Существует определенный этикет взаимоотношений ученика с духовным учителем.
Правильным обращением к своему духовному учителю будет:
- Гуру Махарадж
- Ваша Божественная Милость
- Гурудев
Полный титул гуру-санньяси:
- Его Божественная Милость Шрила ... Махарадж.
Полный титул гуру (не в статусе санньяси):
- Его Божественная Милость Шриман .....Прабху
Обращаться к санньяси, не являющемуся вашим дикша-гуру, следует:
- Ваше Святейшество
- Махарадж
- Ваша милость
Полный титул в этом случае:
- Его Святейшество Шрила ... Махарадж.
Общий принцип встречи духовного учителя таков, что мы должны оказывать ему такой же прием, как, если бы встречали Самого Шри Кришну, поскольку гуру является непосредственным представителем Кришны, Хари (сакшад-хари). (НС, стр. 35-36, 97; ШБ 7.14.41; 1.2.16) Если гуру приезжает в тот город, где живут его ученики, то они должны встретить его сразу по приезду в аэропорт (или на вокзал), желательно с киртаном, предложив с любовью сделанную гирлянду. Всякий раз, встречаясь с духовным учителем (даже мимолетно), следует кланяться и произносить его пранама-мантру. (ШБ 4.22.4) Машину, на которой вы возите гуру, следует чисто вымыть и украсить цветами, положить красивую ткань на его сиденье и т.д. Привезя гуру в место, где он остановится, следует, по возможности, провести церемонию абхишеки (омовения стоп) теплой водой с цветочными лепестками, соками, йогуртом. Затем, насухо вытерев его стопы свежим полотенцем, наденьте новые носки (приятные на ощупь, а не колючие). После приема нужно дать гуру возможность отдохнуть, принять омовение и прасад.
В помещении, где остановился гуру, следует постоянно поддерживать чистоту и тишину. Постельное белье и полотенце следует ежедневно менять и стирать. Следует заранее узнать диету гуру.
Также важным аспектом приема гуру является забота о тех, кто его сопровождает.
Следует заранее подготовить и предложить гуру несколько вариантов программы его пребывания в Вашем городе и учесть все его пожелания и предложения.
В случае, если гуру дает лекцию, то в начале лекции следует предложить духовному учителю гирлянду, после чего принести поклоны.
Гуру-пуджа - поклонение гуру непосредственно в его присутствии или его изображению.
Вьяса-пуджа - поклонение гуру в день его явления, как представителю Вьясадевы. (ШБ 1.1.5).
Даршан - непосредственная встреча.
Духовным братьям и сестрам гуру мы должны оказывать такое же почтение, как и самому гуру. В присутствии гуру мы должны в первую очередь оказывать почтение и служение гуру, а затем его духовным братьям и сестрам. Кланяясь вайшнавам, мы всегда повторяем вайшнава-пранама-мантру: «ванчха калпатару...».
Гуру не является Богом. Соединив эти две личности в своем сознании, мы отклоняемся в философию майявады или сахаджию. (ЧЧ, Ади 7.14; «Апасампрадайи», стр. 50-52, 65) Гуру является совершенным слугой Господа. Если, поклоняясь гуру, мы не видим при этом его связи с Кришной, его служения Кришне, то мы отклоняемся от правильной практики бхакти-йоги. Это может проявляться в том, что мы, например, считаем: «Он все и так про меня знает», или, думаем, что милость является собственной милостью гуру, а не приходит к нам через него от Кришны, или, воспринимаем воспитательные моменты в отношении гуру к нам, как отношение к нам Кришны и т.д. То, что делает гуру не отличным от Верховной Личности Бога - это его наставления (шикша). Он повторяет ученику наставления Кришны и учит его, как предаться Кришне и видеть во всем участие Кришны (Параматмы). (ШБ 5.10.19; 7.15.26-27; 8.24.46-48) Но при этом Он всегда является доброжелателем для ученика, воспитывая его разными путями. Поклонение гуру, не основанное на шикше, является культом личности. (ЧЧ, Антья 8.22; УГЧ, стр. 218) Точно также люди, оскверненные сахаджией, превознося гуру и выделяя его среди 3-х авторитетных источников знания (гуру, шастры, садху) (ШБ 4.26.12), в действительности, занимаются культом личности. Таким образом, они фактически опровергают гуру, так как гуру приписываются несоответствующие качества, обязанности и роль.