Featured

51. Жизнь в храме с такими преданными, как Вишнуджана подобна Вайкунтхе

Вишнуджана и преданные на харинаме

Первого марта 1970 года. «Эппл рекордс» выпускает вторую пластинку храма Радхи-Кришны под названием «Говинда». Шьямасундара отправляет экземпляр этой пластинки Прабхупаде, и она ему настолько нравится, что он решает проиграть ее для преданных. Когда на следующее утро Прабхупада сел на вьясасану после приветствия Божеств, зазвучала запись. Слушая ее, некоторые преданные замечают, что по щекам Прабхупады катятся слезы. Он настолько растроган пением Ямуны, что заметно, как его тело дрожит в экстазе.

Прабхупада просит руководство храма проигрывать эту песню каждое утро во время приветствия Божеств. В своем письме Шьямасундаре Прабхупада пишет:

«Эта запись столь чудесна, что я слушаю ее как минимум раз в день, и она доставляет мне такое трансцендентное наслаждение, что из глаз моих текут слезы».

Жизнь в храме подобна Вайкунтхе, поскольку Вишнуджана заботится обо всех нуждах брахмачари. Однажды ночью, когда весь город спал, произошло сильное землетрясение. Ашрам брахмачари так трясло, что посреди ночи включился свет.

Мангалананда: Во время этого землетрясения Вишнуджана вскочил с постели, как и все мы. Он осмотрелся вокруг и воскликнул: «Кришна! Ты сотрясаешь весь этот мир». И после этого всех сразу охватил экстаз. Он сразу же связал это с Кришной. Мы испытывали страх за свои жизни, однако он думал о том, что господь являет величайшее чудо, меня это очень впечатлило, ибо в Бхагавад-Гите Кришна говорит: «тот, кто в момент смерти думает обо мне, придет ко Мне», и это всегда было моим принципом йоги, смысл в том, чтобы помнить о Кришне в момент смерти. И, похоже, Вишнуджана был ближе всех к сознанию Кришны, оно пронизывало всю его жизнь. Он все связывал с Богом.

Поскольку в храм продолжают приходить новые преданные, более опытных преданных посылают проповедовать. Однако некоторым трудно покинуть семейную атмосферу Ла-Чинеги и заниматься служением в маленьких центрах, разбросанных по всей стране. Особенно им невыносимо лишиться общества Вишнуджаны.

Лидеры храма, сочтя Динабандху достаточно подготовленным отправляют его обратно в Боулдер. Он идет, чтобы попрощаться с Вишнуджаной: «Не знаю, смогу ли удержаться без общения с тобой. Мне будет тебя очень не хватать». Глядя на Динабандху, Вишнуджана отвечает: «Просто полагайся на Кришну. Не полагайся на меня. Мы можем разлучаться, но Кришна всегда будет рядом».

Новых бхакт из маленьких храмов направляют для обучения в Лос-Анджелес. Активное преданное служение - всегда наилучший способ обучения новых преданных, и что может быть более блаженным, чем выходить на санкиртану вместе с Вишнуджаной. Идеальный способ научить преданных проповедовать и делиться своим опытом в духовной жизни - это попросить их произнести небольшую речь, обращенную к собравшимся вокруг людям. Вишнуджана постоянно делает это, выбирая одного из новичков группы санкиртаны..

vishnudzhana la summer70

Бхакта дас: Когда я думаю о Вишнуджане, мне вспоминается имя «Васудева», потому что он постоянно взывал: «О Васудева, Васудева». То, с какой интонацией в голосе и с каким выражением лица он это говорил, невозможно забыть. Он всегда был исполнен любви. Это чувствовали все. В действительности, он вообще не думал о себе. Он всегда думал о благе других и о служении им. Находясь рядом с ним, вы чувствовали себя защищенным.

Я присоединился к Движению, когда он был комендантом храма, а также главным ведущим киртанов и организатором воскресных пиров. Его рука чувствовалась во всем, - он дирижировал всем храмом, по крайней мере, с духовной точки зрения. Бизнесом занимались Гаргамуни и Карандхара, но отличительной чертой Вишнуджаны было то, что он всегда присутствовал на арати, всегда вел киртаны, всегда воодушевлял преданных на санкиртану.

Он обладал потрясающей выносливостью. Его руки были постоянно в перчатках, поскольку он день и ночь играл на мриданге, а от постоянной игры пальцы трескались и кровоточили. Он играл на мриданге по 8-10 часов в день, и так изо дня в день, из недели в неделю. Поистине, он был олицетворением шлоки:

сататам киртайанто мам
йатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйа
нитйа-йукта упасате

«Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью». БГ 9.14.

