Рубрика: Вайшнавские беседы
Человеческая природа – это непреходящее счастье и бесконечные желания. Иметь желания - означает жить и быть счастливым, исполняя их, - считает наш собеседник. О чем мечтает преданный и можно ли просить Кришну о материальном? На эти и другие вопросы отвечает Ватсала прабху, проповедник, наставник, преподаватель Академии Йоги Бхактиведанты.
- Ватсала прабху, согласно вашему утверждению, иметь много желаний вовсе не так уж и плохо, как это иногда кажется преданным. Какова природа желаний и откуда они берутся?
- Желания наполняют смыслом нашу жизнь. Если их нет, то и жить незачем. Обратите внимание, ради осуществления желаемого мы даже готовы прилагать усилия: рано вставать, больше молиться, от чего-то отказаться и т.д. Жизнь закипает, становится интересней, а когда ничего не нужно, и двигаться некуда.
Желание не возникает само по себе. Оно либо основано на каком-то приятном воспоминании, либо появляется кто-то, кто передает нам вкус. Например, преданному нужна…
- Квартира.
- Хорошо, квартира. До этого он как-то жил и не задумывался об этом. Но вот пришел в гости, и ему там рассказали, как хорошо иметь собственное жилье. Платить за него, конечно, надо много, но это же все-таки свое и останется с тобой навсегда. И человек, слушая такие речи думает: везет же людям, как было бы здорово и мне просыпаться в собственной квартире. Появилось немного приятного ощущения, маленькое счастье и желание его продлить.
Преданные часто думают, что находиться на платформе благости означает не иметь никаких желаний. На самом деле, если ничего не хочется - это невежество. Невежество есть желание смерти. Это особенно проявляется в вечернее время. Уставший после работы человек думает: оставьте меня в покое, я ничего не хочу, дайте мне просто поспать. Сон – означает не жить. Поэтому люди, на которых влияет тама-гуна, много спят. В страсти же наоборот, хочется всего и много, есть стремление приумножать состояние.
В этом мире чаще всего чередуются эти две гуны.
- Чего же хочет человек под влиянием гуны благости? Служить?
- Не совсем. Желание служить – это уже трансцендентный уровень, а в гунне благости человек хочет очистить свое сознание от страсти и невежества, которые заставляют его сначала бегать, а потом много спать.
Часто путают благость с невежеством. Думают, если человек медлительный, значит он в благости. А разве благостный человек не торопится? Шрила Прабхупада - наш пример. Судя по его достижениям медленно он ничего не делал. То есть вопрос здесь не в медлительности, а в правильности. Между этими двумя качествами есть принципиальная разница. Поэтому человек в благости всегда шустрее того, кто в тамасе, а может быть, и того, кто в страсти, потому что благостный человек не отвлекается.
- Итак, невежественный человек много спит, страстный накапливает и приумножает свое состояние, благостный – очищает сознание. Что нужно преданному, и как он достигает желаемого?
- Преданный хочет удовлетворить Господа. Он просыпается с мыслями: «Кришне так много всего надо». Кришна, в свою очередь, существует ради преданных. Не было бы их, Он был бы просто растворенным браманом. И так как преданных много и все они хотят что-то сделать для Него, Ему приходится бесконечно желать. Иначе преданные расстроятся. Только представьте себе, вы предлагаете Кришне торт, а Он говорит: «Ой, что-то я уже не могу». Вы же расстроитесь, а Кришна не может смотреть, как преданные расстраиваются, поэтому Он ест в больших количествах.
Так вот, цель духовной практики для начинающих преданных, то есть для всех нас с вами, заключается в том, чтобы развить в себе правильное желание. Преданные часто задают вопросы, чем именно им нужно заниматься, какие у них предписанные обязанности. Ответ таков: если то, чем они занимаются, приводит их к бхакти, то это именно то, что и нужно делать. Например, если вам нужно зарабатывать деньги и заботиться о здоровье для того, чтобы приезжать в храм и выполнять служение, то это хорошая вещь, это дхарма.
Любое дело должно приводить к желанию слушать о Кришне. В то же время этот интерес не появится сам по себе. Он возникает благодаря служению чистому преданному, говорится в «Шримад-Бхагаватам».
- То есть нужно развивать в себе стремление служить чистым преданным?
- Иногда мы мистифицируем процесс служения. Что значит служить чистым преданным? Что для этого нужно делать? Попросит ли махарадж машину или последней марки айфон? Нет, он скажет: выполняйте мои наставления. Вот что удовлетворяет чистого преданного. Он хочет, чтобы мы стали счастливыми, а это возможно, только если мы будем слушать об удивительных играх Господа.
Итак, главное служение духовному учителю - внимательно слушать и выполнять его наставления. Все остальное, что бы он ни попросил, лишь для того, чтобы Кришна-катха распространялась, чтобы как можно больше людей услышали о Боге. Для этого, конечно, можно купить автобус, но не ради комфорта, а для миссии.
