Предлагаем вашему вниманию первую часть беседы с ученицей Его Божественной Милости Бхактиведанты Свами Прабхупады — Пхалини матаджи. Ее муж — тоже ученик Шрилы Прабхупады, Харипада прабху. У них трое детей и шестеро внуков, которые воспитаны в сознании Кришны. Сегодня Пхалини матаджи и Харипада прабху приняли ванапрастху и с проповедью путешествуют по Индии. Мы познакомились с этой удивительной матаджи на фестивале «Шраванам-киртанам», проводимом учениками и доброжелателями Бхакти Викаши Свами Махараджа. На этом фестивале матаджи Пхалини дала несколько лекций для матаджи по книге «Матери и господа» Бхакти Викаши Свами и любезно согласилась дать интервью для русскоязычного сайта Махараджа.
Я ХОЧУ БЫТЬ С ЭТИМИ ЛЮДЬМИ! Я ОДНА ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ! МНЕ НУЖНО НАЙТИ ЭТО МЕСТО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ИНДИЯ!
— Пхалини матаджи, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе.
— Я присоединилась к ИСККОН в 1973 году в Денвере, штат Колорадо, в Америке. Я переехала в храм Лос-Анджелеса, в Калифорнии, «Новая Дварака» в конце 1973 года. И вскоре после того, как я переехала в храм, приехал Шрила Прабхупада. Я видела его, слышала, как он говорит, также я выполняла какое-то личное служение. Я очень-очень удачлива. Я выполняла различные виды служения в первые годы в Движении — такие как распространение книг, в том числе выездное, проповедь в колледжах, харинама-санкиртана и многое другое. Также я редактировала тексты для Джи-би-си, это было мое любимое служение, и стала частью марафона по выпуску «Чайтанья-Чаритамриты». Когда Шрила Прабхупада сказал нам, чтобы мы закончили 17 томов «Чайтанья-Чаритамриты» за два месяца, Рамешвара прабху возразил ему: «Это невозможно». А Шрила Прабхупада ответил: «Невозможно — это слово из словаря дураков». 24 часа в сутки мы работали группами. Каким-то образом Кришна нас уполномочил. Это был замечательный опыт.
В 1981 году я вышла замуж. Моего мужа зовут Харипада дас, он тоже ученик Шрилы Прабхупады. У нас трое детей, шестеро внуков. Все наши дети были воспитаны в сознании Кришны, сейчас они живут в Америке. Мы с мужем уже оставили свой бизнес, продали дом, машину. И практически с пустыми руками мы приехали в Индию, чтобы путешествовать и проповедовать. Потому что мы хотим соблюдать ванапрастха-ашрам, насколько это возможно. Я хочу заострить на этом внимание, поскольку в последнее время я слышала о том, что есть какое-то недопонимание насчет жизни грихастхи. Мой муж все время нашей семейной жизни был очень ответственным, он очень тяжело трудился, он считал своим долгом поддерживать меня и детей, он обеспечивал нас, он столько энергии вкладывал, чтобы находить работу, делать бизнес и все, что необходимо, чтобы обеспечить семью. Я хочу это подчеркнуть, потому что мы слышим, как Шрила Прабхупада проповедует: «Не сидите дома». Но что он имеет ввиду? Он говорит о ванапрастхе, не о грихастхе. Грихастха должен быть дома, защищать детей и жену и обеспечивать их. Это дхарма мужчины.
Мы, женщины, всегда слышим о своей дхарме, и мы еще об этом поговорим. Но так как я упомянула своего мужа, я хотела бы также упомянуть, что он всегда был хорошим примером для других мужчин.
Сейчас мой муж и я путешествуем по всей Индии, Шри-Ланке на поездах из храма в храм, из пандала в пандал. С нама-хатта-программы на нама-хатта-программу. Куда бы мы ни поехали — в школу, в колледжи — мы всегда стараемся проповедовать простую прямую философию как она есть — из «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-Чаритамриты». Проводим простые киртаны, ничего особенного, роскошного, так как Шрила Прабхупада говорил, что киртан — это зов. Если ты поешь слишком сложную мелодию, не все могут следовать ей. Мы придерживаемся простого стиля. Может быть, мы не популярны на киртан-мелах, но наше предназначение — помочь преданным вкусить святое имя.
— Как Вы присоединились к Движению? Что привлекло Вас?
— Когда мне было восемь лет, я училась в третьем классе. Однажды моя учительница заболела и ее заменили. Это была католическая школа. Не знаю, как сейчас, но в те годы католики думали, что они самые лучшие на всей планете. Они думали, что знают все. Если кто-то проповедовал что-то о других религиях, то на такого человека смотрели свысока, его характер и личность в глазах католиков выглядела сомнительно. В таком умонастроении мы воспитывались. Итак, на замену пришла учительница, молодая женщина, немного бунтарка. Она рассказала нам, детям, что есть другие религии в мире, что есть такое место — Индия, где люди носят длинные одежды, воспевают имена Бога, ходят из храма в храм, держат камень в руках над головой, затем они падают прямо на землю, оставляют этот камень, встают, идут до этого камня, поднимают его и снова ложатся на землю. Она говорила, что эти люди все время воспевают имена Бога. И это так проникло в мое сердце. Я подумала: «Я хочу быть с этими людьми! Я одна из этих людей! Мне нужно найти это место, которое называется Индия!»
Но в те времена Индия была местом, на которое в Америке смотрели свысока. Америка была сильно подвержена влиянию британцев, и что бы британцы ни говорили, американцы этому верили. А они говорили так: «У индийцев все наперекосяк. Они грязные, невежественные». Будучи молодыми людьми, которые подвержены влиянию, мы в это верили. Я почти забыла, что эта учительница мне рассказала. Это осталось только в моем подсознании.
Позднее, уже в университете, один мой друг посеял сомнение в моем уме. Он сказал: «Откуда ты знаешь, что Бог на самом деле существует?» Это заставило меня задуматься. Я начала изучать различных философов. Я даже игнорировала свои лекции в колледже, шла в библиотеку нашего университета и искала знания. Я нашла западных философов, они были имперсоналистами и атеистами. И я стала имперсоналистичной и атеистичной благодаря общению с их книгами. Не было причины как-то следить за своим поведением. И я стала распущенной, позже оставила колледж, начала читать другие книги, восточные, книги из Индии.
Я увидела одну книгу в книжном магазине, называется «Бхагавад-гита как она есть», начала ее читать, но не могла понять. Вместо этой книги я взяла книгу «У стоп учителя» Кришнамурти. И пусть эта книга была написана имперсоналистом, она дала мне немного надежды, что я, может быть, смогу найти направление. Потому что в моем сердце было желание найти правильный путь. Кришна спас меня. Он послал мне книгу о метафизике, которая помогла мне перенестись в сферу, где можно верить в Господа. Чем больше я читала о философии, теологии, Эдгара Кейси, тем больше вера в Господа росла во мне и обновлялась. И однажды я увидела каких-то преданных, воспевающих с караталами и мридангами на улице. Мое сердце было привлечено ими. Кто-то дал мне журнал «Назад к Богу» и приглашение в храм. Я прочитала журнал, не полностью поняла, но оценила, что в нем истина.
