Вайшнавизм - открытый форум

Журнал «Вайшнавизм: открытый форум» предназначен для освещения вопросов философии и практики членов Международного общества сознания Кришны, исторического развития и современных форм вайшнавизма, а также затрагивает темы связанные с проблемами общей индологии и индо-европейского языкознания.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Глоссарий

А

Аватара — воплощение Верховного Господа на одной из планет материального мира.

Арати — церемония приветствия Господа, сопровождающаяся пением мантр, во время которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония.

Арджуна — третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, которому Кришна поведал «Бхагавад–гиту».

Артха — экономическое процветание, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы). Одна из целей, к достижению которых стремятся обусловленные души.

Арчана — одна из форм преданного служения — поклонение Божеству в храме.

Асана — поза в практике йоги.

Ачарья — совершенный духовный учитель, который учит своим примером.

Ашрамы (в ед.ч. ашрама) — ступени духовного развития (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); ашрамом также называется место, где занимаются духовной практикой; обитель, в которой живет гуру со своими учениками.

Б

Билвамангала Тхакур — великий преданный Господа, автор многих книг, самой знаменитой из которых является «Кришна–карнамрита».

Брахма — первое сотворенное существо во вселенной, полубог, управляющий гуной страсти; вторичный творец вселенной.

Брахман — Абсолютная Истина; как правило, под Брахманом подразумевается безличный аспект Абсолютной Истины.

Брахманы (в ед.ч. брахмана) — представители сословия разумных людей и жрецов; первый общественный уклад в ведической системе деления общества.

«Брахма–самхита» — молитвы Брахмы, обращенные к Верховной Личности Бога, Говинде, в которых он описывает духовный мир и процесс сотворения материальной вселенной.

Брахмачари — ученик, изучающий духовную науку под руководством духовного учителя и давший обет брахмачарьи.

Брахмачарья (брахмачарйа) — образ жизни неженатого ученика; согласно Ведам, первая ступень духовного самосовершенствования; обет безбрачия.

Брихаспати — духовный учитель Индры и главный жрец на райских планетах.

Будда (Буддха) — воплощение Верховного Господа; введя в заблуждение атеистов, он лишил их возможности злоупотреблять знанием, изложенным в Ведах.

«Бхагавад–гита» — беседа Верховного Господа с Его преданным Арджуной, в которой раскрывается суть преданного служения как основного метода духовного самосовершенствования. Составляет часть шестой книги «Махабхараты».

Бхагавата — все, что так или иначе связано с Бхагаваном, Верховным Господом, и, в первую очередь, Его преданный и «Шримад–Бхагаватам».

Бхаджанананди — преданный Господа, занимающийся преданным служением в уединении и не пытающийся проповедовать. Бхакта — преданный Верховного Господа.

Бхактивинода Тхакур (1838 – 1915) — один из ачарьев Брахма–сампрадаи, отец и наставник Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Бхакти–йога — связь с Верховным Господом посредством преданного служения Ему; путь духовного самоосознания с помощью практики преданного служения.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874 – 1937) — духовный учитель автора этой книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Великий проповедник сознания Кришны.

Бхишма — самый могучий и старый воин из всех, участвовавших в битве на Курукшетре. Его считают одним из авторитетов в преданном служении Господу.

В

Вайкунтха — духовный мир, в котором нет тревог.

Вайшнав (ваишнава) — преданный Верховного Господа, Вишну или Кришны.

Вайшьи (в ед.ч. ваишйа) — фермеры и торговцы; третий общественный уклад в ведической системе деления общества.

Ванапрастха — человек, отошедший от семейной жизни; согласно Ведам, третья ступень духовного развития.

Варнашрама-дхарма — ведическая система деления общества на четыре сословия и четыре стадии духовного развития. См. также варны, ашрамы.

Варны (в ед.ч. варна) — четыре сословия ведического общества. См. брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

Варуна — полубог, управляющий водной стихией.

Ватсалья–раса — взаимоотношения с Верховным Господом как со своим ребенком.

Веданта — философия, изложенная в «Веданта-сутре» Шрилы Вьясадевы; представляет собой вершину ведической мудрости и доказывает, что Кришна является целью познания.

«Веданта-сутра» или «Брахма-сутры» — произведение Шрилы Вьясадевы, в котором в предельно сжатой форме изложена философия Вед.

