В начале духовной жизни мы полны энтузиазма. Затем, через некоторое время мы теряем первоначальный запал и входим в фазу борьбы за соответствие высоким стандартам сознания Кришны. Мы не чувствуем того же вдохновения, которое было вначале. Что же нам делать? Что можно с этим сделать в данный момент? Шрила Прабхупада объясняет, что мы должны воспевать в настроении беспомощного ребёнка. И когда мы становимся беспомощными, то понимаем: «На самом деле я не великий преданный, у меня сложности, всё это не так просто! У меня так много испытаний, может, даже слишком много!» И в этот момент всё что нам остаётся - это искать милости, как можно больше милости, потому что именно милость может нас изменить. Нам не хватает нашей собственной силы, у нас нет решительности и убеждённости, чтобы действовать на уровне чистой преданности, даже после того, как мы услышали все полезные наставления. Всё, что нам остаётся – это искать максимум милости. Потому что благодаря милости мы изменимся, и у нас появится энтузиазм!
Было бы несложно стать чистыми преданными, если бы мы того захотели. Проблема в том, что мы не хотим. Мы держимся за нашу материальную обусловленность и поэтому не получаем живительной силы от преданного служения. Но благодаря милости мы можем это преодолеть! Поэтому со временем, когда мы всё больше и больше будем понимать, что у нас не получается быть чистыми преданными, мы будем всё больше и больше жаждать милости. Её можно обрести разными способами: в служении, в слушании вайшнавов, в прасаде, в совершении пожертвований – есть так много возможностей и различных форм для получения милости. Мы должны очень хотеть найти её, получить её и увидеть возможности для этого.
В «Чайтанья-чаритамрите» есть известная история про очищение храма Гундича (Гундича марджана), когда все преданные мыли храм и соревновались друг с другом. Кто-то старался лучше, а тех, кто старался немного хуже, Господь Чайтанья ругал. Но был один брахман, который прямо перед собой вдруг внезапно увидел лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху; тогда он взял горшок с водой, предназначенной для мытья храма, но вместо этого омыл лотосные стопы Господа Чайтаньи и выпил эту воду!
Господь Чайтанья пожаловался Сварупе Дамодару: «Только посмотри, что наделал твой бенгальский вайшнав!» Сварупа Дамодара, будучи самым старшим среди бенгальских преданных, взял этого брахмана и выгнал из храма, но этот брахман всю дорогу танцевал, потому что он выпил воду со стоп Махапрабху. Больше никто не заметил этой возможности! Поэтому мы должны быть бдительными и видеть возможности (которых очень много) для получения милости повсюду в мире, созданном Шрилой Прабхупадой. Давайте же ими воспользуемся!
Е.С. Кадамба Канана Свами, 29 октября 2014 года, Вриндаван, Индия, лекция по Шримад-Бхагаватам, 5.13.22.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Е. С. Кадамба Канана Свами - Картика это время для занятых людей...
- Кадамба-Канана Свами ведёт харинаму в Братиславе (Словакия) (19.8.2014)
- Харинама в Амстердаме с участием Кадамба Канана Свами (2013)
- Милость Господа Чайтаньи. Шрила Прабхупада объясняет, каким образом безграничная милость Господа Чайтаньи способна по-настоящему объединить все народы
- Радханатха Свами - Милость Шрилы Прабхупады