Раздел 06. Духовный учитель и ученик. Тема 3. Этикет взаимоотношений с духовным учителем

Существует определенный этикет взаимоотношений ученика с духовным учителем.

Правильным обращением к своему духовному учителю будет:

  • Гуру Махарадж
  • Ваша Божественная Милость
  • Гурудев

Полный титул гуру-санньяси:

  • Его Божественная Милость Шрила ... Махарадж.

Полный титул гуру (не в статусе санньяси):

  • Его Божественная Милость Шриман .....Прабху

Обращаться к санньяси, не являющемуся вашим дикша-гуру, следует:

  • Ваше Святейшество
  • Махарадж
  • Ваша милость

Полный титул в этом случае:

  • Его Святейшество Шрила ... Махарадж.


Общий принцип встречи духовного учителя таков
, что мы должны оказывать ему такой же прием, как, если бы встречали Самого Шри Кришну, поскольку гуру является непосредственным представителем Кришны, Хари (сакшад-хари). (НС, стр. 35-36, 97; ШБ 7.14.41; 1.2.16) Если гуру приезжает в тот город, где живут его ученики, то они должны встретить его сразу по приезду в аэропорт (или на вокзал), желательно с киртаном, предложив с любовью сделанную гирлянду. Всякий раз, встречаясь с духовным учителем (даже мимолетно), следует кланяться и произносить его пранама-мантру. (ШБ 4.22.4) Машину, на которой вы возите гуру, следует чисто вымыть и украсить цветами, положить красивую ткань на его сиденье и т.д. Привезя гуру в место, где он остановится, следует, по возможности, провести церемонию абхишеки (омовения стоп) теплой водой с цветочными лепестками, соками, йогуртом. Затем, насухо вытерев его стопы свежим полотенцем, наденьте новые носки (приятные на ощупь, а не колючие). После приема нужно дать гуру возможность отдохнуть, принять омовение и прасад.
В помещении, где остановился гуру, следует постоянно поддерживать чистоту и тишину. Постельное белье и полотенце следует ежедневно менять и стирать. Следует заранее узнать диету гуру.

Также важным аспектом приема гуру является забота о тех, кто его сопровождает.
Следует заранее подготовить и предложить гуру несколько вариантов программы его пребывания в Вашем городе и учесть все его пожелания и предложения.
В случае, если гуру дает лекцию, то в начале лекции следует предложить духовному учителю гирлянду, после чего принести поклоны.


Гуру-пуджа - поклонение гуру непосредственно в его присутствии или его изображению.

Вьяса-пуджа - поклонение гуру в день его явления, как представителю Вьясадевы.  (ШБ 1.1.5).


Даршан - непосредственная встреча.


Духовным братьям и сестрам гуру мы должны оказывать такое же почтение, как и самому гуру. В присутствии гуру мы должны в первую очередь оказывать почтение и служение гуру, а затем его духовным братьям и сестрам. Кланяясь вайшнавам, мы всегда повторяем вайшнава-пранама-мантру: «ванчха калпатару...».


Гуру не является Богом. Соединив эти две личности в своем сознании, мы отклоняемся в философию майявады или сахаджию. (ЧЧ, Ади 7.14; «Апасампрадайи», стр. 50-52, 65) Гуру является совершенным слугой Господа. Если, поклоняясь гуру, мы не видим при этом его связи с Кришной, его служения Кришне, то мы отклоняемся от правильной практики бхакти-йоги. Это может проявляться в том, что мы, например, считаем: «Он все и так про меня знает», или, думаем, что милость является собственной милостью гуру, а не приходит к нам через него от Кришны, или, воспринимаем воспитательные моменты в отношении гуру к нам, как отношение к нам Кришны и т.д. То, что делает гуру не отличным от Верховной Личности Бога - это его наставления (шикша). Он повторяет ученику наставления Кришны и учит его, как предаться Кришне и видеть во всем участие Кришны (Параматмы). (ШБ 5.10.19; 7.15.26-27; 8.24.46-48) Но при этом Он всегда является доброжелателем для ученика, воспитывая его разными путями. Поклонение гуру, не основанное на шикше, является культом личности. (ЧЧ, Антья 8.22; УГЧ, стр. 218) Точно также люди, оскверненные сахаджией, превознося гуру и выделяя его среди 3-х авторитетных источников знания (гуру, шастры, садху) (ШБ 4.26.12), в действительности, занимаются культом личности. Таким образом, они фактически опровергают гуру, так как гуру приписываются несоответствующие качества, обязанности и роль.

Меню