image

Featured

О падении преданных. Что делать если вы упали, и нет сил служить дальше (Гоур-Гопал дас)

О падении преданных. Что делать если вы упали, и нет сил служить дальше

«Когда я впервые защелкнул лыжные крепления, инструктор сказал мне: «Если ты не готов много падать, ты никогда не станешь хорошим лыжником». Это правило работает и для предпринимателей. Вы должны понять, что полным провал не бывает».

Ричард Брэнсон, «Бизнес в стиле Virgin»

Согласитесь, это хорошая цитата и для нас, для преданных? Если мы не готовы много падать и подниматься на один раз больше, чем мы упали, нам никогда не стать хорошими преданными. Если мы ожидаем ровный, быстрый и гладкий путь на Голоку, нас ждет разочарование.

Мне присылают в личные сообщения гигантское количество вопросов о «падениях», которые в действительности являются частью духовного роста.

Когда человек только приступает к преданному служению, он руководствуется вожделением, которое состоит из трех составных элементов - лобха, пуджа и пратиштха.

Лобха означает желание материальной выгоды, мы тешим себя надеждами, что в ответ на наше служение Кришна сделает нас богачами в этой жизни или в следующей. Пуджа означает, что мы хотим занять высокое положение в обществе, стать Гуру, саньяси, президентом храма или наставником и лидером бхакти-врикши на худой конец. Ведь если мы занимаем высокое положение, то люди уважают и почитают нас. Пратиштха означает, что мы хотим быть в центре всеобщего внимания и наслаждаться любовью и прославлениями других людей, желательно всех.

Однако Господь Чайтанья делает так, что практика, основанная на ложных мотивах и ложном престиже, периодически разрушается. Кроме того, когда у нас уменьшаются эти мотивы, у нас пропадает и мотивация продолжать заниматься преданным служением. В начале преданный служил ради славы, но если он разочарован в прославлениях, то ради чего ему служить дальше? Нужно найти новый мотив, а значит пройти через внутренний кризис. Зато если он сможет пройти этот кризис и найти более чистый мотив для служения, его практика разгорится с новой силой.

Вторая проблема заключается в том, что в начале пути мы находимся под сильным влиянием гуны невежества и гуны страсти.

В невежестве есть три главных мотива - лицемерие, злоба и насилие. Человек под влиянием лицемерия убежден, что он уже святой (или до святости осталось буквально пару лет), совершает насилие над собой и другими, заставляя себя и окружающих буквально «прыгать» на какие-то высокие уровни практики, а затем злится на себя и других за срывы.

Гуна страсти же в самом общем случае толкает человека к быстрым результатам. Я готов действовать, при условии, что стану чистым преданным через год, а через два - лидером ятры. И если эти быстрые результаты не достигаются, то я чувствую полное разочарование, а затем начинаю считать, что сознание Кришны - это не для меня.

Преданные падают, и падают регулярно, и первая мысль, которая у многих приходит при срыве - «пошло все к черту». Но это не совсем то, что нужно. Падение никогда не бывает полным, вы вернетесь к преданному служению, в этой жизни или в следующей, но лучше конечно вернуться в этой. Просто нужно понять, что падение означает какую-то ошибку, и чтобы продолжать свой путь, нужно учесть эту ошибку в своей практике и больше ее не совершать.

Срыв это не приговор, это всего лишь признак того, что что-то идет не так, не бывает дыма без огня. Вы либо совершили апарадху, либо в целом увеличился уровень всех десяти оскорблений, либо вы передавили себя в служении.

Если речь идет о каком-то оскорблении, то для начала нужно внимательно изучить десять оскорблений Святого Имени и стараться их тщательно избегать, насколько это возможно. Даже старание в этом направлении принимается Кришной и Он начинает помогать преданному, очищая его сердце изнутри.

Если же речь идет о том, что вы передавили себя в преданном служении, то нужно разобраться, что внутри происходит не так. Может конечно вам кажется, что это не вы себя передавили, а вас передавили, наложив на вас кучу обязанностей, но вам нужно усвоить, что эксплуатировать можно лишь того человека, который стремится к какой-то выгоде.

Сядьте и поговорите сами с собой. Когда вы говорите с собой наедине, в присутствии Бога в сердце в качестве свидетеля, врать самому себе как-то не выйдет, ведь Кришна находится в вашем сердце и знает все ваши мысли и желания лучше, чем их знаете вы.

Так вот, при срыве сядьте и поговорите - что не так? Если ум уперся и больше не хочет служить, значит у него есть на это какие-то причины, которые мы не слышим.

Может быть вы слишком вкладываетесь в проект, стараясь заслужить признание и похвалу от Гуру и вайшнавов? Может быть вы стремитесь к карьерному росту в ятре, поэтому не позволяете себе выдохнуть? Может быть вы боитесь оказаться не как все, поэтому практикуете на каком-то завышенном уровне? В любом случае выясните это - почему ум уперся?

Здесь главное не совершить ключевую ошибку и не начать опровергать философию, которую нам дал Шрила Прабхупада. В Бхагавад Гите в стихе 3.31 Кришна говорит: «Те, кто выполняют свои обязанности в соответствии с Моими наставлениями, кто с верой и без зависти следует этому учению, освобождаются от рабства кармы».

И Шрила Прабхупада разъясняет эту важную мысль в комментариях. Он пишет:

«Но простой человек, твердо верящий в вечные наставления Господа, освободится из-под власти закона кармы, даже если он не способен следовать всем этим наставлениям. На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны».

Иными словами, наше сознание Кришны развивается постепенно, мы не можем начать следовать всему и сразу за одну секунду. И наша задача не отвергать наставления Кришны и не опровергать слова Шрилы Прабхупады, даже если мы не способны всему этому следовать.

Предположим, вы не можете сейчас следовать какому-то регулирующему принципу или не повторяете 16 кругов мантры. У вас есть два варианта. Один вариант сделает вас преданным, а второй вариант стащит с пути преданного служения. Первый вариант поведения - вы принимаете наставления Шрилы Прабхупады и признаете, что хотя сейчас не в состоянии им следовать, все же вы будете практиковать дальше, и через некоторое время, когда сердце очистится, вы начнете всему следовать. И второй вариант поведения заключается в том, что вы придумаете свою собственную философию, согласно которой следовать этой конкретной инструкции в действительности не нужно.

Этот вариант является ошибкой - и очень большой.

Просто примите наставления Гуру и Кришны, примите свой сегодняшний уровень, ничего не выдумывайте и двигайтесь постепенно - и у вас все получится. Наша практика заключается в том, что мы совершаем усилия без насилия.

Духовная жизнь не спринт, это марафон. Вы не можете бежать на максимальной скорости все 42 километра до финиша. Учитесь брать на себя те стандарты, которым вы готовы следовать всю оставшуюся жизнь - и делайте это. Тридцать два круга мантры в день это хорошо, но сначала нужно закрепиться хотя бы на шестнадцати, верно?

Потому что честность по отношению к самому себе, способность не завышать и не занижать свой стандарт служения Господу - это то, что сделает вашу практику более устойчивой. Поговорите сами с собой - только честно. Что не так?

Ваш слуга, Гоур Гопал дас, Вриндаван, 13 декабря 2017 года.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста