Это очень важный момент, который мы должны для себя прояснить. В духовной жизни у каждого из нас наверняка были моменты каких-то духовных трудностей и слабостей. И Рагхунатх Дас Госвами здесь описывает: либо у вас это было, либо у вас это еще будет. А как правило оно приходит волнами: сегодня хорошо, завтра опять навеивает, послезавтра опять хорошо, послепослезавтра опять будет навеивать. И мы должны знать, что мы должны делать в этих ситуациях.
Как правило, вожделение очень сильно атакует и в первую очередь влияет это на наш разум. И поэтому самое первое, что мы хотим сделать: мы хотим как можно дальше наоборот отдалиться от преданных. Почему? Потому что преданные одним своим видом напоминают нам о том, что мы слуги.
И в этом состоянии, когда мы охвачены камой или эгоизмом, то это самое последнее, что приходит к нам в голову, это самое последнее, что мы хотим слышать. Мы не хотим слышать напоминание о том, что мы - слуги. В этот момент, когда мы охвачены вожделением, мы хотим на самом деле быть на пике жизни и высасывать все соки из жизни, и наслаждаться полностью всем, чем только можно еще успеть понаслаждаться в этом воплощении. Но преданные своим видом дают понять, что ты на самом деле слуга и у тебя никогда не получиться здесь наслаждаться. Они напоминают нам.
Поэтому если наш разум охвачен ложным эго, охвачен вожделением, самая первая его реакция - отдалиться от преданных. И что делает такой разум, который охвачен вожделением? Он начинает выискивать недостатки в преданных. Он опускает преданных, потому что ему нужно как-то оправдать свое нежелание общаться с преданными и нежелание получать понимание, восстанавливать свое понимание, что ты слуга.
И тогда разум сражу же, такой оскверненный разум, он цепляется, вспоминает обиды и переключает свое восприятие на материальный уровень. На материальном уровне начинают судить: "Этот преданный толстый, этот худой, этот что-то забывает, этот слишком дерганный, этот или эта слишком завистливая, эта слишком жадная, а эта слишком наглая". И так далее. Мы находим какой-нибудь недостаток и думаем: "Все, я хочу держаться подальше от них". И тем самым разум оправдывает просто свою духовную лень, и тем самым он подтверждает, что мой разум охвачен вожделением.
Я помню, как меня это в свое время как-то очень зацепило в 1991 году. Один старший наш преданный отошел от движения, который очень много сделал для храма. Интересно, что в последствии за все 25 лет, которые потом прошли, каждый раз, когда какой-нибудь преданный уходил из храма, это на самом деле всегда сводилось просто к вожделению. Другой причины не было. И в том случае то же самое. Он там начал рассказывать, что президент не такой, бухгалтер ворует деньги. Кстати говоря, банальные... Всегда когда преданные уходят, они ничего нового придумать не могут. Им как будто бы выдают шаблон. Майя выдает шаблон, и они просто по шаблону читают по пунктам. И другой старший преданный, когда услышал все это, сказал: "Да на самом деле у него просто чешутся гениталии, и он хочет это как-то оправдать. Это стандартное оправдание". Мы тогда подумали: "Ну как? Он же говорит..." "Ну да, может есть 2-3 процента правды в том, что он говорит". Но потом мы его видели с тремя барышнями с сигаретой и в полупьяном состоянии: "Бхакты, я в майе. Простите меня". И перегар от него такой шел....
Я потом понял, что на самом деле эти старшие преданные зрели в корень. Они видели более глубоко, чем видел я на тот момент. И в будущем, когда кто-нибудь устраивал очередную революцию, очередное хлопанье дверьми, всегда было понятно, что просто это банда разбойников (кама), к сожалению, разъела разум этого человека, и он не смог совладать со своим вожделением и стал просто его жертвой.
Рагхунатх Дас Госвами говорит, что нужно делать в этот момент, когда мы чувствуем, что навеивает майей. Мы чувствуем, что вкус к воспеванию пропадает, недостатки преданных бросаются в глаза, формы противоположного пола отпечатываются в нашем сознании и мысли такие появляются: "Ты еще успеешь. Можно еще раз попробовать". В этот момент, когда это происходит, нужно сразу же бежать к преданным.
Я помню, как Притху Прабху рассказывал в свое время, что когда у него начинались такие мысли, он сразу же все бросал, все свои проекты, бежал к преданным, усаживал их и говорил: "Расскажи мне, где дух, где материя?" Он просто садился и слушал. И преданные ему проповедовали.
Поэтому самую большую ошибку, которую мы можем совершить в этой ситуацию - это наоборот отдаляться от преданных. Самое правильно правильное решение, которые мы можем сделать в этом состоянии - это взывать к преданным, к их милости, и взывать к Господу Кришну.
➤ Радха-Говинда дас, Манах-Шикша, 5 стих. (11 лекция)
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Радха-Говинда дас - Грань между "лабудой", плагиатом и проповедью
- Моментальная карма (Нандагопал дас)
- Садхана-бхакти - особое состояние сознания души - Ответы Е.М. Радха Говинды прабху для Киевской газеты "Дом Прабхупады"
- Для чего нужно вайшнавское образовние. Цели систематического изучения шастр (Радха-Говинда дас)
- Внешне имитировать - или следовать внутреннему настроению Аиндры Прабху? (Отвечает Радха-Говинда дас)