Тогда мне нравилось смотреть телевизионные шоу, во время которых ведущий беседует с приглашенными людьми. И однажды утром на моем любимом шоу было двое преданных — мужчина и женщина. Они выглядели как светящиеся ангелы из духовного мира. Я не знала о духовном мире, но они так меня привлекли, я подумала, что хочу быть такой, что тоже хочу светиться. Я позвонила по телефону и спросила, где я могу найти этих людей. Мне сказали, что они распространяют книги в аэропорту. Я поехала в аэропорт, и первый человек, которого я увидела, была женщина из телепередачи. Я не смогла с ней поговорить, я поговорила с брахмачари, он дал мне книгу за пожертвование. Я прочитала книгу от корки до корки. Это было «Учение Господа Чайтаньи». Когда я закончила книгу, я сделала нечто, что я никогда не видела, чтобы в Америке кто-либо делал. Я поклонилась. И сказала: «Спасибо, Господь, что дал мне учение о Себе». Потом я позвонила по телефону, который был напечатан позади книги, и сказала: «Могу ли я приехать?» И все устроилось так, чтобы я могла переехать в храм в Лос-Анджелесе. Так я пришла в сознание Кришны. Это кратко. Я публиковала свою историю в журнале «Назад к Богу», это был июнь-июль 1997 года. Называется «Поиски священных паломников». Ее можно найти в интернете.
ПОТОМ ШРИЛА ПРАБХУПАДА СКАЗАЛ: «ВСЕ МОИ УЧЕНИЦЫ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ САРИ»
— Пхалини матаджи, перейдем непосредственно к теме нашей беседы — стри-дхарме. Современное общество выступает за равные права мужчин и женщин. Но возможно ли это? Как к этому относился Прабхупада?
— В соответствии с учением Шрилы Прабхупады, мужчины и женщины уже различны. Их положение различно. Пусть мы равны в соответствии с положением души, но мы находимся в разных телах. Мы должны действовать в соответствии с телом, в котором мы находимся. И наставления в соответствии с поведением душ в разных телах даны в «Шримад-Бхагаватам» и других писаниях. Шрила Прабхупада сказал: «Как могут быть мужчины и женщины равны? Они уже разные. Мужчина не может забеременеть, он не может кормить грудью ребенка. Если посмотреть на тела, то тела мужчин больше и сильнее. А тела женщин слабые и более ранимые». Шрила Прабхупада сказал: «16-летний мальчик может по всему миру путешествовать без проблем, но 16-летняя девочка не может». Девушкой, которая путешествует одна по всему миру, легко могут воспользоваться мужчины, оскорбить ее и как-то использовать. И это происходит.
Это очень простое и практичное понимание. Умонастроение свободы женщин… Шрила Прабхупада говорил, что это на самом деле исходит от мужчин, которые являются феминистами, которые на самом деле хотят женщин, которые будут вдали от своих защитников, чтобы можно было легко ими воспользоваться. Мужчины этого могут даже не осознавать. Это мой маленький комментарий.
Поэтому в «Ману-смрити» говорится, что женщина всегда должна быть под защитой. С момента зачатия до момента оставления тела у нее только один ашрам — грихастха-ашрам. Она защищена своим отцом до того времени, пока ни выйдет замуж, затем она под защитой мужа, затем, если муж рано оставляет тело или принимает санньясу, ее старшие сыновья заботятся о ней. У женщины только один ашрам. У мужчины есть четыре ашрама — брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Когда он брахмачари, мужчина учится видеть всех женщин как матерей. Если он хочет жениться, то он смотрит на свою жену, как на жену, а на всех остальных женщин продолжает смотреть как на матерей. Затем на стадии ванапрастхи он и его жена путешествуют какое-то время вдали от дома по святым местам. Они слушают святых личностей и возвращаются домой. Они вновь и вновь совершают паломничества и постепенно развивают отречение от дома, детей и внуков. Затем, если у мужа есть природная предрасположенность, он может принять санньясу, это приветствуется, если жена одобряет. Если она не одобряет, он не должен, ему не стоит. Если она сотрудничает, если она помогает его усилиям в проповеди, тогда, говорит Шрила Прабхупада, нет необходимости принимать санньясу. И мужчина, и женщина могут проповедовать до конца своих дней. И это основной обзор ведического понимания жизни женщины и жизни мужчины.
— Но что касается служения, то Шрила Прабхупада разрешал и матаджи, и прабху вести киртан, давать лекции.
— В самом начале Шрила Прабхупада был очень гибок в отношениях с западными учениками, он видел, что нас обучали в культуре феминизма. Мы были очень привязаны к этим феминистическим представлениям. Чтобы поддерживать наш энтузиазм в сознании Кришны, он позволил быть многим вещам, которые в ведической культуре запрещены. Но постепенно он знакомил своих учеников с ведической культурой. Постепенно он раскрывал нам информацию о ведической культуре, понимание, что мы можем принять и впитать ее.
Например, в начале девочки носили брюки и футболки. И даже распущенные волосы. Через какое-то время Шрила Прабхупада сказал, что следует одеваться более целомудренным образом. Затем девочки начали носить длинные юбки и покрывали верхнюю часть тела лучше, допустим, шарфами. И Шрила Прабхупада объяснял, что волосы нужно завязывать, заплетать. Больше распущенных волос не было. Когда Джанаки и Мукунда поженились, он увидел Джанаки в сари и сказал: «О, Джанаки так прекрасно выглядит в сари. Девочки так красиво выглядят в сари, разве нет?» Затем он сказал: «Все мои ученицы должны носить сари». В какой-то момент он сказал: «Никаких юбок, только сари». И он сообщил нам, что девушка, которая делает пробор в волосах на стороне — проститутка. О! Мы были так удивлены. Но мы приняли это. Когда я присоединилась к ИСККОН, мои волосы не хотели лежать в проборе посередине, он скатывался, но постепенно я приучила свои волосы лежать так, как нужно.
Я собирала свои волосы в обычный хвостик. И одна моя старшая духовная сестра подкорректировала меня: либо собирай их в пучок, либо заплетай в косу. Она меня отчитала, и я больше не носила хвостики.
