Он говорит: «О, глупцы, мудха-мате, люди, у которых разум затуманен, бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам мудха-мате – поклоняйтесь Богу, поклоняйтесь Богу, поклоняйтесь Богу, глупцы». Сампрапте сан-нихите кале – рано или поздно придет момент, когда вам нужно будет умирать. Придет время, когда смерть наступит и в этот момент будет неважно знаете вы санскритскую грамматику или нет. В этот момент все эти достижения не будут важны, она вас не спасет – нахи нахи ракшати дукрин-каране, знание санскрита не поможет.
Кришна, Верховная Личность Бога, — историческое лицо. Он пришел на Землю пять тысяч лет назад и жил здесь в течение ста двадцати пяти лет. Он играл роль простого смертного, но Его деяниям не мог подражать никто. С первой минуты Своего пребывания в этом мире и до Своего ухода Кришна совершал деяния, подобных которым не знала мировая история. Поэтому любой, кто понимает, что мы подразумеваем под словом «Бог», согласится, что Кришна — это Верховная Личность Бога.
В странах Запада всякий, кто увидит изображение Кришны, тут же спросит: «Кто такой Кришна?» На этот вопрос можно не задумываясь ответить: «Кришна — Бог, Верховная Личность». Почему?Потому что Он в точности соответствует описаниям Всевышнего, или Бога. Другими словами, Кришна Бог потому, что Он привлекает всех. Того, кто не является всепривлекающим, нельзя назвать Богом. Что же значит быть всепривлекающим? Прежде всего, привлекателен тот, кто очень богат, имеет большие средства. Такой человек привлекает к себе окружающих. Очень сильные, могущественные люди также привлекают к себе. То же самое можно сказать о человеке очень знаменитом, красивом, очень умном, а также не привязанном ни к какой собственности. Итак, из опыта мы знаем, что людей привлекают: 1) богатство, 2) сила, з) слава, 4) красота, 5) мудрость и 6) свобода от мирских привязанностей. Тот, кто обладает всеми этими шестью достояниями в неограниченной степени, и есть Верховная Личность Бога. Эти достояния Бога описал великий знаток Вед Парашара Муни.
Есть много богатых, могущественных, знаменитых, красивых, образованных и ученых людей, много тех, кто отрешился от мира и не привязан ни к чему материальному. Но история не знает никого, кроме Кришны, кто одновременно был бы безгранично богат, могуществен, знаменит, красив, мудр и ни к чему не привязан. Кришна, Верховная Личность Бога, — историческое лицо. Он пришел на Землю пять тысяч лет назад и жил здесь в течение ста двадцати пяти лет. Он играл роль простого смертного, но Его деяниям не мог подражать никто. С первой минуты Своего пребывания в этом мире и до Своего ухода Кришна совершал деяния, подобных которым не знала мировая история. Поэтому любой, кто понимает, что мы подразумеваем под словом «Бог», согласится, что Кришна — это Верховная Личность Бога. Богу нет равных, и нет никого более великого, чем Он. В этом и заключается смысл известного выражения «Бог велик».
Потребность любить кого-то заложена в каждом — это основа жизни. Невозможно жить, никого не любя. Эта потребность есть в каждом живом существе. Она присутствует, по крайней мере в скрытом виде, даже у тигра, не говоря уже о людях. Нам лишь недостает знания о том, на кого направить свою любовь, чтобы все были счастливы.
Бхакти означает «преданное служение». Любое служение имеет свои привлекательные черты, побуждающие человека, занятого этим служением, продолжать его. Каждый из нас в этом мире постоянно служит кому-нибудь или чему-нибудь, и стимулом к служению является удовольствие, которое мы от него получаем. Семейный человек трудится день и ночь, движимый привязанностью к жене и детям. Филантропом движет любовь к более широкому кругу людей, националистом — к своей стране и соотечественникам. Силу, движущую филантропом, семейным человеком и националистом, называют расой, имея в виду определенные взаимоотношения, вкус которых очень сладок.
