Тексты

Путешествие вместе с Кришной в духовное царство поразило Арджуну. Ведь он - обычное живое существо, но по милости Кришны смог увидеть духовный мир. И не только духовный мир, но и Самого Маха-Вишну, источник материального мира. Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндавана: врндаванам паритйаджйа падам экам на гаччхати. Кришна велик в Матхуре. Еще более Он велик в Двараке. Но наиболее великим Он предстает во Вриндаване. В Двараке Кришна являет Свои лилы как Васудева, однако между Васудевой в Матхуре и Двараке и изначальным Кришной во Вриндаване нет никакой разницы. В самом начале этой книги мы говорили, что, когда Кришна является в материальный мир, Его сопровождают все Его аватары, все первичные и вторичные воплощения, столь же могущественные, как и Он Сам. Поэтому некоторые лилы совершаются не Самим Кришной, а Его воплощениями.

То, что Кришна отправился в духовный мир к Каранарнавашайи Вишну, немало удивило Арджуну. Причины его удивления подробно объяснены в комментариях Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакуры. Из слов Маха-Вишну явствует, что Он очень хотел увидеть Кришну. Но если Он Сам уносил сыновей брахмана, значит Он наверняка был в Двараке. Почему же Он не видел там Кришну? Вероятно, без милостливого позволения Кришны Его не может увидеть даже Маха-Вишну, возлежащий [возлежащего? кого? или что?] на водах Причинного океана в духовном мире. Поэтому Маха-вишну и уносил одного за другим сыновей брахмана, сразу после их рождения, уверенный, что Кришна придет за ними к Причинному океану и Он сможет Его увидеть. Если это так, то неизбежно возникает вопрос: Почему Маха-Вишну Сам отправлялся в Двараку, если Он не мог увидеть там Кришну? Почему не послал за сыновьями брахмана кого-нибудь из Своих приближенных? Вероятно потому, что в присутствии Кришны очень трудно причинить вред жителям Двараки. Слуги Маха-Вишну не смогли бы забрать у брахмана сыновей, поэтому Маха-Вишну должен был Сам отправиться в Двараку.


Когда-то в давно минувшие времена на берегу реки Сарасвати собрались великие мудрецы, чтобы совершить большое жертвоприношение Сатра. На таких собраниях обычно обсуждают темы, связанные с философией Вед. Мудрецы, собравшиеся на берегу Сарасвати, пытались найти ответ на такой вопрос: всем в материальном мире управляют три главных божества: Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива. Но кто из них величайший? После долгого обсуждения всеми почитаемый мудрец Бхригу, сын Господа Брахмы, был послан испытать трех главных богов материального мира, а затем сообщить собранию, кто из них самый великий.

Бхригу Муни прежде всего отправился в обитель своего отца - на Брахмалоку. Три главных божества повелевают тремя материальными гунами: благостью, страстью и невежеством. По замыслу мудрецов [ , ] Бхригу должен был установить, кто из троих в полной мере обладает качеством благости. Желая испытать, насколько благостен Господь Брахма, Бхригу Муни намеренно не почтил отца ни поклоном, ни молитвой. ( Приветствуя отца или духовного учителя, нужно почтительно склониться перед ними и произнести молитвы ). Но Бхригу Муни нарочно не стал приветствовать Господа Брахму, чтобы посмотреть, как [же] он ответит на такое пренебрежение. Господь Брахма был разгневан дерзостью сына и ясно выразил свое недовольство. Он даже готов был проклясть Бхригу, но так как Бхригу был его сыном, Господь Брахма усилием своего великого разума все же подавил в себе гнев. Это означало, что, хотя в Господе Брахме преобладает гуна страсти, у него достаточно силы, чтобы ее обуздать. Гнев Господа Брахмы и его способность подавлять этот гнев уподобляют огню и воде. Стихия воды возникает из стихии огня, когда создается материальный космос, однако огонь можно потушить водой. Хотя Господь Брахма разгневался под воздействием гуны страсти, он все же смог противостоять ей, поскольку Бхригу Муни был его сыном.


Будучи великим преданным Господа Кришны, царь Парикшит уже обрел освобождение, и все же, чтобы не оставалось неясностей, он продолжал задавать вопросы Шукадеве Госвами. Как мы помним из предыдущей главы, царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: "Какова, согласно Ведам, высшая цель жизни?" И Шукадева Госвами в ответ привел авторитетные свидетельства, полученные по цепи духовных учителей от Сананданы, Нараяны Риши, Нарады и Вьясадевы. Из его ответа явствовало, что высшая цель жизни - это преданное служение, бхакти. Неофит может спросить: "Если высшая цель жизни, согласно Ведам, состоит в том, чтобы приобщиться к преданному служению, то почему же преданные Господа Вишну, как правило, не обладают большим достатком, а преданные Господа Шивы процветают?"

