Когда во Вриндаване холодно, кто-то может подумать негативно о холодном воздухе, но это не просто холодный воздух, это холодный воздух Вриндавана. Это помогает преданным выразить свою решимость в обретении премы. Шрила Прабхупада говорил, что вся вода во Вриндаване ― это жидкая према. Иногда во Вриндаване зимой эта жидкая према очень холодная, а летом очень горячая.
Иногда можно ощутить, что во Вриндаване эта вода очень соленая. Почему вода Вриндавана соленая? Местные враджаваси так понимают, почему вода соленая, ― когда Акрура приехал во Вриндаван, чтобы забрать Кришну в Матхуру, гопи так горько плакали, проливая безграничные потоки слез, что от этого образовались озера соленой воды, состоящие из слез, и впоследствии вода просочилась в землю и соль из этих слез кристаллизировалась и образовала соленые залежи. Теперь Ямуна протекает по этим местам, впитывает в себя соль из этих залежей, и потому вода во многих местах во Вриндаване соленая. Поэтому когда мы будем пить воду, и она нам покажется соленой, то мы можем подумать так: «Кришна говорит, что Он изначальный вкус воды, однако в этой соленой воде этот чистый вкус отсутствует». Но зато здесь присутствует вкус разлуки гопи с Кришной. Поэтому мы можем пить эту воду и ощущать чувства, которые испытывали гопи в разлуке с Кришной.
Конечной целью тех, кто следует по стопам Господа Чайтаньи в линии Рупы и Рагхунатхи Госвами, а так же Шрилы Прабхупады и всех предыдущих ачарьев, является служение Шримати Радхарани и гопи Вриндавана, которое заключается в том, чтобы успокоить их в их состоянии разлуки, когда Акрура увез Кришну в Матхуру. И когда мы будем омываться в соленой воде, мы можем при этом понимать, что Вриндаван настолько милостив, что даже в таком простом действии, как омовение, он может нам напоминать о возвышенных чувствах гопи в разлуке с Кришной. Когда мы омываемся в холодной воде, то мы можем думать, что это холодные слезы, а если в горячей, то это горячие слезы.
Мы не должны рассматривать Вриндаван и все, что с ним связано, как нечто мирское. Это необычная земля, она не отлична от Голока-дхамы. Прабхупада говорил, что небо над Вриндаваном это не просто небо, это духовное небо. И даже когда во Вриндаване мы смотрим на небо ночью или днем, при виде солнца, луны и звезд, мы должны понимать, что это не просто обычные звезды и планеты этого мира, на самом деле все это Вайкунтхалоки, потому что те, кто живет на Голоке Вриндавана, смотря ночью на небо, видят Вайкунтхалоки, которые находятся вокруг Голока-дхамы. Таким образом мы можем ощущать себя обитателями Вриндавана, враджаваси, и хоть в какой-то мере ощутить чувства, которые испытывают жители Вриндавана, гопи, и уловить этот дух, как мы поем на туласи-пудже, что мы хотим стать враджаваси, крипа кори коро таре вриндавана-баси. В этом Движении каждому преданному дается право хотеть стать враджаваси.
Враджа-бхуми и Голока-дхама ― тождественны друг другу во всех отношениях. Единственная разница, что в этом мире есть контакт с материальной энергией. Поэтому лилы Кришны и враджаваси, проходящие на Голоке, принимают несколько иные формы, чем те, которые проходят здесь. Но в любом случае мы должны понимать, что наблюдать во Вриндаване Вайкунтхи в небе это лучше, чем отправляться на эти Вайкунтхи. Таким образом существует множество возможностей, как мы можем увеличить свою поглощенность в сознании Кришны, как на уровне садхаков, практикующих преданных, так и на уровне сиддх. Не тратьте время понапрасну, хотя мы вечные живые существа и у нас есть вечная возможность вечно развиваться в сознании Кришны, все же не стоит забывать, что человеческая форма жизни редко достигается, и кто знает, когда нам предоставится такая возможность.
Можно ли представить, сколько в этом мире живых существ? Бесконечно огромное количество джив. В центре духовного мира находится обитель Враджа, где живет Кришна в Своем изначальном облике. За пределами Враджа расположена Матхура, за Матхурой находится Дварака, за Дваракой располагается обитель Вайкунтха-Голока-Вриндаван, где Кришне поклоняются в настроении великолепия и почтения. Это Кришна-лока. За пределами всего этого существует Пурушоттама-дхама, дальше Айодхья, а далее ― Вайкунтха-локи, затем река Вираджа и материальное творение, махат-таттва. Джива Госвами говорит, что если мы сложим между собой все эти дхамы, в плане количества населяющих их живых существ и их протяженности, то они даже и приблизительно не могут сравняться по населенности и территориально с Враджа-дхамой-Вриндаваном, которая намного больше всех дхам вместе взятых.
Кришна не вмешивается в свободу воли живого существа, Он может вдохновлять так или иначе, но мы видим, что живое существо пришло в этот мир именно из-за желания, злоупотребив своей маленькой независимостью. Из-за этого желания джива обрела привязанность к этому миру. Говорится, что враджа-бхакти редко достижима. Почему? Потому что привязанность обусловленной души к различным отождествлениям очень глубока. Возникает вопрос, почему одно живое существо привязано к положению червя в экскрементах, а другое ― к райскому положению? Почему одно живое существо бхукти-ками, а другое ― мукти-ками? Некоторые желают саюджья-мукти, а другие салокья-мукти, саршти-мукти. Тот факт, что дживы рождаются на различных локах, это проявляется из-за их различных типов веры, сукрити, самскар, которые они накопили за множество рождений. В конечном итоге это происходит из-за их бесконечных желаний. Поскольку Кришна не вмешивается в их желания и легко дает бхукти и мукти, и поскольку Он друг всех живых существ, Он выполняет желания каждого. Поэтому кто-то рождается в Сатья-югу, в Трета-югу, в Двапара-югу или в Кали-югу, все это происходит не случайно, из-за того, какое сукрити и какие желания накопили живые существа.
Прабхупада говорил, что Кришна настолько добр, что если у вас остается даже небольшое материальное желание, то Он дает вам новое материальное тело, чтобы вы могли исполнить это желание. Вы привязываетесь к чему-то материальному, и поэтому вам трудно оценить то, что находится на более высоком уровне. Вот почему людям трудно оставить свои привязанности и устремиться к духовному. Кроме того, Кришна пытается действовать ради блага других и при любой возможности возвышать их, и лишь только раз в день Брахмы Он приходит для того, чтобы дать это самое сокровенное знание для тех, кто уже к тому времени накопил достаточное благочестие, чтобы обрести высшее настроение обитателей Вриндавана. В этом материальном мире мы должны признать, что очень трудно убедить кого-то оставить удовлетворение чувств и просто принять принципы хотя бы даже вайдхи-бхакти, что уж говорить о том, чтобы они смогли оценить красоту чего-то по настоящему возвышенного?
Когда ачарьи говорят, что враджа-бхакти редко достижима, они пытаются нам объяснить, что нужно не отвергать эту возможность, а воспользоваться ею прямо сейчас. Если мы возьмем всех живых существ на этой планете и всех их вдохновим стать преданными Радхи и Кришны, то все равно по отношению к другим живым существам во вселенной, что уж говорить о всех живых существах в других вселенных, все равно это будет составлять то меньшинство или редкое число душ, которым выпала удача принять враджа-бхакти.
Аиндра Прабху, Вриндаван, (29.11.01).
Шрипад Аиндра прабху на нашем сайте:
- Реализации Аиндры прабху о воспевании Святых Имён
- Аиндра прабху рассказывает как он пришёл в Сознание Кришны и своём служении в миссии Шри-Харинама-Санкиртаны
- Обращение Шрипада Аиндры Прабху - Всемирная Революция Харинама-Санкиртаны в ИСККОН
- Почему Аиндра прабху остался в движении санкиртаны на всю жизнь (из интервью 2010 г.)
- Аиндра прабху - Как служить Божествам. Семинар (на русском)
- Пытаясь прославить Шрипада Аиндру прабху в день его явления
- Ночная Харинама с Аиндрой Прабху (Кришна-Баларама Мандир, Вриндаван) и его подношение Прабхупаде в 1997