Когда Шрила Прабхупада ушел с этой планеты, все стало деградировать, по какой-то причине какие-то женщины начали носить распущенные волосы, опять начали делать пробор на стороне, носить юбки, а затем и брюки и даже шорты. Вещи деградировали. Я чувствую угрызения совести, я тоже в какой-то степени виновата. Но читая книги Шрилы Прабхупады и общаясь с более продвинутыми преданными, я поняла, что Шрила Прабхупада был очень серьезен, и он действительно хотел, чтобы мы вели себя в соответствии с шастрами. Затем я снова надевала сари, покрывала голову, потому что Шрила Прабхупада говорил, что, когда ты вышла замуж, ты должна покрывать голову и заплетать волосы. Я пыталась быть целомудренной и верной по отношению к своему мужу. Это то, что хотел Шрила Прабхупада.
— Вне храма тоже нужно покрывать голову?
— Да. Ходить с непокрытой головой можно только дома.
— А если работаешь в светском мире?
— Это другое. Если у нас такая ситуация, нам, возможно, приходится подстраиваться. Когда я помогала мужу в бизнесе, занималась продажами, я не надевала сари, я надевала сальвар-камиз. Волосы были заплетены. Я ставила тилаку и синдур водой. И все же по утрам, когда я наносила мой невидимый синдур, я все равно молилась за своего мужа. Да, приходится подстраиваться. Однако не придумывайте себе оправданий. Если вы сомневаетесь, можно спросить мужа, что бы его удовлетворило. И муж может обозначить определенные границы для своей жены.
ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ЗАВИСЕТЬ ОТ РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЕТ ЕЕ МУЖ
— Шрила Прабхупада пишет в «Бхагавад-гите», что женщине не следует предоставлять независимость, что к ней нужно относиться как к ребенку. Что это значит?
— Быть независимой — значит не иметь защиты. Независимость необходима тому, кто силен и нуждается в автономности, чтобы выполнять свое служение. Например, гуру. Гуру должен быть независим, потому что он должен принимать решения для своих учеников. Но женщина должна зависеть от решений, которые принимает ее муж. Решения принимают муж, отец и старшие сыновья. Потому что считается, что у женщины нет умения различать, что правильно, а что неправильно, и принимать решения так, чтобы позаботиться о собственной безопасности. Есть такое французское слово — наивная. Это то, о чем говорит Шрила Прабхупада, сравнивая женщин с детьми: они ничем не лучше 12-летних мальчиков, поэтому они должны быть под защитой. Другая сторона этого вопроса: женщина должна быть достаточно разумной, чтобы понять, что ей нужна защита. И она должна искать, у кого принять эту защиту.
Помните, что Шрила Прабхупада говорит про тенденцию девушек и женщин выглядеть привлекательно, красиво, хорошо собирать волосы, наносить макияж, надевать красивую одежду, украшения? Зачем они это делают? Потому что они хотят прибежища.
— В книге «Матери и господа» Бхакти Викаши Свами Махараджа полностью приводится Ваша статья о женщинах как дикша-гуру. Вы там разбираете причины, по которым женщина не может давать посвящение. Как известно, пока еще не в России, но в Америке и Европе, в феминистических кругах ИСККОН часто поднимается этот вопрос о женщинах-гуру. Пока книга не вышла в печать на русском языке, не могли бы Вы вкратце осветить эту тему для наших читателей?
— Да, как я уже сказала, гуру должен быть независим. А женщина по природе зависима. Поэтому если она будет действовать в роли дикша-гуру, то она должна быть полностью под защитой ее гуру. Для большинства женщин — это ее муж. По сути, муж ее гуру. Если она действует от его имени, если он дикша-гуру, то он может ее уполномочить каким-то образом давать наставления и прибежище его ученикам. Тогда она может быть гуру-мата, гуру-ма. Это правильно. Это подобает. А если женщина пытается выйти, сделать шаг вперед и самой по себе стать дикша-гуру, то она просто подвержена влиянию феминизма. Потому что это неестественное положение для женщин.
Да, есть редкие примеры женщин в истории, которые давали дикшу, даже мужчинам. Однако что это были за женщины? Часто приводится в пример Джахнава деви. Но она была супругой Верховной Личности Господа! А кто мы? Мы вообще люди с улицы. Как мы можем считать себя квалифицированными иметь такое же положение как мать Лакшми? Джахнава деви и ее сестра Васудха — обе имели четырехрукие формы, они обе были олицетворением Лакшми деви, и обе были замужем за Верховной Личностью Бога. И при этом Джахнава давала лекции за занавеской. Она, знаете ли, не сидела, высоко подняв свою голову и показывая всем, что она великий гуру. Нет. У нее не было желания быть гуру. Она просто следовала наставлениям своего мужа и следовала по Его стопам.
Есть другие примеры — Ганга Мата Госвамини, Хемалата матаджи. Они просто потрясающе чистые духовные личности. Можем ли мы говорить, что это применимо и к нам? Очевидно, что нет. Лучше быть в безопасности, чем потом сожалеть. Лучше следовать традиционной роли женщин. И пусть мужчины играют свои роли. Это будет поддерживать здравомыслие в мире. Сейчас мужчины в сомнениях, они запутаны, потому что женщины требуют мужские роли, берутся за мужскую работу, они приходят в армию и сражаются наравне с мужчинами. Мужчины в замешательстве, потому что они потеряли свое положение. Они не знают, как реагировать, когда какая-то женщина сражается в рядах армии напротив них. У мужчин естественная склонность давать защиту женщине. И если они видят, что перед ними на поле битвы женщина, они теряют сосредоточение на том, что надо сражаться с врагом, они думают, что надо защитить женщину, и обоих убивают. Это глупо.
Идея о том, что женщины могут играть мужские роли, глупа. Мы намного лучше исполняем свои женские роли: служить мужу, быть красивой для мужа, быть беременной. Женщины такие красивые, когда они беременны. Давать рождение, кормить грудью детей, кормить грудью ребенка — это настолько потрясающий опыт, нет ничего лучше! Можно сказать, что мужчины многое упускают, ведь это настолько прекрасный опыт. И воспитывать детей в сознании Кришны, насколько это возможно. Это высшая проповедь, которую женщина может выполнять. Служить и вдохновлять мужа. Быть воздухом или попутным ветром у его крыльев. Помогать ему быть самым лучшим преданным, каким он только может быть. Помогать детям быть лучшими преданными, какими они только могут быть. Всегда молиться за них. Потому что никто не молится так, как мать. Никто не молится так, как жена. И Кришна слышит эти молитвы. Это лучшее служение, которое женщина может выполнять.
— Как же быть тем, кто не замужем? Многие женщины и девушки присоединяются к Движению, и они долгие годы остаются не замужем.
— В первую очередь надо понимать, чему учил нас Шрила Прабхупада. Он учил нас, что обязанность отца — выдать замуж дочку до того, как она достигла половой зрелости. По крайней мере она должна быть обручена, обещана кому-то, чтобы она понимала в своем уме, чтобы ее ум был спокоен: «У меня уже есть муж, и как только я достигну нужного возраста, мои родители позволят мне жить с ним». И она постепенно учится служить ему. Так она посвящает свое сердце этому одному мальчику, ее сердце всегда будет предано ему.
