Тексты

Когда Кришна неожиданно исчез, гопи принялись повсюду искать Его. Нигде не найдя Кришны, они испугались и почти обезумели от любви к Нему. С большой нежностью и теплотой они вспоминали о Кришне. Поглощенные мыслями о Нем, гопи будто впали в забытье, и перед их полными слез глазами возникали их встречи с Кришной, чудесные беседы с Ним, Его объятия и поцелуи. Беспрестанно думая о Кришне, они стали подражать Его танцам, походке и улыбке так, словно сами были Кришной. Отсутствие Кришны свело их с ума, и каждая твердила другой, что она - Кришна. Вскоре гопи собрались вместе и, громко повторяя имя Кришны, снова стали искать Его по всему лесу.

В действительности Кришна вездесущ. Он в небе, в лесу и в сердце - Он всегда пребывает всюду. Поэтому гопи стали расспрашивать о Кришне растения. Они обращались к высоким деревьям и к небольшим кустарникам и спрашивали у них: "О могучий баньян, не проходил ли здесь, смеясь и играя на флейте, сын Махараджи Нанды? Он похитил наши сердца и покинул нас. Если ты видел Его, скажи, в какую сторону Он пошел? О ашока, о цветущие нага и чампака ! Не проходил ли здесь младший брат Баларамы? Он ушел от нас из-за нашей гордыни".


В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что танец раса проходил в ночь полнолуния в осеннюю пору - шарат. Из предыдущих глав явствует, что Говардхана-пуджа была устроена сразу после новолуния в месяц картика, а затем состоялась церемония бхратри-двития. После этого Индра излил свой гнев в виде дождя и града, и Кришна в течение семи дней держал над головой холм Говардхана до девятого дня прибывающей луны. Затем весь десятый день жители Вриндавана говорили о чудесных деяниях Кришны, а на следующий день Махараджа Нанда соблюдал экадаши. В день двадаши он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, и там его схватил один из слуг Варуны. Господь Кришна освободил Махараджу Нанду и после этого показал ему и другим пастухам духовное царство.

Так минула ночь полнолуния сезона шарат. Ночь полнолуния ашвина называется шарат-пурнима. Из "Шримад-Бхагаватам" мы узнаем, что, прежде чем насладиться танцем раса с гопи, Кришна ждал такого полнолуния еще год. В семилетнем возрасте Он поднял холм Говардхана, значит, танец раса проходил, когда Ему было восемь лет.


Говардхана-пуджа была устроена в день новолуния. После этого в течение семи дней на Вриндаван обрушивались ливни и град, посланные царем Индрой. По истечении девяти дней прибывающей луны царь Индра вознес поклонение Господу Кришне, и тогда все разрешилось благополучно. После этого, на одиннадцатый день полной луны - в экадаши - Махараджа Нанда постился весь день, а рано утром следующего дня - в двадаши - отправился к Ямуне, чтобы совершить омовение. Он зашел глубоко в воду и был тут же схвачен одним из слуг Варунадевы. Этот слуга привел Махараджу Нанду к полубогу Варуне и обвинил в том, что он купался в реке в неурочное время. Согласно астрономическим расчетам, время, когда Махараджа Нанда совершал омовение, было временем демонов. Махараджа Нанда хотел искупаться в Ямуне рано утром, перед восходом солнца, но случилось так, что он пришел слишком рано, в неблагоприятное для омовения время. Поэтому его и схватили.

Когда слуга Варуны увел Махараджу Нанду, друзья Нанды стали громко звать Кришну и Балараму. Кришна и Баларама тут же поняли, что произошло, и отправились в чертоги Варуны, поскольку Они всегда готовы защищать жителей Вриндавана, Своих чистых преданных. Преданные, для которых Верховный Господь - единственное прибежище, естественно обращаются к Нему за помощью, подобно тому как дети всегда ищут защиты у родителей. Варуна принял Господа Кришну и Балараму с большими почестями и сказал: "О Господь! Только сейчас, благодаря Твоему присутствию, исполнилось предназначение моей жизни в теле полубога Варуны. Хотя я владею всеми богатствами подводного мира, я знаю, что не богатства делают нашу жизнь совершенной. Только сейчас, увидев Тебя, я достиг цели жизни, ибо благодаря этому мне не придется больше получать материальное тело. О Господь, о Верховная Личность, Верховный Брахман и Сверхдуша всего сущего, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты - верховная трансцендентная личность, неподвластная материальной природе. Я очень сожалею, что мой глупый слуга, не знающий, что можно и чего нельзя делать, по ошибке задержал Твоего отца, Махараджу Нанду. Я прошу у Тебя прощения за его проступок. Полагаю, все это задумал Ты Сам, чтобы явить мне милость, почтив меня Своим присутствием. О Господь Кришна, о Говинда, будь же милостив ко мне - вот Твой отец. Можешь сейчас же увести его отсюда!"