Веды — изначальные священные писания, поведанные людям Самим Господом Кришной.

Видура — великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.

Вират-рупа или вират-пуруша — концепция, согласно которой материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Господа.

Вишвакарма — архитектор полубогов.

Вишванатха Чакраварти Тхакур — один из ачарьев, духовных учителей Брахма-сампрадаи, живший в конце семнадцатого — начале восемнадцатого века, автор многих философских трудов.

Вишну — Верховный Господь; экспансии Господа Кришны на Вайкунтхалоках, а также экспансии Господа, которые отвечают за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары). В материальной вселенной Вишну управляет гуной благости.

Вишну-таттва — категория Бога; этот термин приложим только к непосредственным экспансиям Верховного Господа.

Вриндаван — вечная обитель Господа Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою привлекательность; деревня на Земле, в которой Он пять тысяч лет назад проводил Свои детские игры.

Вьясадева — воплощение Господа Кришны, великий мудрец, в начале Кали-юги записавший Веды и составивший большинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».

Вьясасана — сидение (аcана) предназначенное для гуру.

Г

Гарбхадхана-самскара — ведический очистительный обряд, совершаемый родителями перед зачатием ребенка.

Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, которое означает «тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам».

Голока Вриндавана — высшая духовная планета, обитель Господа Кришны.

Гопи (девушки-пастушки) — подруги Кришны и Его самые верные и преданные слуги.

Госвами — тот, кто владеет своим умом и чувствами; титул санньяси.

Грихастха — семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед; вторая ступень духовного самосовершенствования.

Гуны — в буквальном переводе с санскрита «веревка», а также «качество, свойство». Саттва-гуна (гуна благости), раджо-гуна (гуна страсти) и тамо-гуна (гуна невежества). Категория философии санкхьи. Под гунами понимают три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной материальной энергии, обусловливающей живые существа. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души, которую они обусловливают.

Гуру — духовный учитель.

Гурукула — школа духовного учителя (гуру)

Гьяна (джнана) — знание, в первую очередь духовное знание.

Гьяни (джнани) — человек, идущий путем гьяна-йоги.

Д

Дасья-раса — отношения преданного с Верховным Господом, в которых преданный играет роль Его слуги.

Джива Госвами — один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преемников Господа Чайтаньи. Автор многих философских произведений, в том числе комментариев к «Шримад–Бхагаватам».

Джива — живое существо, крошечная частица Верховного Господа, индивидуальная душа.

Дурга — олицетворенная материальная энергия. Жена Господа Шивы.

Дхарма — мирская религиозность; долг, обязанности человека.

Дхритараштра — дядя Пандавов, один из царей династии Куру, чья попытка узурпировать царство в пользу своих сыновей привела к войне на Курукшетре.

И

Индра — царь полубогов, правит райскими планетами и повелевает дождем.

ИСККОН (International Society for Krishna Consciousness) — Международное общество сознания Кришны.

Й

Йога-майя — внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.

К

Кала — форма Господа, являющаяся экспансией Его изначальной формы.

Кали-юга (Кали-йуга) — текущий век, век вражды и лицемерия; последний в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1 200 лет полубогов, или 432 000 солнечных лет, и началась она около пяти тысяч лет назад.

Кама — вожделение; чувственные наслаждения как одна из целей, к которым стремятся обусловленные души.

Караталы — бронзовые тарелочки, используемые в киртане.

Карма — материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а также последствия этой деятельности.

Киртан (киртана) — один из методов преданного служения, заключающийся в пении святых имен Верховного Господа и прославлении Его.

Кришна — Верховная Личность Бога в Своей изначальной духовной форме. Источник всех прочих экспансий и аватар Верховной Личности Бога.

Кумары (в ед.ч. Кумара) — четверо мудрецов, сыновья Брахмы, вечно сохраняющие облик пятилетних детей.

Куру — основатель династии, к которой относились Пандавы и их соперники, сыновья Дхритараштры.

Кшатрии (в ед.ч. кшатрийа) — воины или правители; второй общественный уклад в ведической системе деления общества.

М

Мадхвачарья (1239 – 1319) — один из ачарьев Брахма-сампрадаи, получивший знания непосредственно от Шрилы Вьясадевы.