Шрила Прабхупада учил нас, что между мальчиком и девочкой должна быть разница в возрасте минимум год, а лучше от двух до десяти лет. Он подчеркивал, что мальчик должен быть старше девочки. И как только девочка выходит замуж, она становится первым учеником этого мальчика. Его дом становится его ашрамом. И не упоминается о том, что нужно ждать до 30-35 лет. К сожалению, я не встретила своего мужа, пока мне не стало 30. Ему было 31. Мы встретились и поженились в позднем возрасте. И из-за этого мы не смогли зачать столько детей, сколько я бы хотела. Я воспитывалась в семье, где было 10 детей. Я тоже хотела иметь много детей. Но в моей карме такого не было. Я сожалела, что поздно вышла замуж. Я также сожалела, что не было большой разницы в возрасте между мужем и мною. Такие вещи рекомендуются не случайно. Первая причина, почему нужно выйти замуж в молодости — у тебя еще есть силы, чтобы заботиться о детях должным образом. Ведь твое тело с возрастом становится слабее, тяжелее, больнее, сложнее иметь детей. Другая причина для разницы в возрасте между мужем и женой — девочки созревают раньше, чем мальчики. Чтобы мальчик чувствовал себя квалифицированным и способным давать наставления жене, она должна быть намного моложе его.
— Это идеальная ситуация… Но зачастую…
— Но мы должны знать, в чем заключается идеал!
Тем, кто не замужем, я могу сказать одно: молитесь Кришне, чтобы Он все-таки дал вам супруга, и как можно скорее заводите детей. В «Ману-самхите» говорится, что мужчины предназначены для того, чтобы стать отцами, а женщины — чтобы стать матерями. Это очень очищает душу — опыт родительства.
МЫ ВЫРОСЛИ В ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ, КОТОРАЯ РАССМАТРИВАЕТ ОТНОШЕНИЯ ВЕДИЧЕСКОЙ ЖЕНЫ К ВЕДИЧЕСКОМУ МУЖУ КАК УМОНАСТРОЕНИЕ РАБСТВА
— На лекции во время фестиваля «Шраванам-киртанам» Вы сказали, что служение мужу — это дхарма женщины, и что в шастрах в истории о Девахути и Кардаме Муни обозначены два аспекта этого служения — вишрамбхена (доверительно) и гауравена (благоговейно). Как я понимаю, здесь нет места современным представлениям о партнерских отношениях мужа и жены?
— Верно. Потому что мужу дается положение гуру-пати. Пати означает защитник, гуру — учитель. Муж должен защищать и учить или направлять, руководить женой. Если муж и жена на равном уровне, как он может ее направлять, как он может ее защищать? Психологически мужчины всегда хотят быть в превосходящем, доминирующем положении, положении более высоком, чем положение жены. Это не что-то выдуманное. Это не что-то, что он пытается делать, потому что у него такая ментальная концепция, такие завышенные требования. Это факт, он должен быть в возвышенном положении. По причине того, что его тело больше, у него больше мозгов, мускулов, руки и ноги у него тоже больше, и эго у него тоже большое… И Шрила Прабхупада говорит, что это должно учитываться. Это нужно уважать. Кому? Жене.
Несмотря на то, что в отношениях между мужем и женой есть сокровенная интимность, муж является очень близким другом, не должно быть фамильярности. Жена не должна становиться гневливой, развязной, фамильярной. Есть поговорка в английском: фамильярность приводит к пренебрежению. Должно быть уважение, некоторая дистанция между мужем и женой. Шрила Прабхупада говорит, что один из способов поддерживать такое уважение — никогда не называть мужа по имени. Это очень простая рекомендация, которой женщины могут воспользоваться. В начале может быть неудобно, мы не привыкли к этому, но вскоре мы научимся называть его «прабху», «пати» или «свами». В Индии, в Карнатаке, женщины называют мужчин «ре» — это означает «очень уважаемый». В индийских фильмах мы видим, что царица зовет своего царя «ария путра». Это позволяет жене сохранять уважение и помогает мужу принимать положение гуру для своей жены. Это простой пример. Простое объяснение. Простая рекомендация, данная Шрилой Прабхупадой.
— Современной женщине, получившей образование, самостоятельной, трудно занять такое положение. Вы выросли в Америке, воспитаны в совсем другой культуре. Как Вам удалось изменить себя?
— Да. Мы выросли в западной культуре, которая рассматривает отношения ведической жены к ведическому мужу как умонастроение рабства. Но это не рабский менталитет. Это способ, как говорит Шрила Прабхупада, благодаря которому женщина покоряет сердце мужа. Это действительно сложно для западных женщин — научиться, как быть дхарма-патни. Но Кришна настолько потрясающий, Он может сделать все, что угодно, если мы молимся Ему, пытаемся наилучшим образом слушать и воспевать Его святое имя, если мы желаем очиститься. Тогда очень быстро Кришна может нас перевоспитать. Это будет больно. Но Кришна нас научит, если у нас есть такое желание. И мы должны сотрудничать с методами тренировок Кришны, всегда продолжать молиться, читать книги Шрилы Прабхупады, потому что в них даны наставления, как правильно жить мужу и жене.
Что касается меня, то я написала об этом в своем блоге «Там, где нет раздоров…» Когда я была маленькой, я естественно была очень стеснительной, но мои родители, учителя и ровесники смеялись надо мной. Мне не хотелось, чтобы надо мной смеялись, и я научилась быть смелой, ярко говорить, быть бойкой до такой степени, что человека даже передергивало. На самом деле я всегда искала мужа, с самого детства. Я не знала, что на самом деле мальчики привлекаются стеснительными девочками. Я думала, что мальчики привлекаются самыми бойкими девочками, и я пыталась быть самой громкой, самой болтливой, громко смеяться. В конце концов я до 30 лет была одинокой. Это был хороший урок для меня.
Когда я присоединилась к Движению и начала читать книги Шрилы Прабхупады, я поняла важность стеснения. Что стеснительность на самом деле прекрасное качество, оно помогает женщине выглядеть прекрасной, красивой, даже когда она физически непривлекательна. Я не была физически привлекательна, мне нужна была помощь, чтобы найти прибежище. Я пыталась быть стеснительной, и Кришна помог мне найти мужа. И постепенно, проходя годы своей семейной жизни, я научилась культивировать мою изначальную застенчивость. В основном потому, что это удовлетворяет моего мужа, это ему приятно.
— Есть такое известное высказывание Шрилы Прабхупады, что девочек нужно обучать кулинарии и тому, как быть целомудренными женами, и тогда «я сам позабочусь о том, чтобы выдать их замуж за первоклассных мужчин». Как правильно получать образование матаджи?