Я должен сказать, что был больше привязан к Вишнуджане, чем к своей собственной матери, потому что все, что я узнал о сознании Кришны, я узнал от него. Он занимал меня в служении и постоянно заботился обо мне, подобно матери. Он был очень добрым. Вы чувствовали, что он любит вас, и поэтому становились преданными, вдохновляемые им, вы были готовы перестать спать и служить день и ночь.

Он подавал всем нам удивительный пример, возвращаясь с санкиртаны, он постоянно находился в алтарной, повторяя джапу или читая книги - круглые сутки. Он возвращался с санкиртаны в полночь и шел сторожить Божества. С утра он организовывал уборку храма, читал лекции и заботился о преданных; потом выходил с группой санкиртаны на улицу, а после возвращения в храм опять шел охранять Божества. Мне кажется, он обходился максимум двумя-тремя часами сна.

Ришабхадев: Вишнуджана постоянно вел киртаны - как на улице, так и в храме. После целого дня пения он ложился спать последним, рассказывая истории о верховной Личности Бога. Даже вернувшись поздно вечером с Голливудского бульвара, он шел в кухню, и если там были грязные кастрюли, он начинал их мыть. Он был таким источником вдохновения!

Хотя в храме были и другие лидеры, все спонтанно обращались за вдохновением к Вишнуджане. Он также проводил все лекции. Он был комендантом храма и столько работы выполнял сам, что каждому хотелось спросить его: «Могу я что-нибудь сделать?» Он делал столько, что все просто подходили и спрашивали, чем они могут помочь.

Я помню, как однажды он открыл мне тайну мытья кастрюль: «Поскольку это кастрюли Кришны, вы, в действительности, очищаете свое сердце. Вы очищаете свое сердце и одновременно моете кастрюли».

Я спал прямо рядом с ним, поскольку Реватинандана поручил меня его заботам. Он сказал, что Вишнуджана любит, когда утром его будят, прикасаясь к нему и произнося мантру шри-кришна-чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда. Итак, на меня была возложена эта обязанность. Я просыпался, касался его плеча и произносил эту мантру. Он открывал глаза и улыбался. Подобно тому как облако тумана поднимается от земли, он поднимался и говорил: «О, новый день!».

Благодаря Вишнуджане киртан становится самым экстатичным служением. Новые бхакты, посвящающие себя пению Святого Имени, быстро приобретают опыт ведения киртана. Моханананде и Кешаве уже поручено выходить со своими собственными группами. По мере увеличения количества преданных храм решает организовать две группы санкиртаны: преданные могут выходить на санкиртану либо с Вишнуджаной, либо с Мохананандой и Кешавой.

Кшудхи дас: Мне было всего семнадцать, я еще учился в школе, но при этом повторял шестнадцать кругов и каждый день приходил в храм. Пару раз я выходил на санкиртану с Вишнуджаной. Когда мы оказались на улице, он взял мридангу и сказал: «Домой, обратно к Богу!» И затем пел на протяжении пяти часов кряду.

Просто наблюдая за ним или находясь рядом с ним на санкиртане, вы вдохновлялись. Его киртаны были очень живыми и в то же время достаточно простыми; петь за ним было легко. Поскольку он сам ощущал этот нектар, мы могли продолжать петь с энтузиазмом часами. Его голос был хрипловатым, поскольку он вел санкиртану целыми днями.

Вишнуджана всегда был примером для нас: очень строгий к себе и терпимый к другим. Я думаю, в этом суть духовной жизни - ачарья учит своим примером. Он практически все время посвящал пению и тому, чтобы вдохновлять других. Каждый чувствовал, что может принять у него прибежище. Гаргамуни отвечал за имущество, а Вишнуджана - за людей, преданных Вишну, на что и указывало его имя.

Чайтанья даси: Он говорил: «Посмотрите, мы находимся в теле Агхасуры. Посмотрите на эти серые здания и этих серых людей. Это все из-за смога. Посмотрите, какое вокруг царит безумие. Так что если мы будем в экстазе петь Харе Кришна, Кришна придет и спасет нас из желудка Агхасуры».