Чтобы выяснить это, Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами: "Досточтимый Шукадева Госвами, обычно люди, демоны или полубоги, которые поклоняются Господу Шиве, благоденствуют, хотя сам Господь Шива живет [, эта запятая зачеркнута] точно последний бедняк. С другой стороны, преданные Господа Вишну, повелителя богини процветания, как правило, не богаты, а порой даже терпят нужду. Господь Шива живет под деревом, среди гималайских снегов. Он даже не потрудился построить себе дом, однако те, кто поклоняется Господу Шиве, владеют огромными богатствами. Кришна же, Господь Вишну, и на Вайкунтхе, и в материальном мире живет в роскоши, тогда как Его преданные очень бедны. Почему это так?"


Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами вопрос, очень важный для духовного самопознания.

- Поскольку Веды главным образом описывают то, что связано с тремя гунами материальной природы, - спросил он, - то как могут они описать духовную реальность, недосягаемую для трех материальных гун? Поскольку ум материален и звуки, из которых состоят слова, тоже материальны, то каким образом ведическое знание, выражающее материальными звуками мысли материального ума, может обратиться к духовной сфере? Описывая что-либо, необходимо назвать его источник, качества и возможности. Описать что-либо можно только с помощью материального ума и материальных слов. В Брахмане, Абсолютной Истине, нет материальных качеств, но наша речь целиком основана на них. Каким же образом твои слова могут объяснить Брахман, Абсолютную истину? Можно ли постичь трансцендентное, если описывать его словами, состоящими из материальных звуков?

Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами этот вопрос, чтобы узнать, какой - безличностной или личностной - в конечном счете, описывают Веды Абсолютную Истину. Абсолютную Истину постигают в трех ипостасях: как безличностный Брахман, как Параматму, пребывающую в сердце каждого, и наконец, как Верховную Личность Бога, Кришну.


Узнав о событиях, описанных в предыдущей главе, царь Парикшит захотел также услышать другие рассказы о Кришне и Его лилах. Он попросил Шукадеву Госвами рассказать о том, как Арджуна, дед Махараджи Парикшита, по совету Господа Кришны похитил его бабушку, Субхадру, а затем женился на ней. Царю не терпелось узнать об этом.

Шукадева Госвами рассказал ему такую историю:

- Однажды великий герой Арджуна, дед царя Парикшита, совершал паломничество по святым местам. Он путешествовал по всей стране и наконец прибыл в Прабхаса-кшетру. Там он узнал, что Господь Баларама решил выдать Субхадру, дочь Васудевы, который был дядей Арджуны со стороны матери, замуж за Дурьодхану. Невзирая на несогласие Васудевы и Кришны, брата Субхадры, Баларама сговорился о свадьбе. Арджуна сам хотел жениться на Субхадре, и чем больше он думал о ней, о ее красоте, тем сильнее становилось его желание взять ее в жены. Обдумав все как следует, он переоделся санньяси-вайшнавом и, взяв в руки триданду, отправился в Двараку.


По ведическому обычаю младшие члены семьи каждое утро почтительно приветствуют старших. Дети непременно должны выражать почтение родителям, а ученики - духовному наставнику. Соблюдая этот обычай, Господь Кришна и Баларама по утрам почтительно кланялись Своим родителям - Васудеве и Деваки. После того, как были завершены жертвоприношения в Курукшетре и все вернулись в Двараку, Господь Кришна и Баларама однажды утром пошли поклониться Васудеве, и Васудева, воспользовавшись случаем, воздал хвалу своим возвышенным сыновьям. О том, как могущественны Кришна и Баларама, Васудева узнал от великих мудрецов, которые присутствовали на жертвоприношении. Много раз он и сам мог убедиться, что Кришна и Баларама не обычные люди. Поэтому он поверил мудрецам, уверявшим, что и Кришна, и Баларама - Верховная Личность Бога.

С глубокой верой в Своих сыновей, он обратился к Ним с такими словами:


Среди женщин, присутствовавших в Курукшетре во время солнечного затмения, были Кунти, Гандхари, Драупади, Субхадра и супруги многих царей, а также вриндаванские гопи. Женщины из династии Куру с изумлением слушали рассказы цариц о том, как они стали женами Господа Кришны и восхищались любовью, которую они испытывали к своему супругу. Услышав, как велика их любовь, они не смогли сдержать слез.