— Своих детей я учила дома. Шрила Прабхупада рекомендовал, чтобы мальчики с пяти лет жили в гуркуле, а девочки дома. Это возвышенный строгий стандарт, который дал нам Шрила Прабхупада. И очень немногие люди сегодня в ИСККОН могут этому следовать. Но мы должны осознавать, каков стандарт. Девочки должны обучаться дома, они могут получать знания по академическим предметам, математике, языкам, 64 видам искусства Радхарани. И, конечно же, они должны учиться быть целомудренными женами, приготовлению еды, шитью, уборке дома. А мальчики должны обучаться многим наукам. Например, тому, как смотреть на всех женщин, как на матерей, это основное.
КОГДА КТО-ТО СМЕЕТСЯ НАД МАТЕРИНСТВОМ, Я СИЛЬНО ГНЕВАЮСЬ
— Пхалини матаджи, Вы сказали, что женщина прекрасна во время материнства. Но кажется, роль матери в современном обществе совсем не выглядит привлекательной. Муж и жена сегодня не стремятся иметь много детей, считается, что женщине нужно реализоваться профессионально.
— В английском есть такое выражение: нет ничего хуже, чем женщина в гневе. Знаете, Шрила Прабхупада говорил, что майявади надо бить сапогом по лицу. Так вот, когда человек свысока говорит о материнстве, я хочу сделать с ним то же самое. Эти люди не знают, насколько сокровенно, возвышенно материнство. Если я сейчас продолжу говорить… Я очень эмоциональна сейчас. В таких случаях я начинаю плакать. Я просто скажу: если кто-либо пытается вас убедить, что материнство это нечто, не заслуживающее вашего внимания, бейте его по лицу и говорите, что это от Пхалини деви даси!
На самом деле я должна говорить менее пристрастным образом. Материнство — это долг каждой женщины. Если она не может стать матерью, это очень несчастное положение. Но она может найти другие способы быть матерью. Если она не может дать рождение детям физически, она может получить материнский опыт иначе. Потому что это настолько исцеляет, оживляет сердце. Если кто-то пытается вас расстроить, разочаровать, говорит, что от этого слишком много проблем, что это непосильно, просто вспомните, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: человеческая жизнь предназначена для жертвоприношения. Жизнь жены и матери — это самая высшая форма жертвоприношения, которую может выполнять женщина. Как она может знать, какой будет награда, если она не примет на себя эту роль, не станет женой и матерью, как она поймет, насколько это ценный опыт? Как я могу вас убедить? Не могу. Вы должны просто попытаться. И наилучшим образом приложить усилия ради удовлетворения Кришны. Тогда вы узнаете, о чем я сейчас говорю.
Простите, я эмоциональная, сентиментальная пожилая женщина. Но я также воин. И когда кто-то смеется над материнством, я сильно гневаюсь. Потому что не надо критиковать что-то, чего вы никогда не пробовали. Не шутите над материнством. Если вы никогда не были матерью и присоединились к феминистам, критикуете материнство, я буду бить вас по лицу сапогом. Вы в иллюзии и неправильно направляете других людей. Это нечестно по отношению к молодым женщинам — негативно окрашивать картину замужества и родительства. Вы должны только вдохновлять и поддерживать. Потому что это настолько замечательно, это чудесный опыт. Я могу продолжать и продолжать, но это суть того, что я хотела сказать.
— Шрила Прабхупада говорит, что индийские преданные могут учиться у западных правильной философии сознания Кришны, тогда как западные преданные должны перенимать у индийских преданных их культуру. Вы путешествуете по Индии, что, в первую очередь, следует перенять у индусов западным преданным?
— Первое, чему мы должны учиться, — тому, как женщины здесь подчиняются мужчинам. Потому что Шрила Прабхупада сказал, что это решит все проблемы общества. Если женщины научатся быть послушными мужчинам, это решит все проблемы в обществе. Это первая вещь. Да, в Индии есть женщины, которые знают, как правильно вести себя в отношениях с мужем. Они не зовут мужа по имени. Служат ему замечательным образом. Они не едят, пока он по крайней мере не попробовал еду. Они хорошо одеваются для мужа. Дом держат в чистоте. Они знают, как сладко улыбаться мужу, как терпеть его характер, если он гневлив или оскорбителен. Женщины в Индии знают, как терпеть это и продолжать уважать мужа и вдохновлять его, и служить ему. Это то, чему нам, западным женщинам, нужно у них научиться. Терпение, терпение и уважение. Служение. Умонастроение служения.
Сейчас я, правда, вижу этого здесь все меньше. Раньше индийские мужчины были джентльменами. Сейчас в Индии я вижу все больше грубых жестоких мужчин на улицах. Но когда мы входим в дома преданных, я вижу, что индийские мужчины очень добрые, ответственные джентльмены. И западные мужчины могут научиться этому у них. Но я думаю, в наше время индийские мужчины тоже должны учиться. Недавно я задала Бхакти Викаше Свами Махараджу вопрос: «Я всегда учу женщин, как действовать в соответствии с шастрами, каковы их обязанности, но женщины меня спрашивают, кто будет учить мужчин». Он ответил: «Мужчины должны учить мужчин». Поэтому некоторые мужчины должны приехать в Индию и учиться здесь тому, как быть правильными мужьями, и учить других, как быть правильными мужьями и отцами. Говоря о правильных отцах, мы должны прекратить думать, что жизнь грихастхи — это майя. Мы должны понимать, что жизнь грихастхи — это большая ответственность, это самый замечательный ашрам, он особенный, потому что грихастхам дается обязанность защищать и обеспечивать брахмачари, ванапрастх и санньяси. Грихастхи должны зарабатывать и обеспечивать другие три ашрама.
НА ПРЕДАННЫХ ВЛИЯЮТ ЗАПАДНЫЕ ИДЕИ, ЧТО МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА — НЕЗАВИСИМЫЕ ЛИЧНОСТИ
— Есть мнение (не уверена, что оно подтверждено статистически), что в обществе преданных разводы случаются чаще, чем в обществе карми. В чем причина?
— Почему так много разводов в ИСККОН? Я присоединилась в ранних 70-х годах. И в те времена грихастхи считались людьми низкосортными. Это не озвучивалось, но вибрация такая присутствовала. Мы чувствовали себя в низком положении. Из-за этого существовало постоянное напряжение между мужем и женой. И также было очень много ожиданий от семейных пар в следовании четырем регулирующим принципам. Это было причиной раздоров в семьях. С одной стороны, от них ожидается, что они возвысятся над уровнем грихастха-ашрама. С другой стороны, от них ожидается, что они будут оставаться в ашраме и следовать всему должным образом. В английском есть такое выражение: «Тебя порицают, делаешь ты это или нет». И так, и так мы были виноваты. Тебя критикуют, если ты грихастха. Тебя критикуют, если ты безответственный и оставляешь жизнь грихастхи. Это вселяло сомнения, путало нас в то время. Я знала одну семейную пару, они разошлись. Она была моей подругой и сказала, что ее мужа беспокоило то, что она ходила дома в подъюбнике. Он сказал, что это возбуждает его ум. Что делать? С одной стороны, в писаниях говорится, что женщина может быть обнаженной только перед мужем. То есть она может порой обнажаться перед мужем. Почему же он ее критикует за то, что на ней частично нет одежды? Было слишком много давления на мужчин, что не должно быть никакого незаконного секса внутри брака.