Бхакти-раса отличается от обычной расы, которой наслаждаются материалистичные люди. Материалисты трудятся день и ночь, чтобы насладиться определенным видом расы, под которой подразумеваются чувственные удовольствия. Наслаждение от мирской расы преходяще, поэтому материалистичные люди все время стремятся разнообразить свои удовольствия. Работая всю неделю, бизнесмен не получает полного удовлетворения от своего труда, поэтому, желая перемены, он отправляется на уик-энд куда-нибудь, где можно забыть о делах. А когда уик-энд, проведенный без мыслей о делах, кончается, бизнесмен вновь меняет свое положение: он возвращается к работе.
Сегодня (4 апреля) во Вриндаване справляют День Явления Аиндры Прабху, или, как называют его многие его последователи, Аиндра дас Бабаджи Махарадж. Оставив в стороне вопрос о том, получал Аиндра Прабху бабаджи вешу официально, или нет, хочу отметить, что титул Бабаджи изначально указывает на личность, достигшую высшей ступени Парамахамса ашрама. Согласно утверждению покойного Нараяна Махараджа, мантра санньяси и бабаджи одна и та же, поэтому вайшнав-санньяси обычно не принимает бабаджи вешу, и наоборот, логично допустить обратное. По сути, внутренне они оно и тоже, внешние различия больше вызваны выполняемой ими задачей, чем разницей между гоштхйананди и бхаджанананди.
Некоторые санньяси не выезжают за пределы Вриндавана, или Маяпура, в то время, как некоторые Бабаджи активно проповедуют. Не вдаваясь в детали, хочется отметить, что несмотря на наш стереотип восприятия титула Бабаджи, невозможно игнорировать следующий факт: Аиндра Прабху, практически не выезжая за пределы Вриндавана в течение 24-х лет (1986-2010), активно проповедовал и вдохновлял как преданных, так и враджаваси своими потрясащими киртанами, лекциями и личными беседами. Более того, воспитал целую плеяду замечательных киртаний. Аиндра прабху сумел оказать серьезное влияние на весь ИСККОН в целом, как на внешнем уровне (стиль киртана), так и на внутреннем (многих преданных его бескомпромиссная и эмоциональная проповедь заставила если не изменить свою жизнь, то, по крайней мере задуматься).
Тамал Кришна дас (справа, на ближнем плане) и Вишнуджана дас на инициационной ягье.
Сегодня - Пасхальное воскресенье. Два новообращенных вайшнава получают посвящение перед ликом Господа Джаганнатхи, Госпожи Субхадры, Господа Баладевы и Картама-шайи Кришны в храме на Хейт-Эшбери. Прабхупада берет караталы и начинает петь. После киртана следует лекция о качествах брахмана.
«Брахманами называют тех, кого интересует духовная жизнь; таких людей называют брахманами, интеллектуальными людьми. Их называют интеллектуальными людьми, в отличие от тех, кто не обладает развитым интеллектом и просто отождествляет себя с телом. Отождествление себя с телом - проявление глупости. Быть брахманом означает брахма джанатити брахманах - осознавать, что я есть ахам брахмасми, осознавать: «Я не тело, я - чистая духовная сущность». Вопрос не в том, индус вы или мусульманин. Любой, кто знает, что он - душа, и действует в соответствии с этим знанием, является брахманом.
Итак, существует обряд посвящения. Вы получаете наставления, руководство, но теперь вы должны начать действовать соответственно. Если вы не действуете должным образом, то вы ничем не лучше деградировавших брахманов и кшатриев в Индии. В этом нет никакого толку. Итак, гуна-карма-вибхагашах. Вам необходимо придерживаться брахманических качеств и в то же время заниматься брахманической деятельностью, брахма- кармой. Брахман - это Верховная Личность Бога, высший аспект Брахмана. Поэтому вы должны занять себя в брахма-карме, что означает в сознании Кришны, и продемонстрировать такие качества, как правдивость, владение чувствами, контроль ума, простота и терпение. Это необходимо, потому что, обращаясь к духовной жизни, вы, тем самым, настраиваете против себя всех, кто находится во власти Майи. Таково влияние Майи».
