Раздел 05. Повседневная практика. Тема 07. Поклонение Божествам

Не осознав сути любовного служения Господу, не развив этой любви в служении личностной форме Господа, мы не сможем войти в непосредственные игры Господа в духовном мире. Но как научиться служить невидимому, ведь материальными чувствами невозможно ощутить присутствие Господа, даже, если Он предстанет перед нами в Своей изначальной духовной форме... Поэтому Шри Кришна милостиво является перед нами в Своей форме арча-виграха, или форме Божества, чтобы Своей красотой пленить наши чувства и очистить их. В форме Божества Он принимает от живого существа служение, совершаемое с помощью материального тела, в котором оно в настоящее время находится и с которым себя отождествляет. Полностью занятое в поклонении Божествам это материальное тело, грубое и тонкое, одухотворяется (ШБ 1.129; 1.11.24; 3.29.16).
Господь абсолютен. Он также абсолютный и единственный владелец всех Своих энергий, которые Он может использовать по Своему усмотрению: преображая духовную в материальную, и наоборот. Поэтому, несмотря на то, что Господь использует видимые для нас материальные элементы, чтобы проявиться перед нами, это не означает, что Господь имеет материальную форму (НС, стр. 36).


Согласно шастрам, Божества могут проявляться в восьми материалах (ШБ 4.8.56; 58):

  1. в дереве
  2. в камне
  3. в металле
  4. в глине
  5. в краске
  6. на песке
  7. в уме
  8. в драгоценных камнях

В шастрах также даются точные пропорции форм и облик Божеств.

В храмах ИСККОН традиционно поклоняются таким Божествам, как:
1.   Шри Шри Гаура Нитай или Панча-таттва;
2.   Шри Шри Радха Кришна (возможно в окружении сакхи - подруг Шримати Радхарани);
3.   Шри Шри Джаганнатха Субхадра Баладев;
4.   Шри Шри Кришна Баларама;
5.   Шри Шри Сита Рама Лакшман Хануман;
6.   Шри Нрисимхадев;
7.   Шри Гирирадж.

Существуют различные перечни оскорблений, которые мы можем совершить при поклонении Божествам. Обычно выделяют 32 сева-апарадхи, иногда к этому списку добавляют еще 40 других сееа-апарадх (НП, стр. 97-100; «Шри Харинама Чинтамани» Бхактивинода Тхакур, стр. 129-133). Господь защищает самого закоренелого грешника, если он предается Ему. Если оскорбление Божеств происходит случайно или вынужденно, преданный может вымолить прощение у Святого Имени. Однако пренебрегать знанием об этих оскорблениях и совершать их в расчете на силу Святого Имени уже является самым тяжелым оскорблением Святого Имени, и тогда такому грешнику негде искать прибежища.
Все правила поведения в храмовой комнате («Этикет вайшнавов», стр. 32-33) предназначены исключительно для того, чтобы выразить свое почтение присутствию Господа в форме Божества. Находясь в храме, мы должны всегда помнить, что Кришна -Верховная Личность Бога и центр всего мироздания. Именно это мы должны подчеркивать своим поведением, отношением и внешним видом.
Одежда, в которой мы предстаем перед Божествами, должна быть чистой и опрятной, желательно не надевать одежду ярко красного и синего цвета.
Священные предметы, такие как мешочки с четками, книги, караталы, харинама-чадары, прасад, нельзя класть на пол, на коврики, на которых сидят, заносить в туалет и другие нечистые места, нельзя касаться их стопами.
При входе в храмовую комнату следует позвонить в колокольчик или постучать в дверь и, войдя, произнести «Джая Шри Шри Гаура-Нитай»! (или назвав имя Божеств в вашем храме). После этого следует предложить свои поклоны. Не следует кланяться, обращая стопы к Шриле Прабхупаде, Божествам или другим присутствующим святым личностям.

Чтобы наше внимание как можно меньше отвлекалось от Божеств, в храмовой комнате мужчины и женщины находятся на разных половинах комнаты.
В храмовой комнате не следует лежать, сидеть с вытянутыми по направлению к алтарю ногами или, обхватив оба колена руками. Не следует сидеть или стоять спиной к Божествам при открытом алтаре, а также к мурти Шрилы Прабхупады.
Подносить предложенные Божествам цветы и огонь следует, начиная со Шрилы Прабхупады, других санньяси, затем президенту храма и другим старшим преданным, затем почетным гостям храма, остальным вайшнавам и гостям.

Поклонение Божествам опирается на 2 обязательных принципа:

  • чистота
  • пунктуальность
Это означает, что, приняв тот или иной уровень (стандарт) в поклонении Божествам, мы должны четко следовать ему, никогда не снижая его. Это позволит организовать нашу жизнь вокруг Божеств, делая их центром нашей жизни, а не прихоти и возможности для удовлетворения наших непостоянных ума и чувств.
Арчана позволяет (ради служения Господу) поддерживать чистоту тела и ума, помещений, отношений и т.д. В грихастха-ашраме, где склонность опускаться до телесных представлений о себе и о жизни очень сильна, поклонение Божествам позволяет поддерживать и развивать осознание себя как слуги, как не материальной сущности, благодаря тому, что интересы Божеств являются приоритетом.
Чтобы начать поклоняться Божествам, необходимо попросить благословение у духовного учителя (ШБ 7.5.24), т.к. ученик является лишь инструментом, через который его гуру поклоняется Божествам.

Меню