Шрила Прабхупада дал нам возвышенную цель, говоря, что мы должны заниматься сексом только ради зачатия детей, один раз в месяц. Но если об этом подумать, то это означает следующее: если жена забеременеет, то больше секса не будет. Сколько западных мужчин способны следовать этому? Они выросли в обществе, где повсюду плакаты и экраны с обнаженными женщинами, где в мужчинах все время стимулируют интерес к сексу, в любых магазинах, универмагах каждая женщина пытается показать свое тело, каждая женщина на улице пытается показать, насколько она может быть прекрасной. И ты начинаешь следовать ИСККОНовской культуре, ты не должен смотреть ни на какую женщину, кроме своей жены, как на объект полового желания, и даже на жену смотреть нельзя, как на объект полового желания. Как вообще мужчине с этим справиться? Практически невозможно. Поэтому в тайне Шрила Прабхупада сказал Джаяпатаке Свами, что это непростой вопрос — урегулировать сексуальные отношения в семье. Но при этом он запрещал употребление контрацептивов. То есть если муж и жена занимаются сексом, они должны принять ответственность за ребенка, если он придет.
Много причин, почему преданные разводятся. Но впечатление моего мужа и мое таково, что слишком много фамильярности между мужем и женой, нет достаточного уважения к мужу как к гуру-пати, нет служения ему должным образом, нет уважения к жене как к возлюбленной ученице и мягкой нежной супруге, которую нужно защищать. Слишком сильное влияние западных идей, что мужчины и женщины — независимые индивидуумы, у которых свои идеи насчет всего. Это естественно приводит к раздорам между мужем и женой.
Я не знаю, как лучше ответить на этот вопрос. Но я знаю, что когда мы с мужем поженились, то приняли решение: чего бы нам это ни стоило, мы останемся вместе ради удовлетворения Шрилы Прабхупады и Господа Кришны. Потому что в 1972 году Шриле Прабхупаде настолько осточертели все эти разводы, что он вообще отошел от темы замужества, семьи. Он сказал: «Я больше не буду находить супругов для своих учениц». Потому что мы его не удовлетворили, мы его огорчили тем, что было очень много разводов, падений. Поэтому мы с мужем преисполнились решимости быть вместе, удовлетворить его и служить ему, его миссии вместе, как пара. И каким-то образом, по милости Кришны, мы смогли сделать это. Мы 36 лет женаты.
— Расскажите немного о смысле гарбадхана-самскары.
— Шрила Прабхупада смотрел в будущее. Он был уполномоченный преданный, трикалагья, он может видеть настоящее, прошлое и будущее. Шрила Прабхупада был уполномочен видеть, что произойдет. Поэтому он дал нам гарбадхана-самскару и другие возвышенные стандарты, чтобы мы могли всегда стремиться к этому. И он вдохновлял нас не спекулировать, а делать это. Он дал нам гарбадхана-самскару — воспевать 50 кругов джапы в тот день, когда ты планируешь зачинать ребенка. И нужно пытаться читать свои круги с полным вниманием. Затем твои ум и сердце очистятся, и ты в правильном сознании будешь зачинать ребенка. Это важно, иначе будет рождена варна-санкара, душа, которая не понимает своего положения в обществе, пребывает в замешательстве. Такие души сеют хаос в обществе, потому что они не следуют никаким предписаниям. И даже те, кто совершают гарбадхана-самскару, должны быть аккуратны: на самом ли деле они концентрируются на святом имени, действительно ли они молятся Кришне: «Пожалуйста, используй нас как инструмент, чтобы дать рождение душе, которая будет квалифицирована проповедовать Твою славу в этом мире»? Иначе, если есть скрытые мотивы во время зачатия, именно это и проявится в ребенке.
КАКАЯ У НАС АЛЬТЕРНАТИВА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ? КУЛЬТУРА МЛЕЧЧХ И ЯВАНОВ
— Часто от преданных можно услышать, что всем эти правилам ведической культуры сегодня следовать невозможно. Что можно возразить тем, кто говорит, что это не важно для чистого бхакти?
— Такая позиция исходит из феминистического влияния. Они говорят, что нет причин следовать ведической культуре, что мы все духовные души, что мы все равны, и мы практикуем бхакти-йогу. Хорошо. Тогда пусть мужчины беременеют, кормят грудью детей, а женщины идут и сражаются с другими мужчинами, обеспечивая семью. Это неправильно и неестественно. Мы должны понимать, что есть практическая разница между мужчиной и женщиной. Мы должны понять роль мужчины и женщины и понять, как практиковать это. Идея, что ведическая культура невозможна… Как сказал Шрила Прабхупада, невозможно — это слово из словаря дураков. Однажды я спросила Бхакти Видья Пурна Свами Махараджа: «Это возможно — установить ведическую культуру на этой планете?» Он сказал: «Если хочешь, это произойдет». Надо желать.
— Иначе какая у нас альтернатива?
— Вот именно! Культура млеччх и яванов. Это неудачливые, несчастные, постоянно пребывающие в беспокойстве, неправильно направленные люди Кали-юги. Они безумны. Они сумасшедшие и так сильно страдают. Даже люди, которые считаются успешными в материальном обществе, на самом деле пребывают в постоянном беспокойстве. Даже если у них куча денег, они все время беспокоятся о том, что кто-то их ограбит. Даже если у них прекрасная жена, они беспокоятся, что какой-то мужчина уведет ее. Постоянное беспокойство. Какая у нас еще альтернатива?
— Недавно я слушала семинар известного в англоговорящем ИСККОН проповедника, где обсуждалась тема положения женщин в нашем Движении. И во время обсуждения один из присутствующих мужчин-лидеров сказал, что он ходит на работу в крупную корпорацию, там он спокойно общается с женщинами, и у него не возникает никаких проблем. Но когда он приходит в общество преданных, в храм ИСККОН, то начинаются сложности, заостряется внимание на этом межполовом различии. Из этого он делает вывод, что нам нужно проще относиться к взаимоотношениям прабху и матаджи.
— Я бы хотела спросить этого человека: ты когда-нибудь клал горшок с маслом рядом с огнем? Что случается с маслом? Масло тает. Когда мужчину и женщину ставят рядом, они привлекаются друг другом. Даже пожилая женщина может привлечься пожилым мужчиной. Что уж говорить о молодой красивой женщине.