Главное действие ролика проходит на берегу набережной канала Грибоедова в СПб. Киртан ведёт Видагдха Широмани дас. Видео снял Коладвипа дас. Мантра Харе Кришна на улицах Санкт-Петербурга звучит уже почти 30 лет.
Пару месяцев назад, в ходе работы над подготовкой русского издания "Прабхупада-лиламриты" я обратился в "Архивы Бхактиведанты" с просьбой ответить на некоторые мои вопросы. (Кто не знает, "Архивы Бхактиведанты" - это организация, созданная для сохранения богословского и литературного наследия Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Международного общества сознания Кришны, т.е. его лекций, писем и т.п.) Помимо ответов, Эканатх Прабху, возглавляющий "Архивы...", прислал мне сканы некоторых документов, относящихся к "индийскому" периоду жизни ачарьи. Работая с ними, я открыл для себя много нового. Пусть открытия эти и не так много значат для мировой истории, все же для последователей Шрилы Прабхупады они, мне кажется, будут интересны, поскольку добавляют несколько штрихов к его портрету.
Я, например, с удивлением узнал, что еще до отъезда на Запад Шрила Прабхупада трудился над переводом и комментариями к "Бхакти-расамрита-синдху" Шрилы Рупы Госвами. Многие читали "Нектар преданности", который представляет собой пересказ этого труда, но мало кто знает, что Шрила Прабхупада сделал полный перевод "Первой волны", в котором описываются общие характеристики бхакти. Работа выполнена по тому же принципу, что и все остальные подобные труды: санскритский текст - перевод - комментарий. Отрывки из этой работы публиковались в журнале "Бэк ту Годхед", но полностью она так и не была опубликована (напечатаны только 25 стихов из 46).
Знаменитый очерк "Истина и красота", оказывается, имеет продолжение, которое также нигде не публиковалось. Шрила Прабхупада писал его для журнала "Бэк ту Годхед" и разместил первую часть в ноябрьском номере 1958 года с припиской "Продолжение следует". Однако сразу после этого издание журнала прекратилось на потора года, и вторая часть так и не увидела свет. Последующие публикации ограничивались воспроизведением напечатанного, и вторую часть, насколько я понимаю, пока никто так и не издал (возможно, она есть в последнем "Фолио", я пока не видел).
В начале января Прабхупада отправляется в Лос-Анджелес - посетить центр Даянанды и Нандарани, находящийся в арендованном магазинчике на проспекте Вест Пико, 5634. Перед отъездом Прабхупада дает посвящение нескольким новым преданным, присоединившимся к движению за время его пребывания в Индии. Среди них - Чидананда, Кришна дас и его младшая сестра Шарадия, которой только шестнадцать лет и которая еще ходит в школу.
Во время рождественских праздников Вишнуджана и Тамал Кришна не приходили в храм и не знали о приезде Прабхупады. Они были поглощены изучением духовной обстановки в Сан-Франциско, посещая различные медитативные мероприятия, популярные в городе. Их заинтересовал один самозваный американский спиритуалист, рекламирующий свой мистический опыт. Вскоре они становятся его главными помощниками и начинают вести некоторые из ночных медитаций.
Когда Вишнуджана и Тамал Кришна снова появились в храме, они обнаружили, что там полно людей. Известие о том, что они пропустили приезд Шрилы Прабхупады, повергло их в смятение. Однако, видя, какой энтузиазм Шрила Прабхупада вселил в преданных и, узнав, что скоро он снова посетит Фредерик-стрит, они воспряли духом.
Вишнуджана снова начинает регулярно посещать храм. Линда смягчилась и перестала пытаться отговаривать его от посещения храма. В знак примирения она сама начала ходить вместе с ним, чтобы попытаться понять и оценить его выбор. Ее цель - сохранить семью.
Преданные постоянно путешествуют. Иногда - по поручению своего духовного учителя, а иногда - из-за каких-то проблем. У Гаргамуни и его молодой жены Карунамайи появились проблемы. Они приехали в Сан-Франциско из Нью-Йорка, чтобы спасти свой брак.
Карунамайи д.д.: Когда я впервые увидела Вишнуджану, он был вместе со своей женой, Линдой. У нее была дочь от предыдущего брака. Затем у них родилась еще одна девочка. Он сам принимал роды и сам сделал колыбельку для малышки. Мне кажется, он нес ее в рюкзачке спереди.
Оба они выделялись среди остальных. Увидев их, люди застывали от восторга и восклицали: «Ух, ты!» Она была очень хорошенькой. Я лично познакомилась с ней и могу сказать, что у нее не было таким качеств, как у Вишнуджаны, но со своими длинными светлыми волосами она была очаровательной. Они оба были по-настоящему красивы.
Вишнуджана, поистине, был не от мира сего. Он всегда понимал ценность прасада, даже до того, как узнал, что это такое. Он постоянно разрезал яблоки и раздавал дольки каждому. «Доброе утро, брат. Доброе утро, сестра». Вот таким человеком он был и всех называл братьями и сестрами. Определенно, ему был присущ дух Франциска Ассизского. Он действительно всегда был таким.
Иногда Прабхупада садился, вращал глобус, и медитировал на разные страны.
Он говорил: «Брахмананда, ты поедешь в Россию. Гаурасундара, ты поедешь в Японию. Кто-нибудь еще. ты поедешь в Южную Америку».
А у нас в то время не было ни денет, ни людей — ничего. Мы были горсткой эксцентричных ребят чу ть старше двадцати. Мы отвергли наши культурные ценности и просто следовали за Прабхупадой, как крысы за Крысоловом. А он говорит нам о странах, в которые мы должны будем поехать, о храмах, которые должны будем открыть. У пего был свой план. И он не был беспорядочным. Например, он спланировал «захват» России еще задолго до того, как поехать туда.
У меня есть прекрасное изображение Прабхупады, где он сидит и вращает свой глобус. Он смотрит на разные страны и составляет свой план. Это было целью его прихода в этот мир. В Монреале, когда у нас было много времени, он рассказывал мне о разных своих планах. У нас не было денег, мы жили в небольшой квартире, где водились крысы. А Прабхупада уже говорил о том, что у него будет всемирная группа санкиртаны, о том, что он хочет иметь большой зал, куда люди могли бы приходить и слушать бхаджаны, смотреть спектакли, выступления актеров в сознании Кришны, вместо того, чтобы ходить в кинотеатры. Он считал, что кинотеатры стягивают людей в низшие гуны.
И он уже знал, как осуществить задуманное. Когда я бываю в Бомбее и вижу огромный зал, я вспоминаю то время, когда он только собирался сделать это. Со стороны это выглядело так же, как если бы я, не имея денег, сказала вам, что скоро построю Диснейленд. Но я никогда не сомневалась ни в чем из того, что говорил Прабхупада. Я просто слушала его, а ему нравилось рассказывать мне о своих планах.
Мы хотим ответственных грихастх в сознании Кришны, которые воспитывают детей, благочестивых и счастливых, в том смысле, что они чувствуют себя защищенными в семейной жизни, защищенными родителями-преданными. И такие дети тоже станут преданными. Вот что нужно желать. Тогда как в современном мире дети все больше, все чаще совершенно сбиты с толку. Я видел, как многие люди, их дети страдают от депрессии. Столько случаев самоубийств, шизофрении, перенапряжения. Это также и в Индию сейчас все больше проникает. Я говорил с психиатром в поезде. Одна группа была. Они спрашивали меня о сознании Кришны. Я говорил о социальном состоянии Индии. И он сказал, что да, вы правду говорите, я психиатр.