Что мне запомнилось больше всего, так это то, что он был совершенно трансцендентным. Он подолгу вел киртаны. Создавалось впечатление, что он обладал нескончаемым запасом энергии. Его голос практически никогда не садился. Он играл на мриданге, и казалось, что ноги его не касаются земли, наблюдать за тем, как он играет на мриданге и поет с закрытыми глазами, было здорово. Он словно пребывал в трансе, находился в другом мире. Я готова поклясться, что его ноги действительно не касались земли.

Помню, как первый раз услышала его пение вриндавана рамйа стхана. «Откуда взялась эта песня, с райских планет?» - подумала я. Он дал мне вкус к санкиртане. До того как стать преданной, я всегда хотела стать певицей или актрисой, но позже, проведя много часов на санкиртане, я осознала, что Кришна перехитрил меня и, вместо этого, сделал членом вечного ансамбля песни и пляски Господа Чайтаньи.

1970 Ratha Yatra San Francisco 08Многие преданные очарованы тем, как Вишнуджана исполняет Вриндавана рамйа стхана. Этот бхаджан так прекрасен, что проникает в самую глубину человеческого сердца. Кажется, что он каким-то мистическим образом переносит преданных во Вриндаван.

Единственный день, когда преданные не выходят на улицу - воскресенье. После обеденного прасада все идут в Гриффитс-парк, чтобы провести киртан и пригласить людей на Пир Любви. Интерес проявляет так много людей, что машины возвращаются в храм переполненными. Когда Вишнуджана едет на санкиртану или возвращается в храм, он либо повторяет джапу, либо проповедует преданным. Он является неизменным организатором воскресных программ и кукольных представлений. Иногда он сам играет все роли, управляя куклами и озвучивая персонажей. Он одновременно может играть Прахладу, Хираньякашипу и Господа Нрисимхадева. Его цель - привлечь внимание аудитории к теме спектакля, а не к собственной персоне.

Временами, когда у него есть немного свободного времени, Вишнуджана усаживается с детьми прямо на траве перед храмом и рассказывает им разные истории. Он любит пересказывать историю о Мригари, подыгрывая себе на фисгармонии. Он просто берет простые ноты, как нас учил Прабхупада, но когда повествование достигает кульминации, он сопровождает это соответствующими звуками. Это спектакль одного актера, и дети слушают, словно завороженные, так же как и их матери. Вишнуджана обладает способностью делать интересными самые простые вещи.

Ришабхадев: Однажды мы ждали Вишнуджану. Мы только что приняли прасад и сидели в автобусе, ожидая, когда он спустится от Прабхупады. Он был на личном даршане.

Вернувшись, он сказал: «Ух, Прабхупада ошарашил меня, я спросил его: «Вы пишете, что преданный должен повторять двадцать четыре часа в сутки. Как это возможно? Что вы имели под этим в виду? Мы не должны спать? Чистый преданный не спит? Должны ли мы проповедовать и повторять Святое Имя одновременно?» Что имеется в виду под круглосуточным повторением?» И Прабхупада сказал мне, что нужно либо петь киртан, либо повторять джапу, либо просто повторять при помощи языка, либо в уме. Но нужно постоянно произносить маха-мантру».

Можно было видеть, что все время, пока он об этом рассказывал, он был поглощен тем, что только что услышал от Прабхупады. И он, скорее, пытался сам утвердиться в этом наставлении, чем рассказать о нем другим. Слова Прабхупады продолжали эхом звучать в уме Вишнуджаны, и он продолжал размышлять над ними. Это очень сильно повлияло на него.

Шрила Прабхупада остался в Лос-Анджелесе, чтобы помочь преданным отпраздновать явление Господа Чайтаньи. Ранее он уже давал наставления, как чествовать Господа Чайтанью в этот день.

Преданные должны поститься до вечера, а затем провести церемонию и предложить небольшое количество экадашных блюд.

На следующий день преданные должны устроить небольшой пир в своем кругу. А в следующее воскресенье ты можешь отметить этот праздник со всеми гостями. По этому случаю должно быть приготовлено одно особенное блюдо, бхуни кичари: нужно поджарить равное количество дала и риса в гхи и масале. Добавить в два раза больше воды, чем риса и дала, а также овощи (если используется больше гхи, то воды нужно меньше. Готовить до тех пор, пока вся вода не впитается, а рис не станет мягким.

После обеда Вишнуджана отправляется в Гриффитс-парк с маха-группой санкиртаны. Там они устанавливают небольшую сцену, на которой размещается бхаджан-группа. Они поют до самого вечера, и к их киртану присоединяется множество людей. Среди них - мощный длинноволосый футболист, играющий в институтской команде.