Я сейчас опишу вам ситуацию. Женщина живет с мужем и детьми. Дети уехали в школу. Муж ушел на работу. Жена идет на свою работу в другом месте. Перед этим она ссорится с мужем, он ее критикует, он как-то ее обозвал, она плачет, садится в машину, в гневе жмет на газ, добирается на работу, успокаивается, начинает работать за своим столом. Затем ее кто-то замечает, видит у нее слезинку и спрашивает: «Что не так?» Она начинает раскрывать ему свою ситуацию, он садится рядом с ней, он ей симпатизирует, поддерживает, говорит хорошие слова. Затем он приглашает ее пообедать с ним. Она идет с ним, они говорят. На следующий день они замечают друг друга, и она чувствует себя счастливее, потому что ей посочувствовали, не муж, мужчина на работе. И она опять идет с ним на обед. Проходят недели, месяцы, и она все больше привязывается к своему коллеге, а он к ней. Муж не знает об этом.
Позднее, когда мы промотали фильм вперед, муж смотрит на бумаги о разводе, понятия не имея, что произошло. Он в замешательстве: «Что случилось с моей женой?» Это опасность для женщины, которая работает вдали от мужа. Ничего страшного, если женщине приходится работать вне дома, если муж и жена решили, что ей нужно обязательно работать, она может помогать мужу в его работе. Она не должна работать отдельно от мужа, где другие мужчины, которые могут ее взять под свое крыло, когда она расстроена. Потому что всегда в семейной жизни будут какие-то ссоры и проблемы, недопонимания. И мы должны женщин держать в безопасности, защищая от других мужчин.
Когда происходит развод, причиной тому женская слабость, говорит Шрила Прабхупада. Это можно интерпретировать как неспособность женщины терпеть грубые наклонности своего мужа в поведении. Это что-то, что очень важно в семейной жизни. Очень важно для женщины принимать мужа как он есть и не пытаться его изменить, терпеть вещи, которые ей не нравятся. Без этого всегда есть тенденция смотреть на сторону, искать кого-то лучше, кто больше ее оценит, кто будет говорить ей комплименты, гладить по голове, давать физическую любовь. Если муж не дает жене таких вещей, она может пойти в другое место. А если жена не обращается к мужу со сладкими словами, с уважением, с любовными жестами, со служением, он тоже может разочароваться, ему это опротивеет, и он уйдет. Чанакья Пандит говорит: если нет матери в доме, и жена груба в отношениях с мужем, мужу все это опротивеет, и он пойдет в лес.
— А когда можно перестать отождествлять себя с женским телом и уже не стараться выглядеть привлекательной для мужа?
— Очень хороший вопрос. В строгой ведической культуре на стадии ванапрастхи жена прекращает расчесывать волосы, наносить макияж, снимает все украшения и просто следует за своим мужем на тиртха-ятре и служит ему, как покорная служанка. Такое отречение должно иметь место быть. В нашем личном случае я не чувствую, что готова прекратить расчесываться и пытаться быть красивой для мужа, потому что мы живем публичной жизнью, мы всегда среди сотен преданных. И мой муж предпочитает, чтобы я выглядела презентабельно, поэтому для нас жизнь ванапрастхи —это больше внутреннее состояние. Это воспевание святого имени, проповедь и вдохновение молодых преданных. На стадии санньясы, пишет Шрила Прабхупада, мужчина и женщина должны просто собирать зерна в поле. Это очень аскетичная простая жизнь. Мы не способны делать это в нынешний век. «Вана» означает «лес», мы не можем жить в лесу, сказал Шрила Прабхупада. Но мы можем посвятить свои жизни миссии Господа Чайтаньи, очистить свое сердце и постепенно стать отреченными от нашего дома, детей, счета в банке, материальных условий. Когда санньяса имеет место быть, тогда жена надевает белое сари, и ей позволяется остричь волосы на размер двух пальцев, она живет простой жизнью, аскетично, и она должна быть под защитой своих сыновей. Санньяси должен постоянно путешествовать, проповедовать, чтобы не быть привязанным к определенному месту жительства, это тоже очень аскетично. Но если жена сотрудничает с мужем в проповеди, говорит Шрила Прабхупада, то не обязательно принимать санньясу. Они проповедуют до самой смерти.
— Что Вы скажете о таком явлении как брахмачарини-ашрам?
— Шрила Прабхупада сказал, что все его ученицы должны выйти замуж, если они не слишком пожилые для этого. На самом деле нужно смиренно молиться Шриле Прабхупаде, чтобы он помог вам найти мужа. Потому что Шрила Прабхупада обещал: «Если эти девочки строго следуют правилам, я лично найду им мужа».
Ашрам брахмачарини — это выдумка. Это не часть ведической культуры. Но Шрила Прабхупада устанавливал ашрамы, потому что у него было столько одиноких девушек, которые пришли в Движение, и он не хотел их отвергать, он хотел их вдохновлять, и он сказал: «Да, я установлю ашрам, но все они должны выйти замуж». И постепенно он выдавал их замуж.
— Но хорошо ли матаджи жить в храме?
— Если с детства тебя не воспитывали, как быть хорошей женой, матерью, готовить, шить, убираться, если тебя не обучали ведическим искусствам, тогда нужно обучаться этому. Это практично. Но что я делала? Я приняла прибежище у женщины грихастхи. Я жила с ней, училась у нее, она меня воспитывала, как готовить, убираться, я узнала, как шить, подшивать, она была также очень верной женой. Это был для меня вдохновляющий пример. Это то, что я бы порекомендовала.
В храме же нас учат быть солдатами на распространении книг. Лев на поле боя, овечка дома. Мои первые годы в сознании Кришны я жила в брахмачарини-ашраме, и нас учили быть очень аскетичными. Не могу сказать, что я чему-то там научилась, кроме как мало спать, много трудиться и неправильно питаться.
НАМ НУЖНО ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАСТОЛЬКО СТРОГО, НАСКОЛЬКО МЫ МОЖЕМ СЕБЕ ЭТО ПОЗВОЛИТЬ
— Существует мнение, что в ИСККОН в настоящее время происходит культурный раскол — на так называемых либералов и традиционалистов. По этой причине книга Бхакти Викаши Свами «Матери и господа» вызвала у части преданных негативный отклик. Не могли бы Вы прокомментировать это?
— Да, есть такие ученики Шрилы Прабхупады, которые пришли в начале Движения, когда Шрила Прабхупада был очень снисходителен, он позволял мужчинам и женщинам сидеть рядом, танцевать вместе. Он знал, что даже если в храмовой комнате они сядут отдельно, выйдя, они снова будут смешиваться, потому что они американцы. Но с течением времени усиливается ответственность в понимании умонастроения своего духовного учителя. Шрила Прабхупада сказал, что мы не можем изменить культуру сразу. Правильное понимание таково, что он хотел изменить западную культуру. Он сказал: «Я не американец, и даже мои так называемые американские ученики не американцы, мы не придерживаемся американской культуры, мы не следуем американскому образу жизни, мы слуги Кришны, мы слуги нашего Гуру Махараджа». И то, что удовлетворяет Кришну, мы должны адаптировать и применять.