- Тема беседы о желаниях неизбежно подвела к обязанностям. Давайте поговорим теперь о садхане. Что это такое?
- Садхана – это действия, с помощью которых достигается бхава-бхакти, начальная стадия любови к Богу. Не любое действие можно назвать этим термином. Чтобы была садхана, нужно чтобы мы хорошо понимали, чем занимаемся. В противном случае это может быть неосознанным преданным служением, что в общем-то тоже неплохо. Однако настоящая садхана начинается тогда, когда мы понимаем, что действуем для Кришны или Гуру (что значит тоже для Кришны).
Недавно в одном городе ко мне подошла матаджи и говорит, что все рекомендуют читать книги, а она не хочет, ей неинтересно. «Что же вы хотите?» - спрашиваю. «Хочу божествам служить. Мне это очень нравится». «Что именно нравится?» «Они для меня как детки», - отвечает она.
Какие детки?! Это же Бог. Сначала Бог, а потом детки. А иначе, если сначала детки, а потом Бог – это майа, игра в куклы. Чтобы процесс работал, нужно хорошо понимать: кто Он, а кто я. Поэтому сначала человек должен получить посвящение, то есть знание, и только тогда это станет трансцендентным служением. В противном случае любой ритуал будет лишь показной религиозностью.
Итак, самая главная садхана для нас – регулярно слушать «Шримад-Бхагаватам» в изложении тех, кто этим живет. Если же мы этого делать не будем, то и желание читать джапу и заниматься служением не появится. Так и будем сидеть в печали или злиться на тех, кто наслаждается жизнью, потому что страсть это вроде бы плохо, а вдохновение черпать неоткуда.
- Допустим, человек понял, какую высоту надо брать. Однако материальные желания пока еще есть. К кому обращаться в молитве об их исполнении, ведь интересы Кришны вне пределов материального?
- Только к Кришне. А к кому же еще? Конечно, ожидать чистой бхакти от такой практики сложно, но все же лучше обращаться к Богу. Постепенно человек очистится.
Что происходит, когда человек не понимает, кто такой Кришна? Он подходит к алтарю со списком и говорит: «Господь, я слышал, что ты есть. Сейчас проверим. Мне надо…» и перечисляет. Представляете, в руках Господа столько всего полезного, нужного, интересного, и Он хочет все это нам дать, а мы говорим: не надо, дай лучше шоколада и мармелада. Господь разочарованно вздыхает и из всего того, что было в его в Его руках, протягивает крупинку.
Маленькие дети, что они могут попросить у отца – шоколадку, игрушки и еще какую-нибудь пустяковину. Ребенок даже не может попросить что-то ценное, потому что у него нет полного представления о мире. Так и у начинающего преданного не хватает знаний о Боге. Однако, когда приходит понимание, кто такой Кришна, он свои списки откладывает.
Махарадж Притху осознавал, что есть что-то такое, очень ценное, чего он не знает, следовательно, и попросить не сможет. Поэтому он обратился к Кришне с такими словами: «Зачем Ты меня спрашиваешь? Я же обусловленная душа и не понимаю, что просить. Лучше ты, как отец, который заботится о сыне, дай мне то, что считаешь важным».
Преданные в этом случае беспокоятся: вдруг Он злой, начнет посылать страдания. Не обязательно. Если мы слабые и материалистичные, и у нас все забрать, мы же расстроимся. У Бога нет идеи нас сломать. Поэтому Кришна дает только то и ровно столько, чтобы наша любовь к Нему возрастала.
Другая крайность, когда преданные просят: «Пусть страдания обрушатся на меня. Я готов все принять, чтобы отработать карму». Это тоже неправильно. Это гордыня. Не надо переоценивать свои возможности. Просто доверьтесь Господу, который, как любящий отец, дает своему ребенку все, что надо.
Беседовала Туласи-Махарани д.д. Тираспольская ятра ИСККОН, газета "Гауранга", Молдова, Приднестровье.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Надишала - дом для коров и быков (Автор: Туласи Махарани даси)
- Путь к миру. Статья из журнала "Бэк ту Годхед" 1956 года. Шрила Прабхупада призывает целиком посвятить себя трансцендентному служению Господу
- Если вы сможете повторять Харе Кришна без оскорблений, то немедленно получите освобождение. 19-20 марта 1976 года
- Астра (оружие) Харе Кришна. Смысл существования Общества сознания Кришны. 2 апреля 1976 года
- Глава 04. Часть 02. Слышали о мечте гончара? Вы не знаете этой истории?
- Глава 04. Часть 03. Трансцендентный стандарт распространения книг от Шрилы Прабхупады
- Глава 04. Часть 04.«Неважно, вегетарианец вы или нет. Станьте сознающим Кришну»