Махабуддхи: в Гриффитс-парке проходил фестиваль господа Чайтаньи, и я помню, как пел вместе с группой киртана, возглавляемой Вишнуджаной. Меня очень привлекла их музыка и пение Вишнуджаны, которое было просто гипнотическим. Вишнуджана воистину был флейтистом, очаровывающим каждого. Раньше мне никогда не доводилось слышать пение Харе Кришна, и вот я, футболист с длинными волосами, стоял посреди преданных совершенно ошарашенный. Я пробрался вперед и стал танцевать прямо перед Вишнуджаной. Он пел без остановки и с него тек пот. На его лице была улыбка; он полностью пребывал в блаженстве.

Большая часть преданных через четыре часа пения отошла в сторону. Некоторые повторяли джапу, а некоторые разговаривали друг с другом. Но я находился в первых рядах в течение всего киртана. Он никак не останавливался и я подумал: «Кто он?». Я никогда не видел, чтобы кто-то мог петь по четыре часа подряд, и не думал, что смогу танцевать в течение четырех часов. Позже я подошел к нему и сказал: «Спасибо». Он ответил: «Харе Кришна. Ты понял смысл Святого Имени». Он подозвал кого-то и сказал ему своим мелодичным, чарующим голосом: «Позаботься, чтобы этого преданного угостили прасадом. Ему нравится петь».

Вернувшись в храм и почтив после восхода луны пир Господа Чайтаньи, маха-группа санкиртаны вновь отправляется на Голливудский бульвар. На этот раз в санкиртане принимает участие весь храм. Вишнуджана ведет киртан на одной стороне улицы, а Кешава и Моханананда - на другой. В этот день даже Голливуд немного очистился.

Храмы Северной Калифорнии - Сан-Франциско, Беркли и Сан-Хосе - объединили свои силы, чтобы отметить день явления Господа Чайтаньи маха-санкиртаной в Беркли. Тысячи студентов присоединились к преданным, танцуя в экстазе от Святого Имени. Джаянанда и Мадхудвиша были лидерами групп санкиртаны, а другие преданные раздавали тысячи порций прасада. Почитая прасад, все наслаждались замечательным театральным представлением на сцене. Было распространено огромное количество «Обратно к Богу». Праздник имел беспрецедентный успех.

Особенно довольна была полиция, поскольку фестиваль создал мирную атмосферу посреди суматохи студгородка в Беркли. В этом году Беркли стал местом больших политических потрясений, когда огромная толпа студентов с неистовством протестовала, разрушая общественную собственность. Мирное мероприятие преданных произвело сильное впечатление на полицию, и она согласилась дать разрешение на проведение и других фестивалей на протяжении лета.

Джаянанда с преданными на харинаме (Фото из городской газеты "Сан-Франциско экземинер" от 29 декабря 1969 г.)Каждый день Джаянанда ведет группу санкиртаны по Телеграф авеню в самом сердце университетского городка. Они остаются в городе весь день, делая перерыв только на обед, состоящий из бананов, орехов и пахты, которые Джаянанда покупает и предлагает тут же на месте. После обеда он читает лекцию по «Нектару преданности». Если у кого-то появляются сомнения, Джаянанда всегда говорит: «Ты должен просто иметь веру в Святое Имя».

Когда собирается толпа, Джаянанда произносит несложную речь. «Подходите поближе. Послушайте. Это очень важно. Когда вы вернетесь домой, собирайтесь с друзьями и повторяйте Харе Кришна. Вам даже не нужны инструменты. Просто стучите в горшки и кастрюли».

В дождливые дни преданные надевают ярко-желтые плащи, специально купленные Джаянандой, чтобы санкиртана не прекращалась ни на день. Но поскольку без мриданги киртан не тот, Джаянанда предлагает поместить мридангу в большой полиэтиленовый пакет, типа тех, которые он использует для мусора. Джаянанда любит играть на мриданге, и поскольку у него огромные руки, он играет очень громко. Благодаря его энтузиазму даже через полиэтилен мридангу слышно достаточно хорошо, и даже в дождь киртаны такие же экстатичные, как обычно. Местное телевидение даже сняло сюжет о том, как преданные поют под дождем, и показало его в вечерних новостях под заголовком: «Ничто не остановит Харе Кришна, даже дождь».

Читать всю "Радха-Дамодара Виласу" онлайн>>>

Меню