Мы должны изучать культуру Кришны. Мы должны читать тексты «Бхагаватам» и книгу «Кришна», где говорится, что женщины Двараки находились на крыше, чтобы посмотреть на Кришну. Они не толкались в толпе, чтобы посмотреть на Кришну. Нет, они стояли наверху и смотрели вниз. Женщины Матхуры смотрели на Кришну и Балараму, идущих по улице, и их сердца таяли от любви к Ним, потому что они были так привлечены. Но они не спускались на улицы, как Кубджа. Кубджа была проституткой, поэтому она была на улице. Но приличные женщины находились на крышах и балконах. Шрила Прабхупада говорил, что женщины того времени соблюдали строгую «парду» — это значит разделение между мужчинами и женщинами. Им не надо было об этом говорить, они понимали это в рамках культуры. Сейчас у нас культура спокойного общения мужчин и женщин. Шрила Прабхупада говорил, что если мужчина и женщина спокойно разговаривают, значит, общество деградированное. Постепенно мы должны в первую очередь понять важность ведической культуры, причину, по которой Кришна сказал Арджуне, что нам нужно установить религиозные принципы. Потому что если женщины оскверняются, развращаются, то будет деградация всего общества и варна-санкара. И тогда никто не понимает, где он и каковы его обязанности. Это задает неправильное направление развитию общества, общество в одной корзине идет в ад, как говорил Шрила Прабхупада.
Мы должны в первую очередь изучать книги Шрилы Прабхупады, чтобы понимать важность ведической культуры. Зачем устанавливать ее? Как? Нужно пытаться следовать ей в своей жизни, насколько это возможно. Это называется поливать корень. То, что под землей. Растить корень. Начинается все с семечки, на индивидуальной основе, мы сами должны хотеть видеть установленную ведическую культуру. И в нашем незначительном положении продвигать ее, насколько мы можем. Даже если тяжело. Люди могут критиковать и говорить: «У вас слишком много детей, ты слишком послушна своему мужу, ты как рабыня своему мужу!» Или: «Оставь свою жену и иди к более привлекательной!» Как мы продвигаем ведическую культуру, если мы продвигаем грех и безответственность? Мы должны понимать Шрилу Прабхупаду и его учение, каковы его ожидания от учеников и последователей. И затем нам нужно принять решение — следовать этому настолько строго, насколько мы можем себе это позволить.
В конце концов самое важное — стать чистым преданным Кришны и вернуться домой, назад к Богу. Но пока мы в этом материальном мире, у нас есть эти тела, мы должны научиться, как вести себя в соответствии с телом, в котором находимся. Если мы выдумываем и неправильно направляем себя и других, то в обществе не будет ничего, кроме замешательства, и мы не сможем вернуться назад, домой, в духовный мир, и мы не сможем никому другому помочь выбраться из этого материального мира.
Необходима решимость, смелость, чтобы противостоять и быть примером. Личностью, эталоном для других. Необходима решимость, смелость и убежденность. И необходимо общаться с более продвинутыми серьезными преданными, которые несут истинное послание. Не с так называемыми большими преданными, которые на самом деле не следуют и не верят в учение Шрилы Прабхупады. Не будьте неправильно направлены, сами понимайте книги Шрилы Прабхупады, чтобы когда кто-то говорит что-то неправильное, вы смогли увидеть ложь. Это наша обязанность, наш долг. Мы должны сами себя образовывать. Общение важно. Общайтесь с чистыми сильными преданными, истинными правдивыми реальными преданными, тогда вы получите истинное послание.
Гопал Кришна Госвами давал лекцию в Индии и сказал: «Чего бы вам это ни стоило, станьте сознающими Кришну, не теряйте этого, не разбрасывайтесь этим. Если надо заплатить высокую цену, тратьте деньги, делайте все, что надо, чтобы быть в сознании Кришны. Расплатитесь за это как подобает». Он сказал: «Общайтесь с самыми лучшими преданными, чтобы получить истинное послание». Шрила Прабхупада также говорил нам, что если кто-то не соответствует стандартному пониманию, если кто-то проповедует не его учение, а свою точку зрения, то мы должны относиться к этому преданному с уважением, но быть от него на расстоянии, не общаться, предлагать поклоны на расстоянии, но не общаться с людьми, которые не соответствуют учению Шрилы Прабхупады. Боже мой, это может быть настолько замудренно! Они могут выглядеть такими аскетичными, они могут выглядеть такими чистыми, такими четкими, они могут обладать отличным словарным запасом, знать много стихов. Но если они не представляют учение Шрилы Прабхупады как оно есть, будьте осторожны, сторонитесь таких людей. Если у вас есть небольшая слабость в сердце, майя поймает вас и будет вас искушать. Если вы не будете наблюдательны, вы будете подвержены этому влиянию, вас стащат вниз. Будьте всегда осторожны.
Знаете, однажды Шрила Прабхупада находился с группой своих учеников. И один преданный спросил его: «Шрила Прабхупада, я знаю, что мы очень падшие, мы выросли в этой распущенной культуре в Америке, и нам очень просто упасть с положения преданного служения. Но возможно ли для Вас, чтобы Вы пали?» И Шрила Прабхупада сказал, что это невозможно. Позже этот преданный увидел, как Шрила Прабхупада молился перед Божествами, и затем, когда он закончил свою молитву, этот ученик осмелел и спросил: «О чем Вы молились?» Шрила Прабхупада ответил: «Я молился Кришне, чтобы Он защитил меня, и я никогда не пал». Ученик удивился: «Но Вы же сказали, что не можете пасть!» Шрила Прабхупада сказал: «Я не паду, потому что я всегда молюсь, чтобы Кришна защитил меня и не дал мне упасть». Мы должны всегда молиться Кришне, чтобы Он нас защитил, чтобы мы не пали. Если же мы упали, мы должны умолять Кришну вернуть нас в общество преданных, строгих, сильных преданных, которые позволят нам воспевать святое имя.
Маяпур, 25 мая 2017 г.
Беседовала: Нагари д.д. (БВКС)
Благодарность за перевод: Сулалита д.д. (ББГС)
Благодарность за организацию интервью: Рати Манджари д.д. (БВКС)
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Нараяни матаджи, ученица Шрилы Прабхупады
- Ученица о Шриле Прабхупаде. Мандакини деви даси. Часть 1
- История одной из старейших учениц Шрилы Прабхупады Иши деви даси. Рассказано Ниранджаной Свами
- Равенство душ и различия между мужчиной и женщиной. выполнение предписанных обязанностей - основа варнашрама-дхармы
- Бхакти Викаша Свами - Женщина должна следовать за своим мужем