Мадхурья-раса — отношения преданного с Верховным Господом как со своим возлюбленным.

Майя — низшая, иллюзорная энергия Верховного Господа, правящая материальным миром; забвение человеком своих вечных отношений с Кришной.

Мантра — трансцендентный звук или ведический гимн, который освобождает ум от влияния иллюзии.

«Махабхарата» — эпическое произведение, написанное Шрилой Вьясадевой. 100 000 строф «Махабхараты» описывают историю вражды между Пандавами и Кауравами, которая завершилась битвой на Курукшетре. В состав «Махабхараты» входит «Бхагавад-гита».

Маха-мантра — великая песнь освобождения: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Мриданга — барабан с глиняным корпусом, на котором играют во время киртана.

Н

Нароттама дас Тхакур ачарья в цепи ученической преемственности, начинающейся от Господа Чайтаньи Махапрабху. Автор многочисленных песен на бенгали, прославляющих Господа Кришну.

П

Пандавы (в ед.ч. Пандава) — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева, пять братьев, царей династии Куру, великие преданные и друзья Господа Кришны.

Парампара (парампара) — цепь ученической преемственности истинных духовных учителей. См. также сампрадая.

Прасад (прасада) — милость Господа; освященная пища или какие-либо предметы, которые были предложены Господу.

Пуджа — обряд подношения Божеству в храме или гуру благоприятных атрибутов поклонения. См. также арати.

Пураны (в ед.ч. Пурана) — восемнадцать священных писаний, дополняющих Веды. В Пуранах описаны истории воплощений Господа Кришны и деяния Его преданных. Относятся к смрити-шастре.

Р

Рамануджачарья (1017 – 1137) — великий ачарья, принадлежащий к Шри-сампрадае.

Рамачандра — воплощение Верховного Господа в образе идеального царя. Приходил за землю в Трета-югу.

Риши — мудрец-отшельник.

Рупа Госвами — один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преемников Господа Чайтаньи. Автор «Бхакти-расамрита-синдху» и многих других философских и поэтических произведений.

С

Сакхья-раса (сакхйа-раса) — дружеские отношения преданного с Верховным Господом.

Сампрадая (сампрадайа) — цепь ученической преемственности, по которой передается ведическое знание.

Санатана Госвами — один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников и преемников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, которые привели в систему и подробно изложили Его учение.

Санкиртана — совместное пение святых имен Господа.

Санньяса (саннйаса) — отречение от мира; в соответствии с Ведами, четвертая ступень духовного самосовершенствования человека.

Свами — тот, кто обуздал свой ум и чувства; титул человека, отрекшегося от мира (санньяси).

Сваямбхува Ману — первый из четырнадцати Ману, приходящих в течение одного дня Брахмы, дед Дхрувы Махараджи.

Т

Тилак (тилака) — благоприятные знаки, которые преданные рисуют освященной глиной на лбу и других частях тела.

Х

Харе Кришна мантра — см. маха–мантра.

Харе — форма обращения к энергии Господа.

Хари — Верховный Господь, устраняющий все препятствия с пути духовного развития человека.

Ч

Чайтанья Махапрабху (1486–1534) — аватара Господа Кришны. Он приходил в образе преданного, чтобы учить людей любви к Богу — бхакти–йоге. См. также «Введение» к Первой песни «Шримад–Бхагаватам».

Чанакья Пандит брахман, советник Махараджи Чандрагупты, одного из царей династии Маурьев. Автор «Нити–шастры», сборника моральных и этических наставлений.

Ш

Шанкара — см. Шива.

Шанкарачарья — великий духовный учитель, проповедовавший теорию имперсонализма. Считается воплощением Господа Шивы.

Шастры (в ед.ч. шастра) — богооткровенные священные писания.

Шридхара Свами — первый комментатор «Шримад–Бхагаватам».

Шрути — знания, приобретаемые в процессе слушания духовного учителя; изначальные ведические писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.

Шудра — рабочий; четвертое сословие в ведическом обществе.

Шукадева Госвами — великий мудрец-преданный, сын Шрилы Вьясадевы, который рассказал «Шримад-Бхагаватам» Махарадже Парикшиту за несколько дней до его смерти.

Ю

Юга-дхарма — метод духовного совершенствования, рекомендованный для каждой из четырех эпох (юг).