После того, как Кришна поднял холм Говардхана и спас жителей Вриндавана от гнева Индры, перед Ним предстала одна из коров сурабхи с Голоки Вриндаваны, а вместе с ней и сам царь небес. Индра понимал, что нанес Кришне оскорбление. Поэтому он тайно встретился с Ним в уединенном месте. Он тут же припал к лотосоподобным стопам Кришны, коснувшись их короной, которая сияла, словно солнце. Индра знал о высоком положении Кришны, своего повелителя, но не мог поверить, что Кришна спустился на землю и поселился среди пастухов во Вриндаване. Когда Кришна бросил Индре вызов, тот, считая себя величайшим и самым могущественным правителем во вселенной, пришел в ярость. Но последовавшие за этим события усмирили его гордыню. Осознав свое подчиненное положение, Индра подошел к Кришне и, сложив ладони, обратился к Нему с молитвой.

"О Господь, - заговорил Индра, - непомерно гордый своим высоким положением, я решил, что Ты оскорбил меня, запретив пастухам совершить Индра-ягью. Я подумал, что Ты захотел Сам насладиться приготовленными для меня дарами. Я считал, что под видом жертвоприношения Говардхане Ты хочешь присвоить Себе мою долю - так я совсем забыл о том, кто Ты. Теперь, по Твоей милости, я понял, что Ты - Верховный Господь, запредельный материальным гунам. Твое запредельное положение называется вишуддха-саттвой, поскольку Ты выше материальной благости. Гуны материальной природы не затрагивают и Твою божественную обитель. Эта обитель доступна лишь тем, кто, предаваясь суровой аскезе, полностью освободился от влияния материальных гун страсти и невежества. Ты Сам, Твое имя, Твои качества, Твое окружение и игры запредельны материальной природе и не подвержены воздействию трех гун. Если кто-то считает, что, нисходя в материальный мир, Ты попадаешь под влияние материальных гун, он ошибается. Волны материальной природы не могут коснуться Тебя, и Ты, конечно, не подвластен им, когда находишься в этом мире. Ты не подчиняешься законам материальной природы.


Не зная о том, как велик Кришна, Верховная Личность Бога, и не подозревая о Его необыкновенном духовном могуществе, простодушные пастухи Вриндавана, и дети и взрослые, стали обсуждать чудесные деяния Кришны, равных которым никто из людей не совершал.

Один из них сказал: "Дорогие друзья, наблюдая удивительные деяния Кришны, трудно понять, как такой необыкновенный мальчик появился и живет с нами во Вриндаване. Такое просто невозможно! Представьте себе, ведь Ему только семь лет! Как же Он мог поднять холм Говардхана и держать его одной рукой, подобно тому как царь слонов держит цветок лотоса? Слону ничего не стоит поднять цветок лотоса, так же и Кришна без всякого усилия поднял холм Говардхана. Когда Он был еще младенцем и едва мог видеть, Он убил ужасную ведьму Путану. Взяв у нее грудь, Он вместе с молоком выпил саму жизнь ведьмы. Кришна убил Путану так же, как вечное время в назначенный срок убивает живых существ. Когда Ему было только три месяца, Он спал однажды под ручной тележкой. Кришна проголодался и захотел материнского молока. Он стал плакать и вскидывать Своими маленькими ножками, и от Его ударов тележка сломалась. Когда Кришне исполнился всего год, Его унес демон Тринаварта, принявший облик смерча. Он поднял Его высоко в небо, но Кришна повис на шее демона, от чего тот упал на землю и тут же испустил дух. Однажды Его мать, рассерженная тем, что Кришна украл масло, привязала Его к деревянной ступе. Малыш потащил ее к двум деревьям ямала-арджуна и повалил их.

