Featured

В Гокуле Кришна не Бхагаван

В Гокуле Кришна не БхагаванВ Гокуле — другие законы. И никто толком не знает, что это за законы. Вы не можете там сказать: согласно нормативно-правовому акту такому-то, поправке такой-то. Такого нет в Гокуле. Закон таков — что приятно Кришне, то и закон

***

Итак, Кришна — верховный властелин, но Он вынужден подчиняться маме Яшоде. Он не может поступать иначе, не может быть и речи об этом.

Калаявана бежал очень быстро, но Кришна всегда был впереди. И он не мог Его догнать. Кришна мог бы убежать от мамы Яшоды, но Он не убежал. Мы говорим, что Он мог бы, потому что как верховный властелин Он мог. Но в Гокуле Он не может, потому что в Гокуле работают другие законы. Во всех духовных и материальных мирах закон таков, что ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣ (Б.-с., 5.1), Кришна — верховный властелин.

Но в Гокуле — другие законы. И никто толком не знает, что это за законы. Вы не можете там сказать: согласно нормативно-правовому акту такому-то, поправке такой-то. Такого нет в Гокуле. Закон таков — что приятно Кришне, то и закон. Но этот закон действует очень странно, потому что Кришне нравится, когда Его ругают, когда Его связывают, как в этой лиле, например.

Мы использовали слово бхагаван, но в Гокуле Он не Бхагаван. Он — Яшоданандана, Нанданандана, Он — Радханатх для тех, кто знает. Не все во Вриндаване знают, что Он Радханатх. Так что там другие законы. И никто не может понять, что это за законы такие. Они меняются каждое мгновение, каждое мгновение сознаются. То, что было законом минуту назад, уже не закон. Так что это очень непонятное место. Если человек попытается войти в Гокулу, думая, что должно быть все так-то и так-то, с определенным строгим пониманием, он не сможет ничего понять. Единственный закон — это бхагавад-бхакти, бхакти преданных к Кришне. Но даже они не знают этого. Они не садятся и не говорят о бхакти. Они просто постоянно живут в бхакти.

Кришна — Бхагаван, но законы, по которым Он действует, это бхакта-ватсалья. Он любит и заботится о Своих преданных, поддерживает их. Это закон, по которому работает Гокула. Это закон, но это не какой-то научный закон. Его невозможно определить. Определенность есть — там нет какого-то абсолютного хаоса, есть принципы. Но все это не статично, динамично, непредсказуемо. Сама природа этого в непредсказуемости. Закон означает — то, что можно предсказать: это должно быть так-то и так-то. Вы должны ехать по определенной стороне дороги, в зависимости от страны. Есть определенные законы.

Но во Вриндаване такой свод законов, который основан на принципах расы. Это стхаи-бхава, шанта-рати, дасйа-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати, шрингара-рати. Есть определенные законы: Радха не действует как Яшода, а Яшода не действует как Радха. В каком-то смысле можно сказать, что материнская роль мамы Яшоды предсказуема. Но как именно будет реагировать Кришна на это — вот это непредсказуемо. В действительности на каждом последующем уровне, из пяти существующих, это становится более хаотичным и непредсказуемым. В дасйа-рати есть какая-то марьяда. Сакхья-рати: вишрамбха-сакхья-рати — настроение дружбы и са̄гаурав-сакхья-рати — гаурав, присутствует некая сдержанность. Но вишрамбха-сакхья-рати — это очень свободная дружба, без каких-либо рамок, очень близкие отношения. В ватсалья-рати мама Яшода не думает: «Что Кришна подумает обо мне, если я сделаю так-то и так-то?» У нее нет мысли: «Кришна — великая личность». Она свободна делать с Ним все, что хочет. Она может связать Его, если считает, что это правильно. Если Он ведет Себя неправильно, она свяжет Его, буквально. И в шрингара-рати или мадхурья-расе нет правил, вы можете все. Вы можете обманывать, красть, действовать очень неподобающе. Между Кришной и гопи совершенно непредсказуемое поведение, и поэтому это так сладостно. Не так много сладости в следовании правилам и ограничениям. Но есть очень много сладости в сознательной деятельности, в сознательном пренебрежении правилами просто ради удовлетворения Кришны.

Но что именно приятно Кришне — может быть очень трудно понять. Кришна, связанный веревками, очень счастлив. Для Него эта игра более приятна, чем благословения преданных Вайкунтхи. Очень приятная игра. Кришна боится, и Он связан веревками.

Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ (Ч.-ч., Мадхйа, 8.111), у премы, чистой любви к Кришне, есть направление. Она не движется прямо, она движется как змея. [Преданным] Вы все видели змей, даже в Хайдерабаде. Время от времени вы, наверно, замечаете змей. В деревне они постоянно встречаются. Видели, как змея движется? Она не движется прямо. Она движется волнами такими, зигзагами. И всякий раз длина зигзагов отличается. Она сохраняет направление движения, но это движение такое изогнутое. И движения любви к Кришне такие же, изогнутые, но они не лишены цели. У змеи тоже есть цель, когда она движется. И у движений премы, любви к Кришне, есть направление, они не бесцельны, но они непредсказуемы.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Дамодараштакам, комментарий к 1 стиху», 31 октября 2010, Секундерабад, Андхра-Прадеш, Индия (54:00)

Меню