имитировать маха-бхагават, дай Бог дотянуть до мадхьям с их способностью правильно отличать дурное от хорошего и адекватно на это реагировать. Давайте разберём уровни роста и деградации людей на основе фрагментов комментария Вишванатхи Чакраварти Тхакура к ШБ 4.4.12 (Сати отчитывает Дакшу):
О дваждырожденный Дакша, людям, подобным тебе, доставляет удовольствие находить недостатки в других. Но Господь Шива не обращает внимания на чужие недостатки, и, наоборот, обнаруживая в человеке самые незначительные достоинства, превозносит их. К несчастью, даже в этой великой душе тебе удалось отыскать недостатки.
1 уровень
«Люди должного поведения способны принять недостатки окружающих, поскольку в конечном итоге они могут быть преобразованы в достоинства уместным использованием. Грубость является недостатком, но в определённых ситуациях для некоторых людей она может принести благо, подобно соку нима, который лечит болезнь, хотя и обладает горьким вкусом. Люди, которые мыслят таким образом, должны считаться святыми (махат или садху)».
Преданный может быть грубым от рождения или в силу специфического воспитания. Он может крайне жёстко изъясняться. Иногда именно такой подход выводит из ступора и застоя в практике. Пока с нами вежливо говорят, обходят острые темы, скрывают от нас горькую правду, мы всё глубже и глубже погружаемся в ложные представления о том, что наша жизнь хоть как-то напоминает преданное служение. Нас не призывают ругаться и обличать всех вокруг во имя спасения. Нас учат тому, что люди с такими качествами характера имеют место быть и они могут приносить благо, недвусмысленно «высвечивая» наши недостатки. Важно просто добавить в сердце любовь, сострадание, желание помочь. В конце концов, даже гуру должен умело пользоваться гневом, проявляя жёсткость молнии ради блага ученика, хотя внутри он, конечно же, всегда нежнее лепестка розы.
Недостаток есть, но садху принимает это, видя, что со временем он может стать инструментом, который приносит благо.
«Ты не таков. Подобные тебе считают, что хорошие качества со временем обернутся недостатками. Увидев в ком-либо стремление действовать во благо другим, они заключают, что постепенно им завладеет жадность к богатствам этих людей. Таким видением наделены нечестивцы (асадху)».
Обусловленное живое существо привыкло бояться и не доверять. «Если тебе улыбаются, что-то для тебя делают, помогают, то у них наверняка есть корысть. По окончанию в лучшем случае выставят счёт на оплату, в худшем вероломно воткнут нож и силой заберут всё, что пожелают» – таков ход их мысли. Они сами заражены корыстью, поэтому не могут допустить мысли о том, что у кого-то её нет. Для добра всегда нужны какие-то резоны: «Что этот человек получит от своего служения и смирения?»
Достоинства есть, но асадху считает, что со временем вскроется «гнильё» и окажется, что на самом деле ничего хорошего в этом не было – это был просто инструмент, чтобы добиться своего.
2 уровень
«Некоторые, не обращая внимания на недостатки, видят хорошие качества. Увидев купца, c материалистичным складом ума, они подмечают, что он хорошо заботится о гостях и достоин освобождения. Они хвалят хорошие качества, понимая наличие дурных, т.е. они видят все стороны характера. «Этот человек принял отречённый уклад жизни (достоинство), но при этом он слишком много ест (недостаток).» Они не считает его просто прожорливым нищим. Совершенство этих людей достигло большей степени (махаттара).»
Распространённый вариант. Вокруг нас люди, в поведении которых мы замечаем достоинства и недостатки. Хочется идеализировать, выстроить совершенную картину. Но нет. Реальность сурово диктует своё. Иногда люди восхищают нас, потом эти же люди могут разочаровывать. Бывает так не просто сконцентрироваться на достоинствах и признать, что они с лихвой покрывают все издержки, что их достаточно для того, чтобы служить и любить этого человека. Недостатки могут быть, но они меркнут, их можно перетерпеть и принять, когда есть достоинства.
Махаттара видит достоинства и недостатки, но фокусируется на достоинствах.
«Другие видят только недостатки, не обращая внимания на хорошие качества. «Этот санньяси ест рис с топленым маслом, чтобы набить желудок. Он похотлив, и его следует считать падшим.» Таков следующий шаг падения греховных людей (асадхутара)».