Юги — четыре циклически повторяющиеся периода, через которые проходит в своем развитии вселенная. Полный цикл из четырех юг называют дивья-югой.

Юдхиштхира Махараджа — старший из братьев Пандавов, законный наследник престола Куру.

Я

Ягья (йаджна) — жертвоприношение, а также одно из имен Верховного Господа, которое означает «тот, кто наслаждается всем, что приносится в жертву».

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Приложение 2

Пресс-релиз от 27 февраля 1996 г.

Маундсвилль, Западная Вирджиния

Лидеры религиозной Общины в Новом Вриндаване в Западной Вирджинии публично заявили сегодня, что Киртанананда Свами Бхактипада, который в течение десяти лет являлся предметом многочисленных дискуссий и центром расследования его криминальной деятельности в самом сельском ашраме и за его пределами, был смещен со всех занимаемых им руководящих постов в Новом Вриндаване.

«Отстрадав в течение многих мучительных лет под гнетом введенного в заблуждение руководства, Новый Вриндаван получил благословения начать все сначала», — сказал Гарга Риши, представитель и член нового совета управления общины.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Приложение 1

Пресс-релиз от 29 сентября 1995 года

4.875.000 долларов в пользу пострадавшего от депрограмматоров

Это событие вполне можно назвать самой яркой и очевидной победой на поприще защиты прав человека, пострадавшего обратившегося за помощью к служителям Фемиды: суд города Вашингтона (США) обязал всемирно известную организацию «Сеть по Распознованию Культов» (САN) и трех ее руководителей — включая активного общественного деятеля и депрограмматора Рика Росса — вылатить 4.875.000 долларов США члену общины Церкви Пятидесятников. Имя их очередной, но скорее всего последней, жертвы — Джейсон Скотт, восемнадцатилетний юноша подвергся насилию со стороны Росса еще в 1991 году, когда последний с сообщниками Чарльзом Симпсоном и Марком Уокменом вынудили Джейсона провести в заточении 5 дней, ежедневно подвергая его как физическим, так ипсихическим пыткам. Суд установил, что подобное поведение ответчиков должно класифицироватся как грубое нарушение прав человека, а также свободы совести и религиозного вероисповедания.

Росса, проживающего в Аризоне, США, отрекомендовали матери пострадавшего, как «одного из лучших депрограмматоров Америки». Автором рекомендации выступила директор «САN» (штаб-квартира находиться в Чикаго) Синтия Киссер. Стоимость «услуги» — 25.000 долларов — предназначалась Россу и его команде.

Скотт подал иск в суд города Вашингтон в 1994 году, расценив совершенное над ним злодеяние как «акт насилия в духе Ку Кукс Клана». В результате, иск был удовлетворен после рассмотрения, может быть самого шумного дела, поднятого против депрограмматоров. Росс, признавшийся в совершении более чем 200 актов депрограммирования, был обязан присяжными выплатить большую часть суммы, а именно 3.100.000 долларов в качестве компенсации за причиненный ущерб Джейсону Сотту. Сама организация дожна выплатить около 1.000.000 долларов, в то время как Уокмен и Симпсон заплатят по четверти миллионов долларов каждый.

По завершению слушания дела в Сиэттле, судья Джон Кохенор поздравил присяжных с принятием, как ему показалось, «разумного решения».

Кендрик Моксон, адвокат Скотта, назвал вердикт суда «вызовом американского общества «САN» и подобным организациям инспирирующим кампанию ненависти к любым проявлениям религиозности и вовлеченным в недопустимую и порочную практику депрограммирования. Это победа. Победа в борьбе за свободу вероисповедания. Аллилуя!».

Прим. редакции: публикуется с сокращениями.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Об авторах

Д-р. Вильям Дэдвэйлер (Равиндра Сварупа дас) получил посвящение от Шрилы Прабхупады в 1971 году. Член Джи-би-си с 1987 года. В настоящее время — президент храма ИСККОН в Филадельфии и инициирующий гуру. Имеет ученую степень доктора наук и является профессором религиоведения Темплского университета.

