Для инициированных преданных джапа является обязательной и наиболее регулярной формой харинамы, которую они практикуют, однако очень часто результаты повторения оставляют желать лучшего.
Бесспорный критерий: для качественной джапы необходимо «качественное» время суток. Такое время гарантировано преданным, живущим в храме, где для джапы выделены ранние утренние часы. Однако, к сожалению, некоторые преданные занимаются в это время чем-то другим, и это плохо как для них, так и для святого имени. Конечно, есть определённые виды служения, которые необходимо выполнять в это время: например, пуджари утром находятся в алтаре, другие преданные — на кухне или в гошале. Но остальные должны вместе повторять Харе Кришна и полностью сосредоточиться на том, что является главным, если не единственным, признаком их прогресса в сознании Кришны. Рупа Госвами говорит, что следует очень серьёзно относиться к этой практике.
Как правило, преданные должны повторять Харе Кришна сидя. Если есть склонность засыпать, можно встать на колени. Но в любом случае джапа не должна превращаться в борьбу со сном: если вы сражаетесь с ним, то не слушаете святое имя. Во время повторения уместно обходить Туласи-деви, но Бхактивинода Тхакур и Шрила Прабхупада также рекомендуют преданным сидеть. Если вы ходите, то тратите внимание, энергию на ходьбу и ориентацию, а это отвлекает от повторения. В любом случае — ходите вы или сидите — концентрация должна присутствовать. В идеале вы должны сесть, закрыть глаза и полностью сосредоточиться на прекрасной звуковой вибрации.
Преданные часто спрашивают, достаточно ли они слушали святое имя. Рупа Госвами отвечает, что, если мы действительно слушаем святое имя, нам всегда будет этого мало. Оно настолько сладкое, что нам станет мало одних ушей и мы захотим иметь их тысячи.
После десяти-пятнадцати лет беспрерывной практики повторения мантры Харе Кришна преданный уже должен ощущать экстаз при воспевании. При этом я не имею в виду, что он катается по земле, но во время джапы он настолько удовлетворён сладостью святого имени, что не засыпает, не разговаривает с другими преданными, не рассеян, его ум не блуждает от одного предмета к другому и неподобающие мысли о наслаждении чувств не приходят к нему в голову. Если же эти идеи возникают у преданного, он тотчас отбрасывает их. Один преданный написал: «Мне сказали, что джапа — это подходящее время, чтобы планировать свой день». Это совсем не подходящее время, чтобы планировать свой день! Это время для того, чтобы повторять Харе Кришна!
Во время, отведённое для джапы, следует повторять маха-мантру, и преданные должны испытывать огромное удовлетворение, счастье и духовную силу. Это будет вести их в течение дня и помогать преодолевать естественные препятствия, возникающие в семейной жизни, проповеди и многих других сферах деятельности. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что только это может действительно удовлетворить душу. Если человек не ощущает нектар, исходящий от святого имени во время воспевания, у него появится тенденция к поиску других способов удовлетворения: смотреть кино, футбольные матчи, погружаться в поток новостей, происходящих в мире, и отвлекаться на всякие другие вещи. Всё это ведёт к майе: тонкие проявления приводят к грубым, грубые — к ещё более грубым и происходит падение.
Вайшнавы, повторяющие Харе Кришна должным образом, регулярно и в течение длительного времени, должны достичь в этом мастерства. Я часто слушаю, как преданные повторяют джапу, чтобы понять, правильно ли они произносят слова. Если у них нет привычки слушать святое имя, они будут повторять неправильно. Я слушаю их также, чтобы определить качество повторения: некоторые преданные воспевают Маха-мантру очень хорошо, другие — автоматически, механически, не уделяя этому должного внимания. Их безразличие можно почувствовать в звуковой вибрации.
Если мы развиваем привязанность к Кришне, то повторяем святое имя с большой любовью и преданностью. В этом умонастроении человек не может не думать о Кришне. Вкус святого имени становится таким удивительным и приятным, что Господь, не отличающийся от Своего имени, и Его облик привлекают ум, Его игры похищают сердце и разум, и таким образом преданный просто утопает в воспевании. Это именно то, что мы должны сделать,— утонуть в воспевании.
Через пять, десять, пятнадцать лет повторения маха-мантры мы должны видеть, на какой ступени находимся в этом процессе. Если мы не там, где должны или хотим быть, нам стоит начертить прямую, чтобы побыстрее добраться до нужной ступени, поскольку в любой момент мы можем оказаться на пороге смерти. Умирая, мы не сможем практиковать сознание Кришны, это время обретения плодов нашей практики.
Семейные люди, которые не могут приезжать в храм, тоже должны найти качественное время для хорошей джапы. Лучшим временем для неё является раннее утро: до того как проснутся дети, до начала работы и бурной дневной деятельности. Это означает ранний отход ко сну, для чего необходимо спланировать многие другие вещи. В действительности, мы должны организовать и выстроить свою жизнь вокруг того, что способствует нашему повторению Харе Кришна. Это может быть непросто, но если мы серьёзно настроены, это необходимо сделать. Я часто вижу грихастх, которым приходится уходить на работу в 6:00 или 6:30 утра, и им очень сложно найти время на всё. Тем не менее, у каждого должно быть время для качественной джапы и утренняя программа в той или иной форме. Может быть, она будет короче, чем в храме, но вы должны рано встать, совершить омовение и повторить четыре, а лучше восемь кругов, и затем спланировать день так, чтобы в течение него повторить больше качественных кругов джапы.
Важно выработать хорошие привычки в отношении воспевания сейчас, тогда в старости нам не нужно будет менять их. Другими словами, если мы уже приобрели плохие привычки в воспевании, то когда нам исполнится пятьдесят или шестьдесят лет, избавиться от них будет очень сложно. Мы должны развить и довести до совершенства свои хорошие привычки в повторении джапы, чтобы с их помощью достичь полного погружения в шестнадцать непрерывных кругов маха-мантры.
Преданные часто задают вопрос: «Что я могу сделать?» Один из ответов на него: возьмите выходной и повторите 64, 108 или 192 круга. Это будет хороший опыт — понять, что такое настоящее воспевание и насколько при этом беспокоен ваш ум. Повторение большего количества кругов даст вам связь со святым именем, силу и озарит пониманием могущества, чуда и красоты воспевания и слушания святого имени.
Сделайте это! Если, читая эти строки, вы поняли, что относились пренебрежительно к святому имени, встаньте в полночь и воспевайте целые сутки — от полуночи до полуночи. Наберитесь решимости! Это изменит вашу жизнь. Вы получите опыт, который даст вам силу, и — тешам сатата-йуктанам — Кришна дарует вам понимание, как улучшить воспевание и исправить ошибки. Если же вы воспеваете хорошо, Он покажет вам, как делать это ещё лучше.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Шиварама Свами - Самое безопасное место на свете. Опыт распространения книг Прабхупады
- С кем лучше общаться - с вежливыми и добрыми преданными, или со строгими садхаками, с неотесанным характером, которым пока не достает вайшнавской культуры? Отвечает Шиварама Свами
- Можно ли смотреть кино и телевизор? Отвечает Шиварама Свами
- Шиварама Свами - О раннем подъеме. Что говорил об этом Шрила Прабхупада