Пока женщины разговаривали друг с другом, мужчины тоже были заняты беседой. В это время, чтобы увидеть Господа Кришну и Балараму, в Курукшетру отовсюду прибывали великие мудрецы и подвижники. Среди них самыми знаменитыми были Кришна-Двайпаяна Вьяса, великий мудрец Нарада, Чьявана, Девала, Асита, Вишвамитра, Шатананда, Бхарадваджа, Гаутама, Господь Парашурама (вместе со Своими учениками), Васиштха, Галава, Бхригу, Пуластья, Кашьяпа, Атри, Маркандейя, Брихаспати, Двита, Трита, Эката, четверо Кумаров, сыновей Брахмы (Санака, Санандана, Санатана и Санат-кумара), Ангира, Агастья, Ягьявалкья и Вамадева.


К Кришне приходило много гостей и среди них Пандавы во главе с царем Юдхиштхирой. Поговорив с гопи и дав им величайшее благословение, Господь Кришна приветствовал царя Юдхиштхиру и других родственников, которые пришли повидаться с Ним. Прежде всего Он спросил, все ли у них благополучно. С теми, кто лицезреет лотосоподобные стопы Господа Кришны, не может случиться ничего дурного, и все же, когда Господь Кришна, соблюдая принятый этикет, спросил у царя Юдхиштхиры, как тот поживает, Юдхиштхира, обрадованный радушным приемом, обратился к Господу с такими словами:

- О возлюбленный Господь Кришна, великие святые и преданные, в полной мере обладающие сознанием Кришны, всегда думают о Твоих лотосоподобных стопах и с беспрестанно пьют нектар духовного блаженства. Этот нектар иногда изливается из их уст в виде повествований о Твоих божественных деяниях и, рассыпаясь брызгами, обдает других. Нектар, изливающийся из уст преданного, обладает чудодейственной силой, и, если кому-нибудь посчастливится испить его, он тотчас же освободится из круговорота рождений и смертей. Мы ведем материальное существование только потому, что забыли о Тебе, о Верховная Личность, но тьма забвения тотчас же рассеется, если нам представится счастливая возможность услышать повествования, прославляющие Тебя. Так может ли тот, кто беспрестанно внимает рассказам о Твоих великих деяниях, о Господь, бояться злого рока?


Когда Господь Кришна и Баларама мирно жили в Своем великом городе Двараке, произошло довольно редкое событие - полное солнечное затмение, какие обычно бывают в конце каждой кальпы, то есть дня Брахмы. В конце каждой кальпы солнце затягивает громадная туча, непрестанно льет дождь и все низшие планеты, вплоть до Сваргалоки, оказываются затопленными. Благодаря расчетам астрологов, о приближающемся солнечном затмении стало известно заранее, и многие люди, мужчины и женщины, собрались на Курукшетре, в святом месте под названием Саманта-панчака.

Место паломничества Саманта-панчака знаменито тем, что Господь Парашурама совершил здесь великие жертвоприношения, после того как двадцать один раз истребил всех кшатриев в мире. Когда Господь Парашурама убивал кшатриев, их кровь рекой текла по земле. Господь Парашурама вырыл в Саманта-панчаке пять широких рвов и наполнил их этой кровью. Господь Парашурама принадлежит к вишну-таттве. Как сказано в "Ишопанишад", вишну-таттву не могут осквернить никакие греховные деяния. Но даже обладая необычайным могуществом и неоскверненной чистотой, Господь Парашурама совершил в Саманта-панчаке несколько великих жертвоприношений, чтобы искупить Свой "грех" - убийство кшатриев и дать пример, достойный подражания. Своим примером Господь Парашурама показал, что убивать предосудительно, хотя порой необходимо. Если даже Господь Парашурама винил Себя за убийство кшатриев, считая его грехом, то как сурово должны винить себя мы, когда совершаем подобные преступления. С незапамятных времен убийство во всем мире считалось действием недопустимым.


Господь Кришна, Верховная Личность Бога и Сверхдуша всех живущих, знает сердце каждого. Он особенно благоволит к преданным Ему брахманам. Господа Кришну также называют брахманья-дева - "Тот, кому поклоняются брахманы". Из этого следует, что преданный, который целиком вверился Верховной Личности Бога, уже обрел статус брахмана. Не став брахманом, нельзя приблизиться к Верховному Брахману, Господу Кришне. Господь особенно заботится о том, чтобы избавить Своих преданных от невзгод. Он - единственное прибежище для всех чистых преданных.

Господь Кришна долго беседовал с Судамой Випрой об их прошлой дружбе. Потом, чтобы сделать общение со старым другом еще более приятным, Господь Кришна улыбнулся и спросил: "Дорогой друг, что ты принес Мне? Может быть, твоя жена передала для Меня что-нибудь вкусное?" Спрашивая об этом, Господь Кришна улыбался и смотрел на Своего друга с большой любовью. "Дорогой друг, - продолжал Он, - ты, должно быть, принес Мне из дому какой-нибудь подарок?"


Подкатегории

Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню