image

Featured

Настоящая цивилизация. Выпускник гурукулы о Варнашрама-дхарме

Гурукула - выполнение домашнего задания. Майапур, 2013Варнашрама-дхарма абсолютно необходима человеческому обществу. Фактически, того, кто не следует варнашрама-дхарме, нельзя считать человеком. Шрила Прабхупада пишет об этом в комментарии к Б-г. 2.31: «Человеческая цивилизация начинается с варнашрама-дхармы».

Более того, Кришна Сам создал варнашраму для блага человечества, что подтверждается в Бхагавад-Гите 4.13, комм: «Господь создал перечисленные выше сословия, предназначение которых—дать людям возможность систематически развивать в себе сознания Кришны». Теперь, родившись людьми, нам с вами необходимо подняться на уровень цивилизованного человека, уровень варнашрамы. Это уровень, на котором у человека пробуждается интерес к Брахману, к духовной жизни: «атхато брахма джигйаса». Если же человек не находиться на этом уровне, то вместо того, чтобы систематически развивать сознание Кришны, он может вновь запутаться в сетях материальной энергии и пасть ее жертвой.

Следуя варнашраме, человек может признавать ее высшее предназначение и ее создателя, Кришну, а может и признавать. Как в том, так и в другом случае, он обязательно достигнет успеха. Однако, в отличии от тех, кто признает Кришну, карми и гьяни обречены оставаться в кандалах материальной природы, пусть даже порой они будут казаться им золотыми. Итак, следование варнашраме без правильного понимания не приведет к настоящему успеху. Поэтому, нам необходимо признать существование Бога, Кришны, и стараться удовлетворить Его, следуя Его законам, тогда, будучи довольным нами, Он освободит нас от любых материальных оков. Это и будет настоящим успехом.

Так как создав этот мир, Бог изначально вложил в него варнашраму как естественное общественное устройство, все живые существа в своей деятельности опираются на нее, знают они об этом или нет, желают они того, или не желают. Незнание законов Бога не освобождает человека от необходимости терпеть наказание за их нарушение, равно как и от вознаграждения за следование им. Подлинный успех человека свидетельствует о следовании законам Бога, тогда как пренебрежение таковыми ведет к противоположному результату.

Признав необходимость следования варнашраме, человек задается вопросом о том, как определить свое место в этой системе. Зачастую ответ на этот вопрос оказывается не таким очевидным, как правило в силу следующих факторов. 1. Злой рок может наделить сознание человека признаками более чем одной варны или даже ашрама, из-за чего ему будет очень сложно определиться со своей природой—варной и ашрамом. 2. Также источником сложностей может стать недостаточное или неправильное понимание самбандха-таттвы и прайоджана-таттвы в контексте варнашрамы. Не обладая полным знанием, человек с легкостью может совершить немало ошибок, а ответственность за них переложить, как это часто бывает, на “систему”—плохому танцору ноги мешают. 3. И самая распространенная проблема в вопросе определения варны и ашрама человека—это ложное эго! Нередко мы думаем: “я не хочу так, я хочу быть брахманом!” В ранние годы своей жизни Шрила Прабхупада выполнял обязанности вайшьи, а Рамананда Рой принадлежал к сословию шудр. Ну же! Давайте поймем, что все и вся становится по-настоящему совершенным только в связи с Кришной и Его счастьем. Ценность же того, что не связано с Кришной, подобна выростами на шее козла, лишь напоминающими соски.

Здесь очень важно напомнить себе, что каждая варна выполняет важную функцию в общественном организме, без которой он не сможет систематически развиваться. Каждая варна соответствует той или иной части вселенского тела Вират Пуруши. Это подтверждается в Пуруша-сукте, 13: «Уста вселенского тела Пуруши стали брахманами, Его руки—кшатриями, людьми царского сословия, Его живот стал торговцами и животноводами, вайшьями, а из стоп Пуруши возникли рабочие и ремесленники—шудры». Лишенное руки, ноги или другой части, тело не может в полной мере выполнять свои обязанности. То же справедливо и в отношении общественного организма, лишенного той или иной варны.