Люди сбиты с толку, потому что родители утратили очень сильно свою культуру. Они просто смотрят телевизор, и это ужасно. Там пропагандируется материализм сплошной. И они не знают как воспитывать должным образом своих детей, давая им настоящее дхармическое воспитание. Индия в кризисе. Люди думают: мы сейчас станем сверхдержавой, но в социальном смысле индийцы еще не осознали. Они находятся на грани страшного социального кризиса, когда все общество просто развалится, как на Западе. А на Западе они находятся в таком ужасном состоянии, что даже не думают, что у них социальный кризис, потому что они думают, что это нормально. Нормально, что у детей нет родителей. То есть они знают, допустим, только свою мать, может быть раз в неделю два часа, они видят своего отца.
Они думают, что гомосексуализм – это нормально. У них есть священники гомосексуалисты и браки гомосексуалистов. На Западе это большая шумиха. Какие-то наши западные преданные сказали, что у нас также и в ИСККОН должны быть гомосексуальные свадьбы. И они считают, что это нормально. Они настолько далеки от понимания того, что такое здравомыслящая социальная жизнь. Они уже считают, что вполне нормально то, что человек может быть религиозным и при этом есть говядину.
Один из интересных моментов. Я говорил, что наши западные преданные пытаются практиковать сознание Кришны по западному шаблону. Итак, есть консультанты, то есть наставники. Они дают наставления преданным, помогают. И вот эта преданная пришла, ей сказали, что ты не достаточно агрессивна, ты должна учиться быть агрессивной и использовать это в служении Кришне. Вот пример матери Терезы, почитай о матери Терезе. Так ей сказали. То есть они… Нужно прежде всего понять: если человек мягок по природе, разве это плохо? В западной культуре, что все должны быть очень агрессивными? Сейчас это также переходит в Индию. Все должны быть такими конкурентноспособными, агрессивными. Как правило, считается, что быть мягким и смиренным – это качество святых. Конечно, преданный может быть в служении Кришны агрессивным ради служения Кришне, но преданный по отношению к Господу должен быть мягким и смиренным.
Интересно, что этот наставник преданной сказал: ты можешь почитать о матери Терезе. А что, неужели в шастрах нет примеров? Неужели, если ты хочешь развить какое-то качество, ты хочешь научиться тому, как его развить, неужели нет каких-то примеров во всей ведической культуре, которым мы могли бы последовать? Вместо этого мы обращаемся к западной культуре. Это проблема. Мы думаем: у нас есть, мы большему научимся у тех людей, которые не сознают Кришну, чем у тех, кто сознает. Или мы думаем даже, что мать Тереза это такой пример, образец сознания Бога. Как она может быть, если у нее нет влечения к Кришне? Она пыталась обратить поклоняющихся Кришне в поедателей говядины, и сама она была таковой. Возможно, нет, потому что раньше христианские миссионеры, по крайней мере, говядину не ели, потому что не хотели оскорблять чувств индусов. Потому что иначе они не смогут так много обратить людей. Поэтому они шли на эту аскезу, они не ели говядину, ели только курятину и баранину. Как они могут считать, что тот, кто… Конечно нет сомнений, что лучше чем Хираньякашипу… нет сомнений в том, что мать Тереза обладает каким-то представлением о сознании Бога, но это представление такое туманное, что только люди, которые не обладают истинным пониманием сознания Кришны будут прославлять ее как великую святую.
Чайтанья Чандра Чаран прабху отвечает на вопрос: Почему именно философия Сознания Кришны Вас привлекла? Ведь, для России более традиционным считается христианство. Как получается, что русские люди становятся кришнаитами, а не православными христианами?