Тенденция проявлять мягкость и снисходительность в отношении себя, но в оценке других быть крайне строгим и принципиальным основательно засела в умах. «Ну и пусть он распространяет много книг и всё время служит другим, но как он мог поклониться в храмовой, когда там ели? Похоже, он только распространяет книги, но не читает их. Это всё бесполезно, просто материальная деятельность, борьба за признание и уважение!» Как унизительно всё время искать возможность нивелировать достоинства окружающих и наконец-то показать всем, что не так уж они и хороши, какими кажутся на первый взгляд. При этом ясно давая понять, что поблизости есть более достойный восторженных отзывов вайшнав.
Асадхутара в человеке с положительными и отрицательными чертами видит только недостатки, а достоинства игнорирует.
3 уровень
«Другие видят крошечные благие качества и преумножают их, не замечая даже тень крошечного порока в человеке. «Этот человек украл мою одежду, потому что ему холодно, и, хотя у него есть оружие, он не нападает на меня, потому что наделён милосердием.». Такой человек - величайший среди святых (махаттама).»
Когда гордость покидает человека, он становится способен понять, что всё, происходящее с ним, складывается гораздо лучшим образом, чем могло бы быть. Пока самомнение зашкаливает, сложно быть благодарным, всего будет мало и недостаточно. Смиренный человек понимает, что он не заслуживает того, что имеет. Он считает, что к нему слишком хорошо относятся, переоценивают и хвалят за то, чего он в себе ну никак не может обнаружить. Такие люди способны раздувать пожар благих качеств из маленьких искорок незначительных достоинств. Соприкасаясь с ними, даже отпетые негодяи могут оттаять под тёплыми лучами их искренней веры в божественную природу, которая есть в каждом. Мы так нуждаемся в тех, кто никогда не разочаруется в нас. Они видят то, чего мы сами в себе не видим, но им хочется верить и хочется бороться за то, что они в нас разглядели. Нам нужна их поддержка и любовь.
Махаттама не видит даже маленьких пороков, он зорко высматривает крупицы благочестия и безмерно преумножает их.
Другие высматривают незначительные недостатки и преумножают их, не замечая никаких достоинств в человеке.
«Этот отшельник покинул лес и остановился в доме семейного человека. Он поселился здесь с умыслом обворовать хозяев». Так мыслит наихудший грешник (асадхутама).
Сложно быть идеальным человеком 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Тем более, что идеальность - понятие относительное. Те, кто больше всего делают для Кришны и преданных, кто показывает пример и ведет остальных за собой, как правило, находятся под самым пристальным вниманием так же и тех, кто наделён «гнусной» природой. «Доброжелатели» не преминут поднять вой по малейшему поводу. Собаки лают – караван идёт. Остаётся воспользоваться выгодной стороной их воя: они помогают нам стать совершенными. Подмечая самые мелкие и незначительные промахи, увеличивая их, словно под лупой, они дают нам возможность отшлифовать философию и поведение до совершенного уровня.
4 уровень
Высший пик и глубочайшее дно.
«Другие видят хорошие качества там, где их нет. «В этом мире нет плохих людей. Все святые». Это вершина святости (ати-махаттама). Другие видят только недостатки, даже если их нет. «В этом мире нет ничего святого. Все негодяи.» Такова последняя стадия греховности (атй-асадхутама).»
Затем Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет о том, что праведники и падшие люди делятся на 4 типа, по степени влияния саттвы и тамаса соответственно. После этого звучит очень актуальное утверждение:
«По уровню погружённости в бхакти-йогу, суть которой - шуддха-саттва, наполненная изумительными духовными качествами, можно разделить преданных на четыре типа. А по количеству и степени наносимых оскорблений в адрес садху можно разделить непреданных на четыре типа.»
Он всегда принимал во внимание только хорошие качества вайшнавов и никогда ни в ком не искал недостатков. Все свое сердце и всю душу он посвятил только тому, чтобы доставлять удовольствие вайшнавам. (ЧЧ, Ади, 8.62)
Высший критерий – привязанность человека к процессу бхакти и вайшнавам. Это наша лучшая проповедь, лучшее опровержение доводов оппозиции, когда мы вместе с дорогими сердцу вашнавами увлечены бхакти, совершаем самозабвенный бхаджан, испытываем от этого огромное блаженство. Объявить войну всем формам иллюзии тоже можно, а кто-то будет вынужден этим заниматься. Но если не хватает чистоты, то последствия будут катастрофическими. Лучше много раз подумать: «Тот ли я человек, правильно ли я понимаю ситуацию, всё ли в порядке с моими мотивами и настроением, стоит ли мне «вякать», что такой же деятельностью занимался ом вишнупада парамахамса паривраджака ачария аштоттара шата шри шримад триданди госвами Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур?»