Ларри Шинн — профессор университета города Бакнелла (США). Исполняя обязанности заместителя председателя ученого совета, он возглавляет кафедру религиоведения при этом университете. Ларри Шинн посвятил более десяти лет изучению Движения сознания Кришны, публикуя свои статьи в различных академических изданиях. Среди его работ особое внимание заслуживает книга “Темноликий Господь”, которая явилась плодом его многолетнего изучения Движения сознания Кришны в Америке. Наряду с регалиями ученого, профессор Шинн служит священиком в церкви методистов.

Д-р. Ричард Томпсон (Садапута дас) — ученик Шрилы Прабхупады. Доктор физ.- мат. наук, автором нескольких книг и научных статей, в том числе ”Запретная археология: тайная история человеческой расы”, “Механистическая и немеханистическая наука” и других.

Джеффри Клауснер (Гопипаранадхана дас) принял посвящение от Шрилы Прабхупады. На протяжении 15 лет является редактором санскрита международном издательстве “Бхактиведанта Бук Траст”. В настоящее время работает над переводом на английский язык монографии “Сад-сандарбха” Дживы Госвами, жившего в 16-м веке.

Сухотра Свами — ученик Шрилы Прабхупады, принял от него посвящение в 1972 году. Сан санньяси он получил в 1983, в 1991 стал членом управляющего органа ИСККОН Джи-би-си он стал в 1991 году. С момента присоеденения к ИСККОН активно занимается проповеднической и преподавательской работой в странах Европы, прежде всего Германии, хотя административные обязанности обязывают его проводить все больше времени в странах Восточной Европы.

Вадим Тунеев (Вайдьянатх дас) имеет степень кандидата химических наук. В 1983 принял посвящение от Шрилы Харикеши Свами, одного из инициирующих гуру ИСККОН. В 1996 году он стал членом управляющего органа ИСККОН Джи-би-си.

Семен Ватман (Сутапа дас) ученик Шрилы Прабхавишну Свами. Долгое время возглавлял первую российскую гурукулу (ведуическую духовную школу) в Санкт-Петербурге. В настоящее время возглавляет центр общественных связей ИСККОН в этом городе.

Саулюс Дагис (Санака Кумар дас) получил посвящение от Харикеши Свами в 1985 году. В настоящее время является руководителем отдела духовного образования и культуры, а также сопредседателем отдела общественных связей Центра Обществ сознания Кришны в России.

Майкл Харрисон (Крипамоя дас) присоединился к ИСККОН в 1974 году в Англии. Приняв посвящение у Шрилы Прабхупады, он посвятил двенадцать лет распространению духовной литературы в Великобритании и Африке. В течение последних восьми лет он возглавляет комитет по работе с прихожанами в храме “Бхактиведанта Мейнор” (Великобритания).

Григорий Котовский является руководителем группы исторических исследований Центра индийских исследований Института востоковедения Российской Академии наук, а также заместителем сопредседателя Российско-индийской комиссии по сотрудничеству в области общественных наук.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Вайшнавизм: открытый форум, №1,

Майкл Харрисон (Крипамой дас) - Прихожане в ИСККОН

Майкл Харрисон (духовное имя Крипамоя дас) является одним из самых заметных членов Движения сознания Кришны в Великобритании, занятых культивированием общины прихожан и развитием программы нама-хатты. В данной статье, предназначенной в большей степени для членов ИСККОН, он предлагает возможные варианты планирования и улучшени взаимоотношений между преданными на всех уровнях общины храма.

Подкатегории

Яндекс-поиск
vasudeva.ru

Последние комментарии

  • 17.01.2021 15:30
    Сын подходит к отцу и говорит: можно я буду слушать не тебя, а дядю. Какого отца удовлетворит ...

    Подробнее...

     
  • 12.01.2021 17:02
    Здравствуйте!) Пожалуйста, уточните оптимальную стоимость доставки книги в количестве 1 штук. Самовывоз ...

    Подробнее...

     
  • 09.01.2021 11:30
    Когда читаешь эту книгу, приходит умиротворение и радость.

    Подробнее...

     
  • 03.01.2021 14:45
    Николай, здравствуйте! Глава называется "краткое изложение Бхагават-Гиты", потому что здесь в сжатой ...

    Подробнее...

     
  • 31.12.2020 07:58
    Харе Кришна! Слава великим вайшнавам, преданным Кришны! Таковы лилы Господа Чайтаньи Махапрабху и Его ...

    Подробнее...

Случайные товары Интернет-магазина

Случайные фото

Вход на сайт