Теперь мы вкратце опишем, какой вклад в развитие человеческого общества, в его поступательное движение к Богу, делает каждая варна и ашрам.

Вышеприведенная цитата говорит нам о том, что брахманы произошли из уст или рта Господа. В нашем теле рот объединяет в себе две функции—речевую и пищеварительную. Поэтому брахманы посвящают свою жизнь проповеди, просвещению, образованию, повторению ведических мантр и другим обязанностям, связанным с речью. Кроме того, они с удовольствием принимают махапрасад Господа, делая это от имени Самого Господа. Также они принимают пожертвования. Их просветительский и культурный вклад в общество—основной фактор духовного прогресса человечества.

Кшатрии произошли из рук Господа, и так же как руки защищают человека в минуту опасности, кшатрии призваны оберегать общество от тревог и страхов. Защищенные граждане могут мирно выполнять свои обязанности, вкладывая в это все свое сердце. Итак, второй класс общества необходим для поддержания порядка.

Из живота Пуруши появились вайшьи. Живот выполняет две функции—вмещает в себя пищу и распределяет энергию по всему телу. Такую же роль в общественном организме играют вайшьи—они производят материальные ресурсы и распределяют их всем членам общества. Это составляет основу экономического благосостояния общества, что выражается в отсутствии голода как явления.

Шудры явились из лотосных стоп Господа. Также как ноги переносят человека из одного места в другое, так и шудры помогают другим членам общества двигаться к их целям. Шудры трудятся под руководством представителей трех других варн. К этой категории относится подавляющее большинство членов общества. Без шудр социальный организм подобен телу, лишенному ног.

Теперь поговорим об ашрамах.

Под чутким руководством учителя брахмачари посвящают свое время изучению духа, Брахмана, используя для этого все доступные методы—как прямые, так и косвенные. Для того, чтобы достичь успеха на этом попроще, брахмачари должен сделать все, чтобы его учитель остался доволен им—задавать искренние вопросы и беззаветно служить. Основная задача этого ашрама состоит в том, чтобы воспитать юношу полноценным членом общества, готовым трудиться на благо всего общества и вести его в верном направлении.

Грихастхи посвящают большую часть своего времени исполнению обязанностей, соответствующих их варне. Им также позволено удовлетворять свои чувства, но в определенных рамках. Непосредственной обязанностью грихастх является воспитание детей, сознающих Кришну.

Углубив свое понимание того, что по сути в этом мире невозможно ничем наслаждаться, грихастха становится на путь отречения, ведущий к духовным целям. Такого человека называют ванапрастхой. Накопленные опыт и мудрость помогают ему наставлять других членов общества, в частности грихастх.

Еще более отрешен саньяси. Его отличительной особенностью является абсолютное посвящение себя служению Всевышнему; он непрестанно наслаждается вкусом любви к Богу и всячески стремится поделиться этом вкусом с другими.

Природа человека и род занятий определяют его положение в рамках этих восьми сфер общества. Поэтому их принятие становится очень естественным и благотворным для каждого. Если все части тела должным образом функционируют, как в духовном, так и в социальном отношении, каждая делая свой уникальный вклад, что может помешать такому обществу планомерно и стабильно продвигаться по пути обратно к Богу?

Таким образом, роль варнашрамы в человеческом обществе является ключевой, ибо следуя ей, каждый член общества может освободиться от материального рабства, и, что самое важное, получить возможность «систематически развивать в себе сознания Кришны».

Харе Кришна.

(автор статьи—Атул Кришна дас, 19 лет, выпускник гурукулы)

Р.S. В ведической культуре варнашрамы очень почитался день экадаши, который называют матерью преданности. Вот календарь экадаши 2014 года.

 Материалы по теме:

Меню

Корзина
Корзина пуста