В другой раз, когда Он вместе со старшим братом Баларамой пас в лесу телят, там появился Бакасура, и Кришна, схватив демона за клюв, разорвал его пополам. Когда среди телят, которых пас Кришна, появился Ватсасура, замысливший убить Кришну, Кришна тут же обнаружил демона, сразил его и забросил на дерево. Когда Кришна вместе со Своим братом Баларамой вошел в лес Талавана, на них напал демон Дхенукасура в обличье осла. Но он был сразу убит Баларамой, который схватил его за задние ноги и забросил на пальму. Хотя Дхенукасуре помогали его друзья, тоже принявшие облик ослов, все они были убиты, и лес Талавана стал открытым для животных и жителей Вриндавана. Когда за пастушками, друзьями Кришны, увязался Праламбасура, Кришна устроил так, что Баларама убил демона. После этого Кришна спас Своих друзей и коров от опустошительного лесного пожара, а затем наказал змея Калию, жившего в заводи на реке Ямуне, и заставил его убраться оттуда. Так Он очистил воды Ямуны от яда".


Услышав, что Кришна отменил жертвоприношение, к которому готовились пастухи во главе с Махараджей Нандой, Индра обрушил на жителей Вриндавана свой гнев, хотя знал, что их защищает Сам Кришна. Будучи повелителем туч, Индра призвал к себе тучу Самвартаку. Эту тучу призывают в тех случаях, когда нужно опустошить мироздание. Индра приказал Самвартаке направиться во Вриндаван и затопить всю округу. Подобно демонам, Индра считал себя всемогущей верховной личностью. Когда демоны приобретают большую власть, они отвергают верховного властелина - Личность Бога. Хотя Индра не был демоном, он очень гордился своим положением в материальном мире и хотел бросить вызов Верховному Господу. По крайней мере в то время он считал себя таким же могущественным, как Кришна. Индра воскликнул: "Подумать только, как самонадеянны жители Вриндавана! Они простые обитатели леса, но, очарованные своим другом Кришной, который всего лишь человек, они осмелились выйти из повиновения богам!"

В "Бхагавад-гите" Кришна говорит, что те, кто поклоняется полубогам, не слишком разумны. Он также призывает отказаться от поклонения кому бы то ни было и полностью сосредоточиться на сознании Кришны. Кришна вызвал гнев Индры, а затем преподал ему урок, чтобы показать Своим преданным, что те, кто обладает сознанием Кришны, не должны поклоняться никому из полубогов, даже если полубог разгневан. Кришна всегда защищает Своих преданных, и они должны целиком полагаться на Его милость.


После того как Кришна и Баларама благословили жен брахманов, совершавших ведические жертвоприношения, Они увидели, что пастухи тоже готовятся к одному из таких жертвоприношений, чтобы умилостивить Индру, царя небес, посылающего на землю дожди. Как сказано в "Чайтанья-чаритамрите", преданный Кришны твердо знает, что, если он погружен в сознание Кришны, трансцендентное преданное служение Господу, он свободен от всех прочих обязательств. Чистый преданный не обязан совершать ведические обряды или поклоняться кому-либо из полубогов. Считается, что тот, кто предан Господу Кришне, уже совершил все ведические ритуалы и все обряды поклонения полубогам. Совершая ведические ритуалы и поклоняясь полубогам, нельзя получить доступ к преданному служению Кришне, но, если человек целиком отдает себя служению Господу, считается, что он уже выполнил все предписания Вед.

Чтобы Его преданные перестали поклоняться полубогам, Кришна, во время Своего пребывания во Вриндаване, решил утвердить безусловное главенство преданного служения. Будучи всеведущей Личностью Бога, Кришна знал, что пастухи готовят жертвоприношение Индре, но, следуя обычаю, начал почтительно и смиренно расспрашивать об этом старших, прежде всего Махараджу Нанду.


Прошло утро, и пастушки почувствовали сильный голод, так как еще не завтракали. Они тут же обратились к Кришне и Балараме: "О Кришна и Баларама! Вы оба всемогущи и способны убить множество демонов, но сегодня нас мучит голод. Сделайте так, чтобы мы могли его утолить".

Услышав просьбу Своих друзей, Господь Кришна и Баларама решили воспользоваться случаем и оказать милость женам брахманов, совершавших жертвоприношения. Эти женщины были великими преданными Господа, и Кришна решил облагодетельствовать их. Он сказал: "Дорогие друзья, ступайте в расположенный неподалеку дом брахманов. Они сейчас совершают ведические жертвоприношения ангираса, поскольку хотят вознестись на райские планеты. Прошу, пойдите к ним". Господь Кришна также предупредил Своих друзей: "Эти брахманы не вайшнавы. Они не могут даже повторять Наши имена: "Кришна" и "Баларама". Они только поют ведические гимны, хотя истинная цель ведического знания - найти Меня. Но, поскольку их не привлекают имена "Кришна" и "Баларама", лучше не просите их ни о чем от Моего имени. Просите у них подаяние от имени Баларамы".


По обычаям ведического общества незамужние девушки в возрасте от десяти до четырнадцати лет, чтобы получить хорошего мужа, должны поклоняться либо Господу Шиве, либо богине Дурге. Но юные гопи Вриндавана уже были очарованы красотой Кришны. Тем не менее перед самым приходом зимы в месяц аграхаяна (октябрь-ноябрь) все они дали обет поклоняться богине Дурге. Сначала они ели хавишьянну, блюдо из мунг-дала и риса, сваренных вместе без специй и куркумы. Веды рекомендуют такую пищу для очищения тела перед ритуальной церемонией. Все незамужние гопи ежедневно рано утром омывались в Ямуне и затем возносили поклонение богине Катьяяни. Катьяяни - одно из имен богини Дурги. Ей поклоняются, слепив ее изображение из песка, взятого на берегу Ямуны.

В Ведах говорится, что образ божества можно сделать из самых разных материалов: его можно нарисовать красками, изготовить из металла или драгоценных камней, из дерева, глины или камня. Кроме того, поклоняющийся божеству может создать его образ в своем сердце. Философы-имперсоналисты (майявади) считают такие образы божества плодом воображения, но в ведических писаниях их полагают тождественными либо Верховному Господу, либо соответствующему полубогу.


С приходом осени реки и озера стали кристально чистыми и покрылись благоуханными цветами лотоса. Дул легкий ветерок, наполняя воздух приятной прохладой. В эту чудесную пору Кришна и Его друзья-пастушки вместе с коровами появились в лесу Вриндавана. Кришне очень понравилось в лесу, где вокруг распустившихся цветов радостно гудели пчелы. Птицы, деревья и другие растения, казалось, радовались приходу Кришны, который вместе со Шри Баларамой и другими пастушками присматривал за коровами. Войдя в лес, Кришна заиграл на Своей божественной флейте. Когда гопи во Вриндаване услышали ее звуки, они вспомнили о Кришне и стали переговариваться между собой, восхищаясь Его чудесной игрой. Описывая чарующие звуки Его флейты, гопи вспоминали о Своих встречах с Кришной и от волнения едва могли говорить. Восторгаясь звуками божественной флейты, они вспомнили и о том, как одет Кришна. Словно актер, танцующий на сцене, Он носит на голове павлинье перо, а за ушами - голубые цветы. На Нем яркие золотисто-желтые одежды и гирлянда вайджаянти. В этом великолепном наряде Кришна играет на флейте, наполняя ее отверстия нектаром Своих уст. Так гопи вспоминали о Кришне, входящем в лес Вриндавана, вечно славный тем, что Кришна и Его друзья оставили в нем свои следы.

Кришна с большим искусством играл на флейте, и ее звуки завораживали не только гопи, но и всех, кто их слышал. Одна гопи сказала Своим подругам: "Поистине совершенны глаза тех, кому довелось увидеть, как Кришна и Баларама, играя на флейтах, входят в лес и как Они вместе с друзьями пасут коров".